Исследовательская работа ученицы 10 класса Лучкиной Дарьи Владимировны


страница1/3
lit.na5bal.ru > Культура > Исследовательская работа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕЛИХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Шолоховские традиции в творчестве А.В.Калинина»

поисково – исследовательская работа

ученицы 10 класса

Лучкиной Дарьи Владимировны.

Учитель – Кривицкая Анжела Зигмундовна

План.

I. Введение.

1. Что такое литературная традиция.

2. Связь шолоховских традиций с традициями русской литературы.

3. Актуальность работы.

4. Цель работы.

5. Задачи исследования.

6. Практическая значимость.

7. Методы исследования.

8. Объект исследования.
II. Основные темы творчества М.А.Шолохова.
1. Эпическая широта охвата драматических сторон жизни народа.

2. Новаторство в изображении персонажей.

3. Реалистическое изображение действительности.

4. Своеобразие языка произведений.

5. Казачий фольклор и пейзаж.
III. Традиции изображения драматических сторон жизни в произведениях М.А.Шолохова и А.В.Калинина.
IV. Проблематика, связанная с изображением героя.
V. Реалистическое изображение действительности.
VI. Своеобразие языка произведений.
VII. Казачий фольклор и пейзаж.
VIII. . Заключение.
I. Введение.

Творчество каждого писателя неотъемлемо связано с культурными традициями того народа и той страны, которую он представляет. Это позволяет говорить о преемственности в творчестве писателя.

Традиция также связана с новаторством, так как в основе художественного произведения лежит не обычное повторение, а принцип созидательного продолжения. Эта взаимосвязь касается всех сторон творчества писателя: содержания и формы, темы и стиля, жанрово-композиционного своеобразия произведений и их языка. Поэтому проблема традиции и новаторства рассматривается как по отношению к форме, так и по отношению к содержанию произведения.

Продолжение писателями традиции какого-либо автора указывает на связь не в каких-то значительных элементах, а в главном - в нравственно-духовных поисках, в миросозерцании, в понимании жизни и человека.

С проблемой традиции и новаторства тесно связана и проблема индивидуальности писателя, которая проявляется в изучении его творчества, в рассмотрении единства исторического и литературного процессов.

В науке существует несколько объяснений термина «традиция». Ученые, исследующие данную проблему, отмечают, что в русском языке это понятие используется в трех планах:

-употребляется в качестве обычной, принятой нормы чего-либо;

-является выражением того, что передается от поколения к поколению;

-синонимично понятиям «обычай», «обряд»1.

Литературовед А. Бушмин, размышляя о сущности писательской традиции, отмечал: «Именем какого-либо крупного писателя озаглавливается не только собственно то, чему он положил начало, но и предшествующий коллективный опыт, который получил в его творчестве наиболее полное и современное выражение, а также и то, что в последующем опыте порождено его влиянием»2.

______________________________________________________________________________________

1. Большой энциклопедический словарь. http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes

2.  Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы: 2 изд. доп. Л.: Худож. лит., 1978. С. 118.
Художественный талант писателя невозможно повторить. Освоение его сложно. Чем талантливей и самобытней писатель, тем труднее уловить следы непосредственного влияния на него другого художника.

И тем не менее каждый писатель не может существовать вне литературы своего народа. Так творчество М.А.Шолохова «выросло», опираясь на традиции великой русской литературы предшествующих поколений, в частности, на литературу XIX века. Широта и эпическая мощь охвата событий не могут не отсылать к творениям Н.В.Гоголя и Л.Н.Толстого, пейзажные

зарисовки – к произведениям И.С.Тургенева и А.П.Чехова.

Как отмечал Р. Ролан: «Лучшие новые произведения советских писателей (напр., Шолохова) связаны с великой реалистической традицией прошлого века, в которой воплотилась сущность русского искусства и которую обессмертило мастерство Толстого»1.

Михаил Александрович придавал большое значение влиянию творчества великих писателей на литераторов последующих поколений и их произведения. Например, о Л.Н.Толстом говорил следующее: «Собственно, старику всем обязаны мы. До сих пор он украшает жизнь. Что было бы с литературой, с русской литературой без этого имени. Их мало таких, как пальцев на руке»2.

И всё же М.А.Шолохова мы называем самобытным писателем, так как, являясь преемником традиции русской литературы, он представил новаторское, «шолоховское» понимание сюжетов, мотивов, образов, а в широком плане – высокую духовность, глубину восприятия событий, масштабность воспроизведения жизненных явлений. Исходя из этих положений, трудно переоценить значение М.А.Шолохова в развитии русской литературы.

А рассмотрение вопроса о влиянии М.А. Шолохова на мировоззрение и художественное мышление донских писателей позволит не только расширить представление об особенностях шолоховского феномена, но и глубже раскрыть

_______________________________________________________________________________________________________

1. Слово о Шолохове. Издательство: Правда, 1973г.с.12.

2. Шолохов М.А. Собр.соч. В 10 т. М., 2005.- Т.10.- С.372
основы творчества одного из ярчайших последователей его таланта - А.В.Калинина.

Тема моей исследовательской работы : «Шолоховские традиции в творчестве А.В.Калинина».

Актуальность работы, на мой взгляд, в том, что эта тема связей творчества М.А. Шолохова с произведениями донских писателей недостаточно освещалась в отечественной науке о литературе, хотя давно существуют такие понятия, как «шолоховская школа» и «шолоховское направление». Это становится тем более своевременным в канун юбилея писателя. Т.О.Осипова, кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной литературы ЮФУ отмечала: «Безусловно, тема «Михаил Шолохов и писатели Дона» широка и многоаспектна, её дальнейшая разработка является важным этапом дальнейшего исследования вопроса о специфике преломления шолоховских традиций в русский литературе ХХ века»1.

Цель работы состоит в углублении современных представлений о художественном мире М.А Шолохова, значении его творчества в русской

литературе, в выявлении степени и плодотворности результата воздействия

шолоховской традиции на мировоззрение и творчество А.В.Калинина.

В соответствии с целью и предметом исследования намечены следующие задачи:

- определить место шолоховских традиций в произведениях А.В.Калинина, привлекая к анализу различные тексты писателей;

-описать особенности проявления, осмыслить роль и способы бытования шолоховских традиций в художественном мире А.В.Калинина;

-выявить влияние шолоховских традиций в плане выражения духовно-нравственного и психологического опыта М. Шолохова.

- на основе сравнения сделать выводы.

Практическая значимость работы состоит в том, что данный материал и

_____________________________________________________________________________________________________

1..Осипова Т.О. МИХАИЛ ШОЛОХОВ И ПИСАТЕЛИ ДОНА. Известия Южного федерального университета. Филологические науки №2 (2010) http://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/download/149/135

результаты исследования могут быть использованы на уроках литературы в средней школе, а также в работе кружков и факультативов.

В качестве основных методов исследования выбраны сопоставительный и описательный.

Объектом исследования послужили произведения М. А. Шолохова «Тихий Дон», «Судьба человека», А.В.Калинина «Суровое поле», а также публикации критиков, историографов и литературоведов о произведениях и писателях.

II. Основные особенности творчества М.А.Шолохова.

Для того, чтобы выявить традиции М.А.Шолохова в творчестве писателей следующих поколений, я считаю необходимым обозначить основные особенности художественной манеры писателя и особенности их воплощения в текстах посредством знакомства с критическими заметками о произведениях М.А.Шолохова, его мыслями о писательском труде.

Творчество М.А.Шолохова многогранно и разнообразно, но можно выделить главные аспекты изображения, присущие этому писателю.

В Нобелевской лекции Михаил Александрович говорит о назначении своего творчества так: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».

Исходя из этого, можно говорить о важной особенности творчества писателя – художественном изображении драматических сторон жизни донского казачества в поворотные, этапные моменты жизни страны: Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война.

Как отмечает Н.Д.Котовчихина1, с этим связана такая черта шолоховской

манеры — эпическая широта, склонность к глубоким социальным обобщениям, к

постановке больших вопросов об исторических судьбах народа. Но об этом писали многие прозаики. Отличие же произведений М.А.Шолохова в том, что

____________________________________________________________________________________________________________

1 Автореферат диссертации по филологии на тему:Эпическая проза М.А. Шолохова в русском литературном процессе XX века.Год: 2004.Автор научной работы: Котовчихина, Наталия Дмитриевна. http://cheloveknauka.com/epicheskaya-proza-m-a-sholohova-v-russkom-literaturnom-protsesse-xx-veka

наряду с суровым реализмом присутствуют лирические, фольклорные элементы о «родной, казачьей кровью политой земле».

Эти «эпические, библейские, мифологические мотивы прочно вдвинуты Шолоховым в исторически реальные обстоятельства и создают при этом второй сюжетный план, уводя конфликты в глубину эпической традиции, придавая им многосложность»1.

Вопросы об исторических судьбах народа связаны с изображением героев — простых трудящиеся людей. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника. Следуя за галереей персонажей «Записок охотника» И.С.Тургенева, донской автор создаёт яркие, живые, индивидуальные и запоминающиеся образы людей из народа.

Писатель В. Я. Шишков, знаток народной жизни и языка населения Сибири,

о персонажах Михаила Александровича говорил так:«…М. Шолохов – бесспорный и самый большой писатель. Он знает самые затаенные движения человеческих душ с большим мастерством, по-серьезному умеет показать это. Даже самые случайные его герои, жизнь которых началась и закончилась на одной и той же странице, надолго остаются в вашей памяти»2.

Следующая особенность художественного таланта М.А.Шолохова заключается в реалистическом изображении действительности, совершенном отсутствии её идеализации, показе конфликтов, сложности и противоречивости жизни. Литературный критик П.В.Палиевский утверждал, что герои Шолохова проходят «самую свирепую проверку человека на прочность. Многие из них гибнут. Такова суровая историческая неизбежность. Изображен этот процесс уже в ранних рассказах объективно»3.

В данном аспекте М.А.Шолохов был непреклонен. В своём интервью

_______________________________________________________________________________________________________

1. Саськова Т.В. Архетипическое и историческое в малой эпике М А Шолохова// Шолоховские чтения. Сборник научных трудов М , 2003 С 247-244

2. МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ(к 105-летию со дня рождения)Биобиблиографический альманах http://www.chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/k_105-letiju_m_a_sholokhov/nash_sholokhov/#top6

3. Палиевский П В Пути реализма Литература и теория М , 1974 С 197
английским читателям после выхода романа «Тихий Дон» он заявил: «...я часто слышу упрек в «жестоком» показе действительности…я думаю, что плох был бы тот писатель, который прикрашивал бы действительность в прямой ущерб правде и щадил бы чувствительность читателя из ложного желания приспособиться к

нему. Книга моя не принадлежит к тому разряду книг, которые читают после обеда и единственная задача которых состоит в способствовании мирному пищеварению»1.

И одной из самых узнаваемых черт творчества М.А.Шолохова является его традиция использования языка жителей донского края. С целью обогащения языка произведения, реалистичного показа событий, этнографического описания жизни  казаков автор использует различные речевые приёмы.

А.С. Серафимович писал о языке ранних "Донских рассказов" М. Шолохова: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь - перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной

язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды…»2.

Значительность языкового явления произведений писателя была закреплена и в лингвистике. В 2005 году в издательстве “Азбуковник” опубликован «Словарь языка Михаила Шолохова». Словарь создан группой лексикографов кафедры русского языка МГОПУ имени М. А. Шолохова под руководством известного учёного, доктора филологических наук, профессора Е. И. Дибровой.

Сам Шолохов подчеркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель … являюсь патриотом своей великой могущественной Родины. С гордостью говорю, что я являюсь и патриотом своего родного донского края»3.

Невозможно представить произведения писателя без фольклорных элементов, в том числе и при описании картин природы. Колоритные сцены

______________________________________________________________________________

1. Образовательный портал Claw.ru Краткая хроника жизни и творчества М. А. Шолохова http://claw.ru/book12/25_2.htm

2. Прохорова В.Н. Диалектизмы в языке художественной литературы. -М., 1957. -С. 92.

3. . Губанов Г. Шолохов: мгновения жизни. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 75
казачьего быта немыслимы без описания пейзажа, который и фон для событий, и

средство характеристики героев, и самостоятельное действующее лицо произведений. «Чуткий к устному народному творчеству, к народной речи М.А.Шолохов…демонстрирует не только знание текстов, обрядов, верований, но и понимание глубинных сущностных особенностей духовной культуры донских казаков, донского фольклора»1.

Эти основные особенности творчества М.А.Шолохова и легли в основу его писательской манеры, сформировали писательскую индивидуальность, названную «Шолоховская традиция».

Творческие находки М.А.Шолохова нашли своё продолжение в

литературных поисках лучших писателей и поэтов следующих поколений, умеющих ценить художественный талант, среди которых А.В.Калинин. И это явление вполне объяснимо. А.И. Хватов отмечал: «Теоретики и художники слова, прозаики и литературоведы, поэты и философы - все, кто определял течение художественной жизни эпохи, обращались к опыту автора «Тихого Дона», в его творческих открытиях обретали опору собственным исканиям или в полемике с ними пытались проложить свою тропу в литературе»2.

III. Традиции изображения драматических сторон жизни в произведениях М.А.Шолохова и А.В.Калинина.

Первое знакомство читателя А.В.Калинина с творчеством М.А.Шолохова произошло в 20-е годы и сразу с такого монументального эпического творения, как роман «Тихий Дон». Впечатления были столь сильны, что тринадцатилетнему подростку захотелось увидеть «живого Шолохова». Встреча произошла только в 1938 году, когда теперь уже молодой корреспондент газеты «Комсомольская правда» был направлен редакцией для встречи с автором заветного романа. Тогда-то и получает он первое творческое наставление от мастера: писатель должен хорошо знать среду, в которой живут его герои.

______________________________________________________________________________________________________

1. Проценко Б.Н. Фольклор в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» и духовная культура донских казаков//Славянская традиционная культура и современный мир:сб.материалов науч.конф.Вып.5.М.,2003.с.197.

2.  Хватов А.И. Пути народности и реализма. М., 1980. С. 123.

Этой традиции Анатолий Вениаминович был верен на протяжении всей своей жизни. А после выхода первого романа «Курганы» А. Серафимович называет А.В.Калинина «молодой Шолохов».

Череда событий, изображённых в произведениях писателей, носит драматический, а порой трагический характер. Для сравнения можно рассмотреть рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», описывающий трагедию народа в годы Великой Отечественной войны и роман А.В.Калинина «Суровое поле». По мнению критиков, в этом произведении наиболее чётко прослеживаются шолоховские гуманистические традиции.

Оба эти произведения объединяет широкий охват действительности, схожесть сюжетов, особенности изображения героев, что видно из сравнения.

Рассказ «Судьба человека».

Особенности композиции – рассказ в рассказе.

  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Исследовательская работа ученицы 10 класса Лучкиной Дарьи Владимировны iconИсследовательская работа на тему: «Статистика и мы»
Задания по теме «Статистические характеристики» включены в экзаменационный материал гиа 9 класса. Наша исследовательская работа будет...

Исследовательская работа ученицы 10 класса Лучкиной Дарьи Владимировны iconГудым Виктории «Культура мира в масштабе человечества и отдельно взятого класса»
Реферативно-экспериментальная работа ученицы 7 а класса мбоу сош №3 Гудым Виктории «Культура мира в масштабе человечества и отдельно...

Исследовательская работа ученицы 10 класса Лучкиной Дарьи Владимировны iconИсследовательская работа Обучающаяся 8 класса «А»

Исследовательская работа ученицы 10 класса Лучкиной Дарьи Владимировны iconНаучно-исследовательская работа «Приносит ли вред сладкая газированная...
Цель работы: исследование влияния сладких газированных напитков на детский организм и его здоровье

Исследовательская работа ученицы 10 класса Лучкиной Дарьи Владимировны iconИсследовательская работа Выполнена: учеником 9 класса мбоу «Лицей»
Введение стр

Исследовательская работа ученицы 10 класса Лучкиной Дарьи Владимировны iconИсследовательская работа Выполнена: ученицей 4 «А» класса мбоу «Лицей»
Обзор версий возникновения Stonehenge

Исследовательская работа ученицы 10 класса Лучкиной Дарьи Владимировны iconИсследовательская работа: «В мире цветов я желала б остаться…»
Моя исследовательская работа началась с букета цветов, подаренного маме на день рождения

Исследовательская работа ученицы 10 класса Лучкиной Дарьи Владимировны iconНаучный учитель математики Борисова Наталья Владимировна Выполнили:...
Лабиринт – это слово всегда хранит в себе какую-то загадку. С лабиринтами связаны реальные события – трагические и героические, и...

Исследовательская работа ученицы 10 класса Лучкиной Дарьи Владимировны iconИсследовательская работа Герои-земляки. Девять братьев и все танкисты....
Фотоматериалы. Студенты ухаживают за могилой героя. 17 Исследовательская работа – Герои-земляки

Исследовательская работа ученицы 10 класса Лучкиной Дарьи Владимировны iconИсследовательская работа для научно-практической конференции школьников...
Исполнитель: Шулехина Екатерина, ученица 7 «А» класса маоу «сош №1 р п. Красные Баки»


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную