Ческое сопровождение материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15-16 мая 2014 г г. Пермь, Россия Пермь пггпу 2014


страница1/27
lit.na5bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, ТУРИЗМ:

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием

15–16 мая 2014 г.

г. Пермь, Россия

Пермь

ПГГПУ

2014

УДК 796/799

ББК Ч51

Т 505

Рецензент:

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры

Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

М.Г. Ишмухаметов

Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое Т 505 сопровождение : сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.

участием; 15–16 мая 2014 г.; г. Пермь, Россия / ред. кол. : Е.В. Старкова (глав. ред.), Т.А. Полякова (науч. ред.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь: Астер, 2014. — 394 с. ISBN 978-5-85218-712-3

Сборник содержит материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, отражающие современное состояние и перспективы развития физической культуры учащейся молодёжи, спорта, спортивной медицины, медицинской реабилитации, адаптивной физической культуры, туризма. Представлены работы по проблемам детского и юношеского спорта, инновационные проекты, предложения по повышению качества физического воспитания в образовательных учреждениях, а также медико-биологические и психолого-педагогические аспекты физической культуры, спорта, туризма. Представлены традиционные взгляды и предложены инновационные методики в области медицинского обеспечения спорта, различные методики кинезитерапии, традиционной медицины. Рассмотрены частные вопросы диагностики и экспертизы при занятиях спортом. Предлагаются проекты по организации и методикам реабилитационных услуг различным контингентам.

Издание адресовано научным работникам, учителям физической культуры, тренерам, руководителям и сотрудникам профильных факультетов и кафедр физкультурных вузов, университетов, институтов, физкультурно-спортивных организаций, руководителям спортивных клубов и команд, научно-исследовательских лабораторий, врачам ЛФК и спортивной медицины, аспирантам, магистрантам и студентам профильных факультетов и отделений.

УДК 796/799

ББК Ч51


Редакционная коллегия:

Е. В. Старкова – канд. пед. наук, декан факультета физической культуры ПГГПУ (главный редактор);

Т. А. Полякова – канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры ПГГПУ (научный редактор)

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

Печатается в рамках Программы стратегического развития ПГГПУ

ISBN 978-5-85218-712-3


© ФГБОУ ВПО «ПГГПУ», 2014


ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СНОУБОРДОМ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А.А. Акатова, доктор медицинских наук, профессор,

Е.В. Старкова, кандидат педагогических наук, доцент

Е.А. Слудковская, студентка факультета физической культуры

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Пермь, Россия

Актуальность. На протяжении нескольких лет в РФ отмечаются процессы ухудшения состояния здоровья детей и подростков [5]. За последние десять лет число здоровых детей снизилось с 45,5% до 32,1%. Количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза (16,2%). Заболеваемость детского населения растет по всем классам болезней, причем у подростков в 1,5 раза выше по сравнению с детьми в возрасте до 14 лет (64% и 42,5% соответственно) [4,5]. Многие ученые подчеркивают, что у детей, проживающих на промышленно развитых и загрязненных химическими токсикантами территориях, заболеваемость в 1,5-2,0 раза выше по сравнению с детьми экологически более благополучных территорий. При этом в таких регионах среди детского населения регистрируется наиболее высокая заболеваемость, связанная с патологией бронхолегочной системы [8,9]. Наиболее актуальна эта проблема и для жителей города Перми и Пермского края - промышленно развитого многоотраслевого региона, где на здоровье детей воздействуют не только высокотоксичные промышленные токсиканты (тяжелые металлы и органические соединения), но и недостаток эссенциальных микроэлементов (йод, цинк, магний, кальций), холодный климат, короткий световой день в осеннее-зимний период, информационные нагрузки. Влияние нескольких факторов риска потенцируют друг друга [6]. Ухудшает здоровье детей и состояние всеобщей гиподинамии, обусловленное дефицитом в регионе спортивных сооружений, залов и площадок. Родители зачастую самоустраняются от физического воспитания детей, перекладывая ответственность на школу и общество. Особенно тревожит состояние дефицита двигательной активности у детей с частыми заболеваниями бронхолегочной системы [1,9]. Они часто освобождаются от занятий физкультурой в основной группе, в осеннее-зимний период не допускаются к физическим упражнениям на улице. В тоже время потребность в регулярных физических упражнениях и закаливании у таких школьников значительно выше по сравнению с детьми с другой патологией. Они более чем взрослые ограничены в выборе средств, форм и методов оздоровительной физической реабилитации. Их утомляют монотонность и однообразие занятий, быстро теряется интерес к таким физическим упражнениям. В связи с этим проблема разработки, обоснования эффективности и внедрения новых спортивно-прикладных и игровых форм двигательной активности для оздоровления детского населения и профилактики роста заболеваемости не теряет своей актуальности[2,7].

Для детей среднего школьного возраста с частыми заболеваниями дыхательных путей важны активные занятия на свежем воздухе, вдали от воздействия вредных промышленных выбросов. В этой связи занятия сноубордом становятся важным средством выбора в качестве оздоровительных технологий. В настоящее время сноуборд является олимпийским видом спорта, но он недостаточно активно внедряется в повседневную жизнь школьников. Сноуборд подразумевает занятия с детьми за пределами промышленного мегаполиса, на горнолыжных базах и центрах, в лесном массиве, где окружающая среда более благоприятна [1,2].

Известно, что занятия сноубордом влияют на качество работы дыхательной системы, укрепляют мышцы верхнего плечевого пояса, диафрагмы, спины, нижних конечностей, мышц брюшного пресса, способствуют улучшению механики дыхания, легочной вентиляции и газообмена. Данный комплекс улучшает трофические процессы как в ЦНС, так и во всем организме, активирует обмен веществ. Улучшает кровоснабжение головного мозга и сердца за счет усиления кровотока, раскрытия резервных капилляров, развития коллатералей и стимуляции венечного оттока. Это обуславливает более быструю передачу нервных импульсов и ускорение мыслительных процессов, способствует быстрому принятию решений. Занятия сноубордом способствуют укреплению опорнодвигательного аппарата ребенка, коррекции осанки, и в целом профилактике гиподинамии и гипокинезии. Способствует повышению интереса детей к занятиям физическими упражнениями на свежем воздухе, и является мощной закаливающей процедурой [2,7].

Цель исследования: изучить эффективность влияния занятий сноубордом на физическое развитие, адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы и когнитивные функции детей школьного возраста с частыми заболеваниями органов дыхания.

Материалы и методы исследования. Исследования проводились на горнолыжной базе «Ельники» и ПГГПУ. Обследовано 14 детей в возрасте 13-14 лет. Для реализации поставленной цели дети разделены на 2 группы методом подбора копи-пар: 1-я группа ( основная ) - 7 детей, занимались по основной программе физического воспитания в школе с включением дополнительных занятий сноубордом; 2-я группа (контрольная ) – 7 детей занимались только по основной программе физического воспитания.

В ходе исследования физического состояния, адаптационных возможностей сердечнососудистой и дыхательной системы, когнитивных функций применялись стандартные методы и функциональные пробы: динамометрия кисти (ДМК ) с расчетов силового индекса (СИ), и тест на степень утомляемости мышц кисти, проба Руфье - на переносимость физической нагрузки и способность к восстановлению сердечно-сосудистой системы, проба на адаптационные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой системы (проба Штанге, проба Генчи) [3]. Динамика когнитивных функций оценивалась с помощью теста А.Р. Лурье на запоминание 10 слов.

Для выяснения анамнеза жизни, анамнеза заболевания, спортивного анамнеза проведено анкетирование и интервьюирование детей и родителей, проведен анализ историй развития детей и их клинический осмотр. Дети в анамнезе имели различные заболевания: аллергический ринит (10 детей), рецидивирующий бронхит (8 человек), атопический дерматит (6 детей), хронический тонзиллит (4 детей), СВД (12 детей), функциональные расстройства со стороны ЖКТ (10 детей), нарушение осанки (10 детей), то есть дети имели по 2-3 сочетанные нозологии, но дыхательная система страдала практически у всех детей. Норма физической нагрузки не выполнялась ни одним ребенком.

Результаты. Нами разработаны новые подходы к занятию сноубордом со школьниками с проблемами в состоянии здоровья. Использовался естественный ландшафт -горнолыжный спуск базы « Ельники», в лесном массиве экологически относительно чистом Добрянском районе. Занятия сноубордом длились с ноября 2013г. по апрель 2014г. Проводились на горе длиной 350 метров и перепадом высот 65 метров. Вначале использовался небольшой уклон (15-20º), к концу сезона ребята катались на более крутом склоне (до 45 º). Использовали стандартное импортное оборудование для сноуборда различных фирм – доска сноуборда (длина равнялась росту ребенка -15см) и весом от 2,8 до 3,2 кг. Все школьники впервые осваивали технику сноуборда. Весь период занятий сноубордом был разделены на 3 этапа. 1 этап (ноябрь) включал теоретическую и спортивную подготовку: занятия проходили 2 раза в неделю по 1,5 часа: 45мин отводилось на теоретическое обучение сноуборду (с использованием фильмов с использованием мультимедийного оборудования), 15 мин занимала виртуальная отработкой движений, 30 мин - общеспортивная подготовка с отработкой базовых упражнений (прыжки на месте с поворотом на 90 º, на 180 º и 360 º) с пристегнутым к ногам сноубордом. Упражнения включали имитацию поворотов - ритмичные отклонения корпуса впередназад, технику поднятия рук. Для поддержания равновесия отрабатывали выполнение ритмичных полуприседаний, работа с обручем и на балансировочной доске укрепляла мышцы брюшной стенки, диафрагмы, позвонков. Упражнения были наглядны при объяснении, просты для понимания детей, интересны и безопасны при выполнении. На 2 этапе (декабрь-январь) - отрабатывалась техника спуска и прыжков с наклоном спуска 20º, на 3 этапе (остальные 3 месяца) – дети осваивали спуск с уклоном 45º и прыжки с поворотом на 180-360 º. С каждым этапом увеличивалась физическая нагрузка, реже использовались подъемники.

Оценка показателей силы мышц кисти, силового индекса и утомляемости у детей основной и контрольной групп показала отсутствие различий между группами до эксперимента (табл.1).

Таблица 1 Изменение силы и утомляемости мышц кисти детей при занятиях сноубордом

Показатели

Основная группа

Контрольная группа

Р - досто-

верность различий между группами

после эксперимента

До экспериме нта

После экспериме нта

До экспериме нта

После экспериме нта




Сила мышц кисти (кг)

25,3±1,15

29,7±1,3

24,9±1,6

25,3 ±1,1

<0,05

Силовой индекс (%)

47,2±2,8

58,6±3,1

46,9±2,6

47,9±2,5

р=0,05

Утомляемость мышц

кисти (%)

23,1±2,1

8,3±0,02

26,8±1,8

23,5±1,3

<0,05



После занятий сноубордом у всех школьников на 5-8 кг возросла сила мышц кисти, что обусловило статистически значимое увеличение силового индекса кисти в 1,3 раза (p<0,05).

Одновременно у них уменьшился показатель утомляемости мышц в 2,5 раза (р<0,03). В то время как у детей контрольной группы средний показатель силы мышц кисти и силовой индекс имели лишь тенденцию к росту, показатель утомляемости мышц остался на прежнем уровне (р>0,05). В результате после занятий сноубордом у детей силовой индекс кисти статистически значимо превысил таковой у детей контрольной группы (р<0,05), а показатель утомляемости мышц оказался в 2,5 раза меньше.

Исследование адаптационных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой системы к гипоксии и гипоксемии у детей, занимающихся сноубордом, на основе динамики показателей пробы Штанге (36,5±1,5с и 51,2±2,0с; р<0,05) и пробы Генчи (16,2±0,8 и 34,1±1,2; р<0,05) показало значительное улучшение данных после занятий у детей основной группы, у детей контрольной группы изменения данных были статистически незначимыми (табл.2). В итоге, различия между группами после эксперимента составили по пробе Штанге - в 1,4 раза, по пробе Генчи – в 1,7 раза. Длительная задержка дыхания на вдохе и выдохе у занимающихся сноубордом свидетельствует о более высокой устойчивости этих детей к гипоксии, что свидетельствует о лучшем функциональном состоянии их организма, по сравнению с детьми, не занимающимися сноубордом.

Таблица 2. Адаптация к гипоксии детей при занятиях сноубордом

Функциональная проба

Основная группа

Контрольная группа

р - достоверность различий между группами после эксперимента

До эксперимент

а

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимент

а




Штанге

36,5±1,5

51,2±2,0

35,3±1,5

37,2±1,06

<0,05

Генче

16,2±0,8

34,1±1,2

17,4±0,39

19,9±0,7

<0,05



Влияние сноуборда на переносимость физической нагрузки (ФН) и способность к восстановлению сердечно-сосудистой системы у детей, изучаемое на основании динамики показателей пробы Руфье и расчета индекса Руфье, показало, что до эксперимента дети обеих групп имели низкий уровень адаптации к физической нагрузке – показатели соответствовали 4-ой и 5-ой шкале оценки переносимости ФН - то есть “удовлетворительной” и “плохой” (13,7 ±0,06 и 14,1±0,04; р>0,05) (табл.3). Ни у одного ребенка в обеих группах не было отличных, хороших и даже “средних” показателей. После 5 месяцев занятий сноубордом среднее значение физической работоспособности (по индексу Руфье) у детей основной группы возрос в 1,6 раза (р<0,05) и составил в среднем 8,6, превысив таковой у детей контрольной группы в 1,4 раза (р<0,05).

Таблица 3

Адаптация детей к физической нагрузке при занятиях сноубордом (индекс Руфье)

Группа

До эксперимента индекс

Руфье

После эксперимента индекс Руфье

Р - достоверность различий между группами после эксперимента

Основная

13,7±0,06

8,6±0,04

р<0,05

Контрольная

14,1±0,04

12,7±1,7

р>0,05

Р - достоверность










различий между

группами

р>0,05

р<0,05



Оценка когнитивных функций, основанная на определении степени развития памяти в тесте Лурье А.Р., не выявила различий у детей обеих групп до занятий сноубордом (табл.4). После занятий сноубордом дети основной группы показали значительно лучшие результаты запоминания и повторения слов в заданной последовательности.

Таблица 4

Динамика развития памяти в тесте А.Р.Лурье при занятиях сноубордом

(% повторения слов по порядку)

Номер пробы

контроля запоминания

слов

Основная группа

Контрольная группа

Р - достоверность различий между группами после эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимент

а




1 проба

37%

65%

39%

48%



5 проба




71%

91%

68%

75%



Проба 30сек

через

58%

87%

63%

61%

<0,05

В течение всего периода занятий сноубордом дети практически не болели простудными заболеваниями, не обострялись выявленные в анамнезе заболевания. Дети проявили высокий интерес к этому виду оздоровительно-спортивных занятий, ни один из них не ушел из группы. Не смотря на повышенную травматическую опасность сноуборда, четкая программа занятий и постепенное развитие навыков у детей дали положительные результаты при полном отсутствии детского травматизма.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Ческое сопровождение материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15-16 мая 2014 г г. Пермь, Россия Пермь пггпу 2014 iconVi-й Всероссийской с международным участием
Всероссийской с международным участием научной конференции молодых ученых «европа в средние века и новое время: общество. Власть....

Ческое сопровождение материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15-16 мая 2014 г г. Пермь, Россия Пермь пггпу 2014 iconИмпульсного доклада (5-7 минут) на круглом столе
Вас принять участие во Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Современные тенденции языкового образования»,...

Ческое сопровождение материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15-16 мая 2014 г г. Пермь, Россия Пермь пггпу 2014 iconСтатьи (11 шрифт, жирн., прописные)
Всероссийской с международным участием научной конференции молодых ученых «европа в средние века и новое время: общество. Власть....

Ческое сопровождение материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15-16 мая 2014 г г. Пермь, Россия Пермь пггпу 2014 iconСценарий торжественного закрытия
Сегодня 30 марта 2014 года в итоговый день XXXIX научно-практической конференции посвященной 95летию Ю. А. Жданова

Ческое сопровождение материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15-16 мая 2014 г г. Пермь, Россия Пермь пггпу 2014 iconКонкурс проводится на базе Института природных ресурсов Томского...
Рф на период до 2025 г., утвержденных Правительством РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р, по направлению исследований в Арктике. В рамках...

Ческое сопровождение материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15-16 мая 2014 г г. Пермь, Россия Пермь пггпу 2014 iconМеждународной научно-практической конференции «инклюзивное профессиональное...
Материалы Международной научно-практической конференции «Инклюзивное М34 профессиональное образование» (26 ноября 2015 г.): сб науч...

Ческое сопровождение материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15-16 мая 2014 г г. Пермь, Россия Пермь пггпу 2014 iconИнститут русской и иностранной филологии кафедра отечественной филологии и журналистики
Вас принять участие в очно-заочной Всероссийской научной конференции с международным участием «Актуальные проблемы культуры современной...

Ческое сопровождение материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15-16 мая 2014 г г. Пермь, Россия Пермь пггпу 2014 iconО школьной научно-практической конференции мбоу сош №4 Общие положения
Настоящее Положение о проведении школьной научно-практической конференции учащихся мбоу сош №4 (далее Положение) разработано в соответствии...

Ческое сопровождение материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15-16 мая 2014 г г. Пермь, Россия Пермь пггпу 2014 iconУважаемые коллеги!
Всероссийскую научно-практическую конференцию студентов, магистрантов и аспирантов с международным участием

Ческое сопровождение материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15-16 мая 2014 г г. Пермь, Россия Пермь пггпу 2014 iconО проведении XXVIII городской научно-практической конференции школьников...
Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок проведения XXVIII городской научно-практической конференции школьников по исследовательской...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную