Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа лицей №1420» Дошкольное отделение, корпус 4 Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2015/2016 учебный год) Номинация: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование Название работы: Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Птицы вокруг нас». Авторы: Селезнева Л.Н., Сахарова А.М. Место выполнения работы: ГБОУ «Школа лицей №1420», дошкольное отделение, корпус №4 Москва,2015 ЦЕЛИ: - Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки. Совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность; формировать интерес к совместной деятельности со взрослым и сверстниками. -Формирование знаний об экологических связях в природе, жизни насекомых и птиц. -Расширить кругозор учащихся, обратить внимание на трудное существование птиц зимой; -Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность, рассказать о пользе птиц, об их охране. -Познакомить с многообразием и особенностями зимующих в наших краях птиц; -Показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой. -Расширить кругозор учащихся, обратить внимание на трудное существование птиц зимой; - Показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой.рививать любовь к природе и воспитывать гуманность, рассказать о пользе птиц, об их охране. ЗАДАЧИ: -Познакомить с многообразием и особенностями зимующих в наших краях птиц; -Показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой. - Формировать представление о добре, показать красоту добрых поступков. - Закрепить знания по теме» Птицы вокруг нас». - Закреплять умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, речи, движений, участвуя в драматизации сказки. Развивать навыки связной речи, активизировать словарь по теме. - Развивать общую моторику и координацию движений. - Воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества. Вызывать чувства сопереживания, воспитывать дружелюбие. Ход занятия. Здравствуйте ребята, здравствуйте гости. Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Но сначала, скажите мне, какое сейчас время года? Правильно, ребята, наступила долгожданная весна. Повсюду слышен птичий перезвон. Это значит, что к нам вернулись ласточки, жаворонки, соловьи, пеночки, мухоловки, кукушки, скворцы и чечевицы. Их не было с нами зимой, они улетали в теплые края. Таких птиц называют перелетными. В северном полушарии, где мы с вами живем, весенние и летние дни очень длинные и теплые. В это время года очень много насекомых, а это основная пища для перелетных птиц и их птенцов. В конце августа-начале сентября дни становятся короче, ночи-холоднее. Насекомые прячутся. Птицам не хватает корма, и они вместе с подросшими птенцами начинают готовиться к перелету. Хорошо питаются, чтобы перенести дальнее путешествие на юг, где теплее и корма больше. Птицы летят днем по 3-5 часов, в остальное время они кормятся и спят, собираясь в большие стаи и укрываясь в густых зарослях от хищников. Есть птицы, которые не отдыхают во время перелета. Это журавли. Они летят клином, впереди летит самая сильная птица-вожак, за ним-другие сильные птицы, чтобы сменить вожака, когда он устанет. В конце клина, летят те, кто послабее-молодняк и старики. А чемпионка по беспосадочным перелетам-золотистая ржанка, преодолевая расстояние 3200 км. без отдыха. Она летит и днем и ночью. Самое дальнее расстояние преодолевает полярная крачка-22000 км. Каждую осень мы провожаем перелетных птиц и с радостью ждем их весной. Но есть птицы, которые остаются с нами зимовать. Мы привыкли их видеть рядом с домом, в парках, на детских площадках. Мастерим для них кормушки, подкармливаем их зимой. Это голуби, синицы, снегири, сороки и конечно же воробьи. Отгадайте загадку: Маленький мальчишка, в сером армячишке, по двору шныряет крохи собирает. Правильно. Воробей. А вот и он. Слышите? Воробей: -Здравствуйте, ребята. Приятно познакомиться. Зовут меня Чик. А фамилия моя Чирик. Поэтому меня так все называют – Чик-Чирик. Мама и папа говорят мне, что когда я вырасту, меня будут все называть по-взрослому, по имени – отчеству – Чик Чирикыч Чирик. Наверное, Вы догадались, что я больше всего люблю делать? Конечно же, сидеть на веточке и распевать веселые песенки: «Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирикыч, чик – чирик. -Вы наверняка видели меня на улице, когда гуляли с мамой и папой. Я маленькая птичка, серенькая, веселая, подвижная и очень шустрая. Все время прыгаю с места на место. Да, я еще ведь прыгать люблю. А вот ходить не люблю и не умею. У меня ножки коротенькие, мне прыгать удобнее чем ходить.Про меня даже загадку сочинили». Загадка о воробье: Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет крохи собирает,в поле ночует и зерно ворует? -Догадались, кто я? Я- маленький Воробьишко. Про мальчишку специально в загадке сказано, что бы вы не догадались, что я птица. Как будто, я- мальчишка. Когда я вырасту меня будут звать «воробей». А пока я маленький, мама – воробьиха и папа-воробей называют меня ласково — «воробьишко». Воспитатель: - А теперь и вы, ребята, попробуйте догадаться, как говорят мама-воробьиха и папа-воробей про своего маленького сынишку-воробьишку. Речевое упражнение «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Они говорят, что когда Воробьишко, вырастет, то у него будут крылья. А пока маленькие — … ? (Крылышки). Когда он вырастет, у него будет клюв. А сейчас ,маленький …? (клювик). Когда он станет взрослым воробьем, у него будут большие глаза, а сейчас маленькие… ? Глазки. Будут большие перья, а сейчас маленькие — … ? (Перышки) Когда Чик станет большим, у него будет голова, а сейчас … ? (Головушка, головка). Когда станет большим воробьем, будет большой хвост, а сейчас маленький… ? (хвостик) -Ребята, наш маленький Воробей Чик-Чирик очень любит придумывать разные сказки, и вот одна из этих сказок, о чик-чиричьей воробьиной жизни. Сказка «Как Воробьишко Африку искал». Воробей: -Жил да был я, не тужил. Дедушка – воробей рассказал мне, что осенью птицы улетают в Африку. Там тепло, много еды и там они зимуют. Как же мне захотелось тоже эту Африку найти и хоть одним глазком на нее взглянуть! Вот и решил я в Африку полететь и попрыгал ее искать. Думаю: дело-то простое в Африку попасть. Сейчас найду перелетных птиц и вместе с ними полечу. Прыг-скок, прыг-скок, чик-чирик, чики-чирики. Воспитатель: И тут видит – скворцы, что-то обсуждают, может на юг собираются. Как здорово! Подлетел к ним воробьишко и говорит: -Возьмите меня с собой в Африку! Воспитатель: — А самый старый скворец отвечает: - А в Африку мы не летим! Мы в Туркменистан собираемся. Там зимы не бывает, там всегда тепло. Сначала наши детки полетят. Они летят медленно, поэтому первыми вылетают. А затем уже мы – старики. Мы быстро летим и их догоним. Ты спроси у других птиц, может быть кто-то из них в Африку летит? Воробей: -Ну ладно, попрыгаю-полечу-почирикаю дальше. Может быть еще кого-то из попутчиков найду. Воспитатель: Тут подлетела к нему птица-чечевица и спрашивает: Птица-чечевица: -Куда собрался, Воробьишко? Что это ты сегодня суетишься, всё прыгаешь да летаешь и со всеми чирикаешь? Воробей: -Да вот в Африку хочу полететь, попутчиков ищу. Возьмешь меня с собой? Птица-чечевица: -А мы, птицы-чечевицы в Африку не летаем и дороги туда не знаем. Мы на зимовку в Индию летим. Там перезимуем в тепле и обратно вернемся. Воспитатель: -Что делать? Пришлось Чику дальше лететь. И тут – такая удача – стая диких уток! На озере сидят, галдят. Может они в Африку летят? Воробей: - Чик-чирики, приветики! Можно с Вами в Африку полететь? Утки: - Да мы в Африку на зиму не летаем, мы летим поближе в Европу, кто куда – кто в Англию, кто во Францию, кто в Голландию. Там, конечно, не Африка, но теплее чем здесь. Здесь нам оставаться нельзя. Осенью все речки да озера замерзнут – как нам здесь жить? А вот как весна придет, лед растает, так мы и вернемся. Воробей: -Да… Придется других попутчиков искать. Воспитатель: -А кто это на ветке сидит? Воробей: - Кукушка! Мой дедушка – воробей как раз про них и рассказывал, что они в Африку улетают на зиму и хорошо там зимой живут! - Тетушка Кукушка! Тетушка Кукушка! Кукушка: - Вот это новости! Воробышек! Ты чего сюда прилетел? Воробей: - Тетушка Кукушка! Возьмите меня с собой в Африку! Я умею летать! Кукушка: - Как же я тебя с собой возьму? Мы – кукушки никогда вместе в Африку не летаем. Только по одной. Мы даже деток наших не берем с собой. Сначала сами улетим, а они здесь останутся — их еще кормят их родители, к которым мы подкинули кукушат. А уж пройдет время, и после нас наши подросшие кукушата в Африку летят. И тоже по одному. Воробей: - А откуда кукушата узнают дорогу? Кукушка: -А это наша тайна. Ее никто не знает. А ты других птиц найди, которые стайкой в Африку летят. Они тебя возьмут с собой. Воробей: А вот и птички — пеночка да мухоловка. Уж они точно в Африку летят. - Куда путь держите? Пеночка и мухоловка: - В Африку. Воробей: - Ура! Я тоже хочу в Африку! А где она – эта Африка? Пеночка и мухоловка: - Далеко за морем. Очень далеко. Сил нужно много, чтобы долететь до нее. Воробей: - Возьмите меня с собой. А что такое море? Я смогу его перелететь? Пеночка и мухоловка: - А ты ночью летать умеешь? Воробей: - Нет, ночью я сплю. Пеночка и мухоловка: - А мы только ночью летим. Иначе нас ястребы, да соколы поймают. А тебе и лететь с нами незачем. Мы птицы перелетные, а ты птичка зимующая. Тебе здесь зимовать нужно. Перелет – дело очень опасное. Ждут нас впереди и ураганы, и холодные дожди, и хищники. В тумане можно сбиться с пути или разбиться о скалы. Не все из нас вернутся сюда весной. Да и на зимовке мы песен не поем, гнезд не вьем. Вот как вернемся весной обратно – то и песни тебе споем, и птенчиков выведем. Были бы здесь зимой мухи, жучки для другие насекомые для еды – мы бы остались тут, не полетели бы. А тут деться нам некуда — надо лететь. Здесь мы от голода зимой погибнем. Воробей: - Эх, и почему я ночью не могу лететь, Я бы опасностей не испугался бы. Мы воробьи очень смелые! Придется мне остаться и здесь свою Африку искать. Пойду других птиц расспрошу – где же наша Африка? И где они греются и кормятся? Воспитатель: - Наконец, добрался Воробьишко до Тетушки Куропатки. Воробей: -Она то уж наверняка знает, где наша Африка, где погреться можно. - Тетушка Куропатка, Здравствуйте. А Вы куда-нибудь улетаете? Куропатка: -Я никуда не улетаю. Я здесь даже зимой живу. Да и зачем мне улетать. Мне и тут хорошо! Воробей: - Как же Вы в морозы живете, Вам же холодно и голодно? Наверное, Вы здесь у нас Африку нашли? Куропатка: - Африку? А зачем нам Африка? Нам – куропаткам — нисколько не холодно! Мы к зиме становимся белыми как снег. Нас на снегу не видно. Очень мы этим довольны! А наши новые зимние белые перышки намного теплее летних рябых перышек, потому мы и не мерзнем. И вот что еще мы — куропатки придумали. Мы на зиму заводим себе на лапках кружки – такие снегоступы. Она для нас как настоящие лыжные палки, в таких снегоступах – кружках так удобно по снегу ходить! И в снег мы даже не проваливаемся! А корм из-под снега мы коготками добываем. Зачем нам куда-то лететь, если нам и здесь хорошо! Так что не знаю я, где твоя Африка! И знать не хочу! Воспитатель: -Полетел Чик-Чирик дальше. Смотрит , сидит на ветке попугай! Не настоящий, а северный попугай. Так клестов у нас называют. Воробей: - Прыг-скок! Чик-чирик! Привет, клест! Как живешь? Об Африке не мечтаешь? Клест: - Хорошо живу. Шишек вокруг много, дом – гнездо у меня теплое. Птенцы зимой появятся, будем их кормить еловой кашей из шишек. Чего еще надо? Приходи к нам на ель жить – тоже будешь шишки есть. Воробей: - Спасибо за приглашение! Да с моим клювом я шишку не разгрызу – голодным останусь. Полечу я дальше свою Африку искать. Кто-то кажется впереди есть и меня уже заметил. Ой, какой большой и страшный! Полечу — познакомлюсь. - Чик-чирик. А Вы кто? -Глухарь. Воробей: - Дедушка Глухарь! Здравствуйте! Глухарь: - Что-то плохо я слышу. Ты погромче скажи! Воробей: - Здравствуйте, дедушка Глухарь! А Вы не знаете, где у нас Африка, где погреться можно? Глухарь: - Как не знать? Знаю, конечно. Воробей: - А мне расскажете? Глухарь: - Расскажу и даже покажу. Африка у нас – у глухарей в сугробе! Лучше Африки не найти! Воробей: - Какая же она Африка, если снег холодный? Глухарь: - Это сверху снег холодный, а внутри сугроба тепло и уютно. Мы в сугробе отдыхаем. Иногда три дня в нем сидим. Воробей: - А как же Вы едите? Глухарь: - Мы зимой едим мало. Пешком дойдем до ствола дерева, взлетим на сучок, да поедим хвою сосенки. Наедимся вдоволь – и снова – нырк – и в снег. Пройдем под снегом чуть-чуть вперед, чтобы нас не нашли и спим в покое и тепле. И ты к нам приходи – мы тебе место в сугробе найдем. Воробей: - Спасибо, только мы — воробьи – в сугробе не спим. Наверное, у нас другая Африка. - Чик-чирикиданья! А по-воробьиному это называется «до свидания». Воспитатель: Хотите узнать, нашел ли Воробей свою Африку? Конечно, нашел. Вот какую! Все вместе: Холодно, холодно!.. Солнце не греет. В Африку, в Африку, птицы, скорее! В Африке жарко! Зимою, как летом, В Африке можно гулять неодетым! Все улетели за синее море… Только один Чик-Чирик на заборе. С ветки на ветку воробышек прыг — Африку ищет в саду Чик-Чирик. Африку ищет для мамы своей, И для братишек, и для друзей. Сон потерял он, забыл про еду — Ищет, но Африки нету в саду! Он облетел, обыскал спозаранку В дальнем лесу за полянкой полянку: Дождик и ветер под каждым кустом, Зябко и сыро под каждым листом. Так и вернулся ни с чем Чик-Чирик, Грустный, расстроенный, и говорит: — Мама, где Африка наша с тобой? — Африка?.. Тут — за печною трубой! (Г. Васильев) Так и остался воробей жить с нами вместе, ребята. И нашел свою Африку — греясь за печной трубой. Воспитатель: -А сейчас, ребята, мы с вами отдохнем и потанцуем. Наши утки покажут нам, как они готовят своих птенцов к перелету в теплые края. Музыка “Танец маленьких утят” - Мы с вами отдохнули и я приглашаю всех за столы. Давайте поможем нашему воробьишке обрести новых друзей, чтобы ему не было так грустно, за печной трубой. Оригами “Воробей” (Приложение 1) Подводим итоги. -Какие птицы перелетные и почему их так называют? -Улетают ли птенцы? -Есть ли у птиц своя школа с уроками? -Отдыхают ли птицы во время перелета? -Чем отличаются стая и клин? -Кто из птиц летит в Африку? -Кто чемпион среди перелетных птиц? Ответы детей. На этом наше занятие окончено. Спасибо. Приложение 1 Схема оригами воробей ![]() Список литературы: 1. Аллаярова Р.Ф. Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу//Дошкольная педагогика.–2006.– № 6. План работы на экологической тропе в старшей группе. 2. Баранникова Э.Э. Игры-сказки в экологическом образовании/ Э.Э.Баранникова, И.Л.Румянцева, Н.И.Апполонова//Современный детский сад.–2008.–№ 4. 3. Бобылева Л. Береги природу!: Беседы со старшими дошкольниками//Дошкольное воспитание.– 2002.– № 7 4. Богомолова Н.И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников: [д/с № 29 с. Русско-Высоцкое]//Воспитатель дошкольного образовательного 5. Бобылева Л. Береги природу!: Беседы со старшими дошкольниками//Дошкольное воспитание.– 2002.– № 7. 6. Богданец Т.П. Как развивать экологическое мышление дошкольников в игре//Современный детский сад.–2008.–№ 7.– Игра "Зимующие птички". 7. Большакова М., Воронина С., Сироткина И. Болото как экосистема: Беседы, экскурсии, занятия: ст. дошкол. возраст//Дошкольное воспитание.–2002.– № 7. 8. Бондарцова В.А. "Жизнь на краешке земли": Эколого-краеведческая программа для детей старшего дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.–2008.–№ 9. 9. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– 2008.– № 5. 10. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами//М.,2005 11. Соломенникова О.А. // Ознакомление с природой в детском саду 12. Соколова С.В. Оригами для дошкольников//С.-П. «Детсто-пресс», 2001 13. Программа “От рождения до школы”// под ред. Н.Е. Вераксы; Т.С. Комаровой; М.А. Васильевой // Москва 2013 14. Яшина С.В. Организация проектно–исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания "Я исследую мир!" //Методист.–2010.– № 9.Учебная программа; Учебно-тематический план; методические рекомендации. |
![]() | Номинация: Педагогические идеи и технологии (разработки уроков и методические рекомендации) | ![]() | «Мозговой штурм»: высказывание идей, их защита, определение наиболее оптимальных подходов и путей решения поставленных задач |
![]() | Название работы: Коррекция нарушений речи на логоритмических занятиях с обучающимися 1-2 классов коррекционной школы VIII вида | ![]() | Мама! Это первое слово, которое произносит человек. Мама – самое дорогое и любимое, что есть в жизни человека |
![]() | Мбоу «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» | ![]() | Место выполнения работы: гкоу рм «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения... |
![]() | Место выполнения работы: мдоу детский сад общеразвивающего вида №126 г. Комсомольск- на- амуре | ![]() | Название работы: Урок истории в 9 классе «Социальная структура Российского общества в начале 20 века» |
![]() | Номинация: проектная и творческая деятельность учащихся (литературное творчество) | ![]() | Номинация конкурса: проектная и творческая деятельность учащихся. Подраздел «Краеведение» |