Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества и спорта «Импульс»
Рассмотрена за заседании Совета УТВЕРЖДАЮ:
МОБУ ДОД «ЦДТ и С «Импульс» Директор
«___»_____________20___года МОБУ ДОД «ЦДТ и С «Импульс»
А.В.Тиунова
Приказ от «___»________2016 г.№ Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Ступени творчества»
для детей 10-14 лет
срок реализации программы: 3 года
автор-составитель:
Тиунова Алевтина Владимировна,
педагог дополнительного образования
МОБУ ДОД «ЦДТ и С «Импульс»
с.Архангельское-2016 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступени творчества» носит художественно-эстетическую направленность.
Педагогическая целесообразность создания данной программы видится в систематизации мероприятий по усилению внимания к трудовому обучению, эстетическому воспитанию учащихся, организации их досуга, создание объединений декоративно-прикладного направления с обучающимися МОБУ СОШ №1 и №2 с. Архангельское, по будням понедельник – пятница. Прикладное искусство не только формирует творческую личность, но и помогает понять и осознать чувство патриотизма, любви к малой родине, к Отечеству, знакомит с историей народного творчества.
Актуальность программы заключается в том, что при любом развитии обществу необходимы свободные, творческие личности, которые вырастают именно в таких объединениях. «Ступени творчества» - само название предполагает творческий рост ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, а соответственно профилактику асоциального поведения.
Форма занятий: коллективная.
Режим занятий: 9 часов в неделю (4 занятия по 2 часа, 1 занятие – 1,5 часа).
Срок обучения: 3 года.
Цели:
Развитие творческой активности детей;
Способствование творческому мышлению учащихся;
Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;
Формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры;
Развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Развитие : творчества, сенсорики, моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, способности самостоятельно выполнять и создавать различные поделки.
Овладение: начальными технологическими ЗУН, опытом практической деятельности по созданию поделок, способами планирования и организации досуговой деятельности, навыками творческого сотрудничества.
Воспитание: уважительного отношения к результатам труда, интереса к творческой и досуговой деятельности, практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Занятия кружка направлены на развитие творческих способностей и фантазии детей, расширение кругозора и совершенствование технологических навыков. Всё это помогает детям стать мастерами своего дела – изготавливать свои авторские работы, т.е. способствует гармоническому развитию личности.
Творческая деятельность способствует формированию у учащихся исследовательской и изобретальской работы, направлена на выявление и развитие способностей детей к различным видам декоративно-прикладного творчества: вышивки, декупажа, работа с бумагой: торцевания, квиллинга и т.д., аппликации, работа с кожей, природным материалом, бытовыми отходами и т.д.
Режим занятий: понедельник – четверг с 16.00 до 18.00., пятница с 16.00. – 17.30.
Ожидаемый результат: формирование творческой личности с активной жизненной позицией, рост воспитанника по ступеням творчества: 1.Ученик
2.Мастер
3.Творец.
Учебно - тематическое планирование 1 года обучения.
№
| Название темы
| Всего часов
| Теория
| Практика
| 1.
| Вводное занятие
| 2
| 1
| 1
| 2.
| Общие сведения о бумаге.
| 2
| 1
| 1
| Предметные композиции из бумаги. Торцевание, квиллинг, мозаика из кусочков бумаги
| 41
| 10
| 31
| 3.
| Общие сведения о природном материале.
| 2
| 1
| 1
| Предметные композиции из природного материала
| 43
| 8
| 35
| 4.
| Практические работы
| 4
| 1
| 3
| 5.
| Общие сведения о тканях
| 2
| 1
| 1
| Аппликации из ткани способом приклеивания. Изонить, лоскутное шитье
| 58
| 10
| 48
| 6.
| Вышивка: крестиком, на канве, бисером, лентами
| 47
| 5
| 42
| 7.
| Ковроделие.
| 13
| 2
| 11
| 8.
| Обучение технике рисование на мокром, пальчиками
| 12
| 2
| 10
| 9.
| Батик.
| 7
| 1
| 6
| 10.
| Общие сведения о работе с вторичном сырьем. Изготовление предметных композиций из вторичного сырья.
| 16
| 4
| 12
| 11.
| «Красота своими руками»: бисер, ленты
| 18
| 2
| 16
| 12.
| Пластилинография
| 20
| 4
| 16
| 13.
| Участие в конкурсах, проводимых МОБУ ДОД ДДТ с. Архангельское.
| 10
| -
| 10
|
| Итого:
| 297
| 53
| 244
| Содержание программы 1 года обучения.
1. Вводное занятие
Комплектование группы. Знакомство с целями и задачами объединения, инструктаж по технике безопасности. Проведение диагностики.
2.Общие сведения о бумаге. Предметные композиции из бумаги
Историческая справка, характеристика бумажных волокон; выполнение плоских видов аппликации в технике «бумагопластика», «бумажная мозаика», «квиллинг», «торцевание» и т.д. Изготовление панно из бумаги – герба Архангельского района, эмблемы учителей, снежинок, «Цветы Башкирии», «гиацинты», «Я – космонавт» и т.д.
3. Общие сведения о природном материале. Предметные композиции из природного материала
Виды природного материала. Технология обработки природного материала. Изготовление плоских аппликаций способом приклеивания. Изготовление аппликаций из листьев, сухих цветов и листьев, камней, круп и т.д.: розы из сухих листьев, елочки из шишек, «Олень» (подкрашенная манная крупа), «Берёзы» и т.д.
4. Практические работы
Выполнение работ на свободную тему. Выставка детского творчества «Мы не волшебники, мы только учимся».
5. Общие сведения о тканях. Аппликации из ткани способом приклеивания. Работа с нитками
Виды, происхождение и состав тканей, технология обработки. Клеевой способ изготовления аппликации. Знакомство с техникой «Ниткопись» (изонить), изготовление аппликаций из «нитяной крошки», ткани, кожи, лоскутное шитье: подарок маме, «Фрукты».
6. Вышивка
Знакомство с различной техникой вышивания: на канве, крестиком, лентами, бисером: «Пчёлка», «Вечер», цветы и т.д.
7. Ковроделие
Знакомство с техникой «Ковроделие». Изготовление тканных материалов при помощи шерстяной нити.
8. Рисование
Обучение технике рисования картин, рисунков техникой на мокром, пальчиками, карандашом: «Бой вредным привычкам», «Я, мой дом, моя семья» , «Герои любимых сказок», «Зима» и т.д. Изготовление плакатов на новогоднюю тематику.
9. Батик
Знакомство с техникой «Батик». Рисование картин «Цветы».
10. Общие сведения о работе с вторичным сырьем. Изготовление предметных композиций из вторичного сырья: колокольчики из яичной упаковки, декорирование бутылок под вазы из яичной скорлупы, бусин, нити и т.д., картин из скорлупы подсолнуха, семян арбуза, дыни, пуговиц: «Морской берег», «Лев».
11. «Красота своими руками».
Обучение работе с металлом, бисером, лентами. Изготовление «Дерева счастья» (бисер, медная проволока), букета роз из атласных лент.
12. Пластилинография
Работа с пластилином. Знакомство с техникой «Пластилинография» и лепкой жгутиками. Изготовление картин-поделок «Подсолнухи», «Барыня», «Клоун», «Тюльпаны».
13. Участие в конкурсах декоративно-прикладного и художественно-изобразительного творчества.
Учебно – тематическое планирование 2 года обучения.
№
| Название темы
| Всего часов
| Теория
| Практика
| 1
| Вводное занятие
| 3
| 2
| 1
| 2
| Флористика
| 32
| 3
| 29
| 3
| «Дворец бисера»
| 20
| 2
| 18
| 4
| «В лесном дворце – таланты наши»
| 75
| 7
| 68
| 5
| Работа с вторичным материалом
| 27
| 3
| 24
| 6
| Лепка. Глина
| 35
| 3
| 32
| 7
| Работа с кожей и пряжей
| 30
| 3
| 27
| 8
| «Пуховая фантазия»
| 15
| 2
| 13
| 9
| Обучение техникам изготовления «панно»
| 32
| 3
| 29
| 10
| Рисование страны мастеров
| 2
| -
| 2
| 11
| Вышивка
| 20
| 2
| 18
| 12
| Самостоятельная работа
| 8
| -
| 8
| 13
| Практическая работа
| 16
| -
| 16
|
| Итого:
| 315
| 30
| 285
| Содержание программы 2 года обучения.
1.Вводное занятие
Знакомство с планом работы на новый учебный год, диагностика уровня знаний воспитанников.
2. Флористика
Знакомство с различными видами флористики: составление букетов, композиций, интерьерная флористика; ландшафтный дизайн; панно из ракушек,
Практическая работа: изделия различного стилевого направления.
3. «Дворец бисера».
Изготовление дерева – счастья, букетов цветов «Каллы», вазы для цветов, вышивка бисером.
Разработка мини- проекта. Реализация проекта. Создание презентации на тему проекта.
Практическая работа: изделия различного стилевого направления.
4. « В лесном дворце – таланты наши»
Работа с природным материалом (соломка, береста). Розы из бересты, берестяные корзиночки, соломенная шляпка, рождественские венки, елки-топотушки, топиарий и т.д.
Практические работы – 4.
5. Работа с вторичным сырьем
Изготовление поделок из пластмассовых бутылок, панно из кусочков разбитого стекла, фантиков, открыток и т.д.
Практические работы - 2
6. Лепка. Глина
Изготовление дымковских игрушек «Барыня-сударыня», «Петушок – золотой гребешок». Глиняные игрушки.
Практическая работа – 2.
7. Работа с кожей и пряжей
Аппликации и кожи, изготовление украшений из кожи, игрушек-помпонов из шерстяной пряжи.
8. «Пуховая фантазия»
Работа с пухом, ватой, перьями, холофайбером. «Снеговик», елочки, «Пушистая страна» и т.д.
9. Обучение технике изготовления «панно»
Закрепление техники «Пластилинография», усложненная техника жгутиков, объемные композиции. Мозаика из круп и семян «Петух», «Заяц», фото для мамы и т.д.
Практическая работа
10. Рисование страны мастеров
Ознакомление с планом работы на год. Рисование обучающимися коллажа о представленном.
12. Вышивка
Закрепление техники вышивки крестиком на канве «Природа», обучение технике вышивания гладью.
13. Выставка детского творчества «Наше творчество».
14. Самостоятельные работы.
Учебно – тематическое планирование 3 года обучения.
№
| Название темы
| Всего часов
| Теория
| Практика
| 1
| Вводное занятие
| 2
| 2
| -
| 2
| Сложно- сюжетные композиции из бумаги
| 78
| 12
| 66
| 3
| Сложно- сюжетные композиции из природного материала
| 60
| 12
| 48
| 4
| Аппликации из ткани способом пришивания. « В мире сказок»-творческий проект
| 72
| 14
| 58
| 5
| Сложно-сюжетные композиции из вторичного сырья
| 30
| 3
| 27
| 6
| Творческий проект «Природа и фантазия»
| 20
| 3
| 17
| 7
| Рельефная аппликация из соленого теста, глины
| 30
| 3
| 27
| 8
| Самостоятельная работа
| 13
| -
| 13
| 9
| Практические работы
| 10
| -
| 10
|
| Итого:
| 315
| 59
| 256
| Содержание программы 3 года обучения.
1.Вводное занятие
Знакомство с планом работы на новый учебный год, анализ работы объединения.
2. Сложно- сюжетные композиции из бумаги
Конструирование различных элементов из бумаги в различной техники «оригами», «бумагопластики», «квилинга», «мозаики» с последующим украшением.
Практическая работа: изделия различного стилевого направления.
3 Сложно- сюжетные композиции из природного материала.
Знакомство с видами флористики – интерьерная флористика; ландшафтный дизайн. Изучение специальной литературы, посещение выставок, выбор сюжета, цветовой гаммы.
Практическая работа: изделия различного стилевого направления.
4. Аппликации из ткани способом пришивания- « В мире сказок» - творческий проект
Строение ткани и виды ткацких переплетений. Виды тканей. Особенности раскроя ткани, ручные швы, обработка срезов.
Разработка мини - проекта. Реализация проекта. Создание презентации на тему проекта.
Практическая работа: изделия различного стилевого направления.
5. Сложно-сюжетные композиции из вторичного сырья
Использование не нужных материалов для изготовление различных поделок. Снежинки из CD-дисков, снеговики из пластмассовых стаканчиков, «Наш двор» и т.д.
6. Творческий проект «Природа и фантазия»
Создание творческих проектов с использованием презентаций. Защита творческих проектов.
7. Рельефная аппликация из соленого теста, глины
Выбор цветовой гаммы для раскрашивания аппликаций, фигурок: «Парусник на волнах», «Корзиночка с плодами», «Ангелочек» и т.д.
8. Контрольные работы по темам: «Сложно-сюжетные композиции из бумаги», «Природа и фантазия», аппликации из глины.
9. Самостоятельные работ
Формы оценивания.
* Зачет;
* Творческий отчет;
* Творческая мастерская;
* Выставка работ;
* Защита проектов;
* Персональные выставки.
Воспитательная работа.
*Экскурсии;
* Встреча с творческими людьми;
* Участие в массовых мероприятиях;
* Работа с родителями;
* Работа с воспитанниками.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В ходе реализации дополнительной образовательной программы применяются формы занятий: теоретические, практические, самостоятельные, контрольные.
Во время проведения занятий очень важны отношения между детьми. Одна из задач педагога – создание здорового микроклимата в коллективе.
На занятиях используются: компьютер, Интернет, мультимедийное оборудование, телевизор, DVD-диски, фотоаппарат, книги, журналы.
Литература
1. Е. Артамонова «Секреты самоделки» г. Москва 2001г.
2. Э. Брейн и К. Нидхин «Оригами» Г. Москва 2002г.
3. Н. Бельтиков «Папье – маше» Г. Москва 2002г.
4.И. В. Новикова, Л. В. Базулина « Сто поделок из природного материала»; г. Москва 2002г.
5. Е. Стольная «Цветы и деревья из бисера». – М.: «Мартин», 2005 г.
6. Диск «Рукоделие»
7. Журналы «1000 Советов».
8. Т.А. Бегун «Увлекательное рукоделие».
9. Интернет-сайты. |