Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса соответствует учебному плану, календарному учебному плану-графику на 2016-2017 учебный год и расписанию учебных занятий.


lit.na5bal.ru > Культура > Рабочая программа
Пояснительная записка.

Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса соответствует учебному плану, календарному учебному плану-графику на 2016-2017 учебный год и расписанию учебных занятий. Программа ориентирована на обучение по УМК:

- авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год;

-учебника : Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю), программа рассчитана на 2 года обучения— в 8 и 9 классах

Изменения и дополнения, внесённые в авторскую программу

В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2016-2017 учебный год изучить содержание рабочей программы планируется за 30 часов (на 01.09.2016г.). Корректировка рабочей программы проведена за счёт объединения тем (ур №№ 11-12 и 29-30). Добавлен региональный компонент при изучении учебного курса с целью приобщения обучающихся к истории и культуре родного края (с пометкой РК в тематическим планировании). Некоторые темы в разделах переставлены или соединены в соответствии с тематикой раздела. Также добавлена практическая часть, включающая творческую деятельность по созданию коллажей, макетов, альбомов по искусству и т.д.

Требования к уровню учащихся 9 классов.

1.Представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека.

2.Понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.)

3.Ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой.

4.Понимать особенности художественного языка разных народов искусства.

5.Осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии.

6.Выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего.

7.Использовать приобретённые знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся 9 классов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность


Содержание программы 9класс.

Содержательный стержень в программе 9 класса рассматривается темы: «воздействующая сила искусства», «искусства предвосхищает будущее», « дар созидания», «искусство и открытие мира для себя» в нескольких видах ( изобразительное искусство, музыкальное искусство, экранные искусства, литература.).

Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 ч)

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный 'художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 ч)

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоми¬нания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявле¬ния скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса»

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция (11 ч)

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панора¬ма Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лес¬ков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя (8 ч)

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из программы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Исследовательский проект «Пушкин — наше все» — воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.

Календарно-тематическое планирование уроков искусства в 9 классе




класс

Дата

Тема урока

Примечание

Раздел 1. Воздействующая сила искусства

1

2





14.09

16.09

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство и власть

Cамостоятельная постановка учебной задачи. Анализ художественных произведений различных видов (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры, отражающих идеологию власти

3

4






28.09

30.09

Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств


Сопоставление жизненных явлений с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Отработка умения усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства Обсуждение содержания и выразительных средств художественного произведения.

5

6






12.10

14.10

Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства


Беседа по теории искусства: установление основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства; умение описывать явлений искусства, используя специальную терминологию; классифицировать изученные объекты и явления культуры.

7

8






26.10

28.10

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия.

Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка)

Cамостоятельная постановка учебной задачи. Умение различать в общих чертах специфику храмовой архитектуры. Восприятие и анализ произведений искусства: установление ассоциативных связей между произведениями разных видов искусств, их сравнение (находить сходные и различные черты, выразительные средства)

Знакомство с понятиями МАССОВЫЕ виды искусства. Работа со справочниками, словарями. Cбор и подготовка материалов по предлагаемой теме, применение методов познания через художественный образ для изучения различных сторон окружающей действительности.

Раздел 2.Искусство предвосхищает будущее

9

10






16.11

18.11

Порождающая энергия искусства, побуждение чувств и сознания, способного к пророчеству


Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания; работа со словарем. Подбор музыкальных произведений, созвучных картинам русских художников; живописных полотен, созвучных литературным образам; художественные произведения раскрывающие эмоциональное богатство мира.

11






30.11

02.12

Предсказания в искусстве


Составление музыкально-литературной композиции «Колокольные звоны России». Нахождение сходных и различных черт, выразительных средств, воплощающих отношение творца к явлениям жизни. Д/З.Собрать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на темы: «Художник Аристарх Лентулов», «М. Эшер».

12


Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве

Восприятие и анализ произведений. Слушание фуги И.Баха. Установление особенностей воплощения образа средствами разных видов искусства в историко-культурной ретроспективе. Cбор и подготовка материалов по предлагаемой теме «Научное значение художественного знания»

Раздел 3. Дар созидания.




13

14





14.12

16.12

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Развитие дизайна и его значение в жизни современно общ-ва


Промотр произведений различных видов дизайна. Оценивание  с эстетической позиции объектов дизайнерского творчества. Работа со справочной литературой. Знакомство со стилями дизайна. Выполнение дизайн-проекта предметов быта или создание эскизов костюмов к мюзиклу «Нотр Дам де Пари»

15

16






11.01

13.01

Архитектура: планировка и строительство городов


Поиск и определение терминов в словаре(промышленное искусство, техническая эстетика). Оценивание  с эстетической позиции архитектурного облика своего поселка.   Разработка коллективного архитектурного проекта «Наш новый город», «Пришкольный участок» и др. Д/З Подтовить рассказ о значимых культурно-исторических объектах своего края.

17

18





25.01

27.01

Специфика изображений в полиграфии


Cамостоятельная постановка учебной задачи. Работа с учебником (с146-149) Умение понимать условность языка графики, определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла; Подбор иллюстраций разных художников к одному произведению. Разработка и выполнение эскиза плаката или рекламного баннера «ЗОЖ» Участие в коллективном проекте по разработке плакатов различной тематики.

19

20






08.02

10.02

Произведения декоративно – прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека


Выявление значения классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур. Проявление интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры. Анализ символики орнаментов. Умение    понимать условность языка народного искусства, условных изображений, символов. Выполнение эскиза росписи по мотивам народных промыслов. Подбор муз произведений для слайд шоу «Лесная сказка» . Составление компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве (работа в группах).

21

22






22.02

31.03

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино, телевидении


Постановка и решение учебной проблемы: осознавать основные средства художественной выразительности киноискусства, специфику киноязыка, понимать особенности деятельности создателей фильма, участвовать в создании видеофильма о школе, семье, сотрудничать со сверстниками в процессе коллективной деятельности по созданию кинофильма; воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;



23

24






12.04

14.04

Музыка в быту Единство стиля в материальной духовной культуре

Восприятие произведений киноискусства – слушание муз отрывков из кинофильмов. Умение усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства; Составление рейтинга («Десятка популярных кино-хитов»)

Раздел 4.Искусство и открытие мира для себя

25

26






26.04

28.04

Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому

Мышление научное и художественное


Организация беседы  и дискуссии: «Что дает нам искусство?» Подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез.

Восприятие и анализ произведений искусства: созерцание, разглядывание, высказывание собственного мнения . Работа с презентацией


27






10.05

12.05

Информационное богатства искусства


Эмоциональное восприятие выдающихся произведений пространственно-временных искусств и  их эстетическая оценка.

28

Вопрос себе первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения

Защита проектов «Архитектурный символ эпохи» .

29





24.05

Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и духовного здоровья

Урок-конференция «Правило «золотого сечения», «Симметрия в жизни и искусстве»


30


Проект «Пушкин – наше все»

Обобщающий урок. Защита творческих проектов

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса соответствует учебному плану, календарному учебному плану-графику на 2016-2017 учебный год и расписанию учебных занятий. iconРабочая программа по изобразительному искусству для VII класса соответствует...
Программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...

Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса соответствует учебному плану, календарному учебному плану-графику на 2016-2017 учебный год и расписанию учебных занятий. iconАннотации к рабочим программам учебных дисциплин для5, 6, 8,9 классов...
Основной образовательной программе основного общего образования мбоу лакомобудской оош на 2017-20168 учебный год, соответствуют учебному...

Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса соответствует учебному плану, календарному учебному плану-графику на 2016-2017 учебный год и расписанию учебных занятий. iconПояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству...
Авторская программа Б. М. Неменского, составлена в соответствии с государственным стандартом для общеобразовательных учреждений «Изобразительное...

Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса соответствует учебному плану, календарному учебному плану-графику на 2016-2017 учебный год и расписанию учебных занятий. iconРабочая программа по литературе в 9 классе соответствует федеральному...
Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану, учебному плану мбоу «Рубежинская сош», составлена...

Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса соответствует учебному плану, календарному учебному плану-графику на 2016-2017 учебный год и расписанию учебных занятий. iconРабочая программа по технологии (девочки) 5 класс
Согласно учебному плану моу «Лицей №35» на 2015 – 2016 учебный год на изучение Технология в 5 классе отводится 2 учебных часов в...

Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса соответствует учебному плану, календарному учебному плану-графику на 2016-2017 учебный год и расписанию учебных занятий. iconПояснительная записка к учебному плану на 2017-2018 учебный год
Федерального закона РФ «Об образовании» №273 фз от 29 декабря 2012 г. (редакция от 02. 06. 2016, с изм и доп., вст в силу с 01. 07....

Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса соответствует учебному плану, календарному учебному плану-графику на 2016-2017 учебный год и расписанию учебных занятий. iconПояснительная записка к учебному плану на 2017-2018 учебный год в...
Федеральным государственным образовательным стандартам в 1-х, 2-х, 3-х, 4-х, 5-х, 6-х, 7-х и 8-ом классах. Учебный план разработан...

Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса соответствует учебному плану, календарному учебному плану-графику на 2016-2017 учебный год и расписанию учебных занятий. iconПояснительная записка к учебному плану на 2016-2017 учебный год
Минобразования России от 09. 03. 2004г., №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных...

Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса соответствует учебному плану, календарному учебному плану-графику на 2016-2017 учебный год и расписанию учебных занятий. iconПояснительная записка к учебному плану маоу «Средняя школа д. Бурга» на 2015-2016 учебный год
Учебный план на 2015/2016 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами

Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса соответствует учебному плану, календарному учебному плану-графику на 2016-2017 учебный год и расписанию учебных занятий. iconРабочая программа по учебному предмету «Литература Алтайского края»...
Рабочая программа по учебному курсу «Литература Алтайского края» разработана на основе


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную