Урок литературы и истории в 8 классе по теме «Золотой век русской культуры»


lit.na5bal.ru > Культура > Урок
Открытый бинарный урок литературы и истории в 8 классе по теме «Золотой век русской культуры»

Аннотация к работе

  1. Авторы: Падерина Ирина Александровна учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ «Раскатихинская СОШ», Кузняк Владимир Ильич - учитель истории и обществознания МКОУ «Раскатихинская СОШ»

  2. Предмет, класс: История, литература 8 класс.

  3. Тема учебного занятия: «Золотой век русской культуры»

  4. Место занятия в учебном процессе: урок обобщения

  5. Форма занятия: урок обобщения с применением ИКТ

  6. Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:

Лекция учителя

Мини-проекты

Интеллектуальная игра

Цели и задачи урока:

  • cформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры первой половины XIX века, ее достижениях и вкладе в мировую культурную сокровищницу;

  • развивать умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации в различных источниках, представлять результаты учебно-познавательной и поисковой деятельности одноклассникам;

  • прививать учащимся чувство гордости, ответственности за сохранение культурного наследия; любовь к Отечеству и его истории.

Оборудование урока:

  • персональный компьютер,

  • проектор,

  • экран,

  • рабочие материалы.

Ход урока

    1. Слайд 1. Организационный момент.

Учитель русского языка и литературы:

Ребята, сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок. Хочется пожелать вам новых открытий , новых познаний.

Давайте вместе поразмышляем: Что такое культура? (Корзина идей)

Слайд 2. Какое из определений термина “Культура” вы считаете более полным? Ответ необходимо аргументировать.

А) Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в определенные эпохи.

Б) Культура несет отпечаток исторической эпохи.

(Учащиеся высказывают свою точку зрения, аргументируют ее и приходят к следующим выводам о влиянии экономических и политических реформ первой половины XIX века на духовное развитие российского общества).

- Какие цели мы сегодня поставим на уроке?

Слайд 3.

  II. Актуализация полученных знаний.

Слайд 4-8 Учитель истории:

Первая половина XIX в. вошла в историю как «золотой век» русской культуры. Культурный прогресс определялся небывалым ростом национального самосознания русского народа под влиянием Отечественной войны 1812 г. и развивался нередко вопреки консервативной политике правительства.

 Как указывалось выше, после реформы П.Д. Киселева сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования: приходские школы — для государственных крестьян, уездные училища — для купеческих детей и прочих городских обывателей, кадетские училища — для подготовки офицеров, гимназии — для детей дворянства и чиновничества. Для дворян создавались также кадетские корпуса и другие специальные учебные заведения. Право поступить в университет давало только окончание гимназии или дворянских учебных заведений. Открылись новые специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Высшее училище правоведения, Технологический, Межевой, Строительный институты, Лазаревский институт восточных языков.

 Продолжала развиваться наука, причем происходит ее дифференциация, т.е. выделение самостоятельных научных дисциплин. В 1826 г. выдающийся русский математик Н.И. Лобачевский создал «неевклидову геометрию», признанную в науке лишь несколько десятилетий спустя. Была построена Пулковская астрономическая обсерватория под Петербургом. Важнейшие открытия сделаны русскими учеными в электротехнике, механике, медицине (Б.С. Якоби, П.Л. Шиллинг, Н.И. Пирогов и др.). Мировое значение имели географические открытия: кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803—1806), открытие Антарктиды М.П. Лазаревым и Ф.Ф. Беллинсгаузеном (1819) и др.

 Огромный интерес к русской истории вызвало создание Общества истории и древностей при Московском университете (1804). К этому периоду относятся работы историков Н.М. Карамзина, Т.Н. Грановского, а с конца 40-х гг. XIX в. — СМ. Соловьева.

Слайд 9 – 11 Учитель русского языка и литературы: 

Проблемы русского языка широко обсуждаются в Обществе любителей российской словесности, занявшемся разработкой правил и норм русского литературного и разговорного языка, соотношения в нем иностранных слов, неологизмов и архаизмов. Проблема была особенно острой, так как русская аристократия говорила преимущественно на французском языке, а простые сословия хранили давние традиции церковнославянского языка. В противовес Н.М. Карамзину, предлагавшему «писать, как говорят, и говорить, как пишут», литератор А.С. Шишков представлял в Обществе противоположную точку зрения: он предлагал ориентироваться на книжно-славянский язык во имя сохранения национальных корней. Становление современного русского языка принято связывать с творчеством А.С. Пушкина. Большую роль в этом сыграли также «Практическая русская грамматика» Н.И. Греча и первый «Словарь Российской Академии».

 В начале XIX в. сентиментализм в русской литературе под влиянием войны 1812 г. сменился романтизмом (В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев-Марлинский).

  • Д.В. Давыдов.

Просмотр отрывка из фильма «Эскадрон гусар летучих».

Слайд 12- 14. Основоположниками реализма, утверждавшегося тогда в европейской литературе, стали в России А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов. Метод изображения действительности, примененный в романе «Евгений Онегин» и пьесе «Горе от ума», стал преобладать в русской литературе. Писателями-реалистами принято считать их младших современников М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова.

Слово ребятам, приготовившим мини-проекты:

Золотой век русской поэзии. Проект. Федорова Валя. (Презентация обучающегося)

Слайд 15.В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и... на царский приказ образоваться — ответил через сто лет громадным явлением Пушкина». Конечно, не только А.С.Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX в., называют «золотым веком» русской культуры.

Слово ребятам, приготовившим мини-проекты:

Видеофильм «Пушкин – Россия, выраженная в слове» Маслов Сергей

Учитель русского языка и литературы:

 Слайд 16. Исключительное значение для развития русской литературы имели «толстые» литературные журналы — «Современник», основанный А.С. Пушкиным, .и «Отечественные записки». Распространение частного книгоиздательства в 30—40-е гг. XIX в. связано прежде всего с именем А.Ф. Смирдина, основавшего серию «Библиотека для чтения». Он снизил стоимость книг и сделал их широко доступными даже для покупателей со скромными средствами.

Слайды 17- 23 Интеллектуальная игра

      1. Найдите соответствие:

        1. Пушкин

        2. Лермонтов

        3. Гоголь

        4. Жуковский

        5. Карамзин

А. «Теон и Эсхин»

Б. «Песня про купца Калашникова»

В.«Цыганы»

Г. «Записки русского путешественника»

Д. «Миргород»

  • 2. По какому принципу организованы ряды?

  • Экспозиция, завязка, развитие действия, развязка

  • Метафора, оксюморон, эпитет, инверсия

  • Тригорское, Болдино, Михайловское, Кишинёв

  1. «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя

вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе… Но какая же непостижимая, тайная

сила влечет к тебе?» Откуда эти строки и чьи эти слова?

4. Соотнесите произведения Пушкина и жанры произведений.

5. Какой прием лежит в основе отношений Онегтна и Ленского?

6. Откуда эти строки?

Старик! Я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас,

Зачем?.. Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой дитя, судьбой монах


  1. В каких отношениях Хлестаков находится с Пушкиным?



  2. 8. Исключи лишнее: Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг, Чаадаев;

  3. Ямб, хорей, асиндетон, дактиль;

  4. Плюшкин, Манилов, Ноздрев, Хлестаков;

  5. Лопухина, Керн, Гончарова, Воронцова



Слайды 24-25 Учитель истории:

Как уже отмечалось, в 1814 г. появилась первая библиотека для широкой публики — Императорская публичная библиотека, основу которой составило польское книжное собрание. Вход в нее был открыт бесплатно три раза в неделю всем желающим, кроме «непристойно одетых». В 1831 г. основан Румянцевский музей в Петербурге, названный по имени собирателя первоначальной коллекции графа Н.П. Румянцева. В 1861 г. его собрание перевезено в Москву и послужило основой Российской государственной библиотеки. В 1852 г. придворный Эрмитаж также был открыт для посещений.

Слайды 26-28 Развитие театра. Мини-проект ученика

 Развивается русский театр: наряду с крепостными театрами русских аристократов (Шереметевых, Юсуповых), существовали государственные театры — Александрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве. Начинает складываться русская, национальная музыкальная школа, в создании которой исключительную роль сыграл М.И. Глинка, автор первой национальной оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Композитор А.С. Даргомыжский, автор оперы «Русалка», добивался максимального выражения музыкальными средствами психологического портрета своих героев. Его кредо в искусстве «хочу правды» послужило основой для последующих исканий русских композиторов, занявших видное место в мировой музыкальной культуре.

Романс Алябьева на стихи Дельвига «Соловей» (видео).Ресурсы интернета.

Слайды 29-31 Развитие балета. Мини-проект ученика

 Особо следует отметить балетное искусство России. С того момента, как из первой балетной столицы мира — Парижа — балет пришел на русскую сцену, самые значительные события балетной жизни стали происходить в Петербурге, а затем и в Москве. Балетоманство русских императоров ежедневно утверждало эстетизированный идеал самодержавия. И эстетика парада, и эстетика балета имели общую основу — крепостной строй русской жизни. Балет не противостоял жизни, а как бы становился ее частью, возвышая повседневное течение событий.

 Для царской фамилии содержание балета было делом престижным: хорошая балетная труппа так же повышала престиж монарха, как роскошный дворец. И если дворцы европейских монархов не слишком уступали (если уступали вообще) дворцам русских царей, то содержать такую балетную труппу, как в России, да еще две такие труппы — в Петербурге и Москве — не мог себе позволить ни один европейский двор. Российский балет содержался министерством императорского двора. Мариинский театр, названный так в честь императрицы Марии Федоровны, подобно другим императорским театрам обеих столиц, принадлежал царскому семейству, которое ежегодно выдавало на его содержание 2 млн руб.

 Создателем русского классического балета стал знаменитый французский балетмейстер, педагог и драматург Шарль Дидло, в балетах которого танцевали русские балерины Е.И. Истомина, А.С. Новицкая и др. В 1801 г, Ш. Дидло был приглашен на русскую сцену. Именно он положил начало новой эпохе в русском балете— эпохе великих достижений. В течение 28 лет Дидло возглавлял императорскую школу, приглашал иностранных балерин и танцовщиков в Мариинский театр, знакомил Петербург с искусством европейских знаменитостей — в частности, на петербургской сцене блистала великая итальянская балерина М. Тальони.

Слайды 32-36 Учитель истории:

 Академия художеств стала к этому времени консервативным учреждением, в творчестве «академиков» преобладало изображение библейских и религиозных сюжетов. Преодолеть узкие рамки «академизма» стремились О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, К.П. Брюллов. Создателями бытового жанра в русской живописи стали А.Г. Венецианов, а затем П.А. Федотов.

 Слайд 37 – 38 Активно развивается русская скульптора: первый в Москве гражданский памятник — К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади— создал И.П. Мартос (1818), в честь Александра I в память победы над Наполеоном воздвигнута знаменитая «Александрийская» колонна на Дворцовой площади в Петербурге (скульптор А.А. Мон-ферран), П.К. Клодту принадлежат конные скульптурные группы на Аничковом мосту в Петербурге.

 Слайд 39-45 В русской архитектуре господствуют традиции позднего классицизма — стиль «ампир», проявившийся в создании крупных архитектурных ансамблей Петербурга: Адмиралтейства (А.Д. Захаров), стрелки Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами (Т. де Томон), Казанского собора (А.Н. Воронихин). Самым высоким зданием России того времени стал Исаакиевский собор (А.А. Монферран).

 После пожара 1812 г. вновь отстраивалась Москва: здесь создаются ансамбли Театральной площади (О.И. Бове), Манежной площади. В 30-е гг. XIX в. классицизм сменяется «русско-византийским» стилем, крупнейшим мастером которого был К.А. Тон — создатель Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты, автор проекта храма Христа Спасителя. Строительство ведется не только в столицах, но и в других городах — например, ансамбль Приморского бульвара в Одессе с Потемкинской лестницей (А.И. Мельников).

III. РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 46 Учитель истории:

- Назовите представителей Золотого века русской культуры.

- Чем был подготовлен всплеск русской культуры? ( хорошим уровнем образования в России).

- Что из себя представляла система образования?

- Напишите фамилии русских ученых

Изобретатель радио- (Попов А.С.)

Основатель геохимии и биогеохимии – (Вернадский В.И.)

Создатель угольного противогаза- (Зелинский Н.Д.)

Теории ракетного движения – (Циолковский К.Э.)

Теории условных рефлексов - (Павлов И.П.)
Слайд 47. Учитель русского языка и литературы:

Продолжите фразу: - Золотой век русской поэзии представлен именами…..

- Сегодня на уроке я узнал…..

- Мне понравилось на уроке……

- Я думаю, что Золотой век русской культуры оказал ……..

- Поэты пушкинской поры оставили нам, потомкам, …….

ВИДЕОКЛИП «Памятник»(ресурсы Интернета)

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урок литературы и истории в 8 классе по теме «Золотой век русской культуры» iconКто из деятелей русской культуры рубежа XIX-XX столетий является...
Как всякое крупное явление в истории культуры, серебряный век имеет свой пролог и эпилог. Укажите его хронологические рамки

Урок литературы и истории в 8 классе по теме «Золотой век русской культуры» iconИнтеллектуальная игра для 10-11 классов по мхк «Золотой век русской культуры»
Место выполнения работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым...

Урок литературы и истории в 8 классе по теме «Золотой век русской культуры» iconЛитература Аудитория: 9 класс Тема: Золотой век русской литературы (обзор)
Цель: ввести в базу учащихся общие сведения о литературе России 19 века, выявить характерные черты её развития в данный период

Урок литературы и истории в 8 классе по теме «Золотой век русской культуры» icon«Гармония противоположностей: Серебряный век русской культуры» (проектные...

Урок литературы и истории в 8 классе по теме «Золотой век русской культуры» iconУрок по физике и литературе в 7 классе по теме «Люблю тебя, Петра творенье…»
«Из русской литературы XIX века. Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»», по программе изучение раздела «Из русской литературы...

Урок литературы и истории в 8 классе по теме «Золотой век русской культуры» iconУрок истории и литературы в 11-м классе на тему: «Истоки и уроки...
Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему

Урок литературы и истории в 8 классе по теме «Золотой век русской культуры» iconКучевасова Татьяна Леонидовна Интегрированный урок литературы и истории...
Интегрированный урок литературы и истории в 9 классе по теме Судьба страны в судьбе поэтов в контексте добра и зла

Урок литературы и истории в 8 классе по теме «Золотой век русской культуры» iconУрок истории и культуры Башкортостана в 5 классе по теме: «Мажит...
Урок истории и культуры Башкортостана в 5 классе по теме: «Мажит Гафури – первый народный поэт Башкортостана»

Урок литературы и истории в 8 классе по теме «Золотой век русской культуры» iconРазработка урока по истории для 8 класса по теме " Художественная...
Данный урок один из завершающих в теме: «Россия в первой половине XIX века». Преподавание предмета ведется по умк данилов А. А. Косулина...

Урок литературы и истории в 8 классе по теме «Золотой век русской культуры» iconУрок литературы в 11 классе по теме «Ещё не раз вы вспомните меня…»...
Название работы: урок литературы в 11 классе по теме «Ещё не раз вы вспомните меня…» (Особенности поэзии Николая Гумилёва)


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную