Методы обучения ажурная пила


страница1/3
lit.na5bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3
Приложение 4
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
АЖУРНАЯ ПИЛА

Цель: усвоение большого количества информации за короткий промежуток времени. Эффективный метод, который может заменить лекцию в тех случаях, когда начальная информация должна быть донесена ученикам перед проведением основного (базисного) урока или заменяет, дополняет такой урок. Стимулирует взаимообучение детей, помогает всем ученикам усвоить весь материал.

Количество учеников: не менее 9, но не более 90.

Необходимое время: в пределах одного урока (45 минут)

Оборудование: иногда это могут быть карточки с заданиями или листы с фрагментами текста. Можно также приготовить цветные листочки для объединения учеников в «домашние» и «экспертные» группы.

Порядок работы:

Шаг 1. Чтобы подготовить учеников к уроку с большим объемом информации, подберите материал, необходимый для урока, и подготовьте индивидуальный информационный пакет для каждого ученика (материалы учебника, дополнительные материалы - вырезки из газет, статьи и тому подобное).

Можно подготовить вопросы, на которые ученики должны найти ответы самостоятельно, например в учебнике. В таком случае учитель начинает с того, что анализирует тот материал, который ученикам необходимо выучить, и составляет к нему вопросы, направляющие процесс обучения. Учителю необходимо подготовить вопросы и объединить их в группы – столько групп вопросов, сколько будет и групп учеников (как правило, четыре или пять). Каждая группа вопросов может относиться к какой-то определенной части исследуемого материала

Подготовьте также таблички с цветными значками, чтобы ученики смогли определиться с группой. Это могут быть листки бумаги разного цвета, на каждом из которых написана цифра. Каждый ученик будет входить в две группы – «домашнюю» и «экспертную».

Шаг 2. Сначала объедините учеников в «домашние группы» (например, по номерам 1,2,3 и т.д.). Каждый ученик должен знать, кто входит в его «домашнюю группу», поскольку ее члены будут работать вместе.

В каждой «домашней группе» должно быть 4-5 человек. Она должна состоять из разных учеников: мальчиков и девочек, более и менее способных учеников. «Домашняя группа» важна, поскольку ученики в ней могут работать вместе на протяжении длительного периода времени и брать ответственность друг за друга. Например, группы могут работать в постоянном составе на протяжении трех или более недель, и они должны выполнять совместно и другие задания, которые предусматривают кооперативную деятельность - а не только работать на уроке методом «Ажурная пила».

Шаг 3. Если вы планируете, что домашние группы будут работать вместе не только на этом уроке, но и на протяжении определенного времени, дайте каждой «домашней» группе подготовительное упражнение (упражнение на развитие ощущения единой команды /коллектива). Для того, чтобы члены команды относились друг к другу свободно, когда они работают вместе, в первый раз им можно сначала дать подготовительные упражнения, ориентированные на выработку командного духа. Стоит периодически предлагать такие упражнения и в дальнейшем. Полезна разминка такого рода - предложить каждой «домашней» группе создать свой собственный «девиз команды». Им можно дать три минуты для создания такого девиза, а затем необходимо попросить каждую группу проговорить его (хором) для всего класса.

Шаг 4. Дайте каждому ученику из домашних групп порцию информации для усвоения, (ученики каждой группы получают свою часть информации). На протяжении нескольких минут учащиеся должны индивидуально поработать над усвоением этой информации. Для этого у каждого ученика должен быть экземпляр текста. Если учащиеся не получают текста, то учитель может либо сам прочитать текст вслух, либо пересказать информацию, прочитать мини-лекцию и т.п.

Шаг 5. Получив информацию, домашние группы должны объединиться и обсудить, каким образом они будут учить этой информации представителей других групп. Задание домашних групп – проработать предоставленную информацию и овладеть ею на уровне, достаточном для обмена этой информацией с другими. Каждая группа должна найти основные идеи в своей информации или материалах и подготовиться для их передачи другим группам.

В течение некоторого времени домашние группы готовятся, чтобы учить других учащихся содержанию «своей информации». Задание учеников в домашних группах заключается в том, чтобы решить, как лучше вести обсуждение каждого вопроса, когда они объединятся в экспертные группы. Учителю необходимо удостовериться в том, что учащиеся понимают, что их задание не в том, чтобы самим ответить на вопросы в экспертной группе, а чтобы подвести других членов своей группы к ответу на эти вопросы. Потом ученики должны придумать, какими методами они воспользуются, чтобы их «экспертные» группы обсудили эти вопросы. Они должны решить, каким образом учить других (рассказывать, беседовать, показывать иллюстрации и др.).

Пока группы ведут обсуждение, учитель должен переходить от группы к группе, чтобы помочь им не отклоняться от темы и предоставлять им объяснения, если они необходимы.

Шаг 6. После завершения работы домашних групп создаются «экспертные» группы. Для этого используются цветные листки, которые предварительно розданы ученикам. Например, можно предложить ученикам разойтись по своим "цветным" группам, где они станут экспертами отдельного вопроса (своей части информации). В каждой экспертной группе должен быть представитель из каждой "домашней" группы.

Каждая экспертная группа должна предоставить слово всем представителям домашних групп и проанализировать материал в целом, провести его экспертную оценку за определенное время (для этого может понадобиться целый урок, если материалы сложны или объемны). Представители разных домашних групп – эксперты по разным вопросам по очереди обсуждают «свои» вопросы с другими членами своих групп. У каждого ученика должно быть приблизительно 5 минут, чтобы руководить своей частью обсуждения. Задание эксперта заключается не в том, чтобы сообщить другим идеи, выработанные в домашней группе, а в том, чтобы задать вопросы и ответить на вопросы, позаботившись о том, чтобы все члены экспертной группы хорошо продумали и выучили ту часть текста или исследуемого материала, за которую он назначен ответственным.

Шаг 7.После завершение работы ученикам предлагается вернуться "домой". Каждый ученик должен поделиться информацией, полученной в экспертной группе с членами своей «домашней» группы. В «домашних» группах должно быть по одному человеку из экспертных групп. Ученики должны стараться донести информацию качественно и в полном объеме членам своей домашней группы за определенное учителем время. Заданием домашних групп в этом случае является уже окончательное обобщение и коррекция всей информации.

Шаг 8. Оценка процесса. Учитель просит всех подумать о том, какой вклад каждый из них внес в обучение, и о том, как можно улучшить занятие.
Метод «ДВА – ЧЕТЫРЕ – ВСЕ ВМЕСТЕ»

Цель: актуализация, мотивация, развитие навыков общения в группе, умений убеждать, приходить к консенсусу.

Количество учеников: до 30

Необходимое время: от 3 до 10 минут

Порядок работы:

Шаг 1. Задайте ученикам вопросы для обсуждения, дискуссии или анализа гипотетической ситуации. После объяснения вопроса или фактов, приведенных в ситуации, дайте им 1 – 2 минуты для продумывания возможных ответов или решений индивидуально.

Шаг 2. Объедините учеников в пары и попросите обсудить свои идеи друг с другом. Определите время на высказывание каждого в паре и общее обсуждение. Предупредите, что пары обязательно должны достичь согласия (консенсуса) относительно ответа или решения.

Шаг 3. Объедините пары в четверки и попросите обсудить предварительно достигнутые решения относительно поставленной проблемы. Как и в парах принятие общего решения обязательно.

Шаг 4. В зависимости от количества учеников в классе можно объединить четверки в большие группы или перейти к коллективному обсуждению проблемы.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Цель: выработка совместными усилиями нескольких решений конкретной проблемы, сбор максимального количества идей относительно проблемы от всех учащихся на протяжении ограниченного периода времени, актуализация опорных знаний или мотивация учебной деятельности. Мозговой штурм побуждает учеников проявлять воображение и творчество, позволяет им свободно выражать свои мысли.

Количество учеников: до 30

Необходимое время: от 5 до 10 минут

Оборудование: большой лист бумаги, маркеры или доска с мелом.

Порядок работы:

Предложите ученикам и ученицам решить проблему, используя метод мозгового штурма. Вариантов мозгового штурма может быть несколько, избирайте вариант в зависимости от состава класса и цели вашего взаимодействия.

Вариант 1. Мозговой штурм в общем кругу

Шаг 1. После презентации проблемы и четкой формулировки проблемного вопроса (его лучше записать на доске) предложите всем высказать идеи, комментарии, привести фразы или слова, связанные с этой проблемой.

Шаг 2. Когда ученики высказывают идеи, записывайте все предложения на доске или большом листе бумаги в порядке их произнесения без замечаний, комментариев или вопросов.

Обратите внимание учеников на такие моменты.

  1. Во время "выдвижения идей" не пропускайте ни одной. Если вы будете обсуждать идеи и оценивать их во время высказывания, учащиеся сосредоточат внимание на отстаивании своих идей, а не на попытках предложить новые и более совершенные.

  2. Необходимо поощрять всех к выдвижению как можно большего количества идей. Стоит поддерживать и фиксировать даже фантастические идеи. (Если во время мозгового штурма не удается получить много идей, это может объясняться тем, что участники бояться высказываться: дважды думают, перед тем, как сказать.)

  3. Количество идей поощряется. В конечном итоге количество порождает качество. В условиях выдвижения большого количества идей участники штурма имеют возможность пофантазировать.

  4. Побуждайте всех учеников развивать или изменять идеи других. Объединение или изменение ранее выдвинутых идей часто ведет к выдвижению новых, которые превосходят поданные ранее.

В классе можно повесить такой плакат:

А. Говорите все, что придет вам в голову.

В. Не обсуждайте и не критикуйте высказывания других .

С. Можно повторять идеи, предложенные кем-либо другим.

Д. Расширение предложенной идеи поощряется.

Шаг 3. В заключение обсудите и оцените предложенные идеи.

Вариант 2. “Сеть” или “шарики”

Пусковое слово (вопрос) пишется в “шарике” в центре страницы. Когда обсуждаются родственные проблемы, они записываются на бумаге с указанием связи. В то же время такой мозговой штурм “свободного” типа дает возможность за очень короткий период (три - пять минут) записать идеи, которые возникли.

Когда ученики высказывают идеи, записывайте все предложения в виде связанных шариков на доске или большом листе бумаги в порядке их произнесения без замечаний, комментариев или вопросов.

В заключение обсудите и оцените предложенные идеи.

Вариант 3. Мозговой штурм в парах

Попросите учеников и учениц сначала составить список идей по теме индивидуально. Потом, через несколько минут, предложите им объединиться в пары и поделиться своими идеями друг с другом, а затем дополнить свой список. Позднее вы можете попросить пары учеников изложить свои идеи всему классу, одновременно вы будете записывать их на доске.

Дополнительные рассуждения

Используйте «Мозговой штурм» часто, чтобы помочь ученикам развить творческое и гибкое мышление, то, что называют интуицией. Сначала вы можете тренироваться на малозначимых темах – для того, чтобы ученики привыкли к использованию данного метода. Мозговой штурм» может проводиться учениками индивидуально, в парах, в малых группах или целым классом.
МИКРОФОН

Цель: оперативное включение учеников в деятельность, взаимодействие, актуализация опорных знаний или мотивация учебной деятельности.

Количество учеников: до 30

Необходимое время: от 3 до 10 минут

Порядок работы:

Шаг 1. Поставьте классу открытый вопрос. Предложите какой-то предмет (ручку, карандаш и т.п.), который будет воображаемым, условным микрофоном. Его учащиеся будут передавать друг другу, по очереди беря слово. Предупредите их о необходимости говорить лаконично и быстро (не более чем 0,5-1 минуту). Не комментируйте и не оценивайте ответы.

Шаг 2. Предоставляйте слово первому из тех, у кого в руках условный микрофон. Следите, чтобы он переходил от одного к другому по очереди. Давайте слово только тому, кто получает условный микрофон. Выслушайте несколько учеников (их количество зависит от задания, которое вы поставили, и дидактической цели этой деятельности).

Шаг 3. В конце обсуждения слово может взять учитель (если считает нужным) и выразить свое мнение или суммировать высказывания учащихся.
НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель: оперативное включение учеников в деятельность, взаимодействие, актуализация опорных знаний или мотивация учебной деятельности, возможность внимательно и глубоко работать над формой высказывания собственных идей, сравнивать их с другими, более свободно говорить по предложенной теме, отрабатывать умение говорить коротко, по сути и убедительно.

Количество учеников: до 30

Необходимое время: от 3 до 10 минут

Порядок работы:

Шаг 1.Определив тему, по которой учащиеся будут высказываться по очереди или, используя условный микрофон, учитель формулирует незаконченное предложение и предлагает им начинать высказывание с предложенной формулы, заканчивая данное предложение. Например, может быть предложена формула: «На сегодняшнем уроке я научился … (и учащийся может назвать 2-3 конкретных аспекта своих знаний или умений). Или эта информация позволяет нам сделать вывод, что... Или это решение было принято потому, что...” и тому подобное. Каждый последующий ученик также должен начинать свое выступление с предложенной формулы.

Шаг 2. Учитель предоставляет слово первому из желающих учеников. Выслушиваются несколько учащихся (их количество зависит от задания, которое вы ставили, и дидактической цели этой деятельности).

Шаг 3. В конце обсуждения слово может взять учитель (если считает нужным) и выразить свое мнение или просуммировать высказывание учеников.

Дополнительные рассуждения

Этот прием часто объединяется с “микрофоном” или обсуждением в общем кругу.
ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСА ИЛИ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕМ КРУГУ

Цель: прояснение определенных положений, привлечение внимания учеников к сложным или проблемным вопросам в учебном материале, мотивация познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.

Количество учеников: до 30

Необходимое время: от 3 до 10 минут

Порядок работы:

Шаг 1. Обсуждение строится вокруг запланированной или импровизированной темы, которую следует определить понятно для всех перед началом обсуждения. Поставьте учащимся проблему или вопрос, связанный с темой. Предложив метод впервые, объясните им, что в обсуждении должны принимать участие как можно больше людей.

Шаг 2. Учащиеся высказываются по желанию. Обсуждение длится, пока есть желающие высказаться. Учитель берет слово (если считает нужным) в конце обсуждения. Он может выразить свое мнение или просуммировать высказывание учеников.

Дополнительные рассуждения

Учитель должен поощрять всех к равному участию. Ключом к эффективному обсуждению в классе является постановка вопросов учителем. Избегайте закрытых вопросов, т.е. таких, на которые можно ответить коротко (“да” или нет”). Используйте открытые вопросы, начинающиеся со слов “как”, “почему”, “какой” или др. вопросы, требующие от учащихся высокого уровня мышления. Поощряйте учащихся к высказыванию своих идей.

То, как учитель реагирует на вопросы и комментарии учеников, является решающим в создании учебной атмосферы. Демонстрируйте внимание ко всем, благодарите каждого ученика за вопрос и высказывание. Это будет стимулировать детей обсуждать информацию, которую они могли бы отбросить как нудную, нетипичную и лишнюю. Не позволяйте кому-либо доминировать над группой во время обсуждения. Ограничить это можно, сказав: “А теперь давайте послушаем, что скажет кто-то другой, или “я бы хотела, чтобы все имели возможность высказаться”.Не следует забывать, что большое количество общеклассных обсуждений утомляет учеников. Злоупотребление этой методикой может приводить к утомлению и скуке.
ПОДУМАЙТЕ /ОБЪЕДИНИТЕСЬ В ПАРЫ /ОБМЕНЯЙТЕСЬ МЫСЛЯМИ

Цель: актуализация, мотивация учащихся, развитие навыков общения, критического мышления, умений высказываться, убеждать и вести дискуссию.

Количество учеников: до 30

Необходимое время: от 3 до 10 минут

Оборудование: большой лист бумаги, маркеры или доска с мелом.

Порядок работы:

Шаг 1. Предложите ученикам задание или задайте вопрос для обсуждения. После объяснения вопроса или задания дайте им 1 – 2 минуты для продумывания возможных ответов или решений индивидуально.

Шаг 2. Объедините учеников в пары, определите, кто из них будет высказывать свое мнение первым, и попросите их обсудить свои идеи друг с другом. Лучше сразу определить время на высказывание каждого в паре и обсуждение. Это помогает привыкнуть к четкой организации работы в парах. Они должны достичь согласия (консенсуса) относительно ответа или решения.

Шаг 3. По окончании времени на обсуждение каждая пара должна быть готовой к представлению результатов работы, обмена своими идеями и аргументами со всем классом. Учитель предлагает двум/трем парам поделиться своими ответами с классом. Это может стать началом дискуссии или другой деятельности.

Дополнительные рассуждения

Метод дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и только потом озвучивать свои мысли перед классом. Это необходимо, чтобы каждый придумал собственные ответы на поставленный учителем вопрос, а затем в парах обменялся своими мыслями с партнером. Использование такого вида сотрудничества способствует потому, что ученики не могут уклониться от выполнения задания. Во время работы в парах можно быстро выполнить упражнения, например, для проверки домашнего задания, которые в другой ситуации требуют большой затраты времени. Во время работы в парах возможно:

  1. обсудить короткий текст, задание, письменный документ;

  2. взять интервью и определить отношение партнера к заданному для чтения тексту, лекции, видео или другой учебной деятельности;

  3. сделать критический анализ или редактирование письменной работы друг друга;

  4. подвести итог предыдущего урока или серии уроков по теме;

  5. разработать вместе вопросы к преподавателю;

  6. протестировать друг друга;

  7. дать ответы на вопросы учителя;

  8. сравнить записи, сделанные в классе.


РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ

Цель: работу в группах стоит использовать для решения сложных проблем, требующих коллективного разума. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать парную работу или любой из других методов для быстрого взаимодействия. Используйте малые группы только в тех случаях, когда задача требует совместной, а не индивидуальной работы.

Количество учеников: до 35

Необходимое время: от 5 минут

Оборудование: это могут быть карточки с заданиями для каждой группы или листы с фрагментами текста для чтения учащихся. Можно также приготовить цветные листки для объединения учеников в группы. Для презентации результатов групповой работы часто нужны бумага и маркеры.

Порядок работы:

Шаг 1. Объедините учеников в группы. Начните из групп, которые состоят из трех учеников. 5-6 человек - это оптимальная верхняя граница для проведения обсуждения в рамках малой группы.

Шаг 2. Предложите ученикам пересесть по группам. Убедитесь в том, что ученики сидят по кругу – «бок-о-бок, глаза –в-глаза». Все члены группы должны хорошо видеть друг друга.

Шаг 3. Сообщите (напомните) ученикам о ролях, какие они должны распределить между собой и выполнять во время групповой работы:

  • Спикер, председательствующий (руководитель группы). Во время работы группы он:

  • зачитывает группе задание;

  • организует порядок выполнения;

  • предлагает участникам группы высказаться по очереди;

  • поощряет группу к работе;

  • подводит итоги работы.

  • Секретарь. Во время работы группы он:

  • ведет записи результатов работы группы;

  • записи ведет коротко и разборчиво;

  • как член группы, должен быть готов выразить мнение группы при подведении итогов или помочь докладчику.

  • Посредник. Во время работы группы он:

  • следит за временем;

  • поощряет группу в работе.

  • Докладчик:

  • четко выражает мнение группы;

  • докладывает о результатах работы группы.

Будьте внимательные к вопросам внутригруппового управления. Обеспечьте обязательное распределение ролей демократическим путем в каждой группе.

Шаг 4. Дайте каждой группе конкретную задачу и инструкцию (правила) относительно организации групповой работы. Стремитесь сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одну или двух, даже очень четких, инструкций за один раз.

Шаг 5. Когда группы работают, следите за их работой и за временем. Предоставляйте группам необходимую помощь и достаточно времени на выполнение задания. Остановившись возле определенной группы, не отвлекайте внимание на себя. Подумайте о своей роли в подобной ситуации. Подумайте, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше других.

Шаг 6. Предложите группам представить результаты работы. Важными моментами групповой работы являются освоение содержания и представление группами результатов коллективной деятельности. В зависимости от содержания и цели обучения возможные разные варианты организации работы групп. Они описаны ниже.

Шаг 7. Спросите учеников, была ли проведенная работа полезной, чему они научились. Используйте их идеи в следующий раз. Прокомментируйте работу групп с точки зрения ее результатов и вопросов организации процедуры групповой деятельности.
СИТУАТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (ИМИТАЦИОННЫЕ ИЛИ ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ)

Цель: приобретение учениками навыков участия в деятельности определенных институтов общества (судов, собраний, выборов и тому подобное) и процедурах принятия решений. Позволяет ученикам глубоко войти в проблему, понять ее изнутри.

Количество учеников: до 35 человек

Необходимое время: от 10 до 40 минут.

Оборудование: могут быть приготовлены карточки с текстами или заданиями для групп или для каждого ученика, при необходимости бумага, маркеры

Порядок работы:

Шаг 1. Выберите тему для моделирования и основной вопрос, который будут решать ученики. Проверьте, отвечает ли он ожидаемым результатам и теме урока.

При разработке описания ситуации (примера, дилеммы) необходимо предоставить ученикам достаточно информации. Обязательно должны рассматриваться разные стороны конфликта, противоположные позиции и интересы героев. Если ситуация представлена в виде дилеммы, то она должна включать четыре основных элемента описания дилеммы: общий контекст дилеммы; знакомство с выбором, предлагаемым дилеммой; приведение одинаково сильных аргументов «за и против» и предложение сделать четкий выбор в конце. Проверьте, насколько ясно описана ситуация, необходима ли вся информация для решения проблемы.

Шаг 2. Спланируйте сценарий игры, продумайте распределение ролей, участие в игре всего класса.

Шаг 3.Объедините учеников в малые группы. Оптимальный размер группы для анализа ситуативной модели - 6-10 человек. Желательно, чтобы в каждой группе были ученики с разным уровнем подготовки, стилями работы и навыками. Если класс большой, можно сделать больше групп, каждая из которых будет заниматься одним из аспектов заданной проблемы. При необходимости введите элемент соревнования, предложив группам попробовать решить проблему на протяжении определенного времени.

Шаг 4. Предоставляйте ученикам достаточно информации, четкие инструкции, чтобы они могли убедительно исполнять свои роли и, одновременно, учиться. Четко поставьте цели и задания для индивидуальной и групповой работы. Инструкции должны быть короткими и ясными. Раздав описание ситуации, удостоверьтесь, что ученики понимают суть проблемы. Если нужно, предложите ученикам выделить одну проблему, так, чтобы в процессе работы выучить ее более обстоятельно. Будьте готовы предоставить объяснение там, где это необходимо.

Шаг 5. Давайте время на самостоятельное изучение ситуации. Объясните, что каждый ученик должен прочитать описание ситуации, выделить проблему, выбрать метод, с помощью которого ее можно анализировать, свободно отвечать на вопросы, давать комментарии и аргументировано объяснять новые варианты решения. Стимулируйте учеников к определению необходимых фактов и отсутствующей информации, а также к обдумыванию возможных действий.

Шаг 6. Организуйте групповые (в малых группах) дискуссии относительно содержания. Дискуссия - это важный элемент упражнения. Она способствует обмену опытом, позволяет проанализировать все аспекты ситуации и откорректировать возможные ошибки. Перед упражнением подготовьте вопросы для проведения дискуссии.
Вопросы для анализа ситуации и проведения дискуссии в малых группах или общем кругу

Вариант 1:

Факты. Что происходит? Где и когда? Кто участники проблемы? Что мы о них знаем? Какие факты являются важными, а какие второстепенными? Что в описании является фактами, а что мыслями, оценками и тому подобное?

Причина ситуации. В чем конфликт? Какой вопрос необходимо рассмотреть, чтобы решить проблему? В чем заключаются интересы каждой из сторон? Почему они противоположны?

Аргументы. Какие аргументы можно привести в защиту каждой из сторон? На какие документы, информацию мы можем опираться, отстаивая ту или другую позицию?

Решение. Каким может быть разрешение ситуации? Почему именно таким? На чем основывается выбор такого решения? Есть ли другие пути решения проблемы?

Вариант 2:

Какая проблема представлена в примере?

Как разные участники (герои) видят эту проблему?

Что можно сделать, чтобы ее решить?

Какие факторы необходимо принять во внимание, чтобы выбрать оптимальное решение?

Какими будут результаты разных решений?

Какое решение будет наиболее оптимальным?

Шаг 5. Перед игрой (действиями, которые имитируют какую-то процедуру общественной жизни) сделайте короткое вступление.

Шаг 6. После игры подведите итоги путем беседы с учениками об их впечатлениях, эмоциях и мыслях относительно игры.
ЧИТАЕМ и Спрашиваем

Цель: научиться сложным методам чтения и постановки вопросов, осуществляемым в парах. Рекомендуется для изучения материала, который ученики должны понять и глубоко усвоить. Работа с партнером может быть больше мотивирующей, чем самостоятельная.

Количество учеников: с любым составом класса

Необходимое время: до 30 минут

Оборудование: один экземпляр текста для каждой пары

Порядок работы:

Шаг 1. Ученики читают заданный текст по разделам по очереди. Первый ученик вслух читает какой-то раздел - от одного заголовка к следующему.

Шаг 2. Оба ученика вдвоем решают, какие ключевые понятия выписать на полях текста.

Шаг 3. Когда первый ученик заканчивает читать раздел, второй ученик задает вопрос по тексту, употребляя термины, написанные ими на полях. Вопросы должны формулироваться так, чтобы они были похожи на вопросы теста, которого ученики ожидают по пройденному материалу. Ученик пишет каждый из этих вопросов на маленьком листе бумаги (8 х 12 см) или карточке.

Шаг 4. Первый ученик вслух отвечает на каждый вопрос. Если второй ученик соглашается с ним, они пишут ответ на этот вопрос на обороте карточки с вопросом.

Шаг 5. Дальше они меняются ролями. Второй ученик теперь читает следующий раздел. Оба ученика решают, какие ключевые понятия записать на полях текста. Первый ученик, употребляя эти термины, формулирует вопросы, на которые второй ученик вслух отвечает. Если они оба согласны с ответом, они пишут его на обороте карточки. Учащиеся продолжают так меняться ролями, пока не прочитают весь заданный текст.

Шаг 6. Пользуясь этими карточками с вопросами и ответами, ученики впоследствии продолжают проверять друг друга по заданному материалу.
ЧТЕНИЕ В ПАРАХ /ОБОБЩЕНИЕ В ПАРАХ

Цель: позволяет ученикам проявлять больше инициативы в процессе собственного обучения и обучения друг друга. Этот метод предназначен для того, чтобы развивать разные виды мышления, а вся деятельность в совокупности направлена на улучшение понимания текста учениками.

Количество учеников: любой состав класса

Необходимое время: требует в 3-4 раза больше времени, чем простое чтение текста вслух.

Оборудование: один экземпляр текста для каждой пары

Порядок работы:

Шаг 1. Выберите информативный текст разумной длины. В нем должны быть короткие абзацы (не более трех предложений в каждом), либо вам нужно разбить его на короткие разделы.

Шаг 2. Если этот метод является новым для учеников, вам нужно сначала продемонстрировать его:

а) Прочитайте вслух абзац и обобщите его содержание. Объясните, что это одна из двух задач при выполнении этого задания. Объясните, что такое обобщение, как его нужно выполнять: оно короче, чем первоначальный текст, но содержит все его основные идеи.

б) Задайте два вопроса по тексту и попросите учеников ответить на них. Объясните, что это вторая из двух задач при выполнении этого задания.

Шаг 3. Попросите учеников объединиться в пары. Объясните, что один из них прочитает первый абзац (или отмеченный вами отрывок) и обобщит его, как вы показали. Предоставьте время, чтобы все это сделали. Потом проверьте понимание, попросив нескольких учеников сделать обобщение. Если необходимо, прокомментируйте ответы.

Теперь попросите второго ученика в паре задать вопросы по этому отрывку. После того, как они это сделают, проверьте понимание, попросив нескольких учеников назвать свои вопросы. Снова, если необходимо, сделайте комментарии, показав, как можно улучшить вопросы.

Шаг 4. Когда ученики поймут, как выполняется такое задание, попросите их продолжать работу самостоятельно – читать, обобщать и задавать вопросы по тексту – абзац за абзацем. Напоминайте им о необходимости меняться ролями после чтения и обсуждения каждого абзаца.
ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ

Цель: обсуждение какой-нибудь острой проблемы с диаметрально противоположных позиций; интенсивная проверка объема и глубины имеющихся у учащихся знаний (например, понятий, идей); развитие умений аргументировать собственную позицию.

Количество учеников: до 30 человек

Необходимое время: до 15 минут.

Оборудование: плакаты „За”, „Против”, „Это сложный вопрос для меня”

Порядок работы:

Шаг 1.Предложите учащимся дискуссионный вопрос и попросите их определить собственную позицию относительно этого вопроса.

Шаг 2. Разместите плакаты с вариантами ответов в противоположных концах комнаты.

Шаг 3. Попросите учеников “проголосовать ногами“ - стать возле соответствующего плаката, в зависимости от их позиции относительно обсуждаемой проблемы.

Шаг 3. Выберите несколько участников и попросите их обосновать свою позицию или предложите всем, кто разделяет одну и ту же точку зрения обсудить ее и выработать общие аргументы в ее защиту.

Шаг 4. После изложения разных точек зрения спросите, не поменял ли кто-нибудь из участников своей позиции и не хочет ли перейти к другому плакату. Предложите ученикам перейти и обосновать причины своего перехода.

Шаг 5. Обсудите итоги дискуссии. Попросите участников назвать наиболее убедительные аргументы своей и противоположной стороны.
ДИСКУССИЯ

Цель: содействовать развитию критического мышления учеников, дать возможность определить собственную позицию по проблемному вопросу, формировать навыки аргументации и отстаивания своих мыслей, углубить знания по обсуждаемой проблеме.

Количество учеников: до 25-30 человек

Необходимое время: от 7 до 25 минут.

Оборудование: не требуется.

Порядок работы:

Шаг 1. Спланируйте дискуссию:

  1. выберите тему для дискуссии. Она должна быть сформулирована проблемно, т.е. так, чтобы ее возможно было обсуждать с противоположных позиций;

  2. очень важным элементом дискуссии является план решения проблемы. Он может предлагаться участникам предварительно до начала дискуссии. Ученики, имея такой план, могут подготовиться к обсуждению: поработать с литературой, справочниками, подготовить себе заметки и тому подобное;

  3. можно практиковать составление плана дискуссии по предварительно сообщенной теме непосредственно в начале обсуждения. В таком случае преподавателю целесообразно вовлечь в составление плана самих учащихся;

  4. подготовьте материалы, которые ученики должны будут прочитать дома. Постарайтесь, чтобы там были представлены все точки зрения на решение проблемы.

  5. Составьте список вопросов, которые помогут вам направлять обсуждение и поддерживать внимание класса к проблеме.
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Методы обучения ажурная пила iconМетоды и средства воспитания обучающихся для преподавателей техникума
В ней систематизированы методы воспитания: методы формирования сознания, методы организации деятельности, методы стимулирования поведения....

Методы обучения ажурная пила iconАктивные методы обучения на уроках физики
Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие

Методы обучения ажурная пила iconУрок по теме: «Методы формирования и развития навыков подбора по...
«Методы формирования и развития навыков подбора по слуху на начальном этапе обучения учащихся класса фортепиано», преподавателем...

Методы обучения ажурная пила iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине...
Курсовая работа «Исследование возможности применения средств защиты на предприятиях» выполняется в рамках дисциплины «Сети электросвязи...

Методы обучения ажурная пила iconОбъяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный...
Нетрадиционные методы обучения как способ развития познавательного интереса на уроках географии

Методы обучения ажурная пила iconСредства воспитания и обучения
Доу. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты...

Методы обучения ажурная пила iconМетодическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства,...
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики Об образовании

Методы обучения ажурная пила icon«Игровые методы обучения чтению младших школьников»
Охватывает период с 6 до 10 лет. В психологических исследованиях Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б., Выготского Л. С., Мухиной Т. К....

Методы обучения ажурная пила iconФормы и методы применения икт в обучении биологии
Методы проведения учебных занятий в школе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий

Методы обучения ажурная пила iconСредства обучения наряду с живым словом педагога являются важным...
Доу. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную