Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд


страница1/8
lit.na5bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8



Пояснительная записка
Рабочая (учебная) программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории, ФБУПа (2004 г.)»и авторских программ:

«Всеобщая история.10 класс» для 10 класса общеобразовательных учреждений .- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2008. Автор – Загладин Н.В., Загладина Х.Т.

«История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений .- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. Авторы – Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И.

«Всеобщая история. Конец XIX- начало XXI века.11 класс» .- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2010. Автор – Загладин Н.В., Загладина Х.Т.

«История России. XX – начало XXI века». Для 11 класса общеобразовательных учреждений .- 6-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. Авторы – Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т.

Рабочая программа рассчитана на 138 учебных часов (2 часа в неделю): 70 учебных часов в 10 классе и 68 учебных часов в 11 классе. Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме соответствуют примерной программе по предмету. Тематическое планирование рассчитано на базовый уровень изучения истории. Содержание тематического планирования и его структура соответствуют содержанию и структуре УМК «Русское слово»

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X-XI классов:


Классы

Объем учебного времени

Разделы программы







История России

Всеобщая история

X класс

70 ч

История России

(с древнейших времен до середины XIX в.) – 44 ч

Всеобщая история

(с древнейших времен до середины XIX в.) – 26 ч

XI класс

68 ч

История России

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – 44 ч

Всеобщая история

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – 24 ч


Цели

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебный план образовательного учреждения отводит 138 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X классе 70 часов и в XI классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

В рабочую программу внесены авторские замены и дополнения.

По темам и разделам составлены презентации, таблицы и приготовлен раздаточный материал: схемы, таблицы, обучающие тексты, тесты.

ОСНВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (26 часов)
Раздел 1. История как наука (2 часа)

В разделе рассматриваются этапы развития исторического знания и основные проблемы изучения истории, освещаются различные подходы к ее изучению, подчеркивается важность познания прошлого для осмысления человеком своего бытия и познания общества, в котором он живет.

Тема 1. Этапы развития исторического знания. Закономерности и случайности в жизни народов

Значение изучения истории. История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки и этапы ее развития. Зарождение исторической науки, ее особенности в Древнем мире, Средневековье, Новом и Новейшем времени.

Тема 2. Проблемы периодизации всемирной истории

Становление современной системы летосчисления. Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины. Проблема истинности исторических знаний. Принципы научности в изучении прошлого: конкретно-исторический подход, принцип объективности, проверки подлинности и достоверности исторических источников. Единство и многообразие исторического процесса. Закономерности и случайности в жизни народов. Движущие силы исторического развития в религиозно-мистических концепциях. Становление и развитие материалистических воззрений на мир. Взгляды мыслителей эпохи Просвещения, марксизм и формационная теория. Особенности цивилизационного подхода к истории. Воззрения современных ученых. Ведущие школы в исторической науке. «Рост», «развитие» и «прогресс» в истории человечества. Историческое время. Принципы и критерии периодизации всемирной истории. Текущий этап всемирной истории и его особенности.

Раздел 2 Древнейшая история человечества (2 часа)

Раздел знакомит учащихся с современными взглядами на происхождение человека, основными этапами развития первобытного общества.

Тема 3. У истоков рода человеческого

Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии протоистории человечества.

Тема 4. Неолитическая революция

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Роль речи, трудовой деятельности в становлении человека. Отличие человеческого сообщества от иных природных сообществ. Дискуссии о происхождении человека современного типа. Первичное расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Зарождение искусства. Верования первобытного человека. Человечество в палеолите и мезолите.

Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Развитие ремесел и зарождение торговли. Матриархат и патриархат, происхождение семьи и собственности. Особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе. Начало обработки металлов и переход к энеолиту.

Раздел 3 Цивилизации Древнего мира и Средневековья (12 часов)

Материал раздела освещает историю зарождения и развития первых государств - деспотий Востока, Древней Греции и Древнего Рима, знакомит учащихся с достижениями античной культуры, которая легла в основу традиций современной европейской духовной и общественной жизни. В разделе рассматриваются резкие перемены III-IV вв. н.э., связанные с глобальными климатическими изменениями, Великим переселением народов и крушением государств Древнего мира.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconРабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших...
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа...

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconРабочая программа по истории умк «России и мира с древнейших времен до XIX в»
Программа составлена на основе программы «История. История России и мира. 10 класс», авторами которой являются Н. В. Загладин, С....

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconСогласовано
М.: ООО «тид «Русское слово – рс», 2008. Загладин Н. В., Загладина Х. Т. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н....

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconУчебной дисциплине «История» Часть I «Всемирная история с древнейших...
Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, 190631. 01 (23. 01. 03) Автомеханик

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconНабатова О. Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен...
Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6—7 кл.: Метод, пособие. — М.: Изд-во владос-пресс, 2001....

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconПояснительная записка данная рабочая программа написана на основе...
«История», а также программ курса «Новейшая история зарубежных стран. XX в.» для 9 класса, курса «История России XX век» Загладина...

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconРабочая программа по истории для 6 класса составлена в соответствии...
Е. В. Агибалова, Г. М. Донской, под редакцией А. А. Сванидзе, М. Просвещение. 2014 год; «История России. С древнейших времен до конца...

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconРабочая программа составлена на основе программы учебного курса «История Брянского края»
Г. П. Поляков, А. А. Чубур «История Брянского края с древнейших времён до конца ΧѴӀӀI века. 8 класс. –«Курсив» Брянск 2012 г

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconПояснительная записка «История Средних веков и истории России с древнейших...
Ания играет важнейшую роль для личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание...

Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд iconРазработка урока по истории для 8 класса по теме " Художественная...
Данный урок один из завершающих в теме: «Россия в первой половине XIX века». Преподавание предмета ведется по умк данилов А. А. Косулина...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную