ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ На современном этапе развития школьного географического образования наблюдаются тенденции к снижению качества знаний и усилению негативного отношения к обучению, из-за общего снижения познавательного интереса у школьников начиная с 6-7 класса. Географическое образование также закладывает основы пространственного мышления, формирует экологическую культуру личности, способствует формированию социальной позиции учащегося, развитию комплексного стиля мышления, формированию целостной картины мира. В силу указанных причин, в методике преподавания географии ведётся поиск построения учебного процесса, обеспечивающего эффективное решение возникших проблем. Роль учителя в учебном процессе всё более сводится к консультированию учащегося в его познавательной, исследовательской деятельности. Для достижения цели повышения мотивации обучающихся были поставлены следующие задачи: 1. Обосновать ученую игру как педагогическую технологию в рамках личностно-ориентированного и развивающего обучения. 2. Определить значение игровой технологии на уроках географии. 3. Разработать игровую технологию обучения географии. Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации формой, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни. В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; - в качестве урока, (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», и др.). Особенности игровых технологий. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. Игра – одна из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Игры обучающего характера с творческим подходом: к ним относятся настольные и подвижные на местности. К настольным относятся ребусы, кроссворды, чайнворды, лото, домино и т. д. В такие игры любят играть учащиеся с VI по XI класс как на физической, так и на экономической географии. Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В них присутствует элемент соперничества (кто быстрее, кто больше знает, кто правильнее ответит). В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать. В этих играх закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться справочной, научно-популярной литературой, географической картой. А главное – в процессе игры, обучающиеся получают знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика в целом. Поэтому настольные игры – одно из средств развития способностей учащихся, расширение их кругозора. Такие игры проводят как индивидуально, так и входе групповой и коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Они необходимый элемент подготовки к творческим играм. Функции игры: Обучающая- развитие общих географических умений и навыков (память, внимание, восприятие); Развлекательная- создание благоприятной атмосферы на занятиях, превратить урок в увлекательное приключение; Коммуникативная- объединяет учеников и учителя, устанавливает эмоциональные контакты, формирование навыков общения; Релаксирующая- формирование навыков подготовки своего психофизического состояния, для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения; Функция самовыражения- стремление ребёнка; В процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырёх компонентов содержания образования: ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру и к себе. Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений: в процессе игры выявляются уровень знаний и умений применять их в новой, сложной ситуации; активизации обучения, наличие элемента состязательности, эмоциональности деятельности приводят к повышению качества учебного процесса (в ходе игры усваивается 90 % учебного материала против 20-3-% на обычном уроке); проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность школьников; учащиеся ощущают практическую значимость знаний основ географической науки; формальные знания превращаются в действенные; Значение игровой деятельности в усвоении опыта творческой деятельности: происходит приобщение к исследовательской деятельности; раскрываются и развиваются творческие способности личности; ученики получают возможности применять воображение, развивать ораторские способности; Значение игровой деятельности в приобретении опыта эмоционально- ценностного отношения к миру, к деятельности, друг к другу: игра отражает различные мотивы поведения; происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества личности, как самостоятельность, коммуникабельность, контактность; эмоциональные переживания в ходе игры оказывают влияние на формирование мировоззрения; расширяются кругозор и общая культура; формируется нестандартное, критическое отношение к действительности. Недостатки и достоинства игровой деятельности на уроках географии:
Классификация географических игр. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Существует множество видов классификаций игр в зависимости от того, какие основания положены в её основу. По месту проведения игры: урочные и внеурочные По дидактической цели- игры на изучение нового материала, проверку знаний и умений, закрепление и обобщение. По форме организации учебной деятельности- индивидуальные и коллективные. Ниже представлена классификация игр базируется на двух признаках: характере действия и содержания: Применение игровой технологии в сочетании с другими методами ведёт к развитию интереса учащихся к предмету. Способствует проявлению инициативы и самостоятельности, обеспечивает полную занятость учащихся на уроке, заставляют их активно мыслить рассуждать. В своей работе я обосновала учёную игру как педагогическую технологию. Определила значение игровой технологии на уроках географии. Освоение географических знаний, овладение географическими умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих качеств личности учащегося, воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, формирование способности эффективно реализовывать полученные знания и умения в повседневной практике будут наиболее успешными, если учебная деятельность осуществляется в рамках игровой технологии и построена на принципах личностно-ориентированного и развивающего обучения. |
![]() | Роль учителя в учебном процессе всё более сводится к консультированию учащегося в его познавательной, исследовательской деятельности.... | ![]() | Поэтому дети быстро устают на уроках химии, внимание притупляется и рассеивается, а запоминание ослабевает. Использование игровых... |
![]() | Трактовка термина «технология» (в психолого – педагогической литературе) | ![]() | |
![]() | Воспитание познавательной активности учащихся на уроках математики с помощью игровых ситуаций | ![]() | Использование информационных технологий при работе над проектами |
![]() | Огических средств (компьютеры, программные продукты и т д), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность... | ![]() | Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе |
![]() | И одной из её составляющих является использование образовательных технологий. Поиски путей и способов познавательной деятельности... | ![]() | Участие детей в игровых мини-проектах повышает интерес к изучению дисциплины, расширяет их кругозор. Вовлечение детей в соответствующую... |