Технологическая карта исследования на тему


lit.na5bal.ru > География > Документы
Технологическая карта исследования на тему

«Можно ли выращивать кристаллы самим?»
«Таинственных хранитель силhttp://v-novyy-god.ru/wp-content/uploads/2013/10/%d0%bb%d0%b5%d0%b4-%d0%bd%d0%b0-%d1%81%d1%82%d0%b5%d0%ba%d0%bb%d0%b5-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be.jpghttp://stonemystery.ru/wp-content/uploads/2016/03/kvarc.jpeg

И древности преданий

- Кристалл холодный, дар Земли

В одежде дивных граней.

Вот он лежит передо мной,

Глубин земных посланец,

И с ним играя, Солнца луч,

Свой исполняет танец».

Виктор Слётов
Наступает зима, и все переливается в солнечных лучах. Отчего же? Причина – многочисленные кристаллы льда, в которых преломляется и отражается свет. Это снежинки, морозные узоры, иней и пластинки льдинок.

В глубинах земли люди находят необычные камни с правильной многогранной формой, нередко прозрачные, но всегда завораживающие и привлекающие к себе внимание. Это драгоценные и полудрагоценные камни: алмаз, изумруд, рубин, сапфир, корунд и т.д.

Что же объединяет эти кристаллы? Все они выращены природой. Лишь недавно человек тоже научился создавать кристаллы, не отличимые от природных, в специальных лабораториях. А можно ли выращивать кристаллы дома? Какие вещества лучше использовать? Предлагаем Вам ответить на эти вопросы в ходе исследования.
Цель:

- изучение процесса выращивания кристаллов в домашних условиях.

Задачи:

- узнать о природе кристаллов и их свойствах;

- проанализировать значение кристаллов в жизни людей;

- освоить методику выращивания кристаллов;

- провести наблюдения за процессом их роста;

- создать новогоднюю поделку;

- представить презентацию по теме исследования.
Объект исследования: кристаллы.

Предмет исследования: кристаллизация.

Методы исследования: сравнение, наблюдение, эксперимент, анализ.

Гипотеза: предположим, что для кристаллизации необходимы определенные условия, а значит, если их изменить и использовать различные вещества, то кристаллы будут разной формы и размеров. При изменении состава кристалла и условий кристаллизации изменяется форма и структура кристалла.

Практическая значимость: результаты исследования можно использовать для изготовления кристаллов и украшений для дома, создания поделок.
Ход работы

I. Изучите литературные источники и найдите ответы на вопросы:

  1. Что такое кристаллы?

  2. Какие кристаллы бывают?

  3. Что такое кристаллизация?

  4. Где и как человек использует кристаллы?

Ответы разместите на слайдах презентации.
II. Проведите опыты и сделайте выводы. Результат оформите в виде презентации с фотографиями хода исследования.
Исследовательская часть
Драгоценные камни мы вырастить не сможем. Но то, что получится, будет не менее красиво.

Все кристаллы будем изготавливать из насыщенных растворов соли, сахара, соды и медного купороса (можно приобрести в садовых магазинах). Насыщенный раствор – это раствор, в котором больше вещества не растворяется.
Раствор нужно приготовить двумя способами:

1. В горячую (но не кипящую) воду насыпьте вещество и размешайте стеклянной или деревянной палочкой до полного растворения. Как только вещество перестанет растворяться, это значит, что при данной температуре раствор насыщен.

2. Вещество добавьте в чистую прохладную воду пока оно не перестанет растворяться.

Далее перелейте через фильтр (4-е слоя бинта) растворы в чистую ёмкость. Сверху положите палочку или карандаш, вокруг которых обмотана нитка. К свободному концу нитки прикрепите какой-нибудь маленький груз, хотя бы пуговичку (нельзя использовать металлы), чтобы нить распрямилась и висела в растворе вертикально, не доставая немного до дна. С этого момента наблюдаем за растворами и данные заносим в таблицу.
Существует всего два способа выращивания кристаллов в домашних условиях:

1.Метод быстрого охлаждения насыщенного раствора. Емкость с горячим раствором помещается в большую емкость с холодной водой.

2.Метод медленного охлаждения раствора. Емкость с раствором охлаждается медленно, постепенно испаряется вода. Необходимо прикрыть раствор салфеткой, чтобы не попадала пыль и следить за уровнем, вовремя подливая свежий раствор. Нить с грузом должна находиться в растворе постоянно.
С медным купоросом работайте под присмотром взрослых! Необходимо соблюдать меры безопасности:

1.Не пробовать на вкус

2.Избегать попадания вещества в нос и в глаза.

3.Из посуды, которая была использована в ходе эксперимента, кушать строго запрещено.

4.Во время роста кристаллика не трогать его руками, потому что на нем останутся следы от пальцев, и кристалл будет расти неправильной формы.

5.Всегда мыть руки по окончании опытов.

Опыт 1. Метод быстрого охлаждения

Оборудование:

4 одинаковых емкости для растворов (лучше стеклянных), соль, сахар, сода, медный купорос, вода, 4 ложки, нитки, ножницы, 4 палочки или карандаша, салфетки, резиновые перчатки.

Приготовьте горячие насыщенные растворы соли, сахара, соды и медного купороса как указано ранее. Поместите в них нити с грузом – затравками. Далее растворы охладите. Наблюдайте. Данные занесите в таблицу.
Опыт 2. Метод медленного охлаждения

Оборудование:

8 одинаковых емкостей для растворов (лучше стеклянных), соль, сахар, сода, медный купорос, вода, 4 ложки, нитки, ножницы, 8 палочек или карандашей, салфетки, резиновые перчатки.

Приготовьте горячие и прохладные насыщенные растворы веществ как указано ранее. Можно использовать емкости первого опыта, предварительно тщательно отмыв и высушив их. Поместите в них нити с затравками и закройте салфетками. Емкости уберите туда, где за ними легко наблюдать и они не будут никому мешать. Следите за растворами. Результаты наблюдений занесите в таблицу.





соль

сахар

сода

медный купорос

время появления кристалла

форма, цвет, количество

время появления кристалла

форма, цвет, количество

время появления кристалла

форма, цвет, количество

время появления кристалла

форма, цвет, количество

Быстрое охлаждение

























Медленное охлаждение холодный раствор

























Медленное охлаждение горячий раствор


























Результаты исследования занесите в презентацию, там же на отдельном слайде опишите каждый опыт и свои наблюдения. Не забывайте о выводах после каждого опыта и фотографиях полученных кристаллов.
Основываясь на результатах исследованиях, сделайте вывод.
Практическая часть
В этой части работы предлагаем Вам изготовить новогоднее украшение. Вы можете использовать другие формы или создать свой новогодний сувенир из кристаллов.

 

Оборудование: емкости для раствора соли, вода, ложка, нитки, ножницы, палочка или карандаш, салфетка, резиновые перчатки, пушистая проволока или мишура с коротким ворсом.
Для опыта нам понадобиться фигурка елочки из пушистой проволоки. Ее очень легко сделать, нарисовав контур елки на бумаге, а потом согнув по нему проволоку. Привязываем получившуюся елочку за нитку к середине деревянной палочки. И пока откладываем в сторону, чтобы заняться раствором.

Опускаем в раствор елочку так, чтобы она висела на палке, полностью погруженная в воду. И оставляем в тихом месте. Через какое-то время наша елка обрастает инеем!

Затем вынимаем фигурку из банки и подвешиваем, чтобы стекла вода. Когда елочка высохнет, ее можно будет использовать в новогодней композиции или в качестве елочной игрушки.
Не забывайте о фотографиях полученных украшений. Этапы изготовления поделки разместите на слайде презентации.
Заключение
На основании проведенной исследовательской работы сделайте вывод (разместите на слайде).

Презентацию и фотографии поделки вышли на e-mail: terra@pokori.net
Литература:

  1. Афонькин С.Ю. Минералы и драгоценные камни. Школьный путеводитель.-СПб.: «БКК», 2012 г. – 96 с.

  2. Белов Н.В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов.- Минск: «Харвест», 2009 г. – 159 с.

  3. Журнал «Галилео. Наука опытным путём», №7, 2011 г.

  4. Журнал для любознательных «Юный эрудит», №10 (октябрь), 2009 г.

  5. Универсальная школьная энциклопедия для детей «Аванта +». 2004 год.

  6. Шалаева Г.П. Современная энциклопедия начальной школы. - Издательство АСТ, 2010 г.- 768 с.

Интернет- ресурсы:

1.http://www.geologiazemli.ru/articles/112 - Геология Земли.

2.http://ru.wikipedia.org/wiki/E519 -ВикипедиЯ – свободная энциклопедия.

3.http://www.kristallov.net/mineraly.html - Кристаллов.NET.

4.http://mirkristallov.com/- Мир кристаллов.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Технологическая карта исследования на тему iconТехнологическая карта исследования на тему: «Свойства и виды бумаги» Цели
Образцы различных видов бумаги, емкость с водой, часы с секундной стрелкой или секундомер, железный поддон

Технологическая карта исследования на тему iconТехнологическая карта практического занятия
Технологическая карта мдк 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Технологическая карта исследования на тему iconТехнологическая карта исследования на тему
Люди давно мечтали летать. Изобретатели пытались делать крылья для людей. Но взлететь на таких крыльях никому не удавалось. Наблюдая...

Технологическая карта исследования на тему iconТехнологическая карта исследования на тему
В разные времена люди по-разному представляли себе форму нашей планеты, а также долго считали, что она неподвижна. Многие великие...

Технологическая карта исследования на тему iconТиповая технологическая карта (ттк) разметка мест установки коммутационных аппаратов
Типовая технологическая карта разработана на разметку мест установки коммутационных аппаратов

Технологическая карта исследования на тему iconТехнологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир»...
Формировать первоначальное представление об историческом периоде Отечественной войны 1812 года

Технологическая карта исследования на тему iconПедагогические идеи и технологии: профессиональное образование
Методическая разработка открытого учебного занятия: Технологическая карта учебного занятия на тему «Окислительно- восстановительные...

Технологическая карта исследования на тему iconТехнологическая карта на возделования кукурузы на силос в спк им...
Тема: Технологическая карта на возделования кукурузы на силос в спк им Н. К. Крупской Мелекесского района Ульяновской области и ее...

Технологическая карта исследования на тему iconРеферат по дисциплине: «Методы научной работы» На тему: «Научное...
Основные понятия: проблема, предмет исследования, объект исследования, гипотеза, методы исследования

Технологическая карта исследования на тему iconТехнологическая карта урока чтения – 3 б класса учитель
Предметная область: Литературное чтение (Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова)


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную