Урок литературы в 5 классе. Тема: «Басня. История басни. Художественные средства басни»


lit.na5bal.ru > История > Урок
Урок литературы в 5 классе.

Тема: «Басня. История басни. Художественные средства басни».

Цель урока: дать определение жанра басни;

познакомить с историей жанра, развивать навыки анализа текста;

формирование  коммуникативности и экспрессивности.

Методические приемы: выразительное чтение, комментарии учителя, элементы анализа текста, в том числе сопоставительного.

Ход урока

1.Орг.момент.

2.Введение в тему.

Вхожу в класс, открывая дверь ключом, а дверь открыта. Зайдя в класс, говорю: «Вот ведь, а ларчик просто открывался!»

- Кому знакома эта фраза? Откуда она? (басня «Кот и повар» И.А.Крылов)

-Что вы знаете об этом жанре?

- Как вы думаете, всё ли вам известно о басне?

- Что бы вы хотели узнать об этом жанре?(записываю на доске вопросы детей)

- Как вы думаете, с помощью чего на уроке мы сможем найти ответы на вопросы? (учебник, …)

- Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока из тех вопросов, которые вы задали: БАСНЯ. ИСТОРИЯ БАСНИ. ЧЕРТЫ БАСНИ.

- Запишите каждый в своей тетради карандашом, что такое басня.

- Кто может ответить на вопрос: когда и где появилась первая басня?

- Если затрудняетесь, то обратитесь к помощнику – учебнику на с.47. Найдя там ответ, запишите его в виде хронологической ленты (слайд 2). «Хронос» - время, т.е. век, место, представитель. 2 минута на эту работу.

- Чего не хватает в учебнике? (века)

- Сейчас вам в помощь будет представлена презентация, из которой вы найдёте ответ на следующий вопрос и заполните ленту.

Из истории жанра басни.

Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Учёные считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) - это притча о соловье и ястребе, обращенная к жестоким и несправедливым правителям. Но, по преданиям, основоположником басни считают легендарного Эзопа, жившего, как предполагают, в VI в. до н.э. В то время басня существовала как вид устного творчества, лишь позднее, около II в. до н.э., были записаны басни Эзопа, составившие большой сборник, предназначенный для учебных целей в риторических школах.(Слайд Эзоп)

 Эзоп был рабом философа Ксанфа. Мало того, что он был рабом, так он еще посредством своих басен высмеивал людские пороки, и, конечно же, пороки знатных людей, за что они его не любили. Можно себе представить, какой тяжелой была жизнь Эзопа, но зато, благодаря своим произведениям, которые до сих пор актуальны, он приобрел всеобщую известность и признание на все века.

(слайд 2) Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов: к басенному жанру возвращались Гораций в поэзии, Плутарх в философских трактатах. В I в. н.э. римский поэт Федр переложил басни Эзопа в стихотворную форму и издал их отдельными сборниками. Так родился жанр латинской стихотворной басни.

(слайд 3) В XVII в. древний жанр был возвеличен французским писателем Ж. де Лафонтеном, отдавшим дань почтения своим предшественникам.

Захватывая новые области «свободной страны», Лафонтен, в отличие от античных авторов, которым сюжет был необходим лишь в качестве иллюстрации, пишет развёрнутые, полные жизни, действий, диалогов остроумные стихотворные повествования. Лафонтен в баснях опирается на народную мудрость.

Русская литература обратилась к басне в XVII в. Жанр басни утвердил в русской поэзии Александр Петрович Сумароков, смело вводивший в свои произведения народные выражения и пословицы.(слайд 4)

Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве И.А. Крылова. (слайд 5)

- Давайте сверим наши хронологические ленты. Поднимите руку те, у кого получилась лента. Молодцы!

- Басни какого автора вам больше всего знакомы?

3.Физкультминутка

- Сейчас я буду зачитывать фрагмент басни, вы вспоминаете её название, если в нём присутствуют существительные мужского рода встают мальчики, а если женского - девочки.

1 Попрыгунья стрекоза лето красное всё пела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза.

2. А Васька слушает да ест.

3. Ворона каркнула во всё воронье горло, сыр выпал, с ним была плутовка такова.

4.У сильного всегда бессильный виноват.

5.Наелась желудей досыта до отвала и рылом подрывать у дуба корни стала.

6.Когда в товарищах согласья нет, то выйдет из него не дело только мука.

4. Работа с текстом.

 Как вы уже знаете, у каждого произведения есть свои особенности, которыми они и отличаются. Как, например, в сказке это …(зачин, концовка..) Вот и при написании басни автор пользуется художественными приемами.

- Какие приёмы басни вы знаете? (мораль, олицетворение, маски животных). При затруднении можете обратиться к учебнику с.47 и запишите эти термины в тетрадь за 2 минуты.

- Каким термином называется наличие масок животных в баснях? (Аллегория)

- У вас на партах 3 текста, найдите среди них басню. На работу в парах отводится 5 минут. ( басня Эзопа, Сумарокова и Крылова «Ворона и лисица» без фамилий авторов и названия басни)

Ответы детей – это всё басни.

- Что вам помогло прийти к такому выводу? (в них есть мораль, олицетворение, аллегория). Кто авторы этих басен?(варианты детей)

- А чем они отличаются? Это вы сейчас запишите в тетради в виде таблицы : одинаковые черты и различные, работая в парах. Время на эту работу отводится 10 минут. Для выполнения работы вам поможет план анализа ( слайд 6)

- Послушаем несколько работ.

- Посмотрите, какая таблица получилась у меня (слайд 7)

- А к какому роду литературы относится басня? Обсудите это в паре 1 минутку и выскажите свое мнение с аргументом (лиро-эпический). Молодцы.

   

5.Вывод. Несмотря на одинаковый сюжет, басни разных писателей отличаются, каждый из них вносит в басню свое понимание, показывает особенности национального характера.

- Как вы думаете, писатели 20 обращались к жанру басня? ( слайд 8)

- Какие пороки высеивал С. Михалков? (ответы детей )

- В творчестве современных баснописцев видно следование традициям русской классической басни.

- То, что вы услышали сейчас, где можно записать? (хронологическая лента)(слайд)

6. Итог урока

- А теперь вернитесь к первой записи БАСНЯ – это…Прочитайте и внесите необходимые поправки. Изменилось ли ваше знание термина басня?

- На все вопросы вы нашли ответы?

- Что нового вы для себя открыли?

 - Почему басня до сих пор сохранилась?

- Скажите, когда закончит своё существование жанр басни?
 7.Домашнее задание  

- На следующем уроке мы будем работать с баснями И.А.Крылова. Дома вы познакомитесь с его биографией и запишите в виде плана. А также выпишите мораль и аллегорию из басен «Свинья под дубом», «Ворона и лисица».

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урок литературы в 5 классе. Тема: «Басня. История басни. Художественные средства басни» iconУрок литературы 5 класс Тема: Басни Крылова
Учитель: в прошлый раз мы изучили новый литературный жанр — басню. А что такое басня? Дайте определение (Басня — это краткий стихотворный...

Урок литературы в 5 классе. Тема: «Басня. История басни. Художественные средства басни» iconМетодическая разработка урока литературы 5 класс Тема урока: «Басни....
Тема урока: «Басни. И. А крылов "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"»

Урок литературы в 5 классе. Тема: «Басня. История басни. Художественные средства басни» iconУрок «Царевна-лягушка»
Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи

Урок литературы в 5 классе. Тема: «Басня. История басни. Художественные средства басни» iconУрок по литературе в 8 классе И. А. Крылов. Басни «Обоз»
Знакомство с биографией И. А. Крылова. Выступления учащихся. ( презентации учащихся по материалам учебной экскурсии в Приютино.)

Урок литературы в 5 классе. Тема: «Басня. История басни. Художественные средства басни» iconУрок в 5-м классе по теме : "Басня как литературный жанр. И. А. Крылов. Басня Квартет"

Урок литературы в 5 классе. Тема: «Басня. История басни. Художественные средства басни» iconКонспект урока по литературе в 5 классе Тема : Басни Ивана Андреевича Крылова
Создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся на уроке для формирования знаний о русской литературе 19 века

Урок литературы в 5 классе. Тема: «Басня. История басни. Художественные средства басни» iconКонспект урока литературы в 5 классе с элементами антикоррупции «Обличие...
Оборудование: конверт с посланием; тексты «басни» для конкурса; реквизит для инсценировок (треуголка, кости, желуди, клюв, дубовые...

Урок литературы в 5 классе. Тема: «Басня. История басни. Художественные средства басни» iconБабинцев Учебник «В мире литературы» Раздел
Включает несколько заданий на подобии задания1(см задания). Каждый урок дети делают какие-то презентации, учат басни и пересказывают...

Урок литературы в 5 классе. Тема: «Басня. История басни. Художественные средства басни» iconУрок литературы в 9 классе Тема: Болдинская осень в творчестве А. С. Пушкина
Средства обучения: портреты А. С. Пушкина, Н. Н. Гончаровой, А. Плетнёва, фотографии памятников А. С. Пушкину

Урок литературы в 5 классе. Тема: «Басня. История басни. Художественные средства басни» icon«Художественные средства языка»
Урок предназначен для учащихся 9 класса, был проведен в 9 кл


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную