«Собаки»


lit.na5bal.ru > Информатика > Документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Абакана

«Детский сад присмотра и оздоровления «Огонек»
Аржанова Любовь Владимировна

Мельверт Татьяна Алексеевна

Воспитатели МБДОУ «Д/с «Огонёк»

г. Абакан

Непосредственно образовательная деятельность

(средний дошкольный возраст)

Игра-путешествие с элементами риторики «Поиграем со щенком»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Познание».

Цель: развитие познавательно-речевой сферы воспитанников, углубление и расширение знаний по теме: «Собаки».

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать материал по теме «Собаки», обеспечить повторение и закрепление воспитанниками основных понятий по данной теме;

  • обогащать и активизировать словарный запас по теме «Собаки»;

  • продолжать формировать умение грамматически правильно строить предложения при составлении загадок, в употреблении предложений с вопросительной интонацией;

  • обеспечить формирование правильности речи, закрепление умения в употреблении притяжательной формы прилагательного «собачий»;

  • совершенствовать навыки устной речи через употребление слов-признаков, слов-действий по данной теме;

  • отрабатывать умение применять основные риторические формулы речевого этикета в ситуации приветствия, прощания; вежливо реагировать на обращение;

  • обогащать представления детей об окружающем мире.


Развивающие:

  • развивать гибкость дыхания, умение регулировать громкость произношения звуков (техника речи – сила голоса), темп, ритм;

  • развивать артикуляционный аппарат;

  • способствовать развитию связности речевого высказывания в составлении описательного рассказа-загадки (по карте-схеме), творческого рассказа;

  • развивать умение сравнивать, выделять существенные признаки сходства и различия собак, понимать простейшие причинно-следственные связи;

  • развивать представления о формах вежливого приветствия, обращения, прощания;

  • развивать умение соотносить средства вербального и невербального общения;

  • развивать коммуникативные навыки, побуждая детей к разыгрыванию речевых ситуаций;

  • развивать слуховое внимание, быстроту мышления; умение распознавать эмоции радости и грусти;

  • способствовать развитию инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками;

  • содействовать гармоничному физическомуразвитию и активизации умственной работоспособности детей.


Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения и сознательное намерение говорить выразительно, образно, эмоционально;

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность детей во время речевой разминки;

  • содействовать воспитанию у детей интереса к родному языку, желанию овладевать его речевыми богатствами;

  • обеспечивать нравственное воспитание: гуманизм, сочувствие и сопереживание животным;

  • воспитывать чуткое отношение к собеседнику, желание слушать и быть услышанным.

Материалы, оборудование:

Кукла - Язык Языкович, игрушки: мягкие игрушки (собачки в будке), мяч, предметы для игры «Выбери необходимый предмет» (цепь, кость, миска, поводок, ошейник, мячик, коврик); зеркало; карты-схемы: «Да-Нетка», «Какая собачка?» (для описания, со съёмными плоскостными фигурами собак); карточки-задания к игре «Опосредованное запоминание»;

ТСО: диктофон с аудиозаписью «Щенок скулит», фонограмма песни «Тяв, тяв» на слова Ю.Разумовского, муз. В.Герчик
Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок по данной теме, чтение художественной литературы (статьи о собаках в «Детских энциклопедиях», русские народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Репка», «Заюшкина избушка» и авторские: «Простоквашино»Э.Н.Успенский); дидактические и логические игры; составление описательных рассказов по схемографическим планам; сюжетно-ролевые игры; рисование по теме«Собаки на тренировочной площадке»; лепка по теме«Мама-собака со щенками»; создание коллажа «На деревенском подворье»; ИКТ – рассматривание иллюстраций с разными породами собак, развивающие фильмы о собаках – помощниках человека: пограничные, спасатели; разучивание песни «Тяв, тяв» слова Ю.Разумовского, муз.В.Герчик; слушание песни «Пропала собака» слова А.Ламм, муз.В.Шаинского;DVD – просмотр мультфильмов по данной теме.
Ход НОД «Поиграем со щенком и его друзьями»
1. Создание игровой мотивации

Игра «Минутка – настроения»

Создание атмосферы доверительности – речевой этикет

Воспитатель: Сегодня чудесный день. За окошком ярко светит солнышко. У нас в группе светло и уютно. Какие у вас яркие глазки и добрые улыбчивые лица.

- Ребятишки, у вас хорошее настроение? (Дети: да, нет).

- Я предлагаю вам, дети, подойти к Языку Языковичу, поздороваться с ним и поделиться хорошим настроением (Дети подходят к Языку Языковичу).

- Давайте с ним поздороваемся. (Дети: здравствуй!)

- А как ещё можно поздороваться?

(Дети: доброе утро; привет; как приятно тебя видеть).



c:\users\татьяна\desktop\новая папка\dsc00864.jpg

c:\users\татьяна\desktop\bkdc3924.jpg



Воспитатель: Ребята, кажется, мы вовремя пришли, посмотрите, какое настроение у нашего Языка Языковича! А давайте у него спросим, почему он такой грустный? (Дети спрашивают у Языка Языковича, почему он грустит)

Язык Языкович: – Мой очень хороший добрый друг расстроен, он плачет. Послушайте! (включается фонограмма – жалобно скулит щенок ).

Воспитатель: Действительно плачет! Кто так может плакать? (Щенок)

- Мы добрые ребята? (Дети: да). Тогда давайте поедем в гости к Щенку и его друзьям, спросим, что случилось, и поиграем с ними. (Дети с удовольствием соглашаются). Только наш Щенок живет далеко, и попасть к нему можно лишь на поезде. Но чтобы сесть в поезд, нужно выполнить следующее задание «Назвать правильно слово».
2. Речевая разминка (вербальное упражнение, дыхательное упражнение, вопросы детей, имитация звука, артикуляционная гимнастика)

Вербальное упражнение «Назови правильно» - объединение слов в пары на разных логических основаниях(активизация словаря по теме «Собака»).

(Предварительно ответив на вопрос, дети-«вагончики»встают друг за другом, выстраиваясь в паровоз)

Воспитатель:- Начинаем!

Лошадь большая, а собачка …. (маленькая).

У овцы ягнёнок, а у собаки…(щенок).

Кошка мяукает, а собака…(лает).

У вас лицо-личико, а у собаки…(мордочка).

У человека дом, а у собаки…(будка, конура).

У коровы ноги, а у собаки…(лапы).

У человека имя, а у собаки…(кличка).

Какой длинный поезд получился!
Дыхательное упражнение(развитие дыхательной мускулатуры - вдыхаем носиком и на выдохе произносим звук)

Воспитатель: Чтобы весело играть, надо правильно дышать.

- Как гудит паровоз? (У – у – у) – вдыхаем носиком и на выдохе произносим «у- -у – у». Сначала поезд едет медленно и гудит тихо, затем все громче и громче. Поехали!

(Дети двигаются по группе. По дороге им встречается щенок. Он потерял свой любимый предмет, которым очень любит играть и просит детей помочь ему его отыскать, задав вопросы)

Игра «Да-Нетка»(активизация слов-признаков, умение задавать вопросы, использовать в речи вопросительную интонацию)

(Дети задают вопросы по схеме:«Этот предмет квадратной формы?» (при ответе воспитателя:«Нет», дети предлагают другую форму), затем выясняют цвет, размер, материал.Далее звучит логический вывод детей: Мяч).



c:\users\татьяна\desktop\новая папка\dsc00838.jpg

c:\users\татьяна\desktop\новая папка\dsc00854.jpg



Вербальное упражнение «Как собачка голос подаёт?»(активизация слов-действий)

Воспитатель: А вы знаете, как разговаривает собачка? (гавкает, лает, тявкает). А давайте представим, что мы собачки, и нам нужно подать голос, как мы будем говорить? (Дети: ав-ав).

Упражнение на силу голоса(техника речи – регуляция силы голоса)

Дети лают сначала громко, потом тише, и, наконец, шёпотом.

Воспитатель: Шарик любит играть с мячиком. Если мячик подскачет высоко, то мы поем песенку «ав-ав» громко, если низко - то тихо, а если только пошевелился - то наша песенка звучит шепотом (Дети выполняют, регулируя силу голоса).

- Молодцы! Вот как умеют лаять собачки! А вот что нужно уметь ребятам, чтобы хорошо разговаривать?

Дети:Чтобы разговаривать,

Нужно выговаривать.

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Воспитатель: А для этого нужно делать гимнастику для язычка. Давайте покажем щеночку, как мы умеем ее делать.
Игра – гимнастика(Артикуляционная гимнастика + мимическая релаксация)

Глазками моргнули, «Ок-ок-ок – это щенок,

Рот в улыбке растянули, Ос-ос-ос – у него чёрный нос,

Бровки вверх подняли, Пы-пы-пы – у щенка лапы,

На носик пальчиком нажали Ост-ост-ост – у него есть хвост».

И тихонечко сказали:
3. Практическая часть – моделирование различных речевых ситуаций, стимулирующих детей к творческой продуктивной речевой деятельности, активизации словаря и обогащение речи по теме: «Собаки»

Коммуникативно-лингвистическая игра «Придумай кличку»

Воспитатель: А как же зовут нашего щенка, как вы думаете? (Дети придумывают разные варианты клички щенка).

- Молодцы! Много кличек придумали. Язык Языкович подсказал мне, что это Бим. У Бима много друзей, которые живут в сказках. Посмотрите на картинки и запомните слова – клички, относящиеся к данной картинке.
Игра «Опосредованное запоминание» на тему «Клички собак в сказках»

(логическое мышление на ассоциацию по сказкам)

Говорю: Шарик Дружок Жучка Тузик

Показываю: Кот Лисичка Внучка Зайчик

Ответы детей (объединить картинку со словом и объяснить - сделать вывод):

  • Шарик и Кот Матроскин - герои из сказки «Простоквашино»

  • Дружок и Лисичка - герои из сказки «Лисичка со скалочкой»

  • Жучка и Внучка - герои из сказки «Репка»

  • Тузик и Зайчик - герои из сказки «Заюшкина избушка»



c:\users\татьяна\desktop\новая папка\dsc00840.jpg

c:\users\татьяна\desktop\новая папка\dsc00841.jpg


Воспитатель: Что-то загрустил наш друг. Давайте присядем и расскажем немного о его друзьях, напечатав фотографии.
Темпоритмическое упражнение «Японская машинка»(на координацию речи и движения:хлопок в ладоши, хлопок по коленям,щелчок правой рукой, щелчок левой рукой, при этом проговариваются слова)

Это я, ваш верный пёс,

Добрый Бимка – чёрный нос.

День и ночь я дом стерёг,

Наработался, прилёг.

Воспитатель: Пока Бимка прилёг, мы посмотрим на этих животных. Какие они разные (обращаем внимание детей на схему, где изображены собаки разного окраса, размера…)

Воспитатель:

  • Большие и…(дети: маленькие)

  • Гладкошерстные и…(дети:пушистые, лохматые)

  • Чёрные …(дети:белые, рыжие, серые, пятнистые)

И всё это кто? (дети: собаки)
Описательный рассказ-загадка по карте – схеме «Какая собачка?»

(Ребёнок, по желанию, составляет загадку об одной, выбранной глазами собаке, по схеме и задаёт вопрос:Какой окраски эта собачка?)

Например: Я загадал собачку, у которой маленькая голова, вытянутая мордочка, длинные лапы, короткий хвостик, короткая шёрстка. Какой окраски эта собачка?



c:\users\татьяна\desktop\новая папка\dsc00846.jpg

c:\users\татьяна\desktop\новая папка\dsc00849.jpg



Воспитатель: Бимка и его друзья благодарят вас за загадки и предлагают поиграть

Динамическая пауза: «Щенята и ребята» с целью развития воображения, выразительности движений и речи (дети выполняют движения в соответствии со словами)

Рано утром на полянке

Разыгрались ребятки и щенятки.

Левой ножкой топ-топ,

Правой ножкой топ-топ.

И в ладошки хлоп-хлоп.

Руки вверх, вверх, вверх,

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз и опустили,

Руки на пол положили.

А теперь на четвереньках

Погуляли хорошенько.

А теперь скорей встаём, вместе все в кружок идём.
Игра со смысловым заданием: «Дружные щенята» (на интонирование, эмоциональную выразительность речи)

(Дети произносят фразу с разной интонацией: удивлённо, грустно, радостно, ласково)

Воспитатель: Продолжаем играть. Я буду Мамой-собакой, а вы моими детками.

(Дети присаживаются на корточки лицом в круг, сложив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу)

Воспитатель-мама Собака: Долго сидели щенята в будке. И вот пришла пора, выйти и посмотреть вокруг.

(Педагог дотрагивается до одного из детей.Этот ребенок и следующие дети изображают то настроение щенка, которое описывает воспитатель и, интонируя, произносят фразу за воспитателем).

- Первый щенок-ребёнок вылез и удивляется: «Как просторно вокруг, а в будке было тесно!»

- Второй щенок рассердился, нахмурив свои бровки, он так хотел выбраться первым, но его опередили.

- Третий щенок сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в конуре, а тут так много места, и всюду опасности.

- Четвертый щенок очень обрадовался, увидев большой мир, и воскликнул: «Какой чудесный мир вокруг!»

- Пятому и шестому, как только они вылезли, все было интересно, они сразу же стали рассматривать своих братьев и сестер, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них.

- Седьмой открыл глаза и увидел, что все уже ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задерживал.

- А потом все щенята вместе с мамой собакой отправились гулять.

Дети изображают щенят с помощью пластических движений.

c:\users\татьяна\desktop\bkdc3932.jpg

Физминутка«Ножки без запинки шли(топали, бежали, семенили, прыгали, скакали, плелись) по тропинки» (обогащение словарного запаса за счёт соотнесения услышанного глагола с действием)

(Дети, выполняя задания динамической паузы, подходят к предметам).

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, сколько предметов собрал Бимка, давайте поможем разобрать их. Надо найти и отобрать предметы, необходимые собакам.
Словесная игра «Выбери необходимый предмет» (формирование правильности речи, употребление притяжательного прилагательного – собачья, изменение его по родам и числам).

(Дети берут по собственному выбору один из, предложенных для игры предметов).

Вопросы детям: Чья цепь, кость, миска? (собачья). Чей повадок, ошейник, мячик, коврик? (собачий). А все эти предметы, чьи? (собачьи).
c:\users\татьяна\desktop\bkdc3931.jpg

Воспитатель: Молодцы! А сейчас включим наши компьютеры, которые расскажут, что мы знаем о собаках. Готовы! На мой вопрос компьютер должен выдать, вам – дети, правильный ответ.
Речедвигательная игра «Компьютер»

(активизация слов-действий, координация речи и движения, активизация работоспособности)

(Дети пальчиком касаются лба: «чик» - компьютер включен.Воспитатель задаёт ребёнку вопрос, ребёнок сначала выполняет движение, фиксируя в памяти вопрос: на раз - хлопок в ладоши, на два - хлопок по коленям, на три, четыре - два прыжка с поворотом вокруг себя, затем выдаёт правильный ответ).

Вопросы:

  • Что делает собака, когда она радуется? (Дети:визжит, виляет хвостом, старается лизнуть в нос, ластится).

  • А когда сердится? (Дети: рычит, скалит зубы, принимает угрожающую позу, кусается).

  • Что умеет делать собачка? (Дети:лаять, ласкаться, сторожить, играть, скулить).

  • Что нужно делать, чтобы щенок был радостным, игривым, весёлым?

(Дети: кормить, гулять, вычесывать, выгуливать, лечить, дрессировать, воспитывать, любить, играть).

Воспитатель: Молодцы! Ни один компьютер не сломался.

- Слышите, мне кажется, в будке кто-то есть? (включается аудиозапись - слышится лай собак). Выберете себе собачку-щеночка, приласкайте и расскажите, какова её кличка, как и во что вы можете с ней поиграть.
Творческое рассказывание «Наши меньшие друзья» (самостоятельные рассказы детей, включающие предварительно полученную информацию, в том числе, ив данном НОД)

Воспитатель: Посадите собачек в корзинку. А мы сейчас узнаем, какое настроение у щенка Бима от нашей встречи, ласково назвав каждую частичку его мордочки.
Игра «Зеркало»(мимическая релаксация, проводимая перед зеркалом)

Головушка – солнышко гладят головку

Лобик – бобик морщат лоб

Носик – абрикосик пальцем нажимают на нос

Щёчки – комочки круговые движенияладошками по щекам

Реснички – сестрички хлопают ресничками

Ушки – непослушки массируют уши

4. Заключительная часть

Воспитатель: Пришла пора прощаться. Щенку было очень приятно вас видеть и общаться с вами. Как вы думаете, что щенок скажет вам на прощание? (Дети: сердечное спасибо, благодарю вас дети, большое спасибо).
Риторическая игра «Прощание»(активизация формы речевого этикета – прощание)

Дети предлагают различные варианты прощания со щенком Бимом и Языком Языковичем: до свидания, всего доброго, прощай, всего хорошего, до завтра, не забывайте,до встречи, приходите,пока, заходите,привет.

Воспитатель: Я вижу, как у вас поднялось настроение. С хорошим настроением, с улыбкой на лице мы прибыли в нашу светлую, уютную группу, где продолжим игру с собачками, которые оставил нам наш друг Бимка и споем им песенку про забавного щеночка.(Дети подфонограмму исполняют песню «Тяв, тяв» на слова Ю.Разумовского, муз.В.Герчик).

c:\users\татьяна\desktop\bkdc3922.jpg
Список используемой литературы:

1. Вахрушев А.А. Здравствуй, мир / М.: «Баласс», 2003.

2. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников / «Детство-Пресс», 2009.

3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет / М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Курцева З.И. Ты – словечко, я словечко/ М.: Баласс, 2002.

5. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» / П.: ООО «Издательство «Детство-Пресс».

6. Составитель Хворостухина С.А., Дыхание по методам Стрельниковой и Бутейко / М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

7. Сукач Л.М. Старинные и современные загадки/ Гомель, 1993.

8. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи/ М., 1983.



Поделиться в соцсетях



Похожие:

«Собаки» iconМетодическая разработка урока литературы «Славный народ собаки!» 5 класс
Место выполнения работы: мбоу досатуйская сош, Приаргунский район, Забайкальский край

«Собаки» iconЮго-западное окружное управление образования государственное бюджетное...
Действующие лица: рассказчица (воспитатель), Заяц, Лиса, Собаки, Медведь, Птички, Бабочки, Гусеница, Петушок; куклы-прыгунки: Белочка...

«Собаки» iconПояснительная записка Программа дополнительного образования «В дружбе с природой»
Создает информационную основу для знакомства с профессиями в сфере кинологии (кинолог, инструктор по дрессировке, проводник служебно-розыскной...

«Собаки» iconТема: «Бездомные собаки»
Всё больше людей осознают важность этой проблемы. В развитых странах эта проблема решается намного эффективнее, чем у нас. Российские...

«Собаки» icon«Экстерьер собак села Федосеевка» авторы работы: Тилинин Денис
Собаки – самые распространенные спутники человека в городской среде. Более 12 тысяч лет назад началось установление тесной связи...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную