Конкурс исследовательских работ обучающихся 2-7 классов «первые шаги в науку»


lit.na5bal.ru > Информатика > Конкурс
КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-7 КЛАССОВ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

_______________________________________________________

Секция 1. Предметы естественно-научного цикла

Подсекция 3.

Тема:

«Причины снижения зрения у младших школьников»

информационно-исследовательский

Авторы:

Трушкина Анастасия, Коннова Анастасия ,обучающиеся 3»а» класса.

Научный руководитель:

М.Н. Ермакова. учитель нач.классов

Образовательное учреждение:

МБОУ Уваровщинская сош

Кирсановский район


Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….

Глава I. Теоретическая часть

  1. Причины снижения зрения у школьников……………………………………..

1.1 Компьютер и телевизор………………………………………………………………..

1.2 Чтение…………………………………………………………………………………….

1.3 Освещение……………………………………………………………………………………

1.4 Неправильный режим дня………………………………………………………………

1.5 Наследственность ………………………………….

1.6 Вода ………………………………………………………………………………..

1.7 Стресс…………………………………………………………………………………..

1.8 Еда ………………………………………… ……………………………………….

1.9 Медикаменты…………………………………………………………………………….

Глава II. Практическая часть: «Изучение причин ухудшения зрения у младших школьников МБОУ Уваровщинская сош»…………………………………………………

Рекомендации……………………………………………………………………………

Заключение ……………………………………………………………………. ………….

Список литературы…………………………………………………………….

Приложение
Введение
Актуальность: Проблема зрения - серьезная проблема. Ведь так хочется видеть мир во всех его красках. А сегодня из-за компьютера, телевизора многие ребята теряют зрение. Глаза – это орган зрения, которому мы обязаны огромным количеством информации. Ученый И.М. Сеченов утверждал, что глаз - самый совершенный орган и нет ему равных. Хорошо известно, что даже незначительная потеря зрения может изменить судьбу человека. У. Шекспир полагал, что смерть - меньшее несчастье, чем слепота. Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Зрение обеспечивает возможность трудовой и творческой деятельности. Благодаря глазам мы получаем 95 % информации об окружающем мире.

Печальная статистика гласит, что зрение детей с каждым годом становится все хуже и хуже. Плохая наследственность, неправильный образ жизни, слабое освещение, чрезмерные умственные нагрузки, отсутствие спорта, злоупотребление компьютером и телевизором. С возрастом ребенка все эти проблемы только усугубляются. Родители гонятся за тем, чтобы ребенок много учился в учреждениях с повышенной нагрузкой, радуются, когда ребенок засиживается за книжками, вместо спортивных игр и активного отдыха. Иногда сами родители настолько загружены работой, что им и дела нет до зрения ребенка...

В начальных классах остро стоит проблема снижения зрения школьников. Актуальна она и для нашей школы. По статистическим данным медицинских работников на начало 2013/14 учебного года из 223обучающихся 1-6 классов 23 учащихся имеют пониженную остроту зрения - это 9%, 2 человека имеют косоглазие, у одного деформация, 4 человека в очках. Мы провели исследовательскую работу, в которой попытались выяснить причину снижения зрения.

Цель работы:

- определить причины снижения зрения у младших школьников.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данному вопросу.

  2. Изучить статистику по школе.

  3. Провести анкетирование школьников, родителей, педагогов.

  4. Выяснить:- соблюдают ли учащиеся режим зрительных нагрузок при выполнении домашнего задания и работе за компьютером;

- следят  ли педагоги  за режимом  зрительных нагрузок учащихся при выполнении различных заданий на уроке;

- делают ли ребята гимнастику для глаз;

- выполняют ли ребята элементарные требования правил гигиены зрения.

6. Проанализировать весь материал и сделать соответствующие выводы.

7. Разработать рекомендации.

Методы исследования:

1. Сбор информации

2. Анкетирование

3. Анализ

4. Описание

5. Наблюдение

Гипотеза: если владеть информацией о гигиене зрения, то возрастает вероятность видеть мир здоровыми глазами.

Объект исследования: процесс снижения зрения.

Предмет исследования: зрение обучающихся младших школьников.

Глава I. Теоретическая часть


  1. Причины снижения зрения у школьников.

Какие меры нужно принимать родителям, о чем нужно помнить, чтобы потом не пришлось лечить зрение ребенку? Если момент упущен и зрение начало ухудшаться, следует попытаться остановить или хотя бы притормозить этот процесс. Главными причинами снижения зрения у школьников являются отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания. Эти причины плохо поддаются коррекции со стороны родителей. Но и доля их влияния на зрение не так высока, как иногда кажется.

Есть и другой перечень: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, усиленное раннее развитие, образовательные перегрузки в школе и даже неумеренное чтение недетских по своей полиграфии книг,плохое освещение. Этот перечень факторов приводит к ухудшению зрения гораздо большего количества детей, но практически все перечисленное в нем может и должно быть скорректировано родителями. Из прочитанных нами различных статей мы выяснили, что снижение зрения может быть вызвана разными причинами:

1.1 Компьютер и телевизор.

Зрение, ребенок и телевизор являются взаимосвязанными компонентами. Несмотря на то, что дети должны проводить за просмотром мультиков минимум времени, в реальности большинство детей проводят за телевизором весь день. Для хорошего зрения зрительная нагрузка всегда должна соответствовать возрасту. В современных условиях трудно ответить на вопрос о том, как сохранить зрение ребенка? Ведь дети много свободного времени проводят не только за экраном телевизора, но и уткнувшись в компьютер в поисках интересных игр. День за днем, компьютерные игры ухудшают зрение, делая его более слабым и неразвитым.

Жалобы детей, проводящих большую часть рабочего времени за экраном монитора, можно разделить на две группы: "зрительные" и "глазные".

К первым относятся:

- затуманивание зрения (снижение остроты зрения);

- двоение предметов;

- быстрое утомление при чтении.

Ко вторым:

- жжение в глазах;

- чувство "песка" под веками;

- боли в области глазниц и лба;

- боли при движении глаз;

- покраснение глазных яблок.

Естественно, в современном мире, где компьютер есть практически в каждой семье, запретить его использование очень трудно, но ограничить необходимо. Если известно, что в семье есть отягощенная наследственность, то следует проявлять твердость. Если с этим все спокойно, то рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет - около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1.5 часов в день с обязательными перерывами, когда необходимо делать упражнения для глаз.

1.2 Чтение.

В детский сад и в первый класс школы ребенок идет с сияющим от счастья лицом и блестящими глазами. Во втором-третьем классе время уже кажется ему бесконечно тянущимся, а после четвертого-пятого класса школьный врач уже шлет родителям письмо, что ребенок нуждается в очках.

Всем нам не мешало бы знать, что ребенок рождается с низкой остротой зрения. Пресловутая «единица» достигается только примерно в семилетнем возрасте. Это одна из причин, почему занятия в школе начинают с семи лет. Глаза неустанно трудятся на протяжении всей нашей жизни, мало напоминая о себе. Подсчитано, школьник за несколько часов, проведенных над книгами и тетрадками, нагружает мышцы глаз пропорционально в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. Для того, чтобы чтение не оказывало негативного влияния на зрение, книги необходимо читать правильно. Ко всему нужно подходить с умом. И здесь не маловажным фактором является освещение. Ведь когда помещение освещено недостаточно, мы вынуждены чрезмерно напрягать глаза. Общего освещения недостаточно при чтении, рисовании или письме. Свет не должен быть слишком тусклым и излишне ярким, резким, чтобы не раздражать глаза. На столе, слева, желательно поставить хорошо освещающую рабочую поверхность стола, настольную лампу, накрытую абажуром, защищающим глаза от прямого света. Вредно и чтение в транспорте, так как освещение в нём недостаточное, а глаза, при вибрации, вынуждены подстраиваться под постоянно изменяющееся расстояние до книги. Это огромная нагрузка на мышцы глаз .Внимательно нужно следить за положением тела во время чтения, особенно это касается детей. Необходимо держать правильную осанку. Торс должен находиться в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперёд. При такой позе мышцы шеи имеют наименьшую нагрузку. Книга должна находиться не менее 30 сантиметров от линии глаз (чтобы не развилась близорукость). Желательно держать книгу не горизонтально, а с небольшим наклоном на себя. Неслучайно, в школах, учителя выдвигают требование приобретать подставку под книги. Нередко мы кладём книгу на колени, или читаем лежа, держа её на груди. Это тоже очень вредно, ведь при этом сгибаются шейные позвонки, а сонные артерии сжимаются, что в свою очередь приводит к затруднению кровоснабжения и уменьшает глубину дыхания. Большинство людей уверены, что чтение перед сном совершенно безвредно. Напрасно давать глазам на ночь лишнее напряжение, это может привести к расстройству зрения.

1.3 Освещение

Очень вредно читать при плохой освещенности, а также, если книга с нечетким шрифтом. Это ведет к утомлению глаз, усталости мышц шеи и спины.

Во время чтения, письма или рисования недостаточно только общего освещения. На столе слева обязательно должна стоять настольная лампа с абажуром, защищающим глаза от прямого света.

Особенно вредно чтение в метро, автобусе, трамвае, троллейбусе и т. п., так как освещение в городском транспорте недостаточное, а вибрация постоянно меняет расстояние от глаз до книги, чем вызывает излишнее напряжение и утомление зрения.

Учитывая большую углубленность помещений современных городских зданий, можно считать, что до 50% рабочего времени люди проводят в условиях искусственного освещения. Из-за тока переменного напряжения осветительные лампы постоянно пульсируют. Хотя глаз и не ощущает световых колебаний, но палочки и колбочки отнюдь не испытывают ощущения мягко льющегося светового потока. Они буквально бомбардируются сыплющимися один за другим световыми ударами, последствия которых более пагубны, нежели воздействие ослепительно яркого, но ровного света. Мы не отдаем себе отчета, что плохое освещение очень вредно для глаз. К примеру, мелькающие огни рекламы, которые проникают сквозь шторы, могут нарушить нормальный режим сна.

Для глаз особенно опасны резкие изменения интенсивности света. Поэтому альпинисты, выходя на ослепительно сверкающие снежные вершины гор, надевают темные очки, а шоферы во время ночных рейсов используют поляризационные стекла для защиты от слепящего света фар встречных машин Чтобы нормально переносить яркий солнечный свет, нужно регулярно выполнять упражнение «соляризация», а также периодически делать упражнения на релаксацию.

1.4 Неправильный режим дня

Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Школьник должен достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием, а не шахматами).

1.5 Наследственность

Невозможно себе представить профилактику глазной патологии без выяснения наследственности, формирования плода, течения беременности и родов.

Многие патологические изменения зрения и глаз в частности могут иметь наследственный характер. Наиболее часто это аметропии (близорукость, дальнозоркость, астигматизм, различные сочетания вида и степени аномалий рефракции на каждом глазу), врожденная глаукома, врожденная катаракта, дистрофия, атрофия и аномалии сосудистой оболочки, сетчатки и зрительного нерва и т.д.

Зубы и глаза по наследству не передаются. Передается строение всего скелета. Если зубов много, то глубина глазных впадин будет мелкая. Японцы все в очках, потому что зубы очень сильно развиты и глаз не глубокий, соответственно мышцам очень тяжело. Если у мамы хорошие зубы, то у ребенка может быть ослаблено зрение.

1.6 Вода

Если человек пьет мало чистой воды, у него будет сгущение крови с повышенной концентрацией токсических веществ. Кроме того, при работе на компьютере человек моргает в 5 раз реже обычного, что вызывает повышенную сухость глаз.

Хрусталик с возрастом обезвоживается и получается катаракта.

1.7 Стресс

Стресс может явиться  причиной  потери  зрения . При выбросе адреналина нарушается микроциркуляция, возникают различные нейродиcфункции. Если человек постоянно нервничает, то у него будут страдать многие функции, не только зрение.

1.8 Еда

Мышцы детей (которые работают попеременно, когда человек смотрит то вдаль, то вблизи) очень слабые, их нужно укреплять специальными упражнениями и, конечно же, их нужно «подкармливать». Нездоровое питание - на зрение может повлиять недостаток бета-каротина, лецитина, селена, цинка, витаминов А,Е,С.


1.9 Медикаменты

Многие медикаменты нарушают состояние печени. Печень соответственно влияет на зрение.

Глава II. Практическая часть: «Изучение причин ухудшения зрения у младших школьников МБОУ Уваровщинская сош».

Среди учащихся начальных классов мы провели анкетирование. К школьникам мы обратились с вопросами, на которые получили следующие ответы:




10%

90 %
10% опрошенных ответили, что имеют плохое зрение, но только 2% из них носят очки;

  1. Большая часть опрошенных детей (35%)  тратит около 3 часов на выполнение домашнего задания.

  2. 25% не имеют настольную лампу, обеспечивающую необходимое освещение при работе с учебником и выполнении письменных работ.

  3. 30% опрошенных проводит за компьютером около 3 часов.



  1. Только 30% детей делают гимнастику для глаз.



  1. Большинство учащихся (85%) затруднились ответить, кто такой врач – офтальмолог.

Также, нами было проведено анкетирование родителей. По результатам анкетирования:

  1. 20% родителей имеют плохое зрение, но только 7% из них носят очки.


80%

20%




  1. 80% родителей считают, что причиной резкого снижения зрения является компьютер; 20% - частые стрессовые ситуации.



  1. Рекомендации офтальмолога выполняют 50%.

Анкетирование педагогов показало



  1. 100% педагогов наших школ учитывают рекомендации офтальмолога, чередуют виды заданий на уроке, следят за осанкой, делают физ. минутки.

  2. 70% педагогов делают с учащимися гимнастику для глаз на уроке.

  3. Знают о том, что до 1,5 часов ребенок должен тратить на выполнение домашнего задания - 100%.

  4. 75% педагогов считают, что причиной снижения зрения является плохое освещение.

Исходя из полученных данных по всем анкетам, мы сделали следующие ВЫВОДЫ:

  1. Существуют наследственные факторы, влияющие на снижение зрения у детей.

  2. Некоторые учащиеся не соблюдают режим зрительных нагрузок, что приводит к переутомлению глаз.

  3. Большинство учащихся не выполняют гимнастику для глаз, способствующую расслаблению и укреплению зрительных мышц.

  4. Некоторые родители недостаточно ограничивают по времени своих детей в работе за компьютером.

  5. Не все учащиеся имеют достаточное освещение для работы за письменным столом.


Рекомендации учащимся
- при плохом зрении постоянно, а не от случая к случаю, носите очки;

- ограничьте количество времени, проводимого за компьютером. Через каждые 30 минут занятий делайте короткий перерыв;

- делайте гимнастику для глаз;

- заботьтесь о хорошем освещении.

- через 45—50 минут делайте перерыв для ослабления мышц глаза.

- в перерывах между чтением выполняйте комплекс упражнений.

- во время чтения или письма напряженно работают мышцы спины, шеи и глаз, поэтому надо заботиться, чтобы их работа протекала в комфортных условиях.

- расстояние между глазами и книгой должно составлять 30—35 см, или, проще говоря, глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки.
Рекомендации родителям
1. Удар по глазу, травма, кровоизлияние в глаз. На 15-20 мин приложите к глазу ребенка «холод» (завернутый в полиэтилен снег, лед или смоченные в холодной воде вату, чистый носовой платок), не надавливайте сильно.

2. Внимание! Дети любят играть в больницу, «лечить глаза». Прячьте дальше клей и шприцы с иглами. Вся «химия» в доме (уксус, отбеливатели, жидкости для мытья окон и т. д.) должна быть под замком, в недоступном для детей месте.

3. Внимание! Боритесь с симптомом «склоненной головы», следите за позой ребенка во время занятий (предварительно проверьте состояние его глаз у врача). Выполняйте режим зрительной работы: яркое, но не слепящее освещение, источник искусственного света должен быть слева, расстояние до книги — 30-40 см; не разрешайте читать и даже смотреть картинки лежа (ребенок ложится только спать!).

4. Телевизор ребенку до 3-х лет смотреть нельзя! В 3-4 года — 15 мин 2 раза в день, 5-6 лет — 30 мин 2 раза в день и только сидя.

5. Знакомство с компьютером рекомендуется не ранее 7 лет. Детям 8-10 лет компьютерные игры не более 1 ч в день! Видеотехника должна занимать в жизни ребенка скромное место! Отвлекайте ребенка от компьютера, съездите с ним в зоопарк, сходите на лыжах, на каток.

6. Следите за тем, чтобы ребенок при чтении и письме не наклонял слишком низко голову, держал спину прямо, у него было хорошее освещение, он не засиживался подолгу за одним и тем же занятием. Через каждые полчаса необходимо делать физкульт зарядку для глаз, рук, спины. Ограничьте просмотр телевизора и работу на компьютере. Не забывайте регулярно раз в месяц посещать офтальмолога, проверять зрение, фиксировать все улучшения.

Заключение.

Работая над исследованием, дети узнали много нового для себя, работали с литературой, пробовали себя в роли исследователя, не боялись публично выступать и достойно представлять свои наработки, учились работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов.

Работая над проектом, мы для себя открыли много нового и интересного .Мы выяснили, что для профилактики сохранности зрения стоит правильно питаться, ограничить время работы с компьютером, правильно сидеть за партой и обязательно посещать врача – офтальмолога; ежедневно проводить процедуры в виде зарядки для глаз. Наши глаза остаются весьма чувствительным и ранимым органом, который надо тщательно оберегать. В наш век высоких научных технологий избежать нагрузки на глаза невозможно, но необходимо бережно относиться к ним.

Результаты исследования, информацию, полученную из различных источников, нам бы хотелось донести до ребят начальных классов, а также их родителей. Для этого мы проведем вместе с родителями родительское собрание в форме круглого стола по теме «Зрение – бесценный дар природы», где ребята выступят с докладом; а также пригласим врача - офтальмолога.
Глаза – зеркало души. И пусть оно никогда не тускнеет.

Список литературы

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,  2010 год.

  2. Энциклопедия «Мне интересно все» 2006. (DVD)

  3. Детская энциклопедия «Хочу все знать».

  4. Лечебный справочник «Домашний доктор». Изд. Эксмо Москва 2002 год.

  5. Американский институт зрения. Избавьтесь от очков и линз. Изд. Попурри Минск 2003 год

  6. Глушкова Е. К., “Береги зрение”, Медицина, 1987.

  7. Справочник офтальмолога. Спецлитература, 2006

                   Интернет ресурсы:

  • http://www.vesberdsk.ru/articles/2010/04/28/13596

  • http://owww.medicus.ru/?cont=article&art_id=14632&toprint=

  • http://www.mediccity.ru/directions/9

  • http://www.piedmonthospital.org/diw/Content.asp?PageID=DIW009707&More=DIW

  • http://otvetin.ru/goroskopgadezo/page/14/

  • http://kokoryan.livejournal.com/19338.html

  • http://glazki69.ru/astigmatizm.php

  • http://www.lit-clinic.ru/doctors/ophthalmologist/

  • http://www.tedmontgomery.com/the_eye/eyephotos/Farsightedness-grphc.html

  • http://www.tedmontgomery.com/the_eye/eyephotos/Nearsightedness-grphc.html

  • http://www.morepozitiva.com/sonnik-tolkovanie-snov/tolkovanie-sna-blizorukost.html

  • http://my.mail.ru/community/wwwsibvaleo/journal

  • http://newsliga.ru/index.php?nma=news&fla=stat&nums=5698

  • http://soft-drivers.my1.ru/news/vred_kompjutera/2011-03-26-32

  • http://alfa.1nsk.ru/blog/?skip=10&find=&page=9

  • http://vitaly.wellnet.me/Safe-to-see.php

  • http://forum.hayastan.com/index.php?showtopic=32965


   

Приложение 1

Анкета для учащихся

    1. Хорошее ли у тебя зрение?

    2. Носишь ли ты очки?

    3. Носят ли очки родители?

    4. Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?

    5. Есть ли на рабочем столе у тебя дома настольная лампа?

    6. Сколько времени ты проводишь за компьютером?

    7. Делаешь ли ты ежедневно  гимнастику для глаз?

    8. Кто такой офтальмолог?

Анкета для учителей

      1. Учитываете ли Вы рекомендации офтальмолога при рассадке детей в классе?

      2. Чередуете ли Вы виды заданий (устно, письменно) при работе на уроке с учащимися?

      3. Следите ли за осанкой учащихся на уроке?

      4. Сколько времени в день в среднем должен тратить учащийся Вашего класса на выполнение домашнего задания?

      5. Делаете ли физ. минутки на уроке?

      6. Хорошее ли освещение в классе?

Анкета для родителей

1. Какое у вас зрение?

  1. У вас плохое зрение с рождения или оно снизилось в течение жизни?

  2. Когда у вас снизилось зрение?

  3. Что повлияло на снижение зрения:

А) плохое освещение

б) компьютер

в) телевизор

г) неправильное чтение книг

д) частые стрессовые ситуации

е) низкий наклон над столом?

  1. Когда и почему у вас ухудшилось зрение?

  2. Носите ли вы очки?

  3. Что вы делаете, чтобы зрение улучшилось?

Приложение 2










Зрительная гимнастика в стихах

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

Автобус.

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед,

А автобус не везет...

Внизу речка – глубоко,

Вверху птички – высоко.

Щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят.

Колёса закружились

Вперёд мы покатились.

Часы

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

* * *

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

"Дождик"

Капля первая упала - кап ! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)

И вторая пробежала - кап !

Мы на небо посмотрели, (то же самое)

Капельки кап - кап запели,

Намочились лица.

Мы их вытирали. (вытирают лицо руками)

Туфли - посмотрите - (показывают вниз и смотрят)

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем (движения плечами)

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим.

Под кусточком посидим. (приседают)
"Ночь"

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 - 4 раза)

Приложение 3

Правила для чтения

Глаза могут испытывать утомление, если Ваша работа связана с продолжительной фиксацией зрения на неизменном расстоянии. Например, при чтении, письме, работе с монитором или оптическими увеличительными устройствами. Для разных случаев правила работы в основном схожи. Поэтому, говоря ниже о чтении, мы будем иметь в виду любую продолжительную работу глаз на близком расстоянии.
• Книгу желательно держать ниже уровня подбородка, чтобы не было необходимости поднимать веки.

• Старайтесь не наклонять голову и тело сильно вперед. Это приводит к нарушению циркуляции крови и ухудшению кровоснабжения мозга и глаз. Расслабляйте во время чтения мышцы рук и плеч.

• После прочтения нескольких строк оторвите взгляд от книги и посмотрите вдаль 1-2 секунды.
• Во время чтения почаще моргайте. Частое моргание создает условия для расслабления мышц, участвующих в зрении, позволяет увеличить время работы без накопления зрительной усталости. Легче всего приучить себя моргать в конце строки, можно моргать на каждом знаке препинания в тексте.

• Не читайте на солнце. Из-за сильного отражения лучей от белой бумаги глаза напрягаются и быстро устают.

• Никогда не читайте, если Вы больны, испытываете головные боли или сильно устали.

Приложение 4

Пусть на вашем столе в изобилии присутствуют особо важные для глаз черные ягоды - смородина и черника, рыжие фрукты - абрикосы и персики, зелень - петрушка, укроп и зеленый лук.     Морковь - богатый источник бета-каротина;

Черника - свежая и сухая черника повышает остроту зрения,

снимает усталость глаз и улучшает сумеречное зрение. Целебные

свойства черники объясняются наличием биофлавоноидов,

способствующих питанию сетчатки глаза;

Красный сладкий перец и шпинат - источники лютеина,

который, подобно солнечным очкам, защищает сетчатку. Надо

только помнить, что при тепловой обработке лютеин разрушается,

поэтому эти продукты нужно есть в сыром виде;

Кукуруза, апельсины, манго и персики - богаты зеаксантином,

который, как и лютеин, защищает сетчатку и предотвращает

помутнение хрусталика;

Рыба - содержит много таурина, ненасыщенных жирных

кислот и витамина Е, предупреждающих излишнюю сухость глаз;

Шиповник - признанное профилактическое средство при

дистрофии сетчатки.

Цитрусы - витамин С необходим для защиты глаз от инфекций,

а также для предотвращения возрастных заболеваний.

Дополнительно можно применять фармацевтические препараты, способствующие улучшению зрения. Полезны для глаз комплексные поливитаминные препараты «Триовит», «Аевит», «Миртилен-форте», в которых витамины сочетаются с микроэлементами (цинком, кальцием). В аптечной сети есть также пищевые биодобавки и витамины с черникой - «Фиточерника», «Черника-форте».

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Конкурс исследовательских работ обучающихся 2-7 классов «первые шаги в науку» iconКонкурс исследовательских и творческих работ обучающихся 8 -11 классов...
В ситуации угрозы, опасности, обиды происходят изменения в эмоциональной сфере личности, что является предпосылкой развития стрессовых...

Конкурс исследовательских работ обучающихся 2-7 классов «первые шаги в науку» iconПоложение о проведении районного форума школьников «Первые шаги в науку -2015»
Дзержинского района проводится ежегодно в соответствии с планом районных мероприятий и носит название «Первые шаги в науку», который...

Конкурс исследовательских работ обучающихся 2-7 классов «первые шаги в науку» iconИтоги школьной научно практической конференции «Первые шаги в науку 2016» №п\п

Конкурс исследовательских работ обучающихся 2-7 классов «первые шаги в науку» iconПобедитель городской научно-практической конференции обучающихся «Первые шаги в науку»
Наверное, каждый в детстве задавался наивным вопросом: «Вырастет ли из косточки настоящая яблоня?» А самые любознательные дети даже...

Конкурс исследовательских работ обучающихся 2-7 классов «первые шаги в науку» iconГородская научно-практическая конференция обучающихся «Первые шаги...
Я очень люблю кушать разные фрукты, в том числе и лимон, правда в основном я пью чай с лимоном. Мне нравится его вкус в чае и аромат....

Конкурс исследовательских работ обучающихся 2-7 классов «первые шаги в науку» iconПоложение о Региональном конкурсе исследовательских работ
Конкурс исследовательских работ «Алюминиевая азбука» является интеллектуальным соревнованием талантливых школьников, увлеченных наукой...

Конкурс исследовательских работ обучающихся 2-7 классов «первые шаги в науку» iconКонкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «меня оценят в XXI веке»
Региональный открытый конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи

Конкурс исследовательских работ обучающихся 2-7 классов «первые шаги в науку» iconСценарий выпускного бала «школьный альбом»
...

Конкурс исследовательских работ обучающихся 2-7 классов «первые шаги в науку» iconПоложение о ежегодном областном конкурсе исследовательских работ...
Областной конкурс исследовательских работ учащихся «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» (далее Конкурс) проводится с целью...

Конкурс исследовательских работ обучающихся 2-7 классов «первые шаги в науку» iconКонкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников...
Районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь»


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную