|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИСТОРЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ Введение в историю Донецкого края
Часть 1 Донецк 2015 ББК 74. 202. 4 Утверждено на заседании Ученого совета Донецкого ИППО (протокол № 4 от 25.06.2015 г.) Общая редакция: Чернышев А.И., ректор Донецкого института последипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент Составители : Пестрецов В.В., учитель-методист, учитель истории Харцызского учебно-воспитательного комплекса «Интеллект» № 25 г. Харцызск Кожемяка О.Л., учитель-методист ДОШ № 12 Авторские разработки по темам : Л.А.Никитская, И.П.Ляшенко, Л.И.Тур, Л.И.Макаренко, Г.Н.Соляниченко, А.В.Шкода. Л.Л.Мишустина О.Н.Сябренко, Л.Н.Хроменкова, Н.Б.Байер, О.Н.Божко, С.Л.Федорова, Е.А.Попович, Н.А.Кудояр, Т.В.Пономарева, Е.С.Боровикова; В.И.Карачевская, Е.С.Глушич, Е.Н.Буракова, Л.И.Переверзева, Н.А.Кобец, О.Р.Якименко, Т.А.Крымлиева, Т.А.Никитина; Г.Г.Чепига, М.А.Прилепская, Л.В.Леонов, Л.В.Огняник, С.Н.Кононова, А.А.Павлик, Е.А.Чаур, Е.А.Нагорная. Рецензенты: Зарицкая В.Г., проректор Донецкого ИППО, кандидат филологических наук, доцент Пенькова Л. Б., доцент, заведующий кафедрой западных и южных славян ДонНУ, кандидат исторических наук Морозов П. Л., заведующий отделом общественных дисциплин ИППО Ответственный за выпуск: Сидельник Л.Н., заведующий центром издательской деятельности Донецкого ИППО Историческое краеведение. 5 класс : Введение в историю Донецкого края / сост. Пестрецов В.В., Кожемяка О.Л. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 74 с. Учебное пособие «Введение в историю Донецкого края» рассчитано на обучающихся 5 класса. Его цель – пробудить у детей интерес к родной земле, родному краю. Это пропедевтический курс, содержание которого направлено на ознакомление пятиклассников с первоначальными краеведческими знаниями и представлениями об исторически сложившихся производственных, нравственных, культурных и семейно-бытовых традициях народов, населяющих Донбасс.
Для школьников, студентов, учителей, администрации общеобразовательных организаций. © Донецкий ИППО, 2015 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 4 ТЕМА 1. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ИСТОРИЯ» 6 История – наука о прошлом. Исторические источники 6 Краеведение – наука о родном крае 12 Хронология – наука о времени 17 Прошлое на карте 24 Практическая работа «Как работать с исторической картой» 24 Артефакты из древности 32 Что написано пером… 38 Сокровищницы истории Донетчины 45 Практическое занятие «Здесь дух веков». Экскурсия в музей 51 Помощницы истории 54 История в названии. Экскурсия «Родная улица моя» 61 «Преданья старины глубокой…». Живое слово истории 67 3 ПРЕДИСЛОВИЕ ![]() УВАЖАЕМЫЕ ПЯТИКЛАССНИКИ! Перед вами новый учебник по истории родного края. Курс истории, который вам предстоит изучать в этом году, охватывает огромный промежуток времени – с древнейших времен до наших дней и насыщен интересными событиями и фактами, яркими личностями и новыми понятиями. Вам предстоит попытаться по-новому подойти к освещению главных событий истории родного края, отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий и фактов, узнать об исторически сложившихся производственных, нравственных, культурных и семейно-бытовых традициях народов, населяющих наш край, познакомиться со святынями и историческими памятниками Донетчины. История всегда имеет человеческое лицо. За всеми крутыми поворотами судьбы стояли конкретные люди со своими радостями и горестями, взлетами и падениями. В учебнике вы познакомитесь с биографиями людей, прославивших донецкий край. Среди них – первооткрыватели и полководцы, казацкие атаманы и основатели поселений, люди труда и ученые, политики и деятели культуры, предприниматели и спортсмены – все те, кто приобрел и приумножает славу и гордость Донбасса. Интересный и познавательный материал учебника поможет вам вернуться
Пользоваться учебником, который вы держите в руках, вам будет несложно. Для этого составители предусмотрели несколько простых способов: ![]()
4
Понятия и термины, а также даты исторических событий и фамилии исторических личностей выделены в тексте курсивом.
дополнительные сведения информация.
Пособие снабжено иллюстрациями к историческим событиям, фотографиями музеев, библиотек, культурно-духовных памятников, картами и схемами, портретами людей, имеющих отношение к истории родного края. Читая исторические документы, сопоставляя факты, вчитываясь в написанные строки учебника и вспоминая материал, почерпнутый вами из других источников, дополните их материалами из ваших музеев и библиотек ваших родных городов и сел. Вы сможете увидеть реальный облик своего края – далекого и близкого, понятного и непостижимого, удивительного и противоречивого. Надеемся, что путешествие по страницам истории родного края будет для вас интересным и чрезвычайно увлекательным! 5 |
![]() | Региональная программа по краеведению к курсу «Биологическое краеведение. Оренбургская область». Мишакова Валентина Николаевна, к... | ![]() | Краеведение помогает наладить незримую связь времён и поколений, сохраняет общекультурное пространство региона, обеспечивает преемственность... |
![]() | Образовательная программа Биологическое краеведение. Оренбургская область содержит в себе краеведческий материал к курсу биологии... | ![]() | «Краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста» |
![]() | И сегодня нашим игрокам предстоит совершить одно из увлекательнейших путешествий путешествие в географическое краеведение! | ![]() | Номинация конкурса: проектная и творческая деятельность учащихся. Подраздел «Краеведение» |
![]() | Важная роль в процессе обучения и воспитания в современной школе отводится национально-региональному компоненту содержания | ![]() | Произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях |
![]() | Место выполнения работы: Россия, Свердловская область, Североуральск, маоу сош №1 | ![]() | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №7» г. Усинска |