Педагогического творчества


страница1/5
lit.na5bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2014-15 учебный год)


НОМИНАЦИЯ:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ШКОЛЬНИКОВ





История севастопольской земли
Сборник методических рекомендаций

по проведению занятий в туристско-краеведческих объединениях

Авторы:


Шик Н.В.

Громова Л.Ф.

Рубан Л.В.

Кукленко Н.А.

Смирнова В.А.

Севастополь

2014

СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………...…………….3

  1. ДРЕВНИЕ НАРОДЫ КРЫМА (Н.В. Шик)..............................................5

  2. ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ СЕВАСТОПОЛЯ (Л.Ф. Громова)......21

  3. КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг. И ПЕРВАЯ ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ (Л.В. Рубан)………………….………………………..34

  4. ВТОРАЯ ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ

1941-1942 ГОДОВ (Н.А.Кукленко)………………….………….…………62

  1. ОСВОБОЖДЕНИЕ СЕВАСТОПОЛЯ И ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОРОДА (В.А. Смирнова) ………..……………78


ВСТУПЛЕНИЕ

Историческое краеведение составляет основу наших знаний о родном крае. Нельзя объяснить современный ландшафт, этнический состав населения, названия населенных пунктов и их улиц, памятники, не зная истории. Из этого вытекает стержневая роль исторического краеведения в системе подготовки юных туристов – краеведов.

Крым – один из самых удивительных уголков Земли. Разнообразный рельеф, целебный климат, красота и природные богатства полуострова влекли сюда многих. Десятки племен и народов сталкивались здесь в жестоких схватках, оседали на полуострове… Их примиряла благодатная земля Крыма. Находясь на цивилизационном перекрестке, наш край пережил много важных событий, войн. Это сделало историю Крыма сложной для понимания. И каждый, кто трудится на педагогической ниве, сталкивался с трудностями отбора наиболее важных тем, событий, фактов, персоналий, чтобы донести до школьников непростую историю полуострова. Эту проблему помогают решать учебные пособия по курсу «Севастополеведение», автором которых является Е.Б. Алтабаева. Шесть книг этой серии можно назвать энциклопедией по истории Севастополя и Крыма. В них в доступной и яркой форме предстает тысячелетняя история нашего края. К сожалению, то количество учебных часов, которое предусматривают программы объединений образовательных организаций на изучение тем исторического краеведения, недостаточно для полноценного усвоения всего курса «Севастополеведение». Поэтому методический совет ЦТКСЭ решил отобрать самые важные (ключевые) темы истории Севастополя для включения их в программы всех туристско-краеведческих объединений, а также дать методические рекомендации по их изучению. Используя многолетний опыт своей работы, авторский коллектив педагогов ЦТКСЭ г. Севастополя разработал сборник развернутых конспектов «История cевастопольской земли» по разделу «Историческое краеведение». Отличительной особенностью изучения истории Севастополя в объединениях ЦТКСЭ является широкое применение учебных походов и экскурсий как основной формы изучения нового материала и его закрепления.

Раздел «История севастопольской земли» внесен в программу туристско-краеведческих объединений ЦТКСЭ всех профилей и рекомендуется для обязательного изучения в течение срока обучения.

К каждой теме данного раздела авторы подобрали наглядные средства обучения (фотографии, карты, схемы), создали мультимедийную презентацию, разработали дидактический материал. Закрепление полученных знаний по каждой теме раздела «История Севастопольской земли» рекомендуется проводить в ходе тематических походов и экскурсий. Рекомендуемый перечень маршрутов приводится в конце каждой темы.


  1. ДРЕВНИЕ НАРОДЫ КРЫМА

Н.В. Шик,

методист высшей категории

Цели:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с древними народами Крыма, их происхождением, обычаями, культурой.

  2. Развивающая: развивать навыки сравнения (поиск общих и отличительных черт разных народов Крыма).

  3. Воспитательная: формировать чувство бережного отношения к памятникам истории и археологии.

  4. Тип занятия: усвоение и закрепление новых знаний.

Методы:

  1. Словесные: рассказ, беседа, чтение исторических документов.

  2. Наглядные: изучение на картах Украины и Крыма путей миграции и областей расселения древних народов, просмотр мультимедийной презентации (фоторепродукции) и видеофильмов по теме.

  3. Практические: составление таблицы «Древние народы Крыма», заполнение контурной карты «Поселение таврских и скифских племен по территории Крыма», выполнение тестовых заданий

Оборудование для преподавателя: географическая карта Крыма, фоторепродукции, мультимедийная система, образцы керамики.

Оборудование для учащихся: контурная карта юга Украины, незаполненная таблица «Древние народы Крыма», зеленая и красная карточки.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Педагог. Ребята, вы знаете, что наш город – памятник Херсонес в июне 2013 года внесен в Список Всемирного наследия Организации Объединенных Наций. Таким образом, мировое сообщество признало уникальность этого памятника прошлых эпох. Какие народы обитали в это время на нашем полуострове, с кем торговали, воевали херсонеситы мы узнаем на этом занятии.

III. Актуализация опорных знаний

Вопросы педагога: На какие две физико-географические области делится Крым по характеру рельефа и растительности? (Равнинный степной Крым и Горно-лесной Крым). Как вы думаете, когда первобытные люди появились на Крымском полуострове? (300 тысяч лет назад). Почему длительное время существования человека называют «каменным веком»? Действительно, на протяжении сотен тысяч лет главным материалом для изготовления орудий труда и охоты был камень – кремень, обсидиан, кварц, пока человек не научился выплавлять медь, бронзу, железо. Для каждого периода известны свои культуры. Давайте погрузимся на многие тысячи лет в прошлое нашего полуострова, проследим, как различия в рельефе полуострова проявятся в различии народов, населявших эти части Крыма.

IV. Изучение нового материала

Педагог. Крым – одно из древнейших мест обитания первобытного человека в Украине. Со времен раннего палеолита живут здесь люди. В Крыму исследователи нашли стоянки и палеолита (300 – 18 тысяч лет назад), и мезолита, и неолита. Наступивший затем Меднокаменный, Медный, Железный века также оставили свои следы на поверхности Крымских гор и степей. В это время здесь жили земледельческие и скотоводческие племена. Мы не знаем, на каком языке они говорили, как себя называли. Ученые по характерным деталям похоронного обряда относят эти народы к различным культурам: кеми-обинская, ямная культура, катакомбная культура. Первым народом, чье имя сохранила письменная история, были киммерийцы.

4.1. Киммерийцы

Педагог. Мы должны быть благодарны легендарному древнегреческому поэту Гомеру, который в своей поэме «Одиссея» приводит такие строки (перевод В. Жуковского):

«Скоро пришли мы к глубокотящим водам Океана;

Там киммерян печальная область, покрытая вечно

Влажным туманом и мглой облаков; нигде не являет

Оку людей там лица лучезарного Гелиос…»

Действия Троянской войны, как и плавание Одиссея, ученые-археологи относят к Х – ХII векам до нашей эры, то есть описываются события более трехтысячелетней истории!

И так, запишем в таблицу «Древние народы Крыма», которую вы получили, греческое название этого народа - киммерийцы, а также время их появления в Крыму (ХV- ХII века до н.э.). Ученые предполагают, что язык киммерийцев относился к индоевропейской языковой семье.

Вопрос педагога: Как выглядел этот народ? Давайте рассмотрим изображение одной очень древней этрусской вазы (рис.1.1). Мы видим всадников на стройных лошадях, в высоких конических шапках - башлыках, очень удобных в дождь. Раз это всадники, то для них нужны большие табуны лошадей. Следовательно, можно делать вывод, что киммерийцы занимались кочевым животноводством. Возможно, что вместе с лошадьми, они перегоняли и стада быков. А вот овец и коз на большие расстояния гонять трудно. Вернемся к таблице и впишем в колонку «Занятие населения» эту информацию. Рассмотрим еще раз изображение киммерийцев. Мы видим, что они одеты в удлиненную рубаху, на ногах узкие сапоги. (Занести эти данные в таблицу в соответствующую колонку). Греки и иудеи, которые жили в то время, описывают киммерийцев, как очень воинственный народ. Мужчины не расставались с оружием даже после смерти. Ученые, изучая погребения киммерийцев, выяснили, что своих соплеменников киммерийцы хоронили под существующими курганами, в прямоугольных ямах. Ориентация восток – запад. Вместе с умершими клали оружие (прямые длинные мечи, наконечники копий, стрел), детали конской узды, лощеную посуду, иголки, височные кольца (рис.1.2). Изредка ставили каменные стелы. Впишем особенности погребального обряда киммерийцев в соответствующую часть таблицы. Нам не известны боги киммерийцев, но, судя по обильным вещам в могилах, они исповедовали культ предков (Сделать запись).

О проживании киммерийцев в Крыму прямо свидетельствуют сохранившиеся топонимы. Долгое время современный Керченский пролив назывался «Боспор Киммерийский». Известен древний город Киммерик. Поэтому мы уверенно отмечаем на контурной карте их область проживания - берега Керченского полуострова. Археологические раскопки показали, что этот народ жил и в Степном Крыму, и в Степной части Украины. Область их обитания была очень обширная: от Прикаспийской низменности до Карпат и Малой Азии.

Воинственность, многочисленность киммерийского народа сделали его на долгие века хозяином Степей. Казалось, что не будет конца господству этого народа. Но около 700 года до н.э. стойбища киммерийцев облетела тревожная весть: «С востока надвигаются безбрежные орды воинственного народа, не знающего жалости».

Навстречу врагам были высланы разведчики. Давайте внимательно послушаем их донесение, делая записи в таблице:

Учащийся – «разведчик» зачитывает «рассказ дозорного»: «Этот народ похож на нас. На головах носят конические колпаки. Впереди племен идут вооруженные отряды, основу которых составляют тяжеловооруженные воины. На них тяжелые доспехи, шлемы, щиты. Все вооружены копьями, большими луками, короткими мечами – акинаками (рис.1.3). Затем идет легкая конница, которая вооружена также, но не имеет доспехов. Тысячи мужчин и женщин едут в четырехколесных кибитках, готовые вступить в бой. Нет силы, которая бы остановила этот народ!»

Педагог. Услышав такую весть, киммерийцы разделились. Одни решили дать бой, другие уйти в другие земли. Между этими двумя группами киммерийцев, как пишет древнегреческий историк Геродот, вспыхнула битва, в результате которой большинство киммерийцев погибло. В Великой Степи от Алтая до устья Дуная воцарился новый народ. Греки называли его скифами.

4.2. Скифы

Вопрос педагога. Ребята, что вы знаете о скифах? (Школьники вспоминают сведения из учебников и легенд.)

Педагог. Подведем итог нашим высказыванием о скифах: ски́фы — экзоэтноним древнегреческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе в эпоху античности. Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией. Скифо-сарматский язык, а также производный от него аланский язык, входил в северо-восточную ветвь иранских языков и, по распространенному мнению, был предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племён, рек, сохранившихся в греческих записях. Сами они называли себя сколотами (Сделать запись).

Скифы стали хозяевами богатого края. Их вожди – цари быстро обогащались. Культ мертвых требовал положить вместе с покойниками часть их богатств. Поэтому археологи при раскопках скифских захоронений (курганов) находят много уникальных золотых вещей: гребни, колчаны для стрел, женские украшения. Особую известность в ученых кругах получила золотая пиктораль  со скульптурными изображениями сцен борьбы животных и сюжетов из жизни скифов из кургана Толстая Могила (Днепропетровская область), найденная в 1971 году. Б. Н. Мозолевским (рис.1.4).

Рассматривая ее, мы можем легко представить жизнь и быт скифов. Главную роль в экономике занимало кочевое, отгонно – пастбищное скотоводство (лошади, козы, овцы, свиньи, коровы). В Лесостепной Украине, где жили скифы – пахари, заметную роль играло земледелие (рожь, пшеница, ячмень). (Сделайте запись в соответствующих колонках нашей таблицы.)

Ювелирные золотые украшения позволили ученым детально представить одежду скифских мужчин и женщин (рис.1.5). Как мы уже отмечали, мужчины носили невысокий колпак. (В ХХ веке по образу этого колпака придумают воинский головной убор – буденовку). Главные элементы одежды - приталенная рубаха с разрезом на груди, богато украшенная орнаментом, и штаны. На ногах - невысокие сапожки. Скифские женщины были одеты в свободные длинные платья, одеяния в виде халатов, высокий головной убор.

Вопрос педагога: Подумайте, ребята, какие элементы скифской одежды сохранились в народной одежде, вошли в мировую моду?

Педагог. В эпоху расцвета скифского государства там побывал великий древнегреческий ученый Геродот, который оставил нам много интересных данных об этом народе. В частности, он записал имена богов, которым поклонялись скифы. Перечисляя, Геродот сравнивал их с греческими божествами. Он отмечал, что скифы чтут богиню домашнего очага Табити (Гестия), верховного бога - Папая (Зевс), богиню Апи (Гея). В пантеон скифов входили: Гойтосир (Аполлон), Аргимпаса (Афродита Урания), Арес, Геракл. Бога войны они почитали в виде меча. Только в его честь насыпали жертвенник из хвороста и приносили человеческие жертвы (запишем богов скифов).

Позднескифское государство располагалось в основном в Крыму. Не любившие жить за стенами, скифы стали строить города и крепости. Главный город скифов греки называли Неаполем Скифским, он располагался на окраине современного Симферополя. Известны и другие крепости скифов в долине реки Альма: Альма-Кермен и Усть-Альминское городище.

Просмотр видеофильмов: - из серии «Учебная фильмотека». «История. Древний мир. Скифы» (17 минут); из серии «История Украины (2007г.), фильм 1, «Киммерийцы, скифы, сарматы».
  1   2   3   4   5

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/14...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)

Педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)

Педагогического творчества iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Название работы: «Построение и использование в практической деятельности модели образовательной системы на этапе адаптации ребенка...

Педагогического творчества iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012 2013 учебный год проект
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012 – 2013 учебный год

Педагогического творчества iconПедагогического творчества
Номинация конкурса: организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях

Педагогического творчества iconПедагогического творчества
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта формирование общих и профессиональных компетенций

Педагогического творчества iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональноеобразование

Педагогического творчества iconПедагогического творчества
Название работы: Конспект организованной образовательной деятельности. Чтение художественной литературы

Педагогического творчества iconВсероссийский фестиваль педагогического творчества
Приложение Б. Конспекты экскурсий «Знакомство с русскими народными инструментами» -2

Педагогического творчества iconВсероссийский фестиваль педагогического творчества
Внедрение элементов дуальной системы в процесс преподавания профессионального модуля


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную