Урока: Образовательные


lit.na5bal.ru > География > Урок
МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района

Республики Татарстан

«Индия»

Подготовила преподаватель географии I категории:

Хайбуллина Альфия Дамировна

2013 год

Цели урока:

Образовательные:

  1. Сформировать элементарные представления о географическом положении

  2. О экономико-географическом положении

  3. О природных особенностях

  4. О населении и хозяйстве Индии.

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование мировоззренческой идеи

  2. Убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде

  3. Привитие любви к Индии и формирование дружеских отношений к населению Индии.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, дополнительной литературой, атласом и картой

  2. Умений мыслить, анализировать и делать выводы.

Опорные знания:

  1. География 7 класс; Евразия: Страны Азии

  2. География 10 класс; Страны Зарубежной Азии

Новые понятия: Зоны растениеводства, «полюсы роста» и др.

Метод: частично-поисковый

Тип: урок углубления знаний

Вид: урок-исследование

Оборудование: политическая карта мира, атласы, карта «Южная Азия», картины, «Тадж - Махал», блюдца с рисом, чаем, арахисом; шахматы.

Литература:

  1. «География – 10.»; В.П. Максаковский и др.; Москва, изд. «Просвещение», 2002 год.

  2. «Большая Оксфордская энциклопедия»; Москва, изд. «РОСМЭН»,2008 год.

  3. “Страны и народы – Зарубежная Азия; Южная Азия”; под ред. В.Ю. Бормлей; Москва, изд. “Мысль”, 1982 год.

План-конспект урока.

  1. Организационный момент:

А) приветствие класса

Б) раздача карточек-заданий.

  1. Опрос домашнего задания:

Тестирование – «Страны Зарубежной Азии: Япония и Китай»

Выберите правильный ответ: А) Китай, Б) Япония;

Вопросы:

  1. Страна-архипелаг?

  2. По длине береговой линии эта страна превосходит даже США?

  3. Страна-главный кредитор в стране?

  4. Эта страна разделена на 23 провинции?

  5. Религия - конфуцианство?

  6. «Торговать или умереть»- так говорят бизнесмены этой страны?

  7. Эта страна занимает первое место в мире по добыче угля, железной руды, выпуску хлопчатобумажных тканей?

  8. Средняя продолжительность жизни в этой стране 71 год?

  9. Это государство, перешедшее от второго типа воспроизводства населения к первому?

  10. Страна-монополист по экспорту зеленого чая?

Ключ к тесту: 1б, 3б, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8а, 9б, 10а.

Проверка теста:

Ошибки

0-1: «5»

2-3: «4»

3-4: «3»

5 и более: «2».

Взаимопроверка, выставление оценок самими учащимися.

  1. Домашнее задание: Составить 10 конкурсных вопросов по теме: «Страны Зарубежной Азии: Китай, Япония и Индия»

  2. Новая тема: ИНДИЯ

Цели урока:

  1. Изучить особенности ЭГП, хозяйства Индии.

  2. «Открытие» Индии - изучение населения, традиций и архитектуры.

А) Выступление учителя: Самолет рейсом № 98765, следующий из Казани в Нью-Дели, совершил посадку. Встречающих просим пройти к выходу 17»

  • Звучит индийская мелодия, ученица исполняет индийский танец.

  • Другая ученица угощает сладостями.

Учитель. Индия – большая страна в Южной Азии. Столица Нью-Дели. Численность населения 1 030 000 000. По количеству жителей уступает только Китаю, но при современных темпах прироста обгонит его уже в 21 веке. Индия – страна с разнообразными природными условиями, колыбель множества древни цивилизаций, религий и народов.

Слайд №1

Ученица. Республика Индия расположена на полуострове Индостан, включает Лаккадивские, Андаманские и Никобарские острова. Граничит с Китаем, Пакистаном, Афганистаном, Непалом, Бутаном и Шри – Ланкой. Граница с Китаем в Гималаях не маркирована, (показывает на карте). С севера на юг страна простирается на 3,2 тысячи километров, а с запада на восток на 2, 9 тысяч километров. Площадь 3,3 млн. кв. километров.

Самостоятельная работа. Учащиеся отмечают в контурных картах границы Индии и соседей 1-го порядка.

Учитель. ЭГП Индии благоприятствует развитию хозяйства. В первую очередь это относится к положению страны на морских торговых путях из средиземного моря в Индийский океан. Сухопутная граница в 2,5 раза длиннее морской, но большей частью проходит по труднодоступным горным рубежам, и в экономической жизни страны роль ее невелика. Крупнейшие порты: Бомбей, Ченнаи, Кочин, Вишакхапатнам, Калькутта, (показывает на карте).

Слайд №2

Государственное устройство Индии. Индия – одно из древнейших государств мира. В течение почти двух веков она была колонией Англии. Добилась независимости в 1947 году, а в 1950 была провозглашена республикой. По государственному строю Индия – федеративная республика, состоящая из 25 штатов, каждый из которых имеет свое законодательной собрание и правительства, но при сохранении сильной центральной власти.

Работа с картой атласа. Страница 36 (Административно – территориальное деление)

- Назовите Южные штаты Индии.

Индия входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. «Отцом нации» считают в Индии – Махатму Ганди. Джавахарлалу Неру и Индира Ганди заложили основы современного государства и индийской демократии.

Работа с учебником. Стр. 224 – 226.

Задание №1.

  1. Определите этнический состав населения Индии.

  2. К какой языковой группе относятся народы Индии?

  3. Перечислите государственные языки страны.

  4. Приверженцы, каких религий проживают в Индии?

  5. Государственным языком после провозглашения независимости был признан хинди. Прошло несколько десятков лет и вторым государственным языком признается английский. Как вы думаете почему?

Слайд №3

Население.

Индия – самая многонациональная страна в мире. Численность 1 030 000 000.

Язык: хинди, английский, урду и другие.

Религия: индуизм, ислам.

Учитель. Размещение населения Индии отличаются большой неравномерностью. Издавна в первую очередь заселялись плодородные низменности и равнины в долинах рек, на морских побережьях. Позднее были освоены внутренние районы. Но и сейчас существуют малонаселенные и даже безлюдные территории.

Уровень урбанизации в Индии еще сравнительно невысок. Но при такой большой численности населения масштабы ее впечатляющи. В стране 4,5 тысячи городов. К тому же число больших городов и городов «миллионеров» постоянно увеличивается.

Слайд №4

Слайд №5

Преобладающая часть населения Индии живет в деревнях – преимущественно больших. Многолюдных. Их около 600 тыс. Типы сельских жилищ отличаются большим разнообразием. Здесь можно встретить и каменные, и деревянные, и глинобитные постройки, хижины, покрытые пальмовыми листьями и дома на сваях.

Природа Индии.

  1. Индия расположена главным образом в пределах полуострова ___________________ и равнины_______________.Около 3/4 территории страны____________________.Почти весь полуостров Индостан занимает___________________-плоскогорье.

  2. К северу от полуострова Индостан в обширном предгорном прогибе расположена_________равнина. Высочайшая горная система Земли____________и горы______________с альпийским рельефом и ледниками в гребневой зоне ограничивает Индию с севера.

  3. Имеются крупные месторождения: 1)__________;2)_________;3)________4)__________;5)_________;6)________.

  4. Климат преимущественно субэкваториальный, муссонный.

  5. Во время _________________ муссона, играющего огромную роль для земледелия Индии, выпадает 70-90% осадков, зима__________.

Задание №3.

Работа с картой атласа.

Вопросы.

  1. Какими видами минерального сырья обеспечена страна?

  2. Где находятся крупнейшие месторождения минерального сырья в стране?

Хозяйство.

Слайд №6

За годы независимости Индия добилась больших успехов в экономическом и социальном развитии. Качество многих индийских товаров не уступает лучшим мировым стандартам. И, тем не менее, Индия останется еще страной очень больших контрастов. По общему объему промышленного производства она занимает пятое место в мире.

Таблица №19 в «Приложении». По уровню национального дохода на душу населения индия занимает 102 – е место. Почти ¼ ее жителей имеет достаток ниже официального уровня бедности.

Мощные, оборудованные по последнему слову техники промышленные предприятия сочетаются с десятками тысяч мелких и мельчайших, использующих только ручной труд, крупные государственные и частнокапиталистические формы и плантации – с миллионами мелких крестьянских хозяйств, страдающих от безземелья и малоземелья. Когда летишь над Индией, то вся земля внизу кажется сотканной из маленьких лоскутков – настолько мизерны индивидуальные земельные наделы. Уровень агротехники в этих хозяйствах – один из самых низких в мире. В большинстве сел нет электричества.

Промышленность. В промышленности Индии занято 1/5часть активного населения. Из страны легкой и пищевой промышленности она превратилась в страну с развитой тяжелой индустрией. Современная Индия теперь производит не только станки, тепловозы, автомобили, тракторы, телевизоры, но и новейшую электронную технику, оборудование для АЭС космических исследований. По развитию атомной промышленности она занимает ведущее место в развивающемся мире.

Для промышленного использования особенно удобны те районы, где полезные ископаемые образуют территориальные сочетания; они находятся главным образом на Деканском плоскогорье. Поэтому здесь и возникли главные промышленные узлы, важнейшие новостройки тяжелой индустрии, которые первый премьер – министр Индии Дж. Неру образно назвал «храмами новой Индии». Действительно, они стали своеобразными, как говорят «полюсами роста». «Полюс роста» - город, крупная промышленная новостройка, оказывающая стимулирующее воздействие на развитие окружающего района.

Главные отрасли легкой промышленности Индии – хлопчатобумажная и джутовая, а также швейная. Все они в значительной мере работают на экспорт.

Сельское хозяйство.

В сельском хозяйстве занято 3/5 активного населения Индии. В результате государственных вложений, использования достижений «зеленой революции» сбор зерновых культур, особенно пшеницы, значительно увеличился, и страна стала в основном обеспечивать себя зерном, хотя и на очень низком уровне потребления (250 кг на душу населения).

Юго – Восточная часть Индо – Гангской низменности – главная рисоводческая зона Индии. В Северо – Восточной части – Пенджабе находится главная пшеничная зона.

Наряду с этим в стране существуют еще значительные ареалы возделывания волокнистых, масличных, сахароносных, тонизирующих культур.

Географический рисунок хозяйства и расселения.

В Индии сложилась такая территориальная структура хозяйства, которая отличает ее от большинства развивающихся стран. В стране нет единого доминирующего центра. Существует как бы четыре «Экономические столицы» - на западе, востоке, севере и юге страны.

Бомбей – крупнейший город, промышленный и торгово – финансовый центр Индии.

Калькутта - возникла в конце 17 века на месте фактории английской Ост-Индской компании и в течение почти полутора веков была административным центром Британской Индии.

Дели – один из древнейших городов мира, богатый памятниками индусско - мусульманской архитектуры, с 1911 года – столица Индии.

Мадрас – один из промышленных центров и портов Индии, «экономическая столица» Индии.

Транспорт. Задание №4.

Проанализируйте карты атласа и ответьте на вопросы:

  1. Какой вид транспорта преобладает в пассажира – грузоперевозках в Индии?

  2. В чем вы видите проблемы развития автомобильного транспорта?

Культура Индии. Выступление ученицы. Тадж – Махал.

Слайд №7

Слайд №8

Закрепление. Кроссворд «Индия».

  1. Часть света, где расположена Индия.

  2. Российский художник, живший в Индии.

  3. На долю Индии приходится около половины мирового рынка этих камней.

  4. Волокнистая культура Индии.

  5. Коренной житель Индии.

  6. Национальное женское платье Индии.

  7. Ключевое слово: с/х продукт Индии.






































































































Подведение итогов. Выставление оценок.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: Способствовать формированию знаний о структуре и свойствах белков

Урока: Образовательные iconУрока: образовательные
Технологическая карта урока литературы в 10 классе «Тематика, проблематика драмы Н. А. Островского «Бесприданница»

Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Тема урока: Топливно- энергетический комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Современные проблемы тэк

Урока: Образовательные iconУрока: образовательные
Тема урока: «Не позволяй душе лениться! Нравственная идея святочного рассказа Н. С. Лескова Под Рождество обидели»

Урока: Образовательные iconИзобразительно-выразительные средства русского языка в 9 классе Цели урока: Образовательные
Введение в тему урока. Мотивация познавательной деятельности. Постановка целей

Урока: Образовательные iconУрока: образовательные
Продолжить формирование знаний учащихся об основных функциях и особенностях опорно–двигательного аппарата

Урока: Образовательные iconУрока. Образовательные
Урок в 10-ом классе по теме: “ Альдегиды. Номенклатура. Изомерия. Строение. Физические, химические свойства. Способы получения”

Урока: Образовательные iconФедеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты
Электронные образовательные ресурсы, доступ к которым обеспечивается обучающимся

Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Презентация «Казанский кафедральный собор», Эдуард Артемьев музыка к х/ф "Доктор Живаго" "Встреча в церкви", опорные карточки

Урока: Образовательные iconАдреса регистрации на егэ в Москве
Обучающиеся подают заявление в образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которой они осваивают...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную