Технологическая карта исследования на тему «Можно ли выращивать кристаллы самим?» «Таинственных хранитель сил ![]() ![]() И древности преданий - Кристалл холодный, дар Земли В одежде дивных граней. Вот он лежит передо мной, Глубин земных посланец, И с ним играя, Солнца луч, Свой исполняет танец». Виктор Слётов Наступает зима, и все переливается в солнечных лучах. Отчего же? Причина – многочисленные кристаллы льда, в которых преломляется и отражается свет. Это снежинки, морозные узоры, иней и пластинки льдинок. В глубинах земли люди находят необычные камни с правильной многогранной формой, нередко прозрачные, но всегда завораживающие и привлекающие к себе внимание. Это драгоценные и полудрагоценные камни: алмаз, изумруд, рубин, сапфир, корунд и т.д. Что же объединяет эти кристаллы? Все они выращены природой. Лишь недавно человек тоже научился создавать кристаллы, не отличимые от природных, в специальных лабораториях. А можно ли выращивать кристаллы дома? Какие вещества лучше использовать? Предлагаем Вам ответить на эти вопросы в ходе исследования. Цель: - изучение процесса выращивания кристаллов в домашних условиях. Задачи: - узнать о природе кристаллов и их свойствах; - проанализировать значение кристаллов в жизни людей; - освоить методику выращивания кристаллов; - провести наблюдения за процессом их роста; - создать новогоднюю поделку; - представить презентацию по теме исследования. Объект исследования: кристаллы. Предмет исследования: кристаллизация. Методы исследования: сравнение, наблюдение, эксперимент, анализ. Гипотеза: предположим, что для кристаллизации необходимы определенные условия, а значит, если их изменить и использовать различные вещества, то кристаллы будут разной формы и размеров. При изменении состава кристалла и условий кристаллизации изменяется форма и структура кристалла. Практическая значимость: результаты исследования можно использовать для изготовления кристаллов и украшений для дома, создания поделок. Ход работы I. Изучите литературные источники и найдите ответы на вопросы:
Ответы разместите на слайдах презентации. II. Проведите опыты и сделайте выводы. Результат оформите в виде презентации с фотографиями хода исследования. Исследовательская часть Драгоценные камни мы вырастить не сможем. Но то, что получится, будет не менее красиво. Все кристаллы будем изготавливать из насыщенных растворов соли, сахара, соды и медного купороса (можно приобрести в садовых магазинах). Насыщенный раствор – это раствор, в котором больше вещества не растворяется. Раствор нужно приготовить двумя способами: 1. В горячую (но не кипящую) воду насыпьте вещество и размешайте стеклянной или деревянной палочкой до полного растворения. Как только вещество перестанет растворяться, это значит, что при данной температуре раствор насыщен. 2. Вещество добавьте в чистую прохладную воду пока оно не перестанет растворяться. Далее перелейте через фильтр (4-е слоя бинта) растворы в чистую ёмкость. Сверху положите палочку или карандаш, вокруг которых обмотана нитка. К свободному концу нитки прикрепите какой-нибудь маленький груз, хотя бы пуговичку (нельзя использовать металлы), чтобы нить распрямилась и висела в растворе вертикально, не доставая немного до дна. С этого момента наблюдаем за растворами и данные заносим в таблицу. Существует всего два способа выращивания кристаллов в домашних условиях: 1.Метод быстрого охлаждения насыщенного раствора. Емкость с горячим раствором помещается в большую емкость с холодной водой. 2.Метод медленного охлаждения раствора. Емкость с раствором охлаждается медленно, постепенно испаряется вода. Необходимо прикрыть раствор салфеткой, чтобы не попадала пыль и следить за уровнем, вовремя подливая свежий раствор. Нить с грузом должна находиться в растворе постоянно. С медным купоросом работайте под присмотром взрослых! Необходимо соблюдать меры безопасности: 1.Не пробовать на вкус 2.Избегать попадания вещества в нос и в глаза. 3.Из посуды, которая была использована в ходе эксперимента, кушать строго запрещено. 4.Во время роста кристаллика не трогать его руками, потому что на нем останутся следы от пальцев, и кристалл будет расти неправильной формы. 5.Всегда мыть руки по окончании опытов. Опыт 1. Метод быстрого охлаждения Оборудование: 4 одинаковых емкости для растворов (лучше стеклянных), соль, сахар, сода, медный купорос, вода, 4 ложки, нитки, ножницы, 4 палочки или карандаша, салфетки, резиновые перчатки. Приготовьте горячие насыщенные растворы соли, сахара, соды и медного купороса как указано ранее. Поместите в них нити с грузом – затравками. Далее растворы охладите. Наблюдайте. Данные занесите в таблицу. Опыт 2. Метод медленного охлаждения Оборудование: 8 одинаковых емкостей для растворов (лучше стеклянных), соль, сахар, сода, медный купорос, вода, 4 ложки, нитки, ножницы, 8 палочек или карандашей, салфетки, резиновые перчатки. Приготовьте горячие и прохладные насыщенные растворы веществ как указано ранее. Можно использовать емкости первого опыта, предварительно тщательно отмыв и высушив их. Поместите в них нити с затравками и закройте салфетками. Емкости уберите туда, где за ними легко наблюдать и они не будут никому мешать. Следите за растворами. Результаты наблюдений занесите в таблицу.
Результаты исследования занесите в презентацию, там же на отдельном слайде опишите каждый опыт и свои наблюдения. Не забывайте о выводах после каждого опыта и фотографиях полученных кристаллов. Основываясь на результатах исследованиях, сделайте вывод. Практическая часть В этой части работы предлагаем Вам изготовить новогоднее украшение. Вы можете использовать другие формы или создать свой новогодний сувенир из кристаллов. Оборудование: емкости для раствора соли, вода, ложка, нитки, ножницы, палочка или карандаш, салфетка, резиновые перчатки, пушистая проволока или мишура с коротким ворсом. Для опыта нам понадобиться фигурка елочки из пушистой проволоки. Ее очень легко сделать, нарисовав контур елки на бумаге, а потом согнув по нему проволоку. Привязываем получившуюся елочку за нитку к середине деревянной палочки. И пока откладываем в сторону, чтобы заняться раствором. Опускаем в раствор елочку так, чтобы она висела на палке, полностью погруженная в воду. И оставляем в тихом месте. Через какое-то время наша елка обрастает инеем! Затем вынимаем фигурку из банки и подвешиваем, чтобы стекла вода. Когда елочка высохнет, ее можно будет использовать в новогодней композиции или в качестве елочной игрушки. Не забывайте о фотографиях полученных украшений. Этапы изготовления поделки разместите на слайде презентации. Заключение На основании проведенной исследовательской работы сделайте вывод (разместите на слайде). Презентацию и фотографии поделки вышли на e-mail: terra@pokori.net Литература:
Интернет- ресурсы: 1.http://www.geologiazemli.ru/articles/112 - Геология Земли. 2.http://ru.wikipedia.org/wiki/E519 -ВикипедиЯ – свободная энциклопедия. 3.http://www.kristallov.net/mineraly.html - Кристаллов.NET. 4.http://mirkristallov.com/- Мир кристаллов. |
![]() | Образцы различных видов бумаги, емкость с водой, часы с секундной стрелкой или секундомер, железный поддон | ![]() | Технологическая карта мдк 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях |
![]() | Люди давно мечтали летать. Изобретатели пытались делать крылья для людей. Но взлететь на таких крыльях никому не удавалось. Наблюдая... | ![]() | В разные времена люди по-разному представляли себе форму нашей планеты, а также долго считали, что она неподвижна. Многие великие... |
![]() | Типовая технологическая карта разработана на разметку мест установки коммутационных аппаратов | ![]() | Формировать первоначальное представление об историческом периоде Отечественной войны 1812 года |
![]() | Методическая разработка открытого учебного занятия: Технологическая карта учебного занятия на тему «Окислительно- восстановительные... | ![]() | Тема: Технологическая карта на возделования кукурузы на силос в спк им Н. К. Крупской Мелекесского района Ульяновской области и ее... |
![]() | Основные понятия: проблема, предмет исследования, объект исследования, гипотеза, методы исследования | ![]() | Предметная область: Литературное чтение (Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова) |