«Развитие ценностного отношения у дошкольников к истории и культуре малой Родины»


страница1/3
lit.na5bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования.

Ульяновский институт повышения квалификации переподготовки работников образования.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:
Тема: «Развитие ценностного отношения у дошкольников к истории и культуре малой Родины»

Выполнила: слушатель группы Д-13-14

воспитатель МБДОУ детский сад №78

г. Ульяновска

Бородулина Елена Владимировна

Научный руководитель: начальник

учебного отдела УИПКПРО

кандидат педагогических наук, доцент
Ульяновск 2014г.

Вид проекта: Практико –ориентированный

Цель:

Формирование у детей ценностного отношения к родному краю.

Задачи:

1. Изучить психолого- педагогическую методическую литературу по проблеме формирования у дошкольников ценностного отношения к родному краю.

2. Определить особенности формирования ценностного отношения к родному краю.

3. Выявить у детей уровень сформированности у детей представлений о родном крае.

4. Апробация методики по формированию ценностного отношения к родному краю.

Срок реализации: 1 год

Участники проекта:

-воспитатели:

-дети старшей группы;

-родители детей.

Образовательная область:

Социально- коммуникативная

Актуальность:

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, родному краю, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна актуальность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми старшего и дошкольного возраста.

Не менее важным условием нравственно- патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться…

Предполагаемые результаты:

1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои сформировавшиеся представления.

2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3. Освоение доступных представлений об истории родного края.

4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Трансляция проекта:

1. Знакомство с проектом на педагогическом совете.

2. Публикация проекта в социальной сети.

3. Открытые мероприятия по реализации проекта.

Этапы работы реализации проекта

Подготовительный

- повышение квалификации

- выбор программы

- обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом

- наличие предметно- развивающего пространства

- взаимодействие со сторонними организациями (библиотека, музеи и т.д.)

- диагностика участников проекта

-выявить заинтересованность родителей

Основной

- выполнение основных мероприятий, намеченных для достижения поставленной цели

Заключительный

- обобщение результатов проекта.

Психолого- педагогические основы формирования ценностного отношения к родному краю.

Процесс приобщения ребенка к культуре своей среды идет через присвоение опыта предшествующих поколений, освоение его в активной созидательной деятельности, что доказали представители теории культурно- исторического наследия Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия, В.Г.Ананьев, А.В.Эльконин.

Безусловно, усвоение культурных ценностей, социализация личности неразрывно связаны и идут параллельно с процессом формирования мировоззрения. Л.С. Выготский доказал, что мировоззрение не является свойством сознания, внесенного извне, поскольку отражает отношение человека к миру и к самому себе. Особую роль в мировоззрении Л.С.Выготский отводил мироощущению, представляющему собой окрашенную чувственными отношениями внутреннюю картину мира. По мнению Г.В. Луниной, особенно необходимо обеспечить формирование «мироощущения» у детей, поскольку эмоциональный опыт, определяющий характер мироощущения, начинает складываться у ребенка с первых лет жизни и при благоприятных обстоятельствах составляет то «базисное доверие к миру», которое является предпосылкой оптимистического мировоззрения личности, как самобытной черты русского национального характера.

Необходимость включения регионального компонента в образование подрастающего поколения России доказывалось В.Н.Татищевым, М.В.Ломоносовым, Н.И.Новиковым. Так, М.В.Ломоносов еще в 1751 году писал о важности привлечения «малых, а особливо крестьянских детей» к краеведческой работе, в которой соединялись бы воедино познавательные и деятельностные компоненты.

Педагогическую целесообразность приобщения детей к региональной народной культуре обосновал К.Д.Ушинский. Им была разработана система ознакомления детей с ближайшим окружением, в которую было включено и овладение некоторыми видами сельскохозяйственного труда и ремесла. Великий педагог утверждал: познание детьми истории и культуры своего народа позволит осознать себя его частицей. В статье «О народности в общественном воспитании» К.Д.Ушинский определял народность, как принцип образования, видел в нем источник нравственного здоровья нации, патриотического воспитания: «Как нет человека без самолюбия, таек нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека».

В дальнейшем методика приобщения подрастающего поколения к региональным культурным ценностям разрабатывалась П.В. Ивановым, А.С. Барковым, Г.И.Веденеевой, С.Б.Рождественской, Т.Я.Шпикаловой и др..

А.С. Барков доказывает необходимость при ознакомлении с регионом опираться не только на имеющиеся у детей краеведческие знания, но и формировать умения учащихся самостоятельно расширять эти знания в процессе собственной инициативной деятельности. Самостоятельно приобретенные знания лучше усваиваются и сохраняются на более длительный срок, чем знания просто декларируемые. Это положение – необходимое условие работы с дошкольниками.

Как показывает анализ опубликованной литературы и опыт работы, региональный аспект до недавнего времени не находил должного места в дошкольном образовании. В основном он применялся в виде отдельных сведений об истории города, ближайшей улицы, некоторых природных объектов. Ознакомление с родным краем зачастую сводилось к ознакомлению с Родиной в целом, без выделения специфики областей и районов. В то же время, по утверждению А.Г.Ковалева, для ребенка вначале существует ближайшее окружение (то, что находится рядом), а уже затем все шире и глубже раскрывается целый мир. При этом отношение ребенка к различным сторонам жизни становится все более активным и избирательным.

А.Ю. Тихонова в своей статье «Дошкольное образование» отмечает: «Можно говорить о многих причинах данного явления, но главной, на наш взгляд, является недостаточное внимание образовательных структур к региональным культурно- историческим процессам и явлениям. Близкое и родное всегда закладывается в человеке как основополагающее и незыблемое. А ближайшее предметно- пространственное окружение человека обеспечивает ему освоение даже самого сложного материала на личностном, понятном и доступном уровне».

Именно на региональном уровне можно реализовать многие функции культуры как необходимых условий ее существования: познание истории культуры региона, ее сохранение, трансляция и возрождение. Поэтому необходимость использования региональных культурно- исторических ценностей на всех ступенях образования комплексно и целенаправленно для становления гражданина своей малой Родины и страны в целом.

Ценность, как философская категория культуры. Анализ методов и средств формирования ценностного отношения к родному краю

Культура – характеристика человеческой жизни. Культура понимается как:

- совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком и составляющих его духовно- общественное бытие;

- исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях;

- воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;

- развитие духовной сферы жизни, творчество, искусство.

Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их теплотой, а живя в селе, постоянно, с гордостью рассказывает он гостю о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Ценность - это значимость некоторого множества объектов для множества живых существ. Так определяют «ценность» в философии. Ценностное отношение- это субъективное отражение объективной действительности. Объектом ценностного отношения являются значимые для человека предметы и явления. Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Ценностное отношение к родному краю формируется в процессе жизни в конкретных социокультурных условиях, также этому способствует краеведческая деятельность в русле патриотического воспитания.

Именно на региональном уровне можно реализовать многие функции культуры как необходимых условий ее существования: познание истории культуры региона, ее сохранения и возрождения. Необходимо использовать региональные культурно- исторические ценности на всех ступенях образования для становления гражданина своей малой Родины и страны в целом.

Традиции выступают в роли ценностных ориентиров социокультурной среды – это местные историко - культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается чувство привязанности и ценностное отношение к своей малой и большой Родине. Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных раздела: мир природы родного края, деятельность людей и культурный облик родного города. Усвоение детьми такого рода знаний уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий. Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Педагогам необходимо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, воспитателями в детском саду, знакомыми и друзьями родителей. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, людях- первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных факторов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и краем.

Ознакомление детей с родным краем начинается со старшего дошкольного возраста. К этому времени у детей накоплен определенный багаж знаний о природе, общественных отношениях и о культуре в целом. Ознакомление с родным городом начинается с рассматривания картин, фотографий с красивыми местами города, природой. Детям очень нравится рассматривать красивые фотографии, и они непременно спрашивают об изображаемом месте. Таким образом, воспитатель не навязывает образовательный процесс детям, они сами «выбирают» последовательность изучаемого. Далее воспитателю необходимо сочетать рассказ с показом. Можно прочитать рассказ о родном городе и показать картинки, фотографии, слайды с изображением достопримечательностей края. Также, если позволяют технические возможности детского сада, можно показать документальный фильм о родном городе. Но, необходимо помнить о требованиях, предъявляемых к видео для показа в данном возрасте. Все, что детям показывали, все открытки, картинки, фотографии должны находиться на глазах ребенка, следовательно, в старшей группе детского сада должен быть уголок родного края. В данном уголке находится материал не только о родном крае, но и о России. Необходимо вывесить флаг Российской Федерации, герб как государственный, так и герб города. Также, к концу старшего дошкольного возраста, детей можно вывести на экскурсию в музей и просто по знаменательным местам города. В детском саду должно войти в традицию празднование Дня города. Детям необходимо объяснить, что в этот день все горожане празднуют День рождения города, почему у города именно такое название, в честь кого город так назван. В детях необходимо воспитывать не только уважение к родному городу, но и любовь к краю в целом.

Эффективность процесса приобщения детей к культурно- историческому прошлому во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Рассмотрим эти средства с точки зрения из разнообразия, потенциальных возможностей для решения педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Первым, самым объемным и значимым средством является само культурное прошлое.

Оно не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу.

По своему содержанию культурное прошлое имеет все необходимое для конкретизации детских представлений и воспитания чувств. Главная функция, которая возлагается на это средство- показать детям прошлое «изнутри» и помочь ребенку накопить прошлый опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя.

Однако культурное прошлое как объективная данность только может быть, но не всегда является средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Таковым оно становится только в том случае, если объекты, факта, события, с которыми встречается ребенок, понятны ему, доступны, личностно значимы для него. С возрастом ребенок расширяет для себя культурно- историческое прошлое нашей Родины. По мере его психологического развития становятся глубже познавательные интересы. Ребенок начинает воздействовать на большее количество объектов, фактов, а значит культурно- историческое прошлое становится средством воспитания.

Следовательно, не любой объект культурно- исторического прошлого является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития при условии адекватной методики.

Поэтому важными педагогическими задачами являются анализ и отбор из краеведческого материала такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к культурно- историческим ценностям региона.

Воспитатель составляет «социальный портрет» окружения, в котором находится дошкольное учреждение. В такой «социальный портрет» входит: описание социальных объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека); перечень улиц, площадей с указанием названий и кратким обозначением содержания названий; указание знаменательных дат, которые в текущем году будут отмечаться городом, районом и в которых дети смогут принять участие; перечень событий, которые будут иметь место в дошкольном учреждении и группе.

Средством ознакомления детей с родным краем могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.

В любом предмете рукотворного мира заложен опыт человечества, отражен уровень развития общества, технического прогресса. Именно поэтому предметы рукотворного мира так важны в процессе краеведения.

Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушки ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные и идеологические ценности.

Большую роль в приобщении детей к культурно- историческому прошлому играют художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка.

Для того чтобы литература стала средством приобретения знаний о историко- культурном прошлом необходимо грамотно определять круг чтения дошкольников, принимая во внимание, во-первых, влияние литературы на эмоциональную сферу развивающийся личности ребенка и ,во-вторых, высокую информативность этого средства.

Также уточняет и расширяет представления детей о мире изобразительное искусство. Когда речь об изобразительном искусстве как средстве познания истории Отечества, имеется в виду именно искусство, а не картинки и картины, которые используются в дидактических целях.

Произведения художников затрагивает душу даже маленького ребенка и способны не только «информировать» о каких-то предметах, явлениях, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства. Отбор произведений осуществляется на основе учета возраста ребенка, его интересов, уровня развития восприятия изобразительного творчества.

Таким образом, ребенок знакомится с историей Отечества с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Важно лишь понимать, что объективно являясь носителями информации, средствами познания они становятся при определенных условиях, а именно при доступности восприятию, соответственно возрастным возможностям восприятия, эмоциональной насыщенности.

Рассматривая средства познания как его источник, необходимо определить позицию педагога. Может ли взрослый влиять на источники познания и их восприятие детьми?

С этой точки зрения все средства как источники получения информации можно разделить на три группы:

Первая группа источники получения информации, из которых вполне контролируется и управляется взрослыми (вероятно, это лишь сам взрослый, и то при условии, если он контролирует себя, передавая детям информацию о мире).

Вторая группа- источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка). При этом влияние взрослого- педагога, родителя- на сам источник, как правило, отсутствует. Производится лишь отбор средств с позиции их педагогической целесообразности.

И наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять практически не может («случайная» информация, которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности).

Задача педагога- сделать так, чтобы большую часть достоверной информации дети получали из двух первых источников, и при необходимости своевременно корректировать информацию получаемую из источников третьей группы.
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

«Развитие ценностного отношения у дошкольников к истории и культуре малой Родины» iconЗнакомство с учебником
Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по формированию бережного отношения...

«Развитие ценностного отношения у дошкольников к истории и культуре малой Родины» iconОбразовательный творческий проект «Любимый город Энгельс: вчера и сегодня»
Целью проекта является формирование интереса к культуре и истории малой Родины через совместный сбор, систематизация и классификация...

«Развитие ценностного отношения у дошкольников к истории и культуре малой Родины» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Вооруженных сил России, прививать чувство сопричастности к делам и подвигам старшего поколения; воспитывать чувства патриотизма,...

«Развитие ценностного отношения у дошкольников к истории и культуре малой Родины» icon34 часа (1 час в неделю) Пояснительная записка
Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное...

«Развитие ценностного отношения у дошкольников к истории и культуре малой Родины» icon«Тема малой родины в творчестве писателя А. В. Иванова»
ОО: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Старогорносталевская средняя общеобразовательная школа

«Развитие ценностного отношения у дошкольников к истории и культуре малой Родины» iconКлассный час на тему: «Мы за здоровый образ жизни»
Целью проекта является: формирование ценностного отношения учащихся к своему здоровью, профилактика вредных привычек

«Развитие ценностного отношения у дошкольников к истории и культуре малой Родины» iconНижний Тагил Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение...
Понимая значение промыслов, и роли людей изготовлявших предметы этих промыслов мы решили, что мы можем помочь нашим младшим братьям...

«Развитие ценностного отношения у дошкольников к истории и культуре малой Родины» icon«Старинный праздник чувашского народа «Сурхури»
Невозможно познать историю своей страны вне истории своей малой Родины. В последние годы очень много внимания уделяется изучению...

«Развитие ценностного отношения у дошкольников к истории и культуре малой Родины» iconПроект «Пять добрых помощников» для старшего дошкольного возраста...
«Здоровьесберегающие технологии как одно из средств формирования ценностного отношения к здоровью»

«Развитие ценностного отношения у дошкольников к истории и культуре малой Родины» icon«Музеи малой Родины»
Развивающие – развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, применять различные источники знаний...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную