К рабочей программе по истории (всеобщая история) для 10 класса


lit.na5bal.ru > История > Программа
c:\users\user\desktop\программы 16-17 (ср .школа)\макарова\10б всеобщая история.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО ИСТОРИИ (ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ)

ДЛЯ 10 КЛАССА
Данная рабочая программа по истории ( всеобщая история) составлена на основе Примерной программы среднего общего образования по истории ( всеобщая история)

(базовый уровень), М, Просвещение 2004 год и авторской программы по истории (всеобщей истории) В. И. Уколова, А. В. Ревякин М Просвещение 2009 г.

Цели курса:

-обеспечение современного понимания места и роли истории как науки и учебного предмета в системе гуманитарного знания и в школьном образовании:

-формирование представлений о специфике разных этапов истории человечества

как части общемирового исторического процесса:

-ознакомление учащихся с современными научными взглядами на актуальные вопросы истории человечества.

Задачи курса:

- формирование у школьников понимания единства, всеобщности истории человечества

с древности до наших дней:

-приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям и развитие ценностно- ориентированной личности учащегося ,воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания

- формирование исторического мышления ,способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности

Роль:

в программе представлено системное освещение исторического пути человечества в контексте единого мира.

Программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю, согласно учебному плану МОУ СОШ № 16.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Должны знать/ понимать:

Основные виды исторических источников;

основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;

выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; знать даты

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе

исторического развития.

Должны уметь:

работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории)

работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа, использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях, сравнивать свидетельства разных источников)

работать с исторической картой ( показывать на карте России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий)

описывать исторические события и памятники культуры рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры, на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ)

анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл основных исторических понятий и терминов выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий),

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям всеобщей и мировой культуры.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, понимать особенности современной жизни, сравнивать события и явления прошлого и настоящего, анализировать причины текущих событий в России и мире, высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям опираясь на представления об историческом опыте человечества, использовать знания об историческом пути и традициях народов мира и России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Основное содержание.

Введение. Историческое познание сегодня. (1ч.)

РАЗДЕЛ I.  ПЕРВОБЫТНОСТЬ (1 Ч)

Т е м а  1. Предыстория (1 ч)

      Понятия «предыстория человечества» и «первобытное общество». 
      Проблема происхождения человека. Расселение первобытного человека. Появление человека современного типа. 
      Взаимосвязь процессов антропогенеза и социогенеза. Первичные формы социального объединения. Присваивающее и производящее хозяйства. Неолитическая революция.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ МИР (6 Ч)

Т е м а  2. Древний Восток (2 ч)

      Ближний Восток — колыбель древнейших цивилизаций. 
      Взаимодействие человека и природы в древних обществах. Цивилизации долин великих рек: Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай. 
      Восточная деспотия. Власть и общество, положение подданных. Доминирование традиции в жизни древневосточных обществ. Складывание первых мировых империй. 
      Значение цивилизаций Древнего Востока и их культурного наследия для последующих эпох и мировой культуры.

Т е м а  3. Античность (4 ч)

      Понятие «античность». Периодизация становления и развития античной цивилизации. Ареал ее распределения.

Ч а с т ь  1. Древняя Греция (2ч)

      Древняя Греция — часть античной цивилизации. Периодизация ее истории. 
      Архаическая Греция. Власть и человек в архаической Греции. Место аристократии в обществах архаической Греции. Агональное начало в культуре. Олимпийские игры. 
      Классический период истории Древней Греции. Греческий полис: типы и эволюция. Афины и Спарта. Греческая демократия. Формирование гражданской системы ценностей. Классическое рабство. Человек в мире древнегреческих полисов. 
      Древнегреческое язычество. 
      Культура Древней Греции. Древнегреческая философия, знания о мире и человеке. Театр, архитектура. Значение политического и культурного наследия Древней Греции для последующих эпох и мировой культуры. 
      Греческие полисы в международных отношениях Древнего мира. 
      Походы Александра Македонского, образование им мировой державы.

Ч а с т ь  2. Древний Рим (2 ч)

      Периодизация истории Древнего Рима. Римская цивилизация как часть античной цивилизации. 
      Ранний Рим. Патриции и плебеи. 
      Римская гражданская община и ранняя республика. 
      Пунические войны. Превращение Рима в мировую державу. 
      Переход от гражданской общины к мировой империи. Принципат как система власти и управления. 
      Возникновение и распространение христианства. Становление христианской церкви. 
      Кризис III века. Поздняя империя. Доминат. Власть и общество в Поздней империи. Колонат. 
      Разделение империи на Восточную и Западную. 
      Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. 
      Римская цивилизация как основание будущей европейской цивилизации.

РАЗДЕЛ III. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (6Ч)

      Понятие «Средневековье» в современной исторической науке. 
      Хронологические рамки и основные типологические характеристики Средневековья для Запада и Востока.

Т е м а  4. Западноевропейское Средневековье (2 ч)

      Периодизация западноевропейского Средневековья. Материальная культура западноевропейского Средневековья. Структура средневекового общества. Феодальное землевладение и система власти, вассально-ленные отношения. Сословный характер общества. Рыцарство, рыцарская культура. 
      Роль религии и церкви в Средние века. Разделение церквей. Католицизм и православие. Папство и светская власть. 
      Международные отношения в Средние века.
      «Христианский мир» Средневековья как основание для формирования будущей европейской идентичности.
      Средневековый город. Городская средневековая культура. 
      Средневековая сословная монархия как первая представительная политическая система в истории. Кризис XIV—XV вв. 
      Значение средневекового политического и культурного наследия для формирования «новой» Европы.

Т е м а  5. Византийское Средневековье (1 ч)

      Начало византийской цивилизации. Византия — наследница античного мира. Хронологические рамки, периодизация, ареал византийской цивилизации. 
      Восточное христианство. Власть и церковь в Византии. 
      Культура Византии. Византийская «картина мира». Эстетические идеалы, искусство, иконопись. 
      Влияние Византии на государственность и культуру Древней Руси и российскую цивилизацию.

Т е м а  6. Исламский мир в Средние века (1 ч)

      Возникновение ислама. Мухаммед, его учение и деятельность. 
      Исламская мораль и право. 
      Арабский халифат. 
      Роль арабов как связующего звена между культурами античности и средневековой Европы. 
      Османская империя: этапы и основные типологические черты развития. Османская империя и Европа.

Т е м а  7. Индия в Средние века (1 ч)

      Хронологические рамки и периодизация индийского Средневековья. Делийский султанат, образование империи Великих Моголов. 
      Касты и община. 
      Религия в средневековой Индии.

Т е м а  8. Китай и Япония в Средние века (1 ч)

      Хронологические рамки и периодизация китайского Средневековья. Империи Суй и Тан. Власть и общество. 
      Китай в период правления монголов. Империя Мин. Административно-бюрократическая система. 
      Хронологические рамки и периодизация японского Средневековья. Становление государственности и сознания Ямато. Роль императора. Правление сегунов Минамото и Асикага.

РАЗДЕЛ IV. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА НА ПУТИ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ (1 Ч)

      Новое время в современной исторической науке. Проблемы периодизации Нового времени. Начало развития современного мира.

Т е м а  9. Возрождение как культурно-историческая эпоха (1 ч)

      Понятие «Возрождение». Отношение Возрождения к Средневековью. Италия — родина Возрождения. Возрождение античного наследия. Гуманизм — идейная основа Возрождения. Идеал «универсального человека». Искусство Возрождения.

РАЗДЕЛ V. НОВОЕ ВРЕМЯ. ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВО (4 Ч)

Т е м а  10. Возникновение мирового рынка (1 ч)

      Предпосылки Великих географических открытий. Заинтересованность европейских стран в торговле с Востоком. Традиционные пути мировой торговли. Роль посредников. Нехватка золота и серебра. Научно-технические предпосылки дальних морских путешествий. Роль Португалии и Испании в истории Великих географических открытий. Открытие Америки. Христофор Колумб. Америго Веспуччи. Открытие морского пути в Индию. Васко да Гама. Поиски испанцами Эльдорадо. Кругосветное плавание Магеллана. Крупнейшие открытия мореплавателей и землепроходцев других стран в XVII — начале XIX в. Возникновение мирового рынка. Подъем мировой торговли. Перемещение путей мировой торговли. Революция цен и ее последствия. Упадок феодальной системы хозяйства, а также средневековых сословий. Монопольные акционерные компании. Товарные и фондовые биржи.

Т е м а  11. Общество и экономика «старого порядка» (1 ч)

      «Старый порядок» в Европе. Структура сельскохозяйственного производства. Двупольная и трехпольная системы земледелия. Общественные отношения в деревне. Огораживания в Великобритании. Ремесленное и мануфактурное производство.

Т е м а  12. Промышленная революция. Индустриальное общество (1 ч)

      Начало и предпосылки промышленной революции в Великобритании. Технический переворот в промышленности. Революция в средствах транспорта. Крупная машинная индустрия. Завершение промышленной революции.

      Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. Социальный вопрос. Индустриализация. Подъем базовых отраслей промышленности. Новая техническая революция.

РАЗДЕЛ VI. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (3 Ч)

Т е м а  13. Религия и церковь в начале Нового времени (1 ч)

      Религиозные противоречия в Европе начала Нового времени. Положение католической церкви, критика в ее адрес. Выступление Лютера против индульгенций. Учение о спасении верой. Лютеранство. Реформация в Германии. Протестанты. Кальвинизм. Учение Кальвина о Божественном предопределении. Особенности Реформации в Англии. Англиканство.

Т е м а  14. Наука и общественно-политическая мысль (1 ч)

      Научная революция XVII в. Экспериментальный метод познания. Философский рационализм. Значение трудов Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона. Просвещение как общественное движение. Либерализм как течение общественной мысли и как политическое движение. Рождение демократической идеологии и движения. Социалистическая мысль и коммунистическая идеология. Возникновение марксизма.

Т е м а  15. Художественная культура (1 ч)

      Развитие художественной культуры в XVII—XIX вв. Художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Искусство и литература романтизма. Представители романтизма Э. Делакруа, В. Гюго, Дж. Байрон, Э. А. Гофман, Р. Вагнер.

РАЗДЕЛ VII. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (4 Ч)

Т е м а  16. Государство на Западе и Востоке (1 ч)

      Образование единых централизованных государств в Европе. Западно-европейский абсолютизм. Просвещенный абсолютизм. Реформы в Пруссии, монархии Габсбургов, Испании и Франции. Прусский король Фридрих II. Соправители монархии Габсбургов Мария Терезия и император Иосиф II. Французский король Людовик XVI.

Т е м а  17. Политические революции XVII—XVIII вв. (2 ч)

      Английская революция середины XVII в. Обострение религиозных и политических противоречий в Англии начала XVII в. Пуританизм и его течения — пресвитериане и индепенденты. Первые короли из династии Стюартов и парламентская оппозиция. Созыв Долгого парламента. Преобразования мирного периода революции. Упразднение монархии в Англии. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация Стюартов. 
      «Славная революция» в Англии. Политика правительства Реставрации. Новая парламентская оппозиция. Закон «Хабеас корпус акт». Виги и тори. Низложение короля Якова II. Переход короны к Вильгельму Оранскому. «Билль о правах». 
      Французская революция конца XVIII в. Общественные противоречия. Критика абсолютизма, сословных привилегий, сеньориального строя, политики правительства и поведения королевского двора. Созыв Генеральных штатов. Взятие Бастилии. Законодательство Учредительного собрания. Конституция 1791 г. Политические группировки роялистов, конституционалистов, жирондистов и монтаньяров. Якобинский клуб. Деятельность Законодательного собрания. Начало войны Франции с иностранными государствами. Крушение монархии. Деятельность Национального конвента. Приход якобинцев к власти. Установление якобинской диктатуры. Террор. Государственный переворот 9 термидора. Политика Директории. Бонапартистский переворот 18—19 брюмера.

Т е м а  18. Становление либеральной демократии (1 ч)

      Консульство и империя во Франции. Кодекс Наполеона. Первая парламентская реформа в Великобритании. Либеральные реформы 30-х гг. во Франции, Испании и германских государствах. Начало борьбы за демократические преобразования в странах Европы и Америки. Чартистское движение в Великобритании. Консервативные реформы. Британские консерваторы. Гражданская война в США и ее итоги. Возникновение строя либеральной демократии в государствах Европы и Америки.

РАЗДЕЛ VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (3 Ч)

Т е м а  19. Встреча миров (1 ч)

      Активизация колониальной политики европейских государств в начале Нового времени. Цели колониальной политики. Крупнейшие колониальные державы. Формы и методы колониальной политики. Европейская эмиграция. Завоз рабов в Америку из Африки. Соперничество колониальных держав. Пиратство. Навигационный акт английского парламента. Европа и Османская империя. Возникновение Восточного вопроса. Двойственное влияние колониализма на развитие народов Востока. Зарождение патриотического движения в Индии. Политика «самоусиления» в Китае. «Реставрация Мэйдзи» в Японии. Танзимат в Османской империи.

Т е м а  20. Европейское равновесие XVII—XVIII вв. (1 ч)

      Гегемония Габсбургов в Европе начала Нового времени. Стремление Франции прорвать «окружение» Габсбургов. Программа «естественного рубежа» на востоке. Вестфальский мир, его условия и значение. Возникновение баланса сил в Европе. Крушение европейского равновесия. Цели и значение революционных войн Франции.

Т е м а  21. Конфликты и противоречия XIX в. (1 ч)

      Наполеоновские войны, их цели и характер со стороны Франции и ее противников. Созыв Венского конгресса. Противоречия его участников. Основные положения Заключительного акта. Принципы и характерные черты Венской системы международных отношений. Легитимизм. Причины крушения Венского порядка в Европе. Национальные войны. Объединение Германии и Италии. О. Бисмарк и К. Кавур. Преобладание Германии в Европе. Союз трех императоров. Охлаждение отношений России с Германией и Австро-Венгрией. Создание Тройственного союза. Сближение России с Францией. Образование русско-французского союза. Восстановление баланса сил в Европе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ К КОНЦУ XIX В. (1 Ч)

      Карта мира к концу XIX в. 
      Преодоление замкнутости отдельных регионов мира. Первые шаги на пути к мировой цивилизации. Сохранение своеобразия и различий в положении народов мира. 
      Итоги политического и экономического развития стран Запада: формирование либеральной демократии и рыночной экономики. 
      Колониальная зависимость стран Азии и Африки. Предпосылки их перехода к нормам и ценностям современного общества.
Итоговое повторение. (4Ч)

Календарно – тематическое планирование курса

Номер

урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

10 «б»

10 «б»

1

Введение. Историческое познание сегодня.










Тема 1. Первобытность.







2

Предыстория.










Тема 2. Древний мир.







3

Ближний Восток.







4

Индия и Китай в древности.







5

Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса.







6

Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру.







7

Древний Рим. От возникновения города до падения республики.







8

Древний Рим. Римская империя.







9

Повторение.










Тема 3. Средневековье.







10

Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы.







11

Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира.







12

Византийское Средневековье.







13

Исламский мир в Средние века.







14

Индия в Средние века.







15

Китай и Япония в Средние века.







16

Повторение.










Тема 4. Возрождение.







17

Возрождение как культурно - историческая эпоха.







18

Повторение.










Тема 5. Новое время.







19

Возникновение мирового рынка.







20

Общество и экономика «старого порядка».







21

Промышленная революция.







22

Индустриальное общество.







23

Религия и церковь в начале Нового времени.







24

Наука и общественно-политическая мысль.







25

Художественная культура.







26

Государство на Западе и Востоке.







27

Политические революции 17-18вв.







28

Политические революции 17-18вв.







29

Становление либеральной демократии.







30

Встреча миров: Запад и Восток в Новое время.







31

« Европейское равновесие». 17-18 вв.







32

Конфликты и противоречия. 19 в.







33

Заключение. Основные итоги всеобщей истории к концу 19в.







34

Итоговое повторение.







Перечень учебно- методического обеспечения

Базовый учебник: В.И. Уколова, А.В. Ревякин История. Всеобщая история. 10 кл. - М. Просвещение 2014г

Дополнительная литература:

Энциклопедия школьника «Всемирная история в лицах» -М. Олма Пресс,1999г.

Энциклопедия для детей. История. –М. Мега.2000г.

Справочник « Всеобщая история - М. 1997г.

Справочник «История Первой мировой войны» -М. 2014г.

Справочник, карты « История Второй мировой войны» -М. 2010г.

Карты, таблицы схемы по всеобщей истории.

Школьные олимпиады по всеобщей истории
Технические средства.

DVD - плеер.

Телевизор жидкокристаллический.

Мультимедийный проектор.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания школьного

методического объединения

учителей гуманитарного цикла

от ________________ №_____
СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

________________ Е.В. Гармель

_____ августа 2016 года

Поделиться в соцсетях



Похожие:

К рабочей программе по истории (всеобщая история) для 10 класса iconК рабочей программе по истории (всеобщая история) для 9 класса
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории (всеобщая история) базовый...

К рабочей программе по истории (всеобщая история) для 10 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по истории (Всеобщая история)...
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного...

К рабочей программе по истории (всеобщая история) для 10 класса iconГ. Подольска Московской области утверждаю директор моу сош №16
Данная рабочая программа по истории ( всеобщая история) составлена на основе Примерной программы среднего общего образования по истории...

К рабочей программе по истории (всеобщая история) для 10 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по истории (История России) для 6 класса
Данилова А. А. (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа): учебное пособие...

К рабочей программе по истории (всеобщая история) для 10 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по истории для 5 класса...
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного...

К рабочей программе по истории (всеобщая история) для 10 класса iconРабочая программа учебного предмета Всеобщая история 5класс Разработана...
Данная программа курса:“Всеобщая история. История древнего мира (базовый уровень) разработана на основе

К рабочей программе по истории (всеобщая история) для 10 класса iconК рабочей программе по истории (история россии) для 9 класса
России) разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории ( истории России) базовый уровень М. Просвещение...

К рабочей программе по истории (всеобщая история) для 10 класса iconРабочая программа 7 класс линия «сфера» всеобщая история
Планирование соответствует программе и Федеральному государственному стандарту основного общего образования по истории и обеспечена...

К рабочей программе по истории (всеобщая история) для 10 класса iconБаранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени....
Министерством образования и науки РФ и авторских программ А. А. Вигасина А. О. Сороко-Цюпы «Всеобщая история», М. «Просвещение»,...

К рабочей программе по истории (всеобщая история) для 10 класса iconРабочая программа по истории для учащихся 5-9 классов разработана...
«Всеобщая история. История средних веков» под редакцией М. А. Бойцов, Р. М. Шукуров


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную