Макарова Наталья Леонидовна


страница1/2
lit.na5bal.ru > Культура > Документы
  1   2
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Томызь Афанасьевского района

Кировской области

Составитель: учитель

изобразительного искусства

Макарова Наталья Леонидовна
п. Томызь

2017 год

Приходится признать, что современные школьники всё меньше и меньше посещают выставки картин, картинные галереи, музеи, предпочитая больше времени проводить за компьютером. Заинтересовать учеников и привлечь их к рассматриванию картин остаётся только школе, учителям.

Картина может служить одним из эффективных средств развития речи учащихся и формирования у них коммуникативно-речевых умений. Она активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и наблюдательность. Зрительные ряды, особенно репродукции с полотен известных художников, обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.

Рассматривание картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств способствуют развитию у учащихся глубокого восприятия произведений искусства. Дети не только видят, что изображено на полотне, но и, по мнению психолога Б. М. Теплова, стараются понять, что испытывает автор, создавая картину, почувствовать настроение, которое передает художник, эмоционально пережить его и поразмыслить над ним.

Восприятие культуры, духовной классики требует от человека значительных усилий, развития умения вступать во внутренний диалог с автором произведений искусства, становиться его эмоциональным и интеллектуальным соавтором. Любой диалог - это симбиоз общения, взаимопонимания, внутренней самообращенности.

Как пишет М. М. Бахтин, выразить самого себя - это значит сделать себя объектом для другого и для себя самого (Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества). Как можно, общаясь с человеком, предметом, объектом, понять его сознательно или неосознанно?

Эти умения, однако, практически не востребованы при восприятии так называемой массовой культуры, которая занимает все большее место в жизни современного человека, в том числе и учащихся. Результатом этого может стать нарушение преемственности поколений в освоении духовной культуры своего народа и всего человечества, утрата тех духовных символов, которые передаются от предков к потомкам. Поэтому я считаю, очень важным рассказывать и показывать картины на уроках, делать их анализ. «Глаза - зеркало души». Когда идёт живой диалог, виден интерес в глазах детей.

Эту проблему педагоги и психологи пытаются решать различными путями, среди которых увеличение количества часов на предметы эстетического цикла, построение новых программ по музыке, изобразительному искусству, литературному чтению, основанных на деятельностном подходе к обучению, установлении межпредметных связей. Изобразительное искусство заняло прочное место на уроках русского языка и литературы, где произведения живописи используются для активизации познавательной деятельности школьников, ее стимулирования и мотивации, освоения некоторых разделов грамматики и орфографии, развития речи детей.

Хочется сказать слова, которые сформулированы Л. Н. Толстым: «Если ученик в школе не научится сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений». Пыталась найти решение задачи речевого развития учащихся средствами изобразительного искусства на основе своей многолетней педагогической практики, психологии детского творчества.

Хочу показать урок русского художника XIX—XX веков, чье творчество близко и понятно учащимся, воспитанных в контексте российской культуры. Картины, предлагаемые для проведения различных видов упражнений, как правило, хорошо знакомы как учителям, так и детям. Практика работы многих учителей подтверждает целесообразность отбора именно этих произведений. Кроме того, учителю легче будет найти репродукции этих картин, поскольку они печатаются чаще.

Узнаваемость картины помогает детям чувствовать себя по отношению к ней более свободно, особое внимание обращать не на конкретное содержание, а на подтекст и основную мысль.

Полученный на уроках опыт, видя бесценные образцы, учащиеся пробуют сами создать зарисовки, картины на историческую тему.

Урок по картине «Утро стрелецкой казни»

Василия Ивановича Сурикова.

7 класс
Главная идея урока:

а) создать комфортные условия для эстетического восприятия материала;

б) пробудить у обучающихся высокие нравственные чувства.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекция. Использование презентации позволит учащимся ознакомиться с картинами художника, этапами создания работы, проследить какие изменения претерпевала картина в период ее создания.

Данный урок с использованием ИКТ хорошо использовать на день самоуправления, он поможет ученику подготовиться к уроку за короткий промежуток времени.

Возраст учащихся: 7 класс.

Межпредметные связи: история, краеведение.

Тема урока: Картина «Утро стрелецкой казни» Василия Ивановича Сурикова.

Оборудование: презентация «Творчество В. И. Сурикова», иллюстрации картин В. И. Сурикова, свеча, звон колоколов, мультимедийный фильм по картине В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Программное обеспечение: Windows XP, CD-Rom, Microsoft Office 2007, Microsoft Power Point, мультимедийный проектор, доска для проектора.

Цели урока.

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И. Сурикова и его картиной «Утро стрелецкой казни».

  2. Сформировать представление об историческом жанре в живописи.

Задачи урока.

  1. Раскрыть понятие исторической живописи как жанра искусства, воспроизводящего реальные эпизоды жизни прошлых лет, переломные события в жизни общества;

  2. Объяснить, что выбор сюжета зависит от круга творческих задач, поставленных перед собой художником и от оценки изображаемых им сцен и персонажей;

  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству, воспитывать патриотические чувства.

  4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.




  1. Показать роль композиции в исторической картине.

На доске написана тема и эпиграф к уроку:

« Идеалы исторических типов воспитала во мне

Сибирь, она же дала мне дух, и силу и здоровье…

Я всегда одним глазом гляжу в Сибирь… Среди её

приволья и тишины я запасаюсь новыми силам и для своих работ».

В.И. Суриков.
Имя великого русского художника Василия Ивановича Сурикова сегодня известно всем, благодаря его знаменитым картинам.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

II. Знакомство с жизнью и творчеством В. И. Сурикова.

"В творчестве Сурикова доминирует повелительная убежденность галлюцината. Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое, жуткое прошлое России и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. Эти видения-картины фантастическим реализмом деталей и цельностью обобщающего настроения вызывают чувство, похожее на испуг. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника, и бред его кажется вещим. Правда исторической панорамы становится откровением. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души..."

К. Маковский
Учитель. Когда речь заходит о русском искусстве второй половины XIX века, в памяти возникает целый ряд знаменитых имен, одно из первых - Василий Иванович Суриков. Произведения русского мастера исторической живописи уже давно воспринимаются как национальное достояние.

Вглядитесь в «Автопортрет» Сурикова - на нас с вами смотрит сильный, гордый и красивый человек: так выглядели и предки Сурикова - донские казаки, участвовавшие в покорении Сибири вместе с легендарным Ермаком. Но, несмотря на ощущение силы физической и, несомненно, духовной, по воспоминаниям друзей художника, он был удивительно общительным, обаятельным, нежным, любящим сыном, отцом, мужем.

Творчество Сурикова всецело связано с одним жанром - историческим.

Исторический жанр оформился в виде самостоятельного довольно поздно - только в XVII веке и является одним из наименее доступных. Вопросы вызывает прежде всего сам предмет исторической картины: чем является историческая картина иллюстрацией или художественным истолкованием исторических событий? Какую роль играет сам художник в исторической картине, должен ли он быть холодным наблюдателем или объективным свидетелем событий?

Давайте попробуем ответить на эти вопросы на основе жизни и творчества Василия Ивановича Сурикова и его исторической картины «Утро стрелецкой казни».

Василий Иванович Суриков родился в Сибири, в семье, относившейся к древнему казачьему роду.

Рассказы детей о детстве художника.

Учитель. Академия художеств встретила Сурикова очень неприветливо. «А где же ваши рисунки?» - спросил инспектор Шренцер, когда Василий Иванович пришел в академию. Суриков объяснил, что рисунки в свое время были посланы губернатором Замятиным и должны находиться здесь. Шренцер долго рылся, нашел папку и работы, сделанные в Красноярске с любовью. Посмотрев все, инспектор академии изрек: «Это ваши работы?». «Да!», - ответил Суриков. «Да за такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить».

В апреле были экзамены, на которых Суриков провалился. В приеме ему было отказано. Но это не обескуражило художника. День был солнечный, лед на Неве тронулся. Он вышел на набережную, разорвал неудачный свой рисунок и пустил по реке. После этого он поступил в Школу поощрения и там в течение всего лета рисовал «гипсы» у художника Дьяконова. За три месяца прошел три года курса и осенью выдержал экзамены в академию, прямо в головной класс. Ему был 21 год.

Рассказ ученика об учебе художника в академии.

Учитель. Суриков из тех немногих людей, кому было дано абсолютно чутко улавливать веяния национального духа. Сам Василий Иванович объяснял свой дар происхождением от «хорошего казачьего рода» и тем, что жил одной ногой в XVII в., то есть в Сибири, консервативно сохранившей строй и уклад старорусской жизни. Он видел молодецкую удаль, граничащую с гибелью, разбой, казни, слушал казачьи песни, рылся в сундуках матушки, перебирал в подполье оружие и мундиры деда, завороженным детским взглядом рассматривал иконы.

С детства Суриков жил в вечно длящемся историческом времени, где переплетались церковные и календарные праздники, превращавшиеся из полузабытых преданий во вчерашнюю действительность. Василий Иванович говорил, что не знает, как у него рождается замысел картины. Многие видения годами жили в душе, но было достаточно внешне незначительного толчка или дрожащей в утреннем свете огоньков затеплившейся свечи и рождались образы.

III. Работа по картине «Утро стрелецкой казни».

Зажигается свеча, звучит звон колоколов.

− Путь свечи − «очередь смерти». Свеча, горящая днем, рождает образ похорон, покойника, смерти. На фоне белой рубахи в живой руке она еще более жутко говорит о смерти, о казни. Художник увидел один из основных знаков - образов видимого мира - и вокруг него сосредоточил, стал заплетать сложную паутину композиции.

Просмотр мультимедийного фильма по картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Учитель. Картина переносит зрителей в древнюю Москву XVII столетия, на Красную площадь. Ночной сумрак медленно рассеивается, нехотя уступая место пасмурному, холодному утру. Сумрачный пейзаж картины передает тревожное ожидание наступающей трагедии и чувства щемящей тоски. Охватив взглядом этот пейзаж, зритель всматривается в толпу, которая сбилась у лобного места в сплошной клубок. Но вскоре в этой гуще событий мы начинаем различать осужденных стрельцов с горящими погребальными свечами в руках, а в глубине площади, у перекладин виселиц и у шеренги петровских солдат, верхом на лошади Петр I, тут же рядом с ним группа бояр и иностранцев. Казнь еще не началась. Эти последние минуты крайне ценны для художника.

− Как вы думаете, почему?

Учитель. В них с особой силой раскрываются характеры, мысли и переживания ожидающих казни, их близких, друзей и недругов, сочувствующих и любопытных людей далекой переломной эпохи - от древнего Московского царства к России Петра I. Вряд ли до «Утра стрелецкой казни» можно назвать какую-либо картину в русской живописи, в которой главным действующим лицом был бы так решительно выведен народ.

− Скажите, а кто такие стрельцы? За что их казнят?

Ответы учащихся.

Учитель. Совершенно верно. Стрелецкое войско было учреждено Иваном Грозным в 1550 году. И в самом экономическом обеспечении стрельцов были заложены причины, обусловившие как материальное, так и военное понижение качеств стрелецких полков, что облегчило задачу их вытеснения.

Массовые казни были жестокими. Начались они в сентябре 1698 года и продолжались до начала 1700 года. Общее число казненных превысило 1200 человек. Не было ни одной площади в Москве, где не стояли бы эшафоты и виселицы с повешенными стрельцами. Четыре месяца с лишним трупы казненных оставались в Москве, наполняя воздух зловонием. Такова историческая подоснова картины. Она впервые с потрясающей силой художественной правды обнажила противоречия Петровской эпохи, напомнила о страданиях народа, о чем до Сурикова никто из художников русской исторической живописи даже не задумывался.

Подлинно новаторский характер картины сказался и в самой композиции. По ширине картины почти три четверти полотна заполняет толпа возбужденного народа, теснящегося вокруг телег со стрельцами. Народной массе противостоит маленькая группа вельмож возле Петра и шеренга преображенцев. Хотя в картине около 50 фигур, они так умело сгруппированы и разнообразно трактованы, что создается впечатление многолюдной народной массы. Каждый образ яркий, выразительный тип и индивидуальный характер. В картине нет единого центра, она состоит из не скольких «узлов», взаимодействующих друг с другом. Каждый из осужденных стрельцов является центром, вокруг которого группируются его близкие. Давайте мы с вами проследим еще раз этот «путь свечи – путь смерти» как главный психологический и композиционный ход картины, как средство воплощения замысла.

Рассказы детей о стрельцах.

Учитель. Обратите внимание на еще один замечательный штрих: рыжий стрелец не снял шапку перед лицом грозного царя. О чем это говорит?

Ответы учащихся.

− Не просто так между рыжим стрельцом и Петром происходит поединок взглядов, в котором раскрыта вся непримиримость столкнувшихся сил. Таким образом психологическое напряжение картины начинается внизу, в середине ее делает оборот по спирали, круто загибаясь вокруг рыжего стрельца, оттуда прямой линией наискось пересекает всю картину, чтобы упереться в очаг боли в глазах Петра.

А вот послушайте, что говорил Суриков: «Когда я этот этюд с Василия Блаженного писал, он мне все кровавым казался. В причудливых "головах" собора мне виделся образ старой Руси, обезглавленной Петром. Семи видимым главам собора в картине соответствует семь смертных свечей. Главы Василия Блаженного увенчивают собою толпу стрельцов, приведенных на казнь. Как внутри этого собора каждой главе соответствует отдельная церковь, так и в картине им соответствуют отдельные группы».

В отличие от стрельцов и толпы народа группа Петра сосредоточена у правого края картины. Народ здесь представлен только шеренгой солдат- преображенцев. Ближе всего к первому плану – две необычайно выразительные фигуры. Это иностранец в костюме вельможи XVII века и рядовой боярин Московского царства.

− Что вы можете сказать о них?

− Давайте теперь посмотрим на Петра. (Царь Петр один изображен на лошади.) О чем это нам говорит?

Ответы детей.

Учитель. Действительно, образ Петра несет в картине важную смысловую нагрузку. Он один противостоит всей стрелецкой массе. Лицо Петра с гневным, решительным взором выражает несокрушимую уверенность. Во всей его фигуре, напряженной и стремительной, в повороте головы чувствуется большая внутренняя сила и убежденность в правоте своей борьбы, «...а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только жила бы Россия, благополучие, слава и благосостояние ее», − говорил Петр солдатам накануне Полтавской битвы.

Есть в картине еще одна группа людей, для которых все происходящее является огромным личным горем. Это жены, матери, дети, пришедшие проститься в последний раз со своими близкими.

− Что вы можете сказать о них, об их психологическом состоянии?

Ответы учащихся.

Учитель. Однако, как ни выразительны и потрясающи образы «Утра стрелецкой казни», все же главная их сила - в общем звучании, в том целостном образе народа, который возникает из этого многообразия человеческих характеров. Суриков решил свою картину как народную драму.

Хотя все герои полотна живут и действуют в одном историческом времени, психологическое время течет для всех по-разному, и зрители картины, живущие в другой период истории, могут попасть в унисон с психологическим состоянием героев этой драмы, в их психологическое время. Так давайте теперь попробуем найти ответы на наши вопросы.

Ответы учащихся.

Учитель. А мне хочется закончить урок словами: «В своих картинах он не выносит приговор. Он как бы зовет пережить вместе с ним события прошлого, вместе с ним подумать о судьбах человеческих и судьбах народных... вот как бывает она сурова».
  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Макарова Наталья Леонидовна iconКонкурс «интегрированный урок иностранного языка с применением компьютерных...
Конкурс «интегрированный урок иностранного языка с применением компьютерных технологий»

Макарова Наталья Леонидовна iconМодель проекта «Одаренный ребенок»
...

Макарова Наталья Леонидовна icon«Развитие творческих способностей в играх-драматизациях»
Макарова Ольга Захаровна, мбдоу «Детский сад №40 «Солнышко», воспитатель, г. Якутск Республика Саха (Якутия)

Макарова Наталья Леонидовна iconМакарова Анастасия Ярославовна моу «сош №1» с. Емва
Обучающая – научить применять разные технологии при создании творческой работы с использованием системы Консультант Плюс

Макарова Наталья Леонидовна iconНаталья Викторовна Додокина Елена Сергеевна Евдокимова Детский сад...
Елена Александровна Кудрявцева Наталья Викторовна Додокина Елена Сергеевна Евдокимова

Макарова Наталья Леонидовна iconИсследовательской работы
Шкляева Светлана Леонидовна – сотрудники Музея истории и культуры Среднего Прикамья

Макарова Наталья Леонидовна iconНечай Ольга Леонидовна
Б находить изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте

Макарова Наталья Леонидовна iconРабочая программа педагога Каргаполова Марина Леонидовна
Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы

Макарова Наталья Леонидовна iconИсследовательская работа Исполнители: Ральникова
Кожемяко Ирина Леонидовна,канд пед наук, Заслуженный учитель рф, преподаватель

Макарова Наталья Леонидовна iconОбразовательно – производственный кластер как механизм, гарантирующий...
Сбродова Наталья Станиславовна – заместитель директора по увр гбоу нпо профессиональное училище №106 с. Долгодеревенское sbrodova-n@...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную