Межпредметные связи на уроке технологии на примере
проектно-исследовательской работы
«Быт и нравы русского общества в XVII веке».
Учитель технологии МОУ Лицей № 15 Дюкарева Е.В. Для более глубокого усвоения учащимися материала по предмету технологии необходимо использовать межпредметные связи. Главным образом это опора на уже имеющиеся знания по основам наук. Технологическое обучение таит в себе богатейшие возможности для установления межпредметных связей, в частности, с литературой, историей, изобразительным искусством. Литература и история помогают на уроках разнообразить формы роботы с учащимися, внести яркие моменты при объяснении, расширяют кругозор детей, учат сравнивать и анализировать, делать самостоятельные выводы по отдельным вопросам, активно участвовать на уроке. Эти предметы могут оказывать большую помощь учителю в образовании и воспитании учащихся на уроках.
Урок истории в свою очередь - это сложная образовательная система, направленная на формирование у учащихся знаний, умений и ценностных отношений, на развитие ума, воспитание чувств и свойств личности. Но при этом урок – предполагает широкое использование межпредметных связей.
Практика показывает, что, включая учащихся в учебную деятельность по осуществлению межпредметных связей, целесообразно проводить через проектно-исследовательскую работу. Проектный метод обучения дает возможность стимулировать развитие творческого потенциала учащихся, повышать мотивацию учебной деятельности. Примером может служить проект «Быт и нравы русского общества в XVII веке» ориентированный на учащихся 7 класса. Данная возрастная группа была выбрана не случайно. Дело в том, что в школьной программе по таким предметам как история и литература проходит знакомство учащихся с данным периодом в истории России. Для того, чтобы уроки прошли интереснее и более запоминающимися учителями технологии и истории было принято решение создать проект, который смог бы помочь воспитанникам лучше познакомиться с культурой, бытом и одеждой всех слоев населения России в XVII веке.
Цели проекта:
познакомиться с культурой России в XVII веке;
сформировать интерес к историческому костюму, культурному наследию;
познакомить с основными деталями одежды;
сформировать представление о моде в России в этот период времени;
ознакомить с принципами создания костюма;
включить в творческую деятельность по созданию моделей;
развивать творческие способности, образно-ассоциативное мышление, воображение, эстетический вкус.
Задачи проекта:
изучить литературу, связанную с историей русской культуры XVII века; (отличие от Европейской культуры).
создать модель русского народного костюма;
развивать умения презентовать выполненные работы.
Для успешного выполнения проекта детям пришлось получить консультацию учителей - ИЗО (составление сюжета), литературы (отражение быта и нравов русского общества в литературе XVII века, использование новых терминов) и естественно истории и технологии.
Конечным результатом проекта стало представление моделей с исторической справкой, не только в классе, но и на уровне Лицея в целом. В рамках площадки по толерантности, которая работает в нашем учебном учреждении на протяжении вот уже трех лет, мы организуем и проводим выставки творчества, где демонстрируем свои работы.
Таким образом, мы можем отметить, что проектная деятельность по технологии во внеурочное время выступает в роли интегрирующего фактора, который способствует интеграции учебных предметов, помогая творчески мыслить, анализировать. Литература:
Чернякова В. Н. Изучаем дизайн костюма // Школа и производство.- 2012.-№3.-С. 38-42.
Арманд Т. Орнаментация тканей. М.,1937. с.21.
Рачинская Е. И., Сидоренко В. И. Моделирование и художественное оформление одежды.//Ростов н /Д. изд. «Феникс»,2002.
Лазарева Т. Ф. Особенности воссоздания (реконструкции) народного костюма в школе // Школа и производство.-2011.-№1.-С.44.
Интернет ресурсы:
http://historynotes.ru/kultura-rossii-v-17-veke/
http://sunapse.ru/rushistory/Culture/culture4.html
https://ru.wikipedia.org/wiki |