Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие» и«Речевое развитие» для воспитанников


lit.na5bal.ru > Культура > Конспект
Слава хлебу на столе!

(конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» для воспитанников подготовительной к школе группы)

Децик Марина Анатольевна,

воспитатель первой квалификационной категории


ЦРР – детский сад № 12 пгт.Ярославский

2014 год

Цель:

Уточнить и закрепить представление детей о выращивание хлеба (зерновых культур); для получения хлебобулочных изделий; техникой, которая необходима для подготовки почвы, сбора урожая.

Задачи:

Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в его выращивании и в производстве; бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой.

Развивать связную речь детей; любовь к родному краю.
Словарь: хлеборобы, зерновые культуры, злаковые культуры, агротехника, бункер, колхозник, борона, культиватор, комбайн, оросительная система, сельскохозяйственное орудие, самосвал, сушилка, элеватор, борона, сеялка.

Материал: картины с изображением сбора урожая зерновых культур, участие человека и техники при его выращивании, колосья пшеницы, ржи; хлебобулочные изделия, земля в лукошке, картинки с изображением последовательности выращивания зерновых культур, иллюстрации на доске: "Наши предки», счётные палочки, иллюстрации к д/игре "Разложи по порядку».
Ход НОД

Воспитатель: А кто из вас вспомнит стихотворение, загадку о колоске. А давайте с помощью палочек вырастим своё поле. Предлагаю из счётных палочек сделать колосок.

Воспитатель: Молодцы, какое замечательное поле у нас выросло, но только очень жаль, что оно не настоящее и так быстро колоски настоящие не могут расти.

Воспитатель: Хлеб – это дар матушки земли. Сегодня мы с вами и поговорим об этом даре. У меня в руках находится лукошко. А в лукошке земля. Прикоснитесь ладонями к земле. Какая наша земля?

Дети: Высказываются.

Воспитатель: Каждому растению, чтобы хорошо расти нужна мягкая, рыхлая, плодородная земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужны вода, солнечный свет и воздух.

А не отправится ли нам с вами по тропинке на дальнее поле?

(Дети под музыку змейкой весело идут на дальнее поле (ковёр)

Дети останавливаются (импровизируют поле с помощью своих рук)

Воспитатель:
Отчего ты рожь золотая? -

Ветерок спросил пролетая.

А в ответ колоски шелестят,

- Золотые руки растят.

(предлагаю детям присесть рядком да поговорить ладком).

Чтобы вырос хлебный колос, нужен труд десятков рук.

Чьи же это "золотые руки" растят хлеб?

Игра: "Разложи по порядку"

На нашем поле дети находят красивый конверт, а в нём картинки. Нам необходимо разложить картинки, на которых изображены действия людей, которые вырастили хлеб.

Только раскладывать и рассказывать о действиях я предлагаю вам друг за другом, чтобы никому не было обидно. Если вдруг окажется, что о чём вы хотите рассказать, а этой картинки нет, то вместо неё вы можете положить карточку-схему колосок.

Рассказывать надо по-порядку, чтобы было понятно, как из "зернышка" получился хлеб.

Дети: по очереди рассказывают.

(Если необходимо, воспитатель добавляет)

- Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян. (Пашут землю: трактора, культиваторы).

- Через некоторое время на поле выходят другие машины. Зерна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их. (Сажают семена: сеялки – на ней работаю сеяльщики).

- На поле зёрна прорастают, появляются всходы.

(Показать детям, как это происходит .Рассматривание росточков с помощью лупы).

- Пришла осень, колосья становятся совсем золотые. Хлеб созрел. Пришла пора быстро убирать урожай, а то колосья могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины.

Сбор урожая, участие техники и человека (комбайн – комбайнёры).

- Машины везут зерно на элеватор.

- С элеватора машины везут зерно на мукомольный завод.

- Затем на специальных машинах муку везут на хлебозаводы, и в пекарни.

- Пекари пекут хлеб.

- Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины.
- В магазинах люди покупают его.

Воспитатель: хлеборобы в поле работают с любовью, старанием, берегут свой труд, любят свою родную землю.
Воспитатель:

Хлеб ржаной, батоны булки,

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют,

Свои силы не жалеют.

Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?

Ответы детей.

Воспитатель: Всё верно вы сказали.

- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.

- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.

- хранить хлеб, надо отдельно от других продуктов питания.

- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

- хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Необходимо всегда всем помнить, что бы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.

А что можно приготовить из чёрствого хлеба? (лишнего хлеба).

Дети: размышляют.

Весёлая тропинка опять нас зовёт, но зовёт она в прошлое. (Дети под музыкальное сопровождение передвигаются змейкой к магнитной доске, на которой прикреплены иллюстрации "Наши предки".)

Воспитатель: Помните, мы с вами читали повесть. Давайте попробуем вспомнить, откуда пришло зёрнышко, а помогут нам вот эти иллюстрации.

Дети: рассказывают, добавляя рассказы друг друга.

Эксперимент: в лукошке зерна пшеницы, камни – плоские, кофемолка.

Дети берут одно зерно пшеницы и два камня, кладут зерно на один камень, а другим начинают растирать зерно. До тех пор, пока не получится мука. Снимают пробу. Размышляют.

Воспитатель: У меня есть кофемолка, давайте поместим в неё немного зерна и включим. Что вы видите? Что произошло с зерном? Каким способом удобнее было делать муку?

В народе говорят: " Хлеб – всему голова". Что обозначают эти слова?

Дети: высказываются.

Воспитатель: А кто из вас знает пословицы, поговорки о хлебе.

Хлеб – это сила, жизнь, здоровье.

Без хлеба – нет обеда.

Не шуба греет, а хлеб.

Хлеб батюшка, вода матушка.

Хлеб, соль и вода – крестьянская еда.

Хлеб – достаток и богатство.

Воспитатель:

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел на это сил!
Используемая литература:

  1. Дошкольное воспитание № 6/2006г. "Хлебушек несущий, нива, нам неси!", стр. 38-41.

  2. "Земля на зёрнышке стоит" А. Владимиров, Москва "Детская литература"1984г.

  3. Ребенок в детском саду № 4/2002г., "Сказки – занятия бабушки Ани", стр.60-65

  4. Л.П. Молодова "Беседы с детьми о нравственности и экологии. Минск "Асар",2002г , стр. 136-142.

  5. Энциклопедия "Почемучка", Москва – педагогика 1991г.

  6. Энциклопедия "Сто тысяч почему", М. Ильин, Москва 1989г.


Предварительная работа:
1. Чтение сказок и рассказов:

"Мальчик с пальчик"

"Мужик и медведь"

"Петушок и два мышонка"

"Жерновцы"

"Лёгкий хлеб"

"Песня пахаря" А. Кольцова

"Земля на зёрнышке стоит" А. Владимиров

Москва "Детская лит-ра" 1984г.

2. "Почемучка" – энциклопедия Москва – педагогика 1991 г.

«Почему земля такая добрая?»

«Почему хлеб бывает белым и черным?»

«Откуда в булочной хлеб?»

"Что вкусней всего на свете?"

"Старинная мукомольная машина"

3. Рассматривание иллюстрации к сказкам, на которых изображены старинные орудия труда.

4. Рассматривание колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы.

5. Рассматривание зерна, чем они отличаются друг от друга.

6. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением процесса выращивания, обрабатывания, сбора, сортировки, хранения зерновых культур.

8. Провести исследования с семенами зерновых культур: замочить, прорастить, рассмотреть через увеличительное стекло (лупу), растолочь камень о камень (как в древности), убедиться, как превращается зерно в муку.

9. Мы маленькие пекари-кондитеры. Приготовление печенья, фото на память.

10. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

Приложение
Пословицы и поговорки

Хлеб – это сила, жизнь, здоровье.

Без хлеба – нет обеда.

Не шуба греет, а хлеб.

Хлеб батюшка, вода матушка.

Хлеб, соль и вода – крестьянская еда.

Хлеб – достаток и богатство.

Воспитатель:

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел на это сил!
Стихотворения о хлебе


Хлеба пекутся.

Тонкой струйкой сытной

Змеится теплый запах по углам.

Вдыхаю мир отрадный, самобытный

С любовью и слезами пополам.

Как просто пониманье Мирозданья,

Когда, проснувшись по утру в тепле,

Под солнечное лучика лобзанье,

Домашний хлеб увидишь на столе.
***

В каждом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

Автор: В. Орлов
Пшеница

Положит в землю Человек зерно,

Прольётся Дождь- зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И человек их с поля уберёт.

И золотые руки Пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски.

Всем, кто лелеял хлебный колосок,

На совести достанется кусок.

Автор: Аким. Я.

***

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной!

Говорим мы: «Берегите.

Берегите Хлеб родной...

Не мечтали мы о чуде.

К нам с полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы –люди!

Научитесь хлеб беречь.

Автор: Н Тихонов

Пахнет хлебом

На пустых полях стерня

Жухнет и сереет.

Солнце только среди дня

Светит, но не греет.

По утрам седой туман

Бродит по болотам,

То ли что-то прячет там,

Толи ищет что-то.

После сумрачных ночей

Выцветает небо.....

А в деревне из печей

Тянет свежим хлебом....

Пахнет домом хлеб ржаной,

Маминым буфетом,

Ветерком земли родной,

Солнышком и летом.

Нож поточен о брусочек.

-Папа, дай кусочек!

( Перевод И. Токмаковой)
***

Вновь взращено и обмолочено,

Вновь в закрома течёт оно.

Ладонь натруженную дочерна

Врачует, падая, зерно.
Мы им во сне коротком бредили.

И вот он, труд наш, на виду.

Забыто всё, что недоедено

И что не доспано в страду.

Автор: В. Буданов



***

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.

Автор: Г.Виеру.

***

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Автор: Я.Аким.
Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.

Набежала туча издали, промочила лес насквозь.

Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-

Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!

Автор: Я. Дягутите.

***

Вот он Хлебушек душистый,

Вт он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Автор: С. Погореловский

***

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,

Но сломить его за лето так они и не смогли.

Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой!

До того он загордился, вырос кверху бородой.

Автор: С. Погореловский

***

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко.

Автор: Воронько

***

Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.

Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!

Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь! (Автор:В. Воронько)

История.

Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний.

Первый хлеб представлял собой подобие запечёной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.

В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов – разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие – произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный - согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.

Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.

В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Приметы


  1. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

  2. При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

  3. Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

  4. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

  5. Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

  6. Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.


Загадки о хлебе.


Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)
Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато, и твердо,

И мягко, и кругло, и ломко,

И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
Бьют меня палками, жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят. (Хлеб)

Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен, -

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем. (Хлеб)
Мнут и катают,

В печи закаляют,

Потом за столом

Режут ножом. (Хлеб)


Вот он –

Тёплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол –

Он пожаловал – пришёл. В нем –

Здоровье, наша сила,

В нем –

Чудесное тепло.

Сколько рук

Его растило,

Охраняло, берегло! (Хлеб)
Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье...

Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог.)


Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)
Считалки о хлебе.

  • "Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.

  • Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".

  • "Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница.

  • С кем ты хочешь поделиться?"



Чистоговорки о хлебе.

  • Жок-жок-жок - это пирожок.

  • Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

  • Шки-шки-шки - мы любим пирожки.

  • Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.

  • Ач-ач-ач - вот калач.

  • Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.

  • Чи-чи-чи - мы любим калачи.

  • Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.



Поделиться в соцсетях



Похожие:

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие» и«Речевое развитие» для воспитанников iconПлан конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению...
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие» и«Речевое развитие» для воспитанников iconПлан конспект Интегрированной непосредственно образовательной деятельности...
Интегрированные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие» и«Речевое развитие» для воспитанников iconКонспект организованной образовательной деятельности по формированию...
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие» и«Речевое развитие» для воспитанников iconПлан-конспект нод на тему: «Тело человека»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие» и«Речевое развитие» для воспитанников iconМбоу оош
Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей (познавательное развитие, речевое развитие, социально...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие» и«Речевое развитие» для воспитанников iconКонспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Изобразительная...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие» и«Речевое развитие» для воспитанников iconМбдоо детский сад
Интегрированные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие» и«Речевое развитие» для воспитанников iconТема: «Путешествие в королевство шашек»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие,...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие» и«Речевое развитие» для воспитанников iconПроекта
...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие» и«Речевое развитие» для воспитанников iconКонспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками...
Закрепить знания детей о правилах движения пешеходов, о пешеходном переходе (Познавательное развитие)


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную