Деревянные ложки. Предмет быта, музыкальный инструмент или персонаж кукольного театра?


lit.na5bal.ru > История > Вопрос
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Песковская общеобразовательная школа №2 им. Д.А. Теплякова»

Исследовательский проект:

«Деревянные ложки. Предмет быта, музыкальный инструмент или персонаж кукольного театра?»

Руководитель проекта: Келарева Ю.А.

учитель музыки МКОУ ПООШ №2 им. Д.А. Теплякова


2016 год

Гипотеза. Цель и задачи, методы исследования.
Для своего исследовательского проекта я выбрала тему «Деревянные ложки. Предмет быта, музыкальный инструмент или персонаж кукольного театра?». Тема актуальна тем, что современный человек постоянно уходит в виртуальный мир компьютеров и теряет ощущение реальности предметов жизни.

Знакомство с историей бытования деревянных ложек поможет мне лучше узнать народные традиции и понять самобытный характер русского народа, а также будет способствовать развитию творчества, моего музыкального и ритмического слуха как музыканта-исполнителя. В этом состоит гипотеза моего исследования.

Предмет исследования: деревянные ложки.

Объект исследования: возможности использования ложки человеком.

Цель проекта:

  • знакомство с традициями и историей русской культуры на примере ложек.

Задачи проекта:

  • изучить историю возникновения ложек;

  • понять предназначение деревянной ложки;

  • совершенствовать исполнительские приемы игры на ложках;

Методы исследования:

  • подбор библиографии по теме,

  • анализ, конспектирование и структурирование материала,

  • просмотр видеоматериалов,

  • опрос;

  • собеседование и мастер-класс музыканта-исполнителя на ложках;

  • практическая работа (оформление работы, игра на ложках, участие в ансамбле, создание куклы на ложке)


Основная часть.

История возникновения ложек. Ложка-предмет обихода.

Мне очень захотелось узнать историю появления ложек. Как давно и где они появились? Кто первый стал играть на ложках? Заглянув в этимологический словарь русского языка , я узнала, что существует несколько основных версии происхождения самого слова «ложка».

Некоторые лингвисты считают, происхождение слова «ложка» от слов «луг», «лужок». Другие предполагают, что в основе названия лежат глаголы «лизать», «елозить», или греческий глагол, означающий «глотать». Но более логичным с точки зрения фонетики мне кажется происхождение от слова «лог» (овраг, углубление).

«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля гласит, что «ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. Ложки, у песенников, скоморохов кастаньетки, пара деревянных ложек, или надеваемых на пальцы кружков, унизанных гремушками».

Из книги «Рассказы о русских народных инструментах» я узнала, что первое упоминание о деревянных ложках на Руси относится к 996 году и встречается в «Повести временных лет», где описан пир у князя Владимира. Этот пир знаменит тем, что «дружинники возмутились, когда их стали потчевать не с серебряных ложек, а с деревянных. Князь тут же велел ковать серебряные, и сказал, что «серебром и золотом не добудешь дружины, а с дружиной добудешь и золото, и серебро», сообщается далее в предании. Однако деревянная ложка еще долго бытовала на Руси, несмотря на то, что бурное развитие металлургии приводило к вытеснению деревянных предметов из обихода.

Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков. Наиболее древняя деревянная ложка, видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.

Делали ложки из разных пород деревьев, но летописные источники XVI века говорят, что наиболее ценились ложки из капа и щетки (так называли наплыв из особо прочной древесины на стволе дерева), а также из корневища. При этом иногда первые этапы – раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне – доверяли детям, а заключительные – скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку – женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. Процесс производства ложки занимал 20 минут.

С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки. Верили, что тогда нечистая сила сумеет сесть с людьми за один стол. Также нельзя было класть ложку внутренней частью вверх, так как считалось, что злой дух непременно захочет положить в неё отраву; или класть ложку черенком на стол, а головой на край блюда, потому что так нечистая сила может забраться со стола в кушанье. Кроме того, ложки были непременным атрибутом в гаданиях, народном лечении и многочисленных русских обрядах .

Таким образом, я сделала вывод, что деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций. Постепенно металлические ложки вытеснили из домашнего обихода ложки деревянные, но они получили «вторую жизнь», став шумовым ударным инструментом.

Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце 18 века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.
Ложка как музыкальный инструмент.
Ложки – ударный инструмент. Звук извлекается путем удара друг о друга задних сторон черпаков. Специальных нотных записей для исполнения на ложках, конечно, не было и нет, поэтому искусство игры на них всецело зависит от фантазии исполнителей. Из поколения в поколение накапливался своеобразный игровой опыт – различные способы и приемы игры на этом самобытном народном инструменте. Существуют самые разные способы игры на этом древнем инструменте. Удары обычно производятся либо на колене, либо на руке. Это нужно для того, чтобы играющему было удобнее, и чтобы он не переутомлялся во время того, как играет на таком экзотическом, по меркам двадцать первого века, инструменте. Также очень красиво звучит и хорошо выглядит, если к ложкам еще подвешивают бубенчики, которые создают воистину неповторимую русскую картину. А какое удовольствие испытывает человек, который имеет такую прекрасную возможность прикоснуться к народному искусству!

Самый простой способ игры на ложках – игра двумя ложками. В каждую руку берется по ложке, осуществляется удар чашечками, при котором извлекается сухой звук. Этот простейший прием используется в самом начале обучения игре на ложках.

Среди множества приемов игры на ложках самым популярным считается игра одного исполнителя на трех ложках. Две ложки закладываются между пальцами левой руки, третья находится в правой руке. Первые две выступают в роли «наковальни», по которой ударяет третья ложка. При этом осуществляется скользящий удар с одной чашечки на другую, затем прихлопывание ими с помощью пальцев левой руки. Так получается многозвучный ритмический рисунок.

Также играют двумя ложками, держа их в правой руке, между ними находится указательный палец. Выпуклыми сторонами черпаков ложки обращены друг к другу, черенки зажаты в ладони. Звуки извлекаются при ударах по ладони левой руки, по обеим ногам (в место чуть выше колена), по плечу и ладони, по ноге и ладони (находящейся над ногой). Виртуозы-ложкари могут играть на двух ложках, при этом задействуют практически любую часть тела для ударов: начиная от ступней и заканчивая затылком.

Игра на ложках кажется многим делом простым и бесхитростным. На самом деле любое дело требует сноровки и мастерства. Я узнала, что ложечник B.C. Морозов, артист оркестра хора имени Пятницкого, за свою неподражаемую игру на ложках и других народных инструментах был удостоен почетного звания заслуженного артиста РСФСР. Мастерство даже в таком, казалось бы, шуточном деле всегда высоко ценится нашим народом.

Освоить технику игры на ложках нам помогла наш учитель музыки- Келарева Юлия Анатольевна. Она показала нам приемы игры на двух и трех ложках. От нее я узнала о «маятнике», «мячике», «трещотке», и других интересных приемах. Некоторые из них мы освоили и продолжаем осваивать. Игра на ложках, это не только увлекательное занятие, но и несомненная польза: я заметила, что после того как я стал заниматься игрой на ложках, у меня улучшился почерк, а еще игра на ложках улучшает настроение. Так что практическая значимость игры на ложках становится очевидной.
Ложка - персонаж кукольного театра

О кукле на ложке мне рассказала моя бабушка и показала, как ее сделать. Я узнала, что это игральная кукла делалась ребенку на скорую руку, чтобы дать маме заняться домашними делами. А уже намного позже, появился театр ложек - упрощенный вариант верховых кукол. На выпуклой стороне ложки рисуют лицо персонажа, кукловод берет ложку за ручку, поднимает ее на ширму. Рука кукловода спрятана под юбочку, надетую на ложку и крепко завязанную. Такая кукла-ложка может легко двигаться по ширме, покачиваться, поворачиваться в разные стороны, танцевать.

4. Заключение.
Работая над изучением применения деревянной ложки, я сделала выводы:

  • деревянная ложка является отражением самобытности, т.е. этнической уникальности русского народа;

  • перестав быть предметом быта, деревянная ложка обрела вторую жизнь, став ударным музыкальным инструментом, что свидетельствует об изобретательности и таланте русского народа;

  • на звучание музыкальных ложек влияют порода дерева (лучше всего звучат ложки из клена), размеры ложек;

  • тембр звучания можно менять, комбинируя способы звукоизвлечения и приемы игры на ложках, это развивает творческую фантазию и ритмический слух;

  • игра на ложках развивает мелкую моторику пальцев, что положительно влияет на почерк, а также на подвижность пальцевю

  • деревянную ложку можно превратить в персонажа кукольного театра.


Практическая значимость исследовательской работы в том, что результаты исследования могут быть использованы на уроках искусства, ИЗО, технологии, окружающего мира (история), во внеурочных мероприятиях, играх, концертах шумового оркестра, в создании детского театра ложек, что будет способствовать улучшению отношений в классе между учениками и развитию творческой мысли и фантазии.

В результате работы над исследованием я прикоснулась к одной из страниц истории русского народа и его культуры. Чтобы не быть «Иваном, не помнящим своего родства», я буду и дальше изучать традиции и обычаи своего народа.

5.Список используемой литературы


  1. Даль В.И. «Пословицы и поговорки русского народа»

  2. Даль В. И. "Толковый словарь живого великорусского языка"

  3. Дыбина О.В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  4. Исакова И. Г., Кравчук В. М. В мире народных инструментов… – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.

  5. Латышина Д.И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древнейших времён. – М.: ЦГО, 1995

  6. Музыкальная энциклопедия. Т 1-6. М., 1973-82.

  7. Рассказы о русских народных инструментах. М.: Издательство «Советский композитор», 1978.

  8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. 1958.

  9. Интернет – ресурсы.


Приложение 1

http://sueverija.narod.ru/muzei/1236.gif



М. Фасмер «Этимологический словарь русского языка»

русские деревянные ложки

Ложка. Дерево, резьба. II тысячелетие до н. э., г. Нижний Тагил, Горбуновский торфяник. Исторический музей.

Нижегородские мастера-ложкари.19193

06

Лубочные картинки XVIII в.

Приложение 2

Виды ложек.

ЛОЖКА БАСКАЯ - продолговатой формы с тупым носом и резным черенком, украшенная росписью. Семеновский уезд, Нижегородская губ.http://player.myshared.ru/543600/data/images/img18.jpg



http://thumbs.dreamstime.com/z/%d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b2%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d0%bb%d0%be%d0%b6%d0%ba%d0%b0-28077596.jpg

ЛОЖКА БЕЛАЯ - без росписи. Семеновский у., Нижегородская губ.

lojka_burlackaya-13883.jpg

ЛОЖКА БУРЛАЦКАЯ - большая, грубой работы, без росписи. Семеновский у., Нижегородская губ.

http://www.derevoinfo.ru/uploads/images/tb/148_f_6_529_cf72833683.jpg

ЛОЖКА КОРНЕВАЯ - изготовленная из корня дерева. Шуйский у., Владимирская губ.

http://sdelanounas.ru/i/d/3/d3d3lm1rlnj1l3vwbg9hzc9pymxvy2tfbwsvndc1lzzmlzy4lzc1l0rfvefjtf9qsunuvvjfxzcyoti2nv81mda1nzg3ms5qcgc_x19pzd0xotkymq==.jpg

ЛОЖКА ПИСАНАЯ - украшенная росписью. Нижегородская, Ярославская губ.

ЛОЖКА ПОЛУБАСКАЯ - более округлой формы, чем баская, с простым черенком, без росписи. Семеновский у., Нижегородская губ.http://melodysar.ru/images/2000000108681.jpg

http://img26.olx.ua/images_slandocomua/179669147_1_261x203_derevyannye-lozhki-hohloma-petrischevo-zaporozhe.jpg

ЛОЖКА СОУСНАЯ - глубокая, с крутым изгибом черенка или стебля, предназначенная для разливания соусов и подливок.

http://www.artshop-rus.com/upload/iblock/e42/e427c175fc28509a7e0e2518a5a74731.jpg

ЛОЖКА ХОХЛАЦКАЯ - с хохломской росписью. Нижегородская губ.

ЛОЖКОМОИКА. То же, что лохань, небольшого размера, широкая, бондарной работы, использовавшаяся для мытья посуды.

http://sueverija.narod.ru/muzei/logka1.jpg

ЛОПАТА ВЫГРЕБАЛЬНАЯ

ЛОПАТА ЗАГНЁТОЧНАЯ. Приспособление для выгребания угля и золы.http://cs1.livemaster.ru/foto/large/3/0/0/182074.jpg

Приложение 3

Ложка, как героиня устного народного творчества в детском фольклоре.

Пословицы о ложке:

Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая. (русская)
Был бы мир пловом, а я – ложкой! (даргинская)
В один рот двух ложек не впихнёшь. (китайская)
Дорога ложка к обеду. (русская)
Каши мало, зато ложка большая. (малайская)
Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам. (русская)
Ложка дёгтя в бочке мёда. (русская)
Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски. (абхазская)
Пустая ложка губы царапает. (осетинская)
Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать. (русская)
Состояние котла лучше всего знает разливная ложка. (лакская)
Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку. (казахская)
Красна ложка едоком, лошадь ездоком. (русская)
Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская)
Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама. (русская)

Загадки о ложке:

Если я пуста, бываю, Кто такая?
Про тебя я забываю, Каши зачерпнёт,
Но когда несу еду - И отправит в рот.
Мимо рта я не пройду.


Обойдя все закоулки, Длиннохвостая лошадка
Я пришёл домой с прогулки. Привезла нам каши сладкой.
Тут захотелось, вдруг, поесть, Ждёт лошадка у ворот -
Любого, что на кухне есть. Открывай, пошире рот.
И мама налила мне супа.
Отказываться – просто глупо.
Я на него так налетел,
Что моментально весь вспотел.
Хлебну ещё совсем немножко...
Для этого в руке есть … (ЛОЖКА).

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри!

Приложение 4

Игра «Ложка – волшебница»

Проводя исследование, я поняла, что это ещё не все достоинства деревянных ложек. С ними можно просто играть. Создать целый театр ложек. Для каждого персонажа сказки можно сшить костюмчик, а если ложка не окрашена, то и разрисовывать черпачок, изобразив на нём либо лицо человека, либо мордочку животного.

Условия игры: в игре участвуют от 2 до 5 человек. У 1 человека – волшебника в руках 5 ложек, на которых изображены определённые рисунки, обозначающие то или иное пожелание. Остальные игроки с закрытыми глазами выбирают себе ложку. Затем все вместе рассматривают рисунки, а волшебник, читает по ним пожелания ложки – волшебницы.

Обозначения рисунков (например):

  • цветок из пяти лепестков – вы будете учиться на одни пятёрки;

  • цветок с травкой вокруг него – у вас будет много добрых и надёжных друзей;

  • ягоды – вам обязательно подарят подарок;

  • рисунок голубого цвета – вы отправитесь в морское путешествие;

  • завитки различной формы – у вас в семье появится домашний питомец.

Игра должна понравилась всем участникам. Уверена, не будет равнодушных и скучающих. Всем будет интересно.


предмет интерьера

предмет трапезы
Приложение 5 c:\documents and settings\домашний\рабочий стол\ложки деревянные\y_484cd7bf.jpg

http://nashural.ru/goroda_i_sela/images/muzei-lozki-4.jpg http://nashural.ru/goroda_i_sela/images/muzei-lozki-10.jpg


музыкальный инструмент
деревянные ложки хохлома ложки деревянные музыкальныеc:\documents and settings\домашний\рабочий стол\ложки деревянные\dscf4561.jpg


персонаж театра ложек



ложка-волшебница(игра)

сувенир


http://nashural.ru/goroda_i_sela/images/muzei-lozki-7.jpgc:\documents and settings\домашний\рабочий стол\ложки деревянные\dscf4563.jpg

Приложение 6

c:\documents and settings\домашний\рабочий стол\ложки деревянные\dscf4559.jpg

Театр ложек по Русской народной сказке «Курочка Ряба»c:\documents and settings\домашний\рабочий стол\ложки деревянные\28cecc556d02571fef05df45e92d6b43_b.jpg

Театр ложек по Русской народной сказке «Заюшкина избушка»

Приложение 7

Расписные ложки с героями из детских мультфильмов

c:\documents and settings\домашний\рабочий стол\ложки деревянные\256851367.gif


Приложение 8

Интересные факты из жизни ложек
Знаете ли Вы что:

В Кембридже существовал обычай дарить деревянную ложку студенту, получившему самую низкую оценку на экзамене по математике. Традиция существовала до 1909 года (на фото как раз зафиксирована эта самая последняя ложка, которая сейчас хранится в одном из музеев университета).20130705-history-spoon-04

В России тоже не отставали от Америки и тоже использовали ложку для сдачи экзамена. Студенты Казанского университета в позапрошлом веке клали чайные ложки под книжный шкаф как залог удачного исхода экзамена. Помогало ли? Наверно да, если был такой обычай.

Известно, что когда Сальвадор Дали ложился спать, он брал в руки ложку, засыпал, и когда ложка падала, он просыпался и зарисовывал все, что увидел во сне.

Ложка и герб. Было и такое. Турецкий султан Урхан создав войско янычар, в качестве его герба утвердил ложку, которая должна была напоминать воинам, что воевать они обязаны за султанское вознаграждение.

Прекрасный выход придумали французы и именно для тех, кто не знает меры в еде. По мнению французов без ложки никак не похудеть. Но надо использовать ложку несколько необычную: совсем недавно в Париже продавались столовые наборы из вилки с обломанными зубьями, совершенно тупого ножа и дырявой ложки.
Приложение 9

Приемы игры на ложках

«Щелчок» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.

«Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
«Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.

«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

«Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
«Качели» – ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.

«Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки.

«Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.
«Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг.

«Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.

Приём игры на трех ложках:

«Лошадка» – в левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.
На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.

На счет «два» – сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки. На счет «четыре» – кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

Приложение 10

Ложки из школьного сундучкаc:\documents and settings\домашний\рабочий стол\ложки деревянные\1775.jpg

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Деревянные ложки. Предмет быта, музыкальный инструмент или персонаж кукольного театра? iconТема: "Театр бывает разным" с использованием методов игрового обучения
Метод презентации кукольного театра, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнения на дыхание, творческие задания,...

Деревянные ложки. Предмет быта, музыкальный инструмент или персонаж кукольного театра? iconОбщеразвивающая образовательная программа (ооп) дошкольного образования...
Специальность. Фортепиано. Ооп дошкольного образования (подготовительный класс, музыкальный инструмент)

Деревянные ложки. Предмет быта, музыкальный инструмент или персонаж кукольного театра? iconОбщеразвивающая образовательная программа (ооп) дошкольного образования...
Специальность. Фортепиано. Ооп дошкольного образования (подготовительный класс, музыкальный инструмент)

Деревянные ложки. Предмет быта, музыкальный инструмент или персонаж кукольного театра? iconПеречень программ по учебным предметам
Специальность. Фортепиано. (Ооп дошкольного образования (подготовительный класс, музыкальный инструмент))

Деревянные ложки. Предмет быта, музыкальный инструмент или персонаж кукольного театра? iconКлассическая гитара (испанская, шестиструнная) струнный щипковый...
Ряд музыкальных мастеров проводили эксперименты по добавлению дополнительных струн (десятиструнная гитара Фердинандо Карулли и Рене...

Деревянные ложки. Предмет быта, музыкальный инструмент или персонаж кукольного театра? iconДополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства
Рабочая программа по учебному предмету "Музыкальный инструмент (баян)", 3 года обучения

Деревянные ложки. Предмет быта, музыкальный инструмент или персонаж кукольного театра? iconПояснительная записка «музыкальный инструмент»
Исходя из того, что исполнительский уровень учащихся не одинаков, индивидуальный подход должен являться одним из основных принципов,...

Деревянные ложки. Предмет быта, музыкальный инструмент или персонаж кукольного театра? iconПояснительная записка «музыкальный инструмент»
Исходя из того, что исполнительский уровень учащихся неодинаков, индивидуальный подход должен являться одним из основных принципов,...

Деревянные ложки. Предмет быта, музыкальный инструмент или персонаж кукольного театра? iconПояснительная записка Предмет «История хореографического искусства»
Научить видеть взаимосвязь между явлениями общественной жизни и искусства, понимать закономерность появления того или иного направления,...

Деревянные ложки. Предмет быта, музыкальный инструмент или персонаж кукольного театра? iconДополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную