Программа по обучению звуковой культуры речи в доу с детьми 3-4 лет 5-16


страница1/2
lit.na5bal.ru > Культура > Программа
  1   2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 39 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА

САНКТ - ПЕТЕРБУРГА



ПРИНЯТА:

Решением Педагогического совета

ГБДОУ детского сада № 39

протокол от 29.01.2016г. № 4


УТВЕРЖДЕНА:

Приказом от 18.02.2016г. № 5-од





Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый язычок»
Возраст воспитанников: 3-4 лет.

Срок реализации: 1 год.
Программа разработана в 2014 году,

переработана и дополнена в 2015 году.


Составитель:

воспитатель Голубева Валентина Петровна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2015
Оглавление

1

Целевой раздел

3-5

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы


4

1.3.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

4-5

2.

Содержательный раздел

5-17




Программа по обучению звуковой культуры речи в ДОУ с детьми 3-4 лет

5-16

2.1.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

5-7


2.2.

Календарно- тематическое планирование

8-13


2.3.

Учебно-тематический план на учебный год

14


2.4.

Ожидаемые результаты

15


2.5.

Формы сотрудничества с семьёй

16

3.

Организационный раздел


16-17

3.1

Обеспечение методическим материалом и средствами

обучения и воспитания

16-17





Приложение 3

18





Литература

18



Приложения

Приложение №1: Учебный план

Приложение №2: Календарный учебный график

Приложение №3: Педагогическая диагностика

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.
Программа разработана на основе методического пособия Болотиной Л.Р., Микляевой Н.В., Родионовой Ю.Н. «Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ.

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи дошколь-ного возраста. Термин «культура речи» относится к сфере языковедения.

Культура речи с позиции современного языковедения включает владение нормами устного и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другими, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях, в соответствии с целями и содержанием речи.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, её выразительность, чёткую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.

Обязательным условием для формирования звуковой культуры речи является соблюдением взрослыми языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических. В процессе общения ребёнка со взрослым, он настраивается на восприятие произносительных и других особенностей родного языка.

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Для формирования устной речи и мышления используется пальчиковая гимнастика, которая также способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.

1.2.Цели и задачи программы
Цель программы: Формировать звуковую культуру речи, при условии создания полноценной речевой среды, за счёт постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми.
Задачи:

  1. Научить детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику.

  2. Систематически включать в занятия пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию речи.

  3. Развивать память, при разучивании чистоговорок и стихов.

  4. Развивать психические процессы: память, мышление, слуховое и зрительное внимание.

  5. Развивать общие моторные движения, при выполнении фонетической зарядки.


1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

1. Принцип наглядности

К. Д. Ушинский утверждал, что «детская природа ясно требует наглядности». На протяжении всей своей жизни педагог повторял, что ребенок видит, запоминает и учится. Без зрительного восприятия невозможно, овладеть ни способами выполнения, ни быть участниками процесса.

Применение принципа наглядности позволяет детям осознанно получить знания, формировать навыки и умения.

В работе с малышами этот принцип один из самых важных, так как мышление у детей наглядно – образное. Дети легче запоминают звуки, усваивают материал через наглядность.

На занятиях используются дидактические игры: «Найди пару», «Говори правильно», «Хлопни, если услышишь звук».

При закреплении и отработке звуков изолированно и в словах использовала «Волшебный куб», на гранях которого расположены картинки. Наглядность позволяет вызывать и поддерживать интерес к играм со звуками.

2. Принцип доступности:

Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения.

Необходимо соотносить учебный материал с уровнем развития детей, с их знаниями и навыками, которыми они владеют, а также наличием предварительного и подготовительного этапов в работе.

3. Принцип систематичности и последовательности.

Знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя усваивать в хаотичном беспорядке. В обучении нужно идти от простого к более сложному, от известного к неизвестному.

Этот принцип требует усвоения знаний, умений, навыков, где систематичность и последовательность обеспечиваются четким планированием процесса обучения.

Используя этот принцип, работа над звукопроизношением условно делится на три этапа:

1) Подготовка артикуляционного аппарата,

2) Уточнение произношения звуков,

3) Закрепление звуков в словах и фразах.

Эти этапы помогли последовательно распределить игры в течение года и составить перспективный план

В начале года используются упражнения на развитие артикуляционного аппарата и на звукоподражание. Например, «Кто как кричит» или «Волшебный кубик». Затем используются игры «Магазин», «Лото». В этих играх закрепляется правильное произношение звуков в словах.
4. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
Психолог Выгодский Л. С. разработал теорию взаимоотношения учения и развития под названием «зоны ближайшего развития». Он различал два уровня развития возможностей ребенка:

Уровень актуального развития, как результат уже завершившихся циклов развития, при которых ребенок мог самостоятельно решать практические и познавательные задачи уже сегодня

И зону ближайшего развития – то, что находится в процессе становления, т. е. завтрашний день развития, при котором ребенок не в состоянии самостоятельно решить задачи определенной трудности, но которые он прекрасно решает при некоторой помощи взрослого.

Если ребенок выполняет задания с помощью взрослого, то завтра он будет выполнять самостоятельно.

Если вначале вся работа выполнялась с помощью взрослого, то теперь дети самостоятельно выполняют упражнения, и к тому же могут оказать поддержку другим детям

5. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей

Этот принцип проявляется при реализации всех основных принципов. Дети усваивали материал на разном уровне: одни легче и быстрее, другие медленнее и с трудом.

Организация обучения.

Возраст детей

Количество занятий в неделю

Длительность занятий

3-4года




2


15 мин


2. Содержательный раздел

2.1. Программа по обучению звуковой культуры речи детей 3-4 лет.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

3-х летний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.

Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).

Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.

3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой)

К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.

Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

Общение ребенка в этом возрасте ситуативное, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.

Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.

В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.

Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны.У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.

В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.

Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 мин.

2.2. Календарно-тематическое планирование работы.


Месяц

Неделя

Тема

Звуки

Этапы работы

Игры на развитие

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь


1

1п/гр.

2п/гр.

Давай познакомимся


А

Обследование речи. Подготовка артикуляционного аппарата, уточнение изолированного звука.

Развитие моторики рук.

2

1п/гр.

2п/гр

А

Обследование речи. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихов и загадок.

Развитие фонематического слуха.

3

1п/гр.

2п/гр

Грибы


У

Обследование речи. Подготовка артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика.

На развитие дыхания

4

1п/гр.

2п/гр


А-У

Обследование речи. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихов.

На звукоподражание

О

К

Т

Я

Б

Р

ь

1

1п/гр.

2п/гр

Осень золотая



Ы

Артикуляционная гимнастика. Разучивание чистоговорок. Пальчиковая гимнастика.

На развитие дыхания.

2

1п/гр.

2п/гр


Ы

Артикуляционная гимнастика. Разучивание стихов и загадок. Пальчиковая гимнастика.

На развитие силы выдоха

3

1п/гр.

2п/гр

Фрукты - овощи

И

Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихов.

На развитие слухового внимания.

4

1п/гр.

2п/гр

И-Ы

Разучивание чистоговорок. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихов.






Н

О

Я

Б

Р

ь

1

1п/гр.

2п/гр

Народное творчество


Э

Правильная артикуляция. Артикуляционная гимнастика.

На развитие правильной артикуляции.

2

1п/гр.

2п/гр


Э

Разучивание чистоговорок. Пальчиковая гимнастика. Разучивание загадок.




3

1п/гр.

2п/гр

Одежда



О

Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Разучивание чистоговорок.

На развитие фонематического слуха.

4
1п/гр.

2п/гр

Э-О

Различение звуков по положению правильной артикуляции. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихов.




Д

Е

К

А

Б

Р

ь

1

1п/гр.

2п/гр



Зима


М

Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

Игры, сопровождающие речь с движением.

2

1п/гр.

2п/гр


М

Артикуляционная гимнастика. Разучивание чистоговорок. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихов.

На развитие фонематического слуха

3

1п/гр.

2п/гр

Новый год

Н

Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

На развитие общих моторных движений.

4

1п/гр.

2п/гр

М-Н

Артикуляционная гимнастика. Различение звуков. Пальчиковая гимнастика.

На развитие мелкой моторики.

Я

Н

В

А

Р

ь

1

1п/гр.

2п/гр



Транспорт


П

Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

На развитие дыхания.

2

1п/гр.

2п/гр

П

Артикуляционная гимнастика. Разучивание чистоговорок. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихов.

На звукоподражание.

3

1п/гр.

2п/гр

Посуда



Б

Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

На развитие общих речевых навыков.




4

1п/гр

2п/гр




П-Б

Артикуляционная гимнастика. Различение звуков. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихов . Отгадывание загадок.

На слуховое внимание.


Ф

Е

В

Р

А

Л

ь

1

1п/гр

2п/гр

Сказки


В

Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

На развитие мелкой моторики пальцев рук.

2

1п/гр

2п/гр

В

Артикуляционная гимнастика. Разучивание чистоговорок. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихов.




3

1п/гр

2п/гр


Наша армия



Ф

Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

На развитие фонематического слуха.

4

1п/гр

2п/гр


В-Ф

Артикуляционная гимнастика. Различение звуков. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихов . Отгадывание загадок.

На слуховое внимание



М

А

Р

т

1

1п/гр

2п/гр

Мамина неделя

К

Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика




2

1п/гр

2п/гр

Г

Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

На развитие дыхания.

3

1п/гр

2п/гр

Ранняя весна


Х

Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.




4 1п/гр

2п/гр


КГХ

Артикуляционная гимнастика. Различение звуков. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихов . Отгадывание загадок.

На звукоподражание.

А

П

Р

Е

Л

ь

1

1п/гр

2п/гр

Птицы прилетели



С

Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

На развитие фонематического слуха.

2

1п/гр

2п/гр

Космос



С

Артикуляционная гимнастика. Разучивание чистоговорок. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихов.

На развитие мелкой моторики пальцев рук.

3

1п/гр

2п/гр

Растительный мир


Ц

Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.




4

1п/гр

2п/гр

С-Ц

Артикуляционная гимнастика. Различение звуков. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихов . Отгадывание загадок.

На развитие моторных движений

М

А

й

1

1п/гр

2п/гр


Труд


Т

Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика

На развитие соотношения речи с движением.

2

1п/гр

2п/гр

Т

Артикуляционная гимнастика. Разучивание чистоговорок. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихов.

На развитие общих речевых навыков.

3

1п/гр

2п/гр


Насекомые


Д

Правильная артикуляция звука. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика

На развитие силы выдоха.

4 1п/гр

2п/гр


Т-Д

Артикуляционная гимнастика. Различение звуков. Пальчиковая гимнастика. Разучивание стихов . Отгадывание загадок.



  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Программа по обучению звуковой культуры речи в доу с детьми 3-4 лет 5-16 iconМетодические рекомендации по организации образовательной работы с...
Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л. А. Парамоновой

Программа по обучению звуковой культуры речи в доу с детьми 3-4 лет 5-16 iconMбоу «сош №3» групп детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности
Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной...

Программа по обучению звуковой культуры речи в доу с детьми 3-4 лет 5-16 iconМетодическая разработка Тема: «Формирование психологической готовности...
Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная...

Программа по обучению звуковой культуры речи в доу с детьми 3-4 лет 5-16 iconСвойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие...
Качества речи свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. К основным...

Программа по обучению звуковой культуры речи в доу с детьми 3-4 лет 5-16 iconУтверждена
Программа предназначена для детей с 5 до 7 лет с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи посещающих...

Программа по обучению звуковой культуры речи в доу с детьми 3-4 лет 5-16 iconПрактическая работа 2 Тема: Дискретное (цифровое) представление текстовой,...
Цель работы: изучить способы представления текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации, научиться записывать числа...

Программа по обучению звуковой культуры речи в доу с детьми 3-4 лет 5-16 iconРабочая программа по театрализованной деятельности в доу. «Театральные ступеньки»
Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством...

Программа по обучению звуковой культуры речи в доу с детьми 3-4 лет 5-16 iconПлан программа летней оздоровительной работы доу цель : комплексное...
Цель: комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников

Программа по обучению звуковой культуры речи в доу с детьми 3-4 лет 5-16 iconАнализ работы мадоу «Детский сад «Радуга» г. Холма за 2016 2017 учебный год
Доу являлся третьим этапом для разработки новой модели образовательного процесса в доу. В связи с внедрением фгос до возникла необходимость...

Программа по обучению звуковой культуры речи в доу с детьми 3-4 лет 5-16 iconСовременные образовательные технологии в доу
Доу интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную