Программа учебной дисциплины «Отечественная история»


страница1/3
lit.na5bal.ru > История > Программа
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет международных отношений



Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры европейских исследований

Протокол №

от « » 2006 г.

Зав. кафедрой




«Утверждаю»

Декан факультета
_______________________

К.К.Худолей


Программа учебной дисциплины

«Отечественная история»

федерального компонента цикла ГСЭФ

по специальности «международные отношения» (521300),

«регионоведение» (350200) и «прикладная информатика в

гуманитарной сфере» (351400)

« History of Russia «





Разработчики:

Рецензенты:

проф., д.и.н. Бурков В.Г.

доц., к.и.н. Шамгунов Р.Г.
проф., д.и.н. Климин И.И.

доц., к.и.н. Кацы Д.В.




Санкт-Петербург

2006 г.

Программа курса «Отечественная история» предназначен для студентов 1 курса (первый семестр) факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «международные отношения», «регионоведение» и «прикладная информатика в гуманитарной сфере».

Программа курса «Отечественная история» охватывает огромный период времени от расселения славян на Восточно-Европейской равнине до 2000 г. Главной целью этого курса является изучение политической, социально-экономической и культурной истории России во всем ее многообразии, с четким обозначением ее основных вех, но с определенным акцентом на те события и явления, которые развернулись в ХХ столетии. Основные задачи курса определяются важнейшими функциями истории России как составной части исторической науки. Прежде всего это познавательная функция, которая состоит в конкретном изучении исторического пути России и ее народов, в теоретическом обобщении исторических фактов и событий Российского государства, а также в выявлении главных тенденций развития исторического процесса, нашедшего отражение в исторических памятниках и источниках по отечественной истории. Кроме этого, в практическом плане, изучение истории России, в контексте мировых исторических процессов, позволяет, с одной стороны, вырабатывать научно обоснованный взгляд на современные проблемы внутренней и внешней политики страны, международных отношений, а с другой стороны, играет важную роль в формировании научного мировоззрения, в познании законов развития человеческого общества, в понимании хода общественно-политических и государственно-гуманистических процессов, в формировании историзма мышления, помогающего видеть общество в историческом развитии, оценивать явления общественно-политической, культурной и социально-экономической жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

Предметом изучения «Отечественной истории» являются закономерности социально-экономического, культурного и политического развития нашей страны и ее народов, проявляющихся в конкретных исторических событиях, фактах и личностях. При изучении курса «Отечественная история» в основном используется хронологическо-проблемный метод, предусматривающий изучение истории России по периодам (темам) или эпохам, и внутри их – по проблемам. Наряду с этим широко используются и другие методы, например, периодизация, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, статистический и социологический.
Объем и распределение часов курса по темам и видам занятий.






п/п


Наименование тем

Всего

часов

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

в том числе

лекции

семинары

1.
2.

3.
4.

5.

6.

7.

8.

9.
10.
11.
12.

13.

14.

15.

Введение. Образование Древнерусского государства.

Древнерусские земли в период раздробленности.

Образование Московского царства (вторая половина XV-XVI вв.)

Россия в переходный период (XVII в.)

Время петровских реформ.

«Золотой век Екатерины II.

Реформы «сверху» в первой половине XIX в.

Россия в эпоху великих реформ.

Кризис российской империи и падение самодержавия.

Становление советского государства (1917-1924 гг.)

Утверждение тоталитарной системы в СССР (1925-1953 гг.)

Развитие советского общества в 1953-1964 гг.

Советский Союз в 1964-1985 гг.

Перестройка и ее основные итоги. Распад СССР.

Россия в постсоветский период.

4
4

4
4

4

4

4

4

4
8
8
4

4

4

4

2
2

2
2

2

2

2

2

2
4
4
2

2

2

2

2
2

2
2

2

2

2

2

2
4
4
2

2

2

2







Итого:

68 ч.

34 ч.

34 ч.





Формами текущей проверки знаний студентов по курсу являются: сообщения и доклады на семинарских занятиях, контрольные работы и рефераты, участие в коллоквиумах, а итогового контроля – экзамен.
Содержание курса.

Введение. Основные задачи курса. Обзор учебной и учебно-методической литературы. Исторические источники и их анализ. Периодизация российской истории.
Тема 1. Образование Древне русского государства.

Первые известия о славянах. Расселение восточных славян. «Норманнская теория». Происхождение и первоначальное значение слова «русь». Норманны и их роль в образовании Древнерусского государства. «Династия» Рюрика на Руси. Древнерусский город. Древнерусское вече. Князь и дружина. Дань и полюдье. Социальная структура древнерусского общества. Древнерусское право. Язычество в Древней Руси. Принятие христианства на Руси и его значение. Церковь в Древней Руси. Культура Древней Руси: письменность, литература, архитектура.
Тема 2. Древнерусские земли в период раздробленности.

Роль природного фактора в историческом процессе средневековой Руси. Галицко-Волынское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородские земли. Общественный строй Новгородской республики. Внешняя угроза и ее роль в истории древнерусских земель. Монгольское нашествие. Разгром Юго-Западной Руси. Монгольское иго. Княжение Александра Невского. Роль Великого княжества Литовского в истории русских земель. Причины возвышения Москвы. Москва и Тверь. Консолидация русских земель при Дмитрии Донском. Смута во второй четверти XV века и ее последствия. Церковь на Руси в период раздробленности. Флорентийская уния. Особенности культурного развития русских земель в XIII-XIV веках. Альтернатива исторического развития Древней Руси.

Тема 3. Образование Московского царства (вторая половина XV-XVI вв.)

Политика московских князей в XV в. Личность Ивана III. Завоевание Новгорода Москвой. Формирование системы поместного землевладения. Свержение монгольского ига. Судебник 1497 г. Падение Псковской республики. Личность Ивана Грозного. Реформы центрального управления. Военная реформа. Отношения государства и церкви. Стоглавый собор. Образование Московского царства. Опричнина и ее последствия для развития русской государственности. Религиозная и общественная мысль в XVI в. Доктрина «Москва – третий Рим». Учреждение патриаршества. Культура Московского царства: архитектура, живопись, публицистика, книгопечатание.

Тема 4. Россия в переходный период (XVII в.)

Смутное время в России в начале XVII в.: причины и характер явления. Иностранная интервенция и ее последствия. Московское разорение. Земские соборы. Патриаршество Филарета. Личность Алексея Михайловича. Социально-политический строй. Укрепление самодержавия. Протекционистская политика. Соборное уложение 1649 г. Социальные движения XVII в. Церковный раскол. Культурный конфликт: византийское и западное влияние. Теократия патриарха Никона. Регентство царевны Софьи. Западники и их противники. Кризис старомосковских порядков. Культура России в переходный период: образование, литература, книгопечатание, зодчество.

Тема 5. Время петровских реформ.

Личность Петра Великого. Великое посольство и начало преобразований. Северная война. Военная реформа: создание регулярной армии. Реформа государственного управления. Сенат и коллегии. Развитие бюрократического аппарата. Табель о рангах. Реформа местного управления. Экономическое развитие Руси. Реформа налогообложения. Государство и церковь: Духовный регламент, Синод. Указ о престолонаследии. Учреждение Академии наук. Культура петровского времени: образование, искусство, зодчество, гражданский алфавит. Петр Великий и царевич Алексей: роль личности в истории. Наследие Петра I и «эпоха дворцовых переворотов».

Тема 6. «Золотой век Екатерины II.

Итоги царствования Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. Личность Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Предпосылки реформ. Деятельность Уложенной комиссии. Губернская реформа. Жалованная грамота дворянству. Сословная политика. Крестьянский вопрос. Восстание Пугачева и его последствия. Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. Секуляризация церковных земель. Павел I. Русская культура во второй половине XVIII в.: образование, литература, зодчество.

Тема 7. Реформы «сверху» в первой половине XIX в.

Личность Александра I. Комиссия П.В.Завидовского. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение министерств. Реформа учебных заведений. Проекты М.М.Сперанского. Аракчеевщина. Военные поселения. Отечественная война 1812 г. Движение декабристов. Личность Николая I. Секретные комитеты. Проекты сословной и административной реформ. Реформа П.Д.Киселева. Кодификация законов. Политика протекционизма. Реформа Е.Ф.Канкрина. Консервативная мысль в эпоху Николая I. Теория официальной народности. Либеральное движение 40-50-ых гг. Западники и славянофилы. Петрашевцы. Крымская война и ее последствия. Культура первой половины XIX в.: литература, живопись, зодчество, театр.

Тема 8. Россия в эпоху великих реформ.

Предпосылки реформ. Личность Александра II. Отмена крепостного права. Земская реформа. Городская реформа. Судебная реформа. Финансовая реформа. Военная реформа. Реформы в области образования. Экономическое развитие России в пореформенный период. Либеральное движение в пореформенной России. Деятельность народовольцев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Александр III и его окружение. Контрреформы 1889-1892 гг. и их последствия. Русская культура пореформенного периода: просвещение, наука, литература, искусство.

Тема 9. Кризис российской империи и падение самодержавия.

Личность Николая II. Экономическое развитие России в начале XX в. С.Ю.Витте и политика форсированной индустриализации. Русско-японская война и ее последствия. Революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября. I Государственная Дума. Политические партии: монархисты, октябристы, кадеты, эсеры, социал-демократы. II Государственная Дума. Третьеиюньский переворот. Столыпинская программа модернизации России и ее реализация. IV Государственная Дума. Прогрессивный блок. Россия в Первой мировой войне. Кризис Российской империи: падение самодержавия. Наука и культура в начале ХХ в.: литература, живопись, музыка, кинематограф, научные открытия.

Тема 10. Становление советского государства (1917-1924 гг.)

Деятельность Временного правительства. Двоевластие. Переворот 25 октября 1917 г. Формирование новых органов власти. Становление большевистской диктатуры. Учредительное собрание. Начало Гражданской войны. Белогвардейское движение. Политика большевиков в период Гражданской войны. Причины победы Красной Армии. «Военный коммунизм». Сопротивление большевизации страны. Крестьянские восстания. Кронштадский мятеж. Новая экономическая политика. Национальная политика большевиков. Образование СССР. Пролеткульт и судьбы культурного наследия. Большевики и религия. Личность В.И.Ленина.

Тема 11. Утверждение тоталитарной системы в СССР (1925-1953 гг.)

Утверждение идеологии и практики авторитаризма в СССР. Воздействие административно-командной системы на экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны. Политические процессы и репрессии 20-30-х гг. Индустриализация и коллективизация. Их итоги и последствия. Конституция 1936 г. и ее соответствие с реальной жизнью общества. Социальная структура и политический строй советского общества. Причины установления тоталитарной системы и слабости внутренней оппозиции тоталитаризму.

Русская эмиграция и ее основные центры. Политическая жизнь русской эмиграции. Русская православная церковь за рубежом. Культура, наука и образование русского зарубежья.

СССР во Второй мировой войне. Основные периоды Великой Отечественной войны. Советский коллаборационизм. Советская государственная и политическая система управления в условиях войны. Экономика СССР в годы войны. Историческое значение победы Советского союза над фашизмом и японским милитаризмом.

Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1945-1953 гг. Причины «холодной войны». Личность И.В.Сталина.

Тема 12. Развитие советского общества в 1953-1964 гг.

Борьба за политическую власть в СССР после смерти Сталина. ХХ съезд КПСС в судьбах страны. «Хрущевская оттепель» и ее влияние на развитие науки, культуры и духовную атмосферу общества. «Шестидесятники», их идеалы и ценности. Новые подходы к народохозяйственным проблемам. Социальные программы, их реализация, итоги, последствия. Новые тенденции во внешней политике, успехи и противоречия. Личность Н.С.Хрущева.

Тема 13. Советский Союз в 1964-1985 гг.

Л.И.Брежнев. Застой и его причины. Тенденции и противоречия социально-экономической жизни страны. Реформы 60-х гг.: сущность, цели, методы и итоги. Прекращение политической и культурной оттепели. Идейный догматизм и его влияние на общественное сознание. Политическое диссидентство. А.Д.Сахаров и А.И.Солженицын. Внешняя политика СССР и ее воздействие на внутриполитическое развитие страны. Командно-административные реформы Ю.В.Андропова и возобновление застоя при К.У.Черненко.

Тема 14. Перестройка и ее основные итоги. Распад СССР.

Перестройка в СССР: от попыток модернизации системы к смене модели общественного развития. М.С.Горбачев. Пути и методы демократизации общества. Ключевые проблемы экономики. Деидеологизация внешней политики СССР. Августовские события 1991 г. и их влияние на политические, социальные и национальные процессы в стране. Кризис перестройки и распад СССР. Идейно-политические дискуссии вокруг распада СССР. Политические и исторические споры вокруг личности и исторической роли М.С.Горбачева.

  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Программа учебной дисциплины «Отечественная история» iconРабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...

Программа учебной дисциплины «Отечественная история» iconРабочая программа учебной дисциплины история г. Бийск 2015 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Программа учебной дисциплины «Отечественная история» iconРабочая программа учебной дисциплины история отечественной культуры г. Бийск 2015 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Программа учебной дисциплины «Отечественная история» iconПо учебной дисциплине история (общеобразовательный цикл)
Контрольно-измерительные материалы (ким) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу...

Программа учебной дисциплины «Отечественная история» iconМетодические указания по изучению учебной дисциплины, задания для...
Разработано на основе рабочей учебной программы дисциплины «История государства и права», утверждённой на заседании методического...

Программа учебной дисциплины «Отечественная история» iconПрограмма учебной дисциплины техническая механика 2011 г
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности...

Программа учебной дисциплины «Отечественная история» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 03 Экономические и правовые основы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по профессии...

Программа учебной дисциплины «Отечественная история» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 02 Основы микробиологии,...
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по профессии...

Программа учебной дисциплины «Отечественная история» iconПрограмма учебной дисциплины «Химия»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности...

Программа учебной дисциплины «Отечественная история» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является авторской для специальности среднего профессионального образования 100120 Сервис на...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную