Литература стр


lit.na5bal.ru > История > Литература
«Этот день мы, приближали, как могли…»«Гордимся! Помним!»

«Гражданско – патриотическое воспитание

в МКОУ «Верещагинская СОШ на материале Великой

Отечественной войны в рамках новых образовательных стандартов».

Автор: Сидорова Т.А., учитель истории

МКОУ «Верещагинская СОШ»;

663242 Красноярский край,

Туруханский район, село Верещагино;

ta1560@mail.ru.

2016 год

Содержание:

  1. Введение:

1). Актуальность……………………………………………..3 стр.

2). Формирование УУД учащихся на уроках истории и внеклассной работе…………………………………………………………3 стр.

  1. Основная часть:

  1. Цикл мероприятий посвященных Дням воинской славы, проводимых в течение всего учебного года в школе………………………………………………………5 стр.

  2. Внеклассная работа по подготовке празднования Победы в ВОВ…………………………………………………….5 стр.

  3. Роль уроков истории в изучении событий ВОВ…..........6 стр.



  1. Заключение:

1). Проблемы, связанные с формированием предметных знаний (умений) на материале школьной истории…………………..9 стр.

Литература………………………………………………………..11 стр.

2

Построение в России гражданского общества и демократического государства, способного обеспечить гражданам широкий круг свобод, осложняется столкновением ценностей, претендующих на ведущее место в обществе.

Не вызывает сомнения, что проблема воспитания граждан сегодня особенно актуальна. В среде молодежи широкое распространение получили такие явления, как нигилизм, агрессивность, цинизм, широко распространились антипатриотические настроения.

Остро стоит проблема патриотического воспитания молодого поколения, становления личности, обладающей качествами гражданина-патриота. Это крайне важно сейчас, когда появляются отдельные случаи перерождения патриотизма в национализм.

Формирование гражданственности, патриотизма и толерантности - важное направление в гражданско-патриотическом образовании. И здесь можно широко использовать историю Великой Отечественной войны.

Цель: Содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, воспитанию патриотизма, уважения к Отечеству, государственным праздникам России.

Задачи:

- содействовать формированию у школьников российской гражданственности посредством изучения материалов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

- формировать гражданскую позицию и способность противостоять попыткам фальсификации фактов исторического прошлого страны;

- развивать у школьников чувство гордости за Россию, ее многонациональный народ, спасший Европу от фашизма;

- формировать уважительное отношение к ветеранам войны и тыла, пожилым людям;

- формировать предметные и универсальные способы действий, составляющие основу первичного изучения Великой Отечественной войны;

- закрепить знания учащихся о важном историческом событии.
Пути достижения поставленных задач различны и выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и изучаемого материала. В основе лежит системно-деятельностный подход. Используются различные виды работы: фронтальная, групповая, парная, коллективная и индивидуальная. В результате происходит формирование предметных, метапредметных и личностных УУД.

Метапредметные УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

- работа с историческими источниками;

- схемами;

- иллюстрациями; 3

- исторической картой;

- составлять тезисы выступлений;

- вести записи лекций;

- составлять план, рассказ, выступление;

- аргументировать свою точку зрения;

- работа с художественными произведениями (репродукции картин, плакатов)

- ведение дискуссии, спора;

- аналитические навыки (сравнения, обобщения);

- проводить поиск информационных источников;

- работать индивидуально, в паре, группе, коллективе;

- слушать и высказывать свое мнение.

Предметные УУД:

- обучающиеся должны получить знания об основных событиях второй мировой войны, её этапах, периодах;

- об основных операциях войны;

- о героях тыла и фронта;

- о состоянии экономики;

- о международных отношениях накануне и в годы войны;

- о роли Советского Союза в годы войны;

- о значении Победы Советского Союза над Германией;

- о помощи нам наших союзников и нашей помощи союзникам;

- о причинах временных неудач Красной Армии в начальный период войны;

- о высоком моральном духе в тылу и на фронте.

Личностные УУД:

- осознавать роль государства в Великой Отечественной войне;

- уважение к людям, своим близким, которые сумели выстоять в условиях военного времени и остаться людьми;

- гордость за свою страну, свой народ. 4

В начале учебного года был составлен подробный план проведения воспитательных мероприятий, который включал подготовительный этап к проведению уроков и внеклассной работы, посвященных празднованию Победы в Великой Отечественной войне. На протяжении всего учебного года в нашей школе проводилось много мероприятий посвященных, Дням воинской Славы на которых учащиеся знакомятся с историческими событиями страны, своего региона и событиям Великой Отечественной войны. Для детей начальной школы основными видами деятельности были: чтение рассказов о войне, учили стихи военных лет, рисовали на военную тематику, знакомились с пионерами-героями Великой Отечественной войны, составляли мини-проекты. Учащиеся основной школы самостоятельно составляли проекты, используя архивы своей семьи, брали интервью у ветеранов тыла, детей войны, оформляли полученный материал в исследовательских работах, сочинениях, стендах. Участвовали в просмотрах фильмов, посвященных военным событиям, а затем в их обсуждениях.

Старшеклассники, принимали участие в диспутах, дискуссиях, круглых столах, ток-шоу, которые проводились по военной тематике, не только о военных операциях, но и о том, как остаться человеком в условиях военного времени.

Следующим этапом были мероприятия, посвященные Победе над фашистской Германией в течение месяца (7 апреля – 7 мая 2016 г.)

Начало месячнику Победы было положено уроком Мужества, который прошел во всех классах. При выборе тех или иных методов обучения, прежде всего, стремимся к продуктивному результату. При этом от учащихся требовалось не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося. Вновь полученные знания учащиеся пробовали тут же мысленно применить, на практике. И чем активнее протекал этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться универсальные учебные действия. Применяя принцип проблемности, путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других ребят, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение

5

неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, взглядов.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, индивидуальные склонности; стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении, в результате которых формируются все виды УУД (познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные). Все эти задачи решались в планируемых уроках, акциях, мероприятиях: (участие во Всероссийской акции «Знамя Победы, участие в муниципальном конкурсе сочинений и рисунков «Во славу Победы»). Внеклассное мероприятие: «Весна 45-года: Салют, Победа!»; участие в акции «Георгиевская ленточка»; выпуск боевых листовок; подготовка праздничного концерта, посвященного Победе в Великой Отечественной войне (1 – 11 классы); оформление тематических выставок, посвященных важным событиям ВОВ, городам – героям, ветеранам войны и тыла; участие во Всероссийском конкурсе школьных сайтов «Георгиевская страница»; проводится конкурс открыток в школе «Поздравь ветерана с Победой». В данных мероприятиях формируются познавательные учебные действия, которые включают умение анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д. И главное, воспитывается любовь к Родине и людям, победившим фашизм.

Всероссийский единый урок в старших классах был проведен в форме дискуссии «Мы – граждане страны, победившей фашизм», в основной школе в виде диспута «Мы внуки страны, победившей фашизм», а в начальной школе в виде виртуальной экскурсии по местам боевой славы.

С помощью данных технологических приемов формируются познавательные универсальные учебные действия у школьников. Урок, построенный в рамках учебной деятельности, помогает учащимся приобретать навыки самостоятельной работы с информацией. Новые знания оказываются для учащихся не чем-то отстраненным, что надо выучить на оценку, а тем, во что вложены собственные силы. А значит, повышается интерес к предмету и мотивация учащихся, при изучении сложного для них материала по Великой Отечественной войне.

В воспитании патриотизма и гражданственности уроки истории играют большую роль.

На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего.

На уроках истории, изучая тему, я останавливаюсь на тех исторических личностях, которые способствовали процветанию России 6

и на их примерах учу детей. Патриотизм известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн, благородный гражданский и нравственный опыт людей прошлого и современности формирует потребность в нравственном самосовершенствовании.

Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением и опираться на краеведение.

Патриотические чувства малолетних граждан Российской Федерации можно формировать не только на примере героического прошлого всей страны. Было бы величайшей ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает история каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач гражданско-патриотического воспитания.

Непременным компонентом патриотического воспитания историей наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества и истории родного края должно стать изучение учащимися истории своей семьи, ибо история страны - это история и каждой отдельной семьи. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья нации.

Сообщения, презентации, фрагменты видеосюжетов и фильмов способствуют эмоциональному восприятию, а это усиливает такое чувство, как гордость за победы своих предков.

Сочувствие, сопереживание, понимание цены победы усиливается, когда дети не просто знакомятся с событиями по тексту учебника или по рассказу учителя, а работают с документами (например, сопоставляют высказывания разных авторов на одни и те же события ВОВ).

Сложность и противоречивость Второй мировой войны очевидна, даже тема Великой Отечественной войны в источниках и учебниках преподносится неоднозначно, много критического материала.

Времени для изучения отводится по программе очень мало и поэтому эмоциональное восприятие, дискуссионные вопросы я выношу на семинарские занятия. Со старшеклассниками в конце марта мы провели интересный семинар на тему «Великая Отечественная война - это не только битвы на фронте», ребята подготовили проекты - презентации на темы:

«У войны не женское лицо», «Оккупационный режим», «Тыл фронту», «Работники культуры и искусства во время войны», «Бей сатирой по фашисту» - о творчестве Кукрениксов, «Дети – герои» и др.

Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной деятельности разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников. 7

Страницы истории родного края, села дают немало примеров преданности и любви к своему Отечеству, жизни во благо Родины.

Бесспорен воспитательный потенциал изучения событий Великой Отечественной войны в связи с историей родного края. В нашем селе не осталось в живых ни одного ветерана войны. Приглашаем на встречи ветеранов тыла и детей войны. Дети с удовольствием слушают рассказы ветеранов тыла, свидетелей исторических событий. Велико эмоциональное воздействие таких встреч на ребят. Слушая рассказы очевидцев событий Отечественной войны - людей, которые на своих плечах вынесли все тяготы той поры и которые теперь являются связующей нитью между прошлыми поколениями и нынешним, между событиями, оказавшими огромное влияние на весь исторический процесс, и нашим временем, дети как бы прикасаются к истории, становятся ее частью. Они понимают ценность общения с ветеранами войны, ведь их с каждым годом становится все меньше. Знания и опыт, получаемые ребятами в процессе таких встреч от этих поистине исторических личностей, им необходимо будет передать будущим поколениям, чтобы не повторились больше те несчастья, то горе и та боль, которые пришлось пережить народу нашей страны и нашего города в те страшные годы.

Ведется внеклассная работа по патриотическому воспитанию: это недели истории, проектно – исследовательская работа (составлен проект «Наши земляки», который посвящен ветеранам труда; исследовательские работы: «Все для фронта! Все для Победы!», «История моей семьи, в истории моей страны» и др.).

8
    Гражданско - патриотическое воспитание в современной школе испытывает серьезные проблемы. Не удается превратить  его в действенную систему. Естественно это связано с общими проблемами общества, ослаблением значимости национальной самоидентификации в современном российском обществе. Однако существуют и внутри школьные проблемы формирования патриотического мировоззрения.

    На данный момент можно назвать несколько серьезных факторов, препятствующих школьному патриотическому воспитанию:

  1. Изучение Великой Отечественной войны начинается только в девятом классе, т.е. дети до этого практически ничего не знают о войне, возможно отсюда проявление вандализма по отношению к памятникам, могилам, неуважительное отношение к ветеранам войны и тыла.

  2. На изучение событий Великой Отечественной войны отводится слишком мало часов по программе. В девятом классе дается на всемирную историю и историю Отечества всего два часа в неделю.

  3. Недостаточное оснащение малокомплектных школ необходимой литературой, ТСО, плохая работа сети Интернет.

В последнее время в средствах массовой информации, в обществе, можно услышать негативные высказывания против нашей страны, особенно о событиях происходивших накануне войны. Где нас пытаются поставить на одну планку с фашистской Германией.

Важно, чтобы учащиеся не пошли по пути резкого очернительства нашей истории, умели бы увидеть как положительные моменты, так и отрицательные в нашей истории, научились делать правильные выводы, гордились бы своей страной и ее богатой историей.

     Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
        И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. И роль учителя истории в этом нельзя переоценить.

Данная работа не претендует на полноту изучения данной темы. На мой взгляд, сделать это просто невозможно, слишком велик объём материала, много субъективного в изложении отдельных эпизодов войны, не все документы еще доступны для изучения. Но на некоторые эпизоды минувшей войны здесь можно найти ответы. Все мы хотим больше знать о том времени,

9

чтобы правильно понимать историю, с учетом ее опыта решать современные задачи, в первую очередь – задачу сохранения мира.

Из множества вопросов для обсуждения и изучения были выбраны те, которые, на наш взгляд, дают возможность лучше понять её предысторию, ход, итоги, уроки, показать решающую роль Советского Союза в разгроме германского фашизма и японского империализма.

От последних выстрелов Великой Отечественной войны и второй мировой войны нас отделяют уже 70 лет - срок немалый, если его соразмерить с продолжительностью человеческой жизни. За это время выросло несколько поколений людей, которые не знали что такое военное лихолетье, и вся жизнь которых проходила «после войны». В разные периоды нашего государства интерес к истории ВОВ, то угасал, то вспыхивал вновь, хотелось бы напомнить строки «Если мы войну забудем, вновь придет война»…

10
Литература:


  1. Аксененко С.И. Великая ложь о Великой войне. Разоблачение фальсификации истории Великой Отечественной.

  2. Алексеев. С.П. Ради жизни на земле: История Отечества: Рассказы для детей. – М: Педагогика, 1990.

  3. Великая Отечественная война. 1941 – 1945.- М: ОЛМА – ПРЕСС, 2005.

  4. Вестник Архива Президента РФ. Война 1941 – 1945.- М.2010.

  5. Актуальные проблемы патриотического воспитания школьников при изучении истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.: Методические рекомендации. СПб.: АППО, 2012.

  6. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941 – 1945 г. М.,1995 г.

  7. Исаев А.В. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой.- М.: Эксмо, Яуза, 2004.

  8. Нарочницкая Н.А. За что и с кем мы воевали. – М.: Минувшее, 2005.

  9. Интернет – ресурсы.



11

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Литература стр iconПояснительная записка стр. 3 4 Основные этапы реализации проекта...
Самарской области гимназии №1 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

Литература стр iconЛитература 50- 90-х годов: поэзия и проза. Литература,11кл., 2ч., стр. 324-425, учебник
Укажите временной период «поэтического бума». Что важно для поэзии этого периода?-с. 333-338

Литература стр icon5. Программа проектных мероприятий стр
Методы и приемы, используемые при реализации проекта стр

Литература стр iconКонтрольная работа
Гос (1 стр. – титульный лист, 2 стр. – оглавление или план, последняя страница реферата – список использованной литературы)

Литература стр iconПояснительная записка стр. Учебно-тематический план (базовый и профильный уровень ) стр. 5
Количество недельных часов- 3 часа (универсальная группа), 5часов (социально-гуманитарная)

Литература стр iconЛитература,11кл., 2ч., стр. 44-70, учебник
Почему вторая редакция пьесы «Дни Турбиных» не была принята к постановке? Что предпринял Булгаков?-с. 58

Литература стр iconЛитература стр. 23
Возросший в последнее время интерес к родникам закономерен. Родники представляют собой естественные выходы подземных вод на поверхность...

Литература стр iconДомашнее задание Учитель 5а класс Технология (девочки) Печатная тетрадь...
Задания для самостоятельной работы в дистанционном режиме для учащихся 5-11 классов на 31 января 2017 г

Литература стр iconКаждое задание содержит 4 смысловых блока. Перед изложением ответа...
Госту. Следует пользоваться только проверенными источниками. Объем текста не должен быть менее 10 стр и превышать 15-20 стр

Литература стр iconАналитическое обоснование программы стр. 5 Приоритетные направления, цели стр. 7
Школа сложная и динамичная социальная структура. В ее стенах взаимодействуют порядка 2-х тысяч человек (педагогов, учащихся, родителей),...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную