Пояснительная записка Направленность Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к решению олимпиадных задач по химии»


страница1/5
lit.na5bal.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Информационно - методический центр»


ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

протокол № 1 от31.08. 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО «ИМЦ»
 ______________Евдокимов И.В.

Приказ № 50_от «01» сентября 2017 г



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

естественнонаучной направленности
«ПОГОТОВКА К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
Возраст детей: 14-15 лет

Срок реализации программы: 1 год
Автор -составитель:

Гашинская Елена Николаевна

педагог дополнительного образования






п. Новый Свет

2017г.

Оглавление
Пояснительная записка 3

Направленность 3

Актуальность 3

Педагогическая целесообразность 3

Цель, задачи 3

Отличительные особенности программы 4

Возраст детей 4

Сроки реализации программы 4

Организационно - педагогические условия реализации разноуровневой

общеразвивающей программы 5

Планируемые результаты и формы их оценки 5

Учебно-тематическое планирование 5-7

Содержание программы 8

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы 10

Список литературы 11

Для педагогов 11

Для обучающихся 12

Система оценки результатов освоения общеразвивающей программы 12

Текущий контроль 12

Промежуточная аттестация обучающихся 13

Итоговая аттестация 13-19

Приложения 12-21

Календарный учебный график…………………………………………………………12-13

Оценочные материалы, обеспечивающие реализацию разноуровневой

общеразвивающейпрограммы…………………………………………………………13-21

Календарно-тематическое планирование………………………………………………21

Пояснительная записка

Направленность

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к решению олимпиадных задач по химии» имеет естественнонаучную направленность». Программа нацелена на развитиеспособностей у учащихся в ходе решения расчетных и экспериментальных задач по химии, выявление детей, умеющих решать «трудные» задачи, с привлечением их к подготовке по олимпиадам, конкурсам различного уровня. Занятия проводятся индивидуальные и групповые. Программа составлена в соответствии с уровнем подготовки обучающихся.

Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается в том, что дополнительная программа позволяет расширить образовательное пространство для изучения предмета – химии. Расширить знания теоретической и практической химии, эти знания позволят решать расчетные и экспериментальные задачи и результативно выступать на школьных и районных олимпиадах.

Педагогическая целесообразность.

Дополнительная образовательная программа призвана расширить образовательное пространство для самореализации и самоактуализаци обучающихся. Программа способствует освоению знаний, овладению умением решать углубленные задачи по химии. Выполняя практические эксперименты, определять цели, задачи эксперимента, творчески подходить к решению проблем. Применять к решению расчетных и экспериментальных задач математический метод решения.

Цель, задачи.

Цель дополнительной общеразвивающей программы «Подготовка к решению олимпиадных задач по химии»:сформировать у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике, развитию творческого мышление учащихся в процессе решения расчетных и экспериментальных задач, научить решать задачи по химии различного типа. Применять для решения задач различные способы решения

Основные задачидополнительной общеразвивающейпрограммы

  • Формирование общенаучных умений: логического, образного, алгоритмического мышления, формирование эрудиции в вопросах химии, расширение кругозора, развитие памяти, умения работать с полученной информацией по эксперименту;

  • Формирование умений, наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • Формированию понятий: об основных понятиях и законах химии, химической символике; развитие образного и пространственного мышления, развитие смекалки в решении проблем. познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

Отличительные особенности программы:

Включение детей в процесс решения задачи или практического эксперимента через постановку проблемы, позволяет повысить мотивацию деятельности учащихся. Осознанно воспринимать структуру занятия, определять цель, обнаруживать и формулировать проблему с помощью педагога и самостоятельно выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью педагога и в группе, планировать деятельность с помощью педагога и самостоятельно, а также работать по плану, т.е. способствовать достижению нового образовательного результата.

Возраст детей.

Дополнительная образовательная программа предназначена для обучающихся 14 – 15 лет.

Сроки реализации программы.

Срок реализации программы 1 года.

Организационно-педагогические условия реализации общеразвивающей программы

Форма обучения – очная.

Формы проведения занятий – аудиторная;

Форма организации занятий - групповая.

Продолжительность одного занятия -45 мин.

Объём нагрузки в неделю: 4х45 с 10 мин. перерывом.

Количество обучающихся в группе: от 15.

Планируемые результаты и формы их оценки.

Личностные:

  • к концу обучения обучающейся способен умение аргументировать свою точку зрения;

- определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта)

с помощью педагога и самостоятельно;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью педагога

и в группе;

  • планировать деятельность с помощью педагога и самостоятельно;

  • работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки с помощью педагога и самостоятельно;

Метапредметные:

  • к концу обучения обучающейся способен, оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха;

  • предлагать свои варианты выполнения заданий;

  • овладеть правилам и поведения в хим.лаборатории, работать с химическим реактивами;

- составлять презентации проектов, подготовленные к обобщающему занятию;

К концу обучения обучающиеся умеют :

  • -применять расширенные знания по предмету химия;

  • -получат полное представление об окружающем мире с позиций химических явлений.

  • - определять состав веществ по их формулам,

  • -определять типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях,

  • характеризовать: химические элементы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • - определять тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • - вычислятьмассовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • - вычислять массовую долю вещества в растворе;

  • - вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

  • -могут результативно выступать на химических конкурсах; олимпиадах,

  • - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

Содержание программы

Учебно-тематическое планирование.

п/п

Название темы и разделов.

Общее кол-во

учебных часов.

Теоретический

Практический

1.1.

Модуль 1 Введение (2 час).Цели и задачи курса.

2

1




1. 2

Правила поведения в кабинете химии. ТБ при проведении лабораторных и практических работ. Знакомство с лабораторным оборудованием.







1

3,4

Модуль 2 Важнейшие химические понятия.(13ч)Овладение знаниями о веществе, знаках химических элементов, химических формулах, с.о., валентности, химических реакциях, физические явления. Применение теоретических знаний на практике.

13

2




5,6

Решение расчетных задач на вычисление относительной молекулярной массы вещества по формулам. Решение упражнений по составлению химических формул с использованием валентности, определение с.о. элементов.







2

7,8

Овладение знаниями о количестве вещества, молярном объеме газа. Решение расчетных задач.

Основные стехиометрические понятия и законы. Относительные молекулярные и молярные массы.




1

1

9,10

Понятие массовой доли вещества в смеси или в растворе. Процентное выражение массовой доли. Объемная доля вещества, Массовая доля элемента как отношение этой величины к молярной массе всего соединения.




1

1

11,12,13.

Школьная олимпиада







3

14.15

Решение задач на нахождение массовой доли химического элемента в веществе. Вывод формулы соединений по массовым долям химических элементов







2




Модуль 3. Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса и объем.(2ч)

2







16,17

Решение расчетных задач, на определение количества вещества, массы вещества и объем







2




Модуль 4. Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении. (8ч)

8







18,19

Понятие массовой доли вещества в смеси или в растворе. Процентное выражение массовой доли. Объемная доля вещества, Массовая доля элемента как отношение этой величины к молярной массе всего соединения




2




20.21

Объемная доля. Решение задач на нахождение объемной доли химического элемента в веществе







2

22.23.

Количество вещества. Число Авогадро. Закон Авогадро Молярный объем газов. Относительная плотность газа.







2

24.25.

Решение тестов по теоретическому материалу.







2




Модуль 5. Вывод формул соединений (6ч).

6







26. 27.

Соотношение числа атомов каждого элемента в молекуле – эмпирическая формула. Точный качественный и количественный состав одной молекулы данного соединения – молекулярная формула.





2




28. 29.

30,31

Решение задач на вывод формул







4




Модуль 6. Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции (10ч)

10







32-35

Составление уравнений реакции по условию задачи, расстановка коэффициентов.

Расчеты с использованием количеств веществ реагирующих и образующихся веществ.




2

2

36-39.

Нахождение количества вещества других участников реакции по массе или объему







4

40,41

Молодежный чемпионат по химии. г. Пермь







2




Модуль 7. Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке (10)

10







42-45

Расчет массы вещества взятого в избытке




2

2

46. 47

Расчет объема вещества взятого в избытке







2

48-51

Решение задач, если в задачи используется количество вещества.







4




Модуль 8. Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции (12ч).

12







52-56

Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции. Доля выхода продукта реакции




2

2

57-60

Расчет практической доли выхода продукта по массе исходного веществаВычисление продукта реакции, используя объем, реально образовавшегося в химическом процессе и теоретически вычисленного по уравнению химической реакции







4

61-64

Вычисление продукта реакции, используя количества вещества, реально образовавшегося в химическом процессе и теоретически вычисленного по уравнению химической реакции.







4




Модуль 9. Расчеты, связанные со скоростью химической реакции и химическим равновесием. (15ч)

15







65.66

Понятие о скорости реакции. Факторы влияющие на скорость хим.реакции.







2

67,68

Правило Вант-Гоффа. Вычисление по формуле .







2

69,70

Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. Химическое равновесие, условия его смещения. Константа равновесия, е вычисление.




1

1

71,72

Решение задач на скорость хим.реакции и хим.равновесие.







2

73,74,75

Олимпиада для 9кл «Успех»







3

76,77,78,79

Решение олимпиадных задач




1

3




Модуль 10. Расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией (10ч)

10







80.81

Гомогенная система, концентрация.




2




82,83

Характеристика содержания растворенного вещества в определенном количестве раствора или растворителя




2




84,85

Массовая доля, молярная концентрация, титр, растворимость, диссоциация, степень диссоциации




1

1

86,87

Растворимость веществ. ЭД, Расчетные задачи




1

1

88,89

Решение задач связанных с концентрацией растворов.







2




Модуль 11. Расчеты, связанные с положением металлов в электрохим. ряду напряжений металлов. (12ч)

12







90,91

Электродные потенциалы, отражающие восстановительную способность металлов




2




92.93.

Вытеснение металлов из растворов солей другим металлом, стоящим левее




1

1

94,95,

96,97

Расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжения металлов




2

2

98,99

Положение водорода в ЭХР напряжения металлов. Решение задач на вытеснение Металлов из растворов




2




100,101

Олимпиада в рамках «Успех»







2




Модуль 12. Задачи на смеси.(18ч)

18







102,103

Урок-практикум по составлению расчетных задач по уравнениям реакции ( Работа в группах и парах).







2

104.105.

Вычисление состава смеси веществ (%) вступившей в реакцию.




1

1

106.107.

Решение самостоятельной работы.







2

108.109.

Смеси веществ, разделяющиеся в процессе протекания химических реакций.







2

110.111

Смеси веществ, не разделяющиеся в процессе протекания химических реакций.







2

112,113

Решение задач из Районной олимпиады по химии.







2

114,115

Решение задач из Районной олимпиады по химии.







2

116,117

Генетическая связь между классами неорганических веществ Составление цепочек решение их.







2

118,119

Генетическая связь между классами неорганических веществ Составление цепочек и решение их.







2



  1   2   3   4   5

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка Направленность Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к решению олимпиадных задач по химии» iconПояснительная записка Направленность Образовательная общеразвивающая...
Реализуемая программа призвана обеспечить подготовку учащихся 9-11 классов к различным этапам Всероссийской олимпиады школьников,...

Пояснительная записка Направленность Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к решению олимпиадных задач по химии» iconПояснительная записка дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ступени творчества» технической направленности основывается на следующие...

Пояснительная записка Направленность Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к решению олимпиадных задач по химии» iconМетодические рекомендации по решению олимпиадных задач. Образцы олимпиадных заданий
Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования...

Пояснительная записка Направленность Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к решению олимпиадных задач по химии» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательнаяя общеразвивающая...
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка Направленность Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к решению олимпиадных задач по химии» iconПояснительная записка. Направленность
Дополнительная образовательная программа «Познай себя» составлена на основании нормативных правовых документов

Пояснительная записка Направленность Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к решению олимпиадных задач по химии» iconДополнительная общеразвивающая программа художественной направленности...
Дополнительная общеразвивающая программа по рисованию нетрадиционными техниками «Веселые краски» разработана для детей 4-5 лет

Пояснительная записка Направленность Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к решению олимпиадных задач по химии» iconПояснительная записка Учебно-тематический план первого года обучения
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «От штриха к Вселенной» художественной направленности основывается...

Пояснительная записка Направленность Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к решению олимпиадных задач по химии» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
...

Пояснительная записка Направленность Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к решению олимпиадных задач по химии» iconРабочая программа по музыке Пояснительная записка
Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию...

Пояснительная записка Направленность Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к решению олимпиадных задач по химии» iconПрограмма по обучению звуковой культуры речи в доу с детьми 3-4 лет 5-16
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый язычок»


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную