Урок в 10-ом классе по теме: “ Альдегиды. Номенклатура. Изомерия. Строение. Физические, химические свойства. Способы получения”. Урок построен с использованием технологии развития критического мышления. Цель урока. Основываясь на знаниях учащихся о классах органических соединений, на химическое понятие о типах реакций (окисление и восстановление), изучить класс альдегидов, развивая познавательную активность, умение увидеть проблему и наметить пути её решения. Задачи урока. Образовательные.
Развивающие.
Воспитательные
Страница 1. Тип урока. Урок сообщения и усвоения новых знаний. Методы обучения. - Исследовательский. - Лабораторный опыт. - Наглядные (компьютерная презентация, подготовленная в Power Point). - Работа с учебной литературой. - Беседа. Форма работы. - Лабораторная. - Групповая. Оборудование и реактивы. - Приборы и реактивы для проведения лабораторных опытов: “Окисление этилового спирта оксидом меди (II)”, “Окисление уксусного альдегида аммиачным раствором оксида серебра (I)” . - Инструктивные карточки по выполнению лабораторных опытов. - Информационные листы №1,2,3. - Тестовые задания по теме: “ Альдегиды”. - Таблица для заполнения: “ Знаю. Хочу узнать. Узнал”. - Учебник Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия 10. 2010. - Комплекс “ Компьютер + проектор” для демонстрации компьютерной презентации. Страница 2. Ход урока.
Учитель. - Кислородсодержащие органические соединения это …? Ответ: соединения, содержащие в своем составе элементы: кислород, углерод, водород. – С какими классами кислородсодержащих соединений познакомились? Ответ: спирты, фенолы. Продолжим знакомство со следующим классом, содержащим в своем составе элементы: углерод, водород и кислород.
Учитель. - Что же это за класс органических соединений? Вам предстоит выяснить и сформулировать тему урока. Для этого выполните лабораторный опыт №1: “Окисление этилового спирта оксидом меди (II)”. Лабораторный опыт №1. Тема: Окисление этилового спирта оксидом меди (II). Инструктивная карточка.
Учитель. - Укажите признаки химической реакции. Ответ: проволока в спирте становится блестящей, появляется резкий запах яблока. - Какой можно сделать вывод? Ответ: образовалось в ходе химической реакции новое вещество. - Какое? ( Учащиеся смотрят презентацию, выполненную в Power Point). Страница 3. Презентация: ” Альдегид двух химиков поссорил”. ( Показ слайдов.) – В конце 18 века химики интенсивно изучали свойства известных органических соединений. В 1782 г. К. Шееле, окисляя этиловый спирт оксидом марганца (IV) в серной кислоте, заметил, что помимо основного продукта – уксусной кислоты – образовалось еще какое-то резко пахнущее соединение. – В 1821 г. И. Деберейнер окислял этиловый спирт в присутствии платинового катализатора и получил некоторое количество смеси исходного спирта с продуктами его окисления, в состав которых входит то же самое резко пахнущее соединение. - И. Деберейнер отправил полученный им образец Ю. Либиху, из которого тот в 1835 г. выделил чистое вещество, содержащее на два атома водорода меньше, чем этанол. Ученый установил его состав (C2H4O) и объявил, что получил новое вещество, названное безводородный алкоголь или сокращенно альдегид. – В ответ на претензии И. Деберейнера на приоритет открытия Ю. Либих в характерной ему едкой манере заметил, что тот имеет столько же оснований претендовать на открытие альдегида, сколько ньютоновское яблоко – на открытие закона всемирного тяготения. Учитель. Посмотрев презентацию, вы должны сказать сами, о каком классе органических соединений пойдет речь, и сформулировать тему урока. А для того, чтобы это сделать более точно и правильно, надо от молекулярной формулы перейти на построение какой формулы? Ответ: структурной. Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Каждая группа работает по информационному листу №1. Информационный лист №1.
Страница 4.
Ученики работают в паре, затем в группе. Результаты работы записывают на доске. ( На доске появляются шесть структурных формул). Учитель. – Посмотрите на формулы органических веществ, укажите их состав. Ответ: радикал и альдегидная группа. – О каком классе кислородсодержащих соединений пойдет речь на уроке? Ответ: альдегиды. – Сформулируйте тему урока. Учащиеся формулируют тему урока, учитель записывает её на доске: “ Альдегиды”. Учитель. Зная, какую структурную формулу имеют альдегиды, запишите уравнение проведенной реакции в лабораторном опыте №1: “ Окисление этилового спирта оксидом меди (II) “.
Учитель. Продолжаем работу. Перечислите, что вы знаете уже об альдегидах. Заполните первую колонку таблицы: “ Знаю. Хочу знать. Узнал”. Ребята работают в паре и в группе. Результаты зачитывает одна группа, все остальные группы делают дополнения. В результате групповой работы учащиеся определяют всю информацию, которой они владеют на данном этапе обучения. ( Смотрите первую колонку таблицы). Страница 5. Таблица. Знаю. Хочу знать. Узнал. (З.Х.У.)
Учитель. – Давайте выясним, что вы еще хотели бы узнать о классе альдегидов, тогда тема урока будет сформулирована полностью. – Заполните вторую графу: “Хочу знать” таблицы. Обсуждение вопросов проходит в парах, а затем в группах, результаты работы зачитываются и дополняются группами. Каждая группа зачитывает свои записи, по ходу обсуждения делаются дополнения (смотрите вторую графу таблицы). После того, как обе колонки таблицы заполнены, ученики формулируют окончательно тему урока. Учитель дополняет название темы на доске: “ Альдегиды. Номенклатура. Изомерия. Физические, химические свойства. Способы получения и применение”. Учитель. – Предлагаю перейти к изучению поставленных вопросов. – Поработайте с текстом информационного листа №2 и выполните соответствующее задание. Страница 6. Информационный лист №2 Номенклатура альдегидов.
O 3 2 1 ⁄⁄ Например: CH3- CH- C – H 2- метилпропаналь. | CH3
O ⁄⁄
O ⁄⁄
Внимание! Формулы и названия этих альдегидов знать наизусть. Изомерия альдегидов. В пределах класса альдегидов возможен только один вид изомерии – изомерия углеродного скелета (углеродной цепи). Страница 7. Задание. - По молекулярным формулам постройте структурные формулы альдегидов и возможные формулы их изомеров. – Дайте названия веществам.
На данном этапе работы, учащиеся обладают достаточными знаниями по построению структурных формул и формул их изомеров. Учащиеся работают в паре, затем в группе. Результаты групповой работы записываются на доске и обсуждаются всеми группами. На основании проделанной работы учащиеся делают выводы, отвечают на вопросы. Учитель. – Из 1-ой графы таблицы: З.Х.У. видно, что для альдегидов характерны реакции присоединения. – Записываем в тетрадях заголовок: “Химические свойства альдегидов”. I Реакции присоединения. – Назовите реакции присоединения, которые вам известны. Ответ: гидрирование, галогенирование и др. – Для альдегидов характерна реакция гидрирования. Ученик на доске записывает уравнение реакции гидрирования уксусного альдегида, а все остальные учащиеся – в тетрадях. Обсуждаются условия химической реакции и продукт. Учитель. – Для класса альдегидов характерен еще один тип реакции. Записываем в тетрадях под цифрой два: II Реакции окисления. – Выполните лабораторный опыт №2, согласно предложенной инструкции. Страница 8. Лабораторный опыт №2 Окисление уксусного альдегида аммиачным раствором оксида серебра (I). Реакция “серебряного зеркала”. Инструктивная карточка.
Консультация: стр. 103. Учебник – автор Г.Е.Рудзитис 10 класс. Запомните! Реакция “серебряного зеркала” является качественной реакцией на альдегиды. Учитель. – Укажите признаки химической реакции. Ответ: на стенках пробирки, в виде блестящего налета, оседает серебро. – Реакция окисления - взаимодействие альдегидов с аммиачным раствором оксида серебра (I) является качественной реакцией на альдегиды. – Запишите уравнение химической реакции. Учащийся из любой группы записывает уравнение химической реакции окисления альдегида аммиачным раствором оксида серебра (I) на доске, а все остальные – в тетрадях. O O ⁄⁄ t ̊ ⁄⁄ CH3 – C – H + 2 [ Ag (NH3)2]OH --→ 2Ag ↓ + CH3 – C – ONH4 + 3NH3 + H2O. После выполнения и обсуждения результатов работы учитель предлагает проработать вопросы: - физические свойства; - способы получения; - области применения альдегидов. Страница 9. Используется материал учебника, либо можно предложить готовую отпечатанную информацию. Учитель. – Изучите соответствующие вопросы по информационному листу №3. Информационный лист №3.
C2 – C11 - жидкости С12 - … - твердые вещества Способы получения: ( запишите в тетрадь) Лаборатория:
Промышленность:
Применение: Из альдегидов наибольшее применение имеют формальдегид и ацетальдегид (уксусный альдегид). Формальдегид используется обычно в виде водного раствора – формалина. В быту формалин используется для дезинфекции. В сельском хозяйстве он необходим для протравливания семян. Широко применяют формалин в кожевенном производстве, так как он оказывает дубящее действие на белки кожи, делая их более твердыми, негниющими. На этом же основано применение формалина для сохранения биологических препаратов. Взаимодействием формальдегида с аммиаком получают широко известное лекарственное вещество – уротропин. Основное количество формальдегида идет на реакцию с фенолом для получения фенолоформальдегидных пластмасс, из которых изготовляют электротехнические изделия, детали машин и многое другое. Страница 10. Ацетальдегид (уксусный альдегид) в больших количествах используется для производства уксусной кислоты и других синтезов. При его тетрамеризации получают так называемый сухой спирт. Учитель. – После изучения всех вопросов, перейдем к заполнению третьей колонки таблицы: З.Х.У. Учащиеся вписывают ответы на поставленные вопросы в графу этой таблицы.
Тестовые задания по теме: “Альдегиды”.
а) CnH2n+2; б) CnH2n+1 – OH; O ⁄⁄ в) CnH2n+1 - C \ H O ⁄⁄ г) CnH2n+1 - C \ OH
CH3 O | ⁄⁄ CH3 – CH2 – C – C | \ CH3 H а) 2-метилбутаналь; б) 3,3-диметилбутаналь; в) 2,2-диметилпропаналь; г) 2,2-диметилбутаналь. Страница 11. 3. Тип химической реакции: O ⁄⁄ t˚, Pt H – C + H2 ---------→ \ H а) присоединение; б) замещение; в) окисление; г) полимеризация. O H2SO4 , t˚ ⁄⁄ 4. … + H2O ------------→ CH3 – C \ а) этилен; H б) ацетилен; в) бутин-1; г) пропин. 5. С помощью реакции серебряного зеркала можно различить: а) этанол, этаналь; б) глицерин, метанол; в) метаналь, этаналь; г) этилен, ацетилен. 6. Установите соответствие между формулой вещества и областью применения: Формула: Область применения: O 1. производство уксусной кислоты; ⁄⁄ 2. обеззараживание воды; а) СH3 – C 3. дезинфекция хирургических инструментов; \ 4. производство ацетилена; H O ⁄⁄ б) H – C \ H Страница 12.
Технологическая карта урока. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Вызов - Предлагает выполнить лабораторный опыт №1: “Окисление этилового спирта оксидом меди (II)”. - Посмотреть презентацию: “Альдегид двух химиков поссорил”. - Выполнить задание согласно информационному листу №1. - Создает условия для формирования темы урока учащимися. - Проводят лабораторный опыт №1. По результатам наблюдений делают вывод: в ходе эксперимента образовалось новое кислородсодержащее вещество. - Просмотрев презентацию, ученики знакомятся с молекулярной формулой класса органических соединений. - Разделившись на группы, работая по информационному листу №1, они делают вывод о составе вещества, записывают структурные формулы альдегидов. Учащиеся формулируют тему урока: “Альдегиды”, записывают её в рабочих тетрадях. Осмысление - Организует работу по выяснению известной у учащихся информации по классу альдегиды. Предлагает заполнить первую колонку таблицы: “Знаю. Хочу узнать. Узнаю” Страница 13. - Создает условия для окончательной формулировки темы урока. Дополняет название темы урока на доске. - Предлагает поработать с текстом информационного листа №2 и выполнить задание. - Организует работу по изучению химических свойств альдегидов. - Предлагает записать уравнение реакции гидрирования (взаимодействие уксусного альдегида с водородом), а также название продукта реакции. - Обращает внимание на условия химической реакции. - Предлагает выполнить лабораторный опыт №2: “Окисление уксусного альдегида аммиачным раствором оксида серебра(I)”. По результатам лабораторного опыта указать признаки химической реакции, записать уравнение реакции. - Организует работу по рассмотрению вопросов: физические свойства, способы получения и применение альдегидов. - Подводит итог проделанной работе. - Работая в парах-группах, заполняют первую колонку таблицы, обсуждают результаты, делают выводы, дополнения. - Заполняют графу: “Хочу знать” таблицы. Работают в парах-группах. Каждая группа зачитывает свои записи, по ходу обсуждения делаются дополнения. - Работают с информационным листом в парах-группах, изучают номенклатуру и изомерию альдегидов. Результаты групповой работы записываются на доске и обсуждаются всеми группами. - Один человек на доске, остальные в тетрадях записывают уравнение реакции, подписывают название продукта реакции. - В группах проводят лабораторный опыт, используя инструкцию. Указывают признаки химической реакции. Один ученик из любой группы записывает уравнение реакции на доске, остальные – в тетрадях. - Работают, используя текст учебника, либо информационный лист №3. - Заполняют графу: “Узнал” таблицы “З.Х.У.” Рефлексия Страница 14. - Предлагает для закрепления изученного материала выполнить тестовые задания. - Учащиеся фронтально выполняют задание, варианты ответов проверяются в классе. Подведение итогов. Сегодня на уроке мы с вами постарались “вникнуть в суть” вопроса, не боялись ошибаться и исправляться. Не бойтесь своих мыслей и в жизни не бойтесь признавать ошибки, но помните слова китайского мыслителя – “при этом важно самому исправиться”. Смелых вам идей и хорошего настроения! Выставляются оценки за урок. Литература.
Страница 15. |
![]() | Образовательные: Способствовать формированию знаний о структуре и свойствах белков | ![]() | Технологическая карта урока литературы в 10 классе «Тематика, проблематика драмы Н. А. Островского «Бесприданница» |
![]() | Тема урока: Топливно- энергетический комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Современные проблемы тэк | ![]() | Тема урока: «Не позволяй душе лениться! Нравственная идея святочного рассказа Н. С. Лескова Под Рождество обидели» |
![]() | Введение в тему урока. Мотивация познавательной деятельности. Постановка целей | ![]() | Продолжить формирование знаний учащихся об основных функциях и особенностях опорно–двигательного аппарата |
![]() | Продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, дополнительной литературой, атласом и картой | ![]() | Электронные образовательные ресурсы, доступ к которым обеспечивается обучающимся |
![]() | Презентация «Казанский кафедральный собор», Эдуард Артемьев музыка к х/ф "Доктор Живаго" "Встреча в церкви", опорные карточки | ![]() | Обучающиеся подают заявление в образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которой они осваивают... |