
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО ИСТОРИИ (Всеобщая история)
ДЛЯ 6 КЛАССА В качестве рабочей программы по истории для 6 класса используется:
авторская программа Ведюшкина В.А., Уколовой В.И. основного общего образования по истории ( всеобщая история) для 6 класса составленная на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Выбор программы обусловлен тем, что задачами данного курса являются:
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. Планируемые результаты обучения истории в авторской программе Ведюшкина В.А., Уколовой В.И. соответствуют образовательной программе основной школы МОУ СОШ № 16 по данному предмету.
В 6 классе на уроки истории ( всеобщей истории) отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер
урока
| Наименование разделов и тем
| Характеристика основных видов деятельности ученика
| Плановые сроки прохождения
| Скорректированные сроки прохождения
| 1
| Введение. Живое Средневековье.(1ч.)
| Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники»
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю
Объяснять, как ведется счет лет в истории, Определять место средневековья на ленте времени.
Называть, характеризовать исторические источники по истории средних веков
Изучить историческую карту мира Средневековья
|
|
|
| Глава 1. Становление средневековой Европы(6-11 века) (5ч.)
|
| 2
| Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8вв.
| Рассказывать о складывании государств у варваров.
Объяснять своеобразие складывания государства у франков.
Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Объяснять значение понятий «король», «монах», «римский папа».
Разъяснять причины и распространение христианства в Европе.
Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.
Обобщать события истории франков и выделять её этапы.
Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры
Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.
С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига.
Составлять характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим.
Комментировать последствия Верденского раздела
Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.
Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей.
Показывать на карте местоположение Англии, называть её соседей.
Сравнивать управление государством в Англии и империи Карла Великого.
Оценивать поступки и действия норманнов
Анализировать отношения Англии с соседними народами.
Рассказывать об изменениях в жизни общества.
|
|
| 3
| Христианская церковь в раннее Средневековье.
|
|
| 4
| Возникновение и распад империи Карла Великого.
|
|
| 5
| Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11вв.
|
|
| 6
| Англия в раннее Средневековье.
|
|
|
| Глава 2. Византийская империя и славяне в 6-11вв. (3ч.)
|
| 7
| Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
| Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей.
Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.
Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю.
Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.
Анализировать отношения Византии с соседними народами.
Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока.
Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии.
Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись.
Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши.
Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян.
Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника
|
|
| 8
| Культура Византии.
|
|
| 9
| Образование славянских государств.
|
|
|
| Глава 3. Арабы в 6-11вв. (1ч.)
|
| 10
| Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
| Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.
Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.
Называть различия между исламом и христианством.
Выявлять особенности образования и его роли в мусульманском обществе.
Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой.
Рассказывать о развитии научных областей, об учёных.
Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских ученых и их достижениях.
Составлять развёрнутый план параграфа.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника
|
|
|
| Глава 4. Феодалы и крестьяне. (2ч.)
|
| 11
| Средневековая деревня и её обитатели.
| Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.
Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом.
Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни.
Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры.
Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья.
Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.
|
|
| 12
| В рыцарском замке.
|
|
|
| Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (3ч.)
|
| 13
| Формирование средневековых городов. Городское ремесло.
| Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу.
Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов.
Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору).
С помощью карты определять центры ремесла и торговли.
Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.
Объяснять, почему города стремились к самоуправлению.
Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.
Составлять загадки о городской жизни для одноклассников.
Доказывать, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.
Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья.
Определять роль университетов в развитии городов.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
|
|
| 14
| Торговля в Средние века.
|
|
| 15
| Горожане и их образ жизни.
|
|
|
| Глава 6. Католическая церковь в 11-13вв. Крестовые походы. (2ч.)
|
| 16
| Католическая церковь и еретики.
| Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества.
Объяснять причины усиления королевской власти.
Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап.
Называть причины появления движения еретиков.
Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью.
Определять по карте путь Крестовых походов,
комментировать его основные события.
Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе.
Объяснять цели различных участников Крестовых походов.
Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.
Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
|
|
| 17
| Крестовые походы.
|
|
|
| Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15 вв.) (6ч.)
|
| 18
| Как происходило объединение Франции.
| Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.
Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.
Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору).
Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся.
Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.
Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.
Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета.
Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны.
Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.
Находить и показывать на карте основные места военных сражений.
Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии
Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.
Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве.
Анализировать процессы объединения в Англии и Франции.
Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства.
Объяснять причины и особенности Реконкисты.
Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова.
Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.
Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.
Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы.
Определять причины ослабления императорской власти.
|
|
| 19
| Что англичане считают началом своих свобод.
|
|
| 20
| Столетняя война.
|
|
| 21
| Усиление королевской власти в конце 15в. во Франции и в Англии.
|
|
| 22
| Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
|
|
| 23
| Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12-15 веках.
|
|
|
| Глава 8. Славянские государства и Византия в 14-15вв. (2ч.)
|
| 24
| Гуситское движение в Чехии.
| Характеризовать Чехию в XIV в.
Рассказывать об отношении общества к католической церкви.
Выделять главное в информации о Яне Гусе.
Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки.
Называть итоги и последствия гуситского движения.
Научатся определять термины: турки-османы.
Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания
|
|
| 25
| Завоевание турками - османами Балканского полуострова.
|
|
|
| Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века. (2ч.)
|
| 26
| Образование и философия.
| Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире.
Объяснять значение понятия «корпоративное общество».
Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры.
Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.
Оценивать образование и его роль в средневековых городах.
Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства.
Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов.
Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных».
Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья.
Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр.
Составлять рассказ-описание по картине художника.
Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.
Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека.
Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки.
Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания.
Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии.
Рассказывать о значении изобретения книгопечатанияСопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период.
Анализировать последствия развития мореплавания.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
|
|
| 27
| Средневековая литература.
|
|
| 28
| Средневековое искусство.
|
|
| 29
| Культура раннего Возрождения в Италии.
|
|
| 30
| Научные открытия и изобретения.
|
|
|
| Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (2ч.)
|
| 31
| Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.
| Показывать на карте и комментировать местоположение Китая.
Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления.
Характеризовать восстание Красных повязок.
Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе.
Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов.
Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление.
Характеризовать религию индийцев — индуизм.
Анализировать развитие страны в домонгольский период.
Называть особенности буддизма.
Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов.
Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подготовки сообщений на тему истории Индии.
Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии.
Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки.
Сравнивать культуру майя ацтеков и инков.
Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.
Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки.
Выделять своеобразие африканской культуры.
Перечислять последствия освоения Африки европейцами
|
|
| 32
| Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
|
|
| 33
| Наследие Средних веков в истории человечества.
|
|
| 34
| Итоговое повторение.
| Объяснять смысл понятия «Средневековье».
Раскрывать сущность феодальных отношений.
Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы.
Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.
|
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2012
Литература для учителя:
Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории . 6 класс », М., «Русское слово», 2005 г.
Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V – конец XV в.), 6 класс », М., «Сфера», 2009 г.
Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 2004 г.;
Задания по курсу истории Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 2005 г.;
Колесниченко Н.Ю. « История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс », Волгоград, «Учитель», 2007 г
Кулагина Г.А. «Сто игр по истории », М., 1983 г.;
Лебедева И.М. «Организация и проведение исторических олимпиад в 6 -9 классах ». Книга для учителя: из опыта работы. М., 1990 г.;
Петрова Н.Г. « История средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2006 г.;
Цветкова Г.А. «Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс », М., «Владос», 2007 г.
Хронологические таблицы по Всеобщей истории.
Таблицы по истории.5-9 классы.
Обобщающие таблицы. Всемирная история.
Карты. Всеобщая история. Технические средства.
DVD - плеер.
Телевизор жидкокристаллический.
Мультимедийный проектор.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания школьного
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
от ________________ №_____ СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
________________ Е.В. Гармель
_____ августа 2016 года |