Пояснительная записка дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ступени творчества»


lit.na5bal.ru > Культура > Пояснительная записка




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ступени творчества» технической направленности основывается на следующие нормативные документы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08. 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»; Приказа Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края от 19.03.2015 г. № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

Направленность: художественная

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности.

Актуальность программы обусловлена тем, что её направленность и содержание согласуются с требованиями современного образования и концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности. Развивается мотивация к познанию и творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепление психического и физического здоровья детей, взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Ручной труд стал очень цениться в современном мире. Благодаря совмещению различных техник и материалов, увеличению масштаба работ и их сложности, появлению широкого поля для фантазии появляется больше идей и возможностей для их воплощения.

Цель программы: создание условий для развития творческой активности, социально значимых, ценностно-смысловых установок через развитие способностей к творческому самовыражению и самореализации обучающихся, эмоционально - образное мышление, теоретическое и практическое изучение содержания программы.

Задачи программы:

1.Образовательные:

-обеспечить овладение технологиями различных видов рукоделия: параллельного плетения на проволоке из бисера, ткачества из бисера, работы с бумагой и картоном, с природным и бросовым материалом, с глиной, с соленым тестом, с пластилином, фольгой;

- освоить основы композиции, цветоведения и материаловедения;

  • ознакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно - прикладного творчества.

2. Воспитательные:

- воспитывать общую (в том числе и технологическую) культуру учащихся экономичного отношения к используемым материалам и инструментам;

  • воспитывать ценностные отношения к дому и семье как основам жизни и благополучного развития личности, к своему здоровью;

  • воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпения, умения довести начатое дело до конца, стремления к взаимопомощи при выполнении работ.

3. Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

  • развивать образное и пространственное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, эстетического и художественного вкуса;

создавать условия для развития своего индивидуального стиля, характерных особенностей выполнения творческих работ, умение работать коллективно. Новизна заключается в том, что данная программа построена на освоении различных направлений декоративно-прикладного искусства (бисероплетение, бумагопластика, тестопластика), что позволяет учащимся проявить себя именно в той технике выполнения изделий, которая станет для него предпочтительной, наиболее полно отражающей его творческие поиски и подходящей для его интересов и способностей. Учебно-воспитательный процесс построен на обучении основным приёмам традиционной и современной техники выполнения декоративно-прикладных изделий из различных материалов.
Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству сначала протекает на эмоционально-чувственной основе, что соответствует психофизиологическим особенностям младших школьников, а со второго года обучения строится больше на познавательно-аналитическом уровне, но обязательно с сохранением эмоционально-образного творческого начала. Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, лекция, экскурсия, выставка, конкурсы, практическая работа и разнообразие творческих работ.

Программа составлена на основе знаний возрастных, физических особенностей учащихся подросткового возраста. Работа с учащимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой.

Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что материал подобран с учётом возрастных, интеллектуальных, личностных особенностей детей. Тематика занятий разработана в соответствии с их пожеланиями, интересами, реальными возможностями. Благодаря чему программа доступна для детей любого уровня развития и позволяет развить такие качества как творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение, художественные навыки.

Организационные условия реализации программы
Программа предназначена для детей возраста от 7 до 16. Срок реализации программы –5 лет. Возможно обучение, как мальчиков, так и девочек. Основным критерием приёма является наличие у учащихся простейших общеучебных навыков и интереса к предлагаемым видам творчества.

Продолжительность занятий для первого года обучения -36 часов, по 1 часу в неделю.

Группа второго года обучения занимается по 2 часа 1 раз в неделю (72ч.)

Группа третьего года обучения занимается по 2 часа 2 раза в неделю(144 ч.)

Группа четвёртого года обучения занимается по 2 часа 3 раза в неделю (216 ч.)

Группа пятого года обучения занимается по 3 часа 3 раза в неделю (324 ч.).
Ожидаемые результаты

к концу первого года обучения
Обучающиеся имеют:

- сведения о истории бисероплетения;

- знания по технике безопасности при работе с различными материалами;

- навыки по технике выполнения при работе с бисером;

- сведения о инструментах, необходимых для работы.

Владеют:

- историей возникновения бисерного рукоделия;

- техникой параллельного плетения;

- основами техники безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами, бумагой.

Умеют:

- использовать в своих работах приёмы низания на проволоку (параллельное плетение);

- работать со схемами;
- организовать рабочее место.

Ожидаемые результаты

к концу второго года обучения

Обучающиеся имеют:

- сведения о истории бисероплетения;

- знания по технике безопасности при работе с различными материалами;

- навыки по технике выполнения при работе с бисером;

- сведения о инструментах, необходимых для работы.

Владеют:

- историей возникновения бисерного рукоделия;

- техникой параллельного плетения;

- основами техники безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами, бумагой.

Умеют:

- использовать в своих работах приёмы низания на проволоку (параллельное плетение);

- работать со схемами;

-оформлять схему в цвете;

- организовать рабочее место.

Ожидаемые результаты

к концу третьего года обучения

Учащиеся имеют:

- сведения о предназначении инструментов, необходимых для работы;

- знания по технике безопасности при работе с иглой;

- навыки плетения простых изделий.

Владеют:

- техникой плетения простых и сложных изделий;

- принципами низания бисера;

- правилами организации рабочего места.

Умеют:

- использовать в своих работах приёмы плетений (простые, сложные);

- применять в своих изделиях простейшие приёмы (веточки, бахрома, цветы, листочки);

- изготавливать изделия по схемам;

- подготовить изделие к выставке.

Ожидаемые результаты

к концу четвёртого года обучения

Учащиеся имеют:

- сведения о истории ткачества;

- знания по технике безопасности при работе с различными материалами;

- сведения о экономном расходовании различных материалов (бумаги, ниток, бисера, рамки).

Владеют:
- правилами переноса размеров с журнала «Вышивка крестом» на картон;

- техникой плетения при ткачестве;

- инструментами и материалами, необходимыми для работы (бисером, иглой);

Умеют:

- выполнить перенос размеров со схемы «Вышивка крестиком» на картон;

- просчитать расход нужного количества бисера, необходимого для плетения картины;

- произвести подбора ниток для ткачества бисером;

- изготовить картину из бисера и оформить её в рамку.

Ожидаемые результаты

к концу пятого года обучения

Учащиеся имеют:

- знания по технике безопасности при работе с различными материалами;

- навыки по технике выполнения при работе с бисером, бумагой, тестом;

- знания о правилах построения композиции.

Владеют:

- инструментами и материалами, необходимыми для работы (проволокой, ножницами, иголкой, бисером, бумагой, тестом);

- приёмами работы с тестом (изготовление, хранение, окрашивание);

- приёмами работы с бумагой (цветной, гофрированной);

- приёмами работы из бисера (выбор дерева, кустарника, цветов);

Умеют:

- пользоваться инструментами, предназначенными для изготовления изделий из бисера, бумаги, теста;

- выполнять изделия из бисера, бумаги, теста;

- подготовить изделия к выставке.
Формы контроля реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Для оценки результативности освоения программы проводятся следующие формы контроля обучения:

-текущий осуществляется по ходу занятий, в виде совместного обсуждения с обучающимися успешности выполненного задания;

-промежуточный предусматривает результаты освоения тем, разделов программы за полугодие;

-итоговый контроль определяет результат освоения программы в конце года: уровень овладения теоретическими и практическими навыками, результативность участия в конкурсах, выставках различных уровней.

Формами промежуточной аттестации в конце учебного года могут быть: результат участия в конкурсах, выставках разного уровня, а так же в форме открытых занятий, мастер-классов, организацией выставок творческих работ.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первого года обучения
Цель: ознакомление учащихся с видами и способами изготовления изделий из бисера на проволочной основе.

Задачи;

-формировать умения подбирать проволоку;

-овладеть приемом «приглашение в гости»;

-уметь подбирать бисер по схеме;

-воспитание эстетического отношения к применяемому материалу, стремление видеть его красоту.

Таблица1




Тема занятия

Количество часов







всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

История возникновения бисера

2

2

-

3.

Изделия на проволочной основе

14

4

10

4.

Плетение сборных изделий

9

2

7

5.

Составление композиций

8

2

6

6.

Заключительное мероприятие

2

1

1




Итого:

36

12

24


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

первого года обучения


  1. Вводное занятие.

Знакомство учащихся с изделиями из бисера на проволочной основе. Инструменты и материалы (проволока, бисер, ножницы, схемы).

  1. История возникновения бисера.

Значение слова бисер. Знакомство с бисерным рукоделием. Гармония родственных цветов. Ритм, асимметрия, симметрия.

  1. Изделия на проволочной основе.

Параллельное плетение. Выполнение приёма «приглашение в гости». Плетение плоских изделий. Плетение изделий по схеме. Плетение игрушечных кукол. Подбор бисера по схеме Плетение насекомых по схеме. Плетение Новогодних игрушек.

  1. Плетение сборных изделий.

Плетение отдельных деталей. Соответствие цветовых оттенков. Подбор бисера. Соединение отдельных деталей. Плетение отдельных деталей для составления композиции.

  1. Составление композиций.

Виды композиционных решений. Применение дополнительных деталей при составлении композиции. Подбор фона и отделки. Роль цветовых решений в создании композиции. Подготовка работ к выставке.

  1. Итоговое занятие . Организация выставки творческих работ.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

второго года обучения
Цель: ознакомление учащихся с видами и способами изготовления изделий из бисера на проволочной основе.

Задачи;

-формировать умения подбирать проволоку;

-овладеть приемом «приглашение в гости»;

-уметь подбирать бисер по схеме;

-уметь оформить схему в цвете;

-воспитание эстетического отношения к применяемому материалу, стремление видеть его красоту.

Таблица 2




Тема занятия

Количество часов







всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

История возникновения бисера

2

2

-

3.

Изделия на проволочной основе

32

8

24

4.

Плетение сборных изделий

24

7

17

5.

Составление композиций

10

1

9

6.

Заключительное мероприятие

2

-

2




Итого:

72

20

52


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

второго года обучения


  1. Вводное занятие.

Знакомство учащихся с изделиями из бисера на проволочной основе. Инструменты и материалы (проволока, бисер, ножницы, схемы).

  1. История возникновения бисера.

Значение слова бисер. Знакомство с бисерным рукоделием. Гармония родственных цветов. Ритм, асимметрия, симметрия.

  1. Изделия на проволочной основе.

Параллельное плетение. Выполнение приёма «приглашение в гости». Плетение плоских изделий. Плетение изделий по схеме. Плетение игрушечных кукол. Оформление схемы в цвете. Подбор бисера по схеме Плетение насекомых по схеме. Плетение Новогодних игрушек.

  1. Плетение сборных изделий.

Плетение отдельных деталей. Соответствие цветовых оттенков. Подбор бисера. Соединение отдельных деталей. Плетение отдельных деталей для составления композиции.

  1. Составление композиций.

Виды композиционных решений. Применение дополнительных деталей при составлении композиции. Подбор фона и отделки. Роль цветовых решений в создании композиции. Подготовка работ к выставке.

6. Итоговое занятие . Организация выставки творческих работ.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

третьего года обучения

Цель: активизация познавательной творческой деятельности, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

- освоить техники бисероплетения;

- развить фантазию, творческие способности;

- развить моторные навыки, фантазию, художественный вкус;

- совершенствовать навыки владения материалами и инструментами;

- воспитывать эстетическое отношение к применяемому материалу, стремление видеть его красоту.

Таблица 3




Тема занятия

Количество часов







всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Элементы плетения

20

3

17

3.

Виды цепочек

30

8

22

4.

Простейшие приёмы плетения

28

7

21

5.

Плетение комплектов

62

17

45

6.

Заключительное мероприятие

2

-

2




Итого:

144

37

107


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

третьего года обучения

  1. Вводное занятие.

Изделия из бисера (колье, фенечки, серьги). Инструменты и материалы (леска, капрон, игла, застёжка, ножницы). Правила работы с бисером.

  1. Элементы плетения.

Основные элементы плетения (цепочки). Сложность исполнения плетения (простые и сложные). Виды плетения (плотные и ажурные). Техника исполнения (на одну иглу, в две иглы). Плетение по количеству рядов (однорядные и многорядные).

  1. Виды цепочек.

Простые цепочки. Методы соединения простых цепочек (через одну крупную бисеринку). Составление схемы плетения фенечек. Приплетение многорядной цепочки к однорядной (пояса, гайтан). Принцип плетения. Составление элементов схемы. Применение элементов схемы на изделии (фенечки).

  1. Простейшие приёмы плетения.

Приёмы плетения (плетение подвески, плетение бахромы, плетение веточки плетение шарика из бисера, плетение цветов из бисера, плетение листочков плетение шнуров и жгутиков, плетение уголков с зубчиками).

  1. Плетение комплектов.

Плетение комплекта «Карина». Комплект «Водопад».

Украшения на основе приёма «веточка». Воротник «Анюта».

Воротнички с уголками. Комплект «Невеста». Ожерелье «Радуга».

Колье «Жгут».

  1. Итоговое занятие . Организация выставки творческих работ. Мастер-классы.



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

четвёртого года обучения
Цель: создание условий для гармоничного развития личности учащегося, совершенствования умений и навыков, развитие духовной чуткости и потребности в творчестве

Задачи:

- ознакомить с традиционным стилем ткачества бисером, углубление знаний о роли данной техники при выполнении картин;

- закрепить знания о технике плетения картин из бисера;

- развить самостоятельность, усидчивость, аккуратность в работе, умение реализовывать творческие замыслы.

Таблица 4




Тема занятия

Количество часов







всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Подготовка к плетению

16

4

12

3.

Оформление рабочей рамки

14

3

11

4.

Подготовка к плетению первого фрагмента

38

10

28

5.

Подготовка к плетению второго фрагмента

56

14

42

6.

Подготовка и плетение основной картины

88

24

64

7.

Заключительное мероприятие

2

-

2




Итого:

216

57

159


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

четвёртого года обучения


  1. Вводное занятие.

Приёмыприткачестве. Беседа о народно-декоративном искусстве. Различные виды творчества: кружева, вышивка крестом, гладью, бисером, резьба и роспись по дереву, узорное ткачество, роспись по металлу. Демонстрация произведений народного искусства, картин из бисера. Рассказ о центрах бисероплетения: Молдова, Индия, Эфиопия, Куба, Румыния, Болгария, Венеция, Германия, Чехия.

  1. Подготовка к плетению.

Материалы и инструменты. Соблюдение ТБ при работе с иглой. Подготовка к работе. Цветоведение и композиции. Ткачество бисера. Элементы плетения. Выбор картины для ткачества. Подбор бисера по цвету в соответствии с цветовыми оттенками на картине. Подсчет бисера(1 клеточка=1 бисеринка). Подготовка к плетению.

  1. Оформление рабочей рамки.

Перенос размера с картины на картон. Прокладывание дополнительных линий для переплетения (нити основы, нити утка). Использование масштабной линейки (М 1:4). Местонахождение точек для переплетения. Прокладывание точек. Вырезка основной рамки. Плетение (прокладывание нитей основы и утка) с расчетом размера бисера. Составление порядного плетения (схема) с учетом цветовых оттенков.

  1. Подготовка к плетению первого фрагмента.

Выбор картины из журнала «Вышивка крестом». Выделение фрагментов особой сложности (не менее двух). Обрамление первого фрагмента. Просчет клеток по горизонтали и вертикали. Подбор бисера в соответствии с цветовыми оттенками на картине. Просчет бисера (1 клетка =1 бисеринке). Подготовка к плетению (заготовка картона, ножниц, ниток). Перенос размеров с картины на картон. Прокладывание дополнительных линий для переплетения (нитей основы и утка) основной рамки. Использование масштабной линейки М 1:4. Прокладывание линий по делениям на линейке (основных и уточных) Прокладывание 2-х параллельных линий в верхней части основной рамки и в нижней. Местонахождение точек для переплетения в верхней части основной рамки, в нижней части (в шахматном порядке), по боковым сторонам основной раки. Прокалывание точек. Вырезание основной рамки. Плетение (прокладывание нитей основы с учетом размера бисера).

  1. Подготовка к плетению второго фрагмента.

Составление схемы на порядное плетение с учетом цветовых оттенков. Подготовка рабочего места (расфасовка бисера по цвету, тонкая игла, нить, ножницы). Обрамление 2-го фрагмента. Просчет клеток по горизонтали и вертикали. Подбор бисера в соответствии с цветовыми оттенками на картине. Просчет бисера(1клетка=1 бисеринка). Подготовка к плетению (заготовка картона, ножниц, ниток, иглы). Перенос размеров с картины на картон. Прокладывание дополнительных линий для переплетения. Использование масштабной линейки. Прокладывание линий по делению на линейке. Прокладывание двух параллельных линий (в верхней части основной рамки и в нижней части). Местонахождение точек для переплетения. Прокладывание точек. Вырезание основной рамки. Плетение (прокладывание линий основы с учетом размера бисера). Составление схемы на порядное плетение с учетом цветовых оттенков. Утверждение цветовых оттенков. Роль матового бисера в картине. Подготовка рабочего места. Плетение фрагмента.

  1. Подготовка и плетение основной картины.

Подбор цветовых оттенков на фрагментах и их соответствие на картине. Утверждение картины. Подготовка к плетению картины. Просчет клеток по горизонтали и вертикали. Подбор бисера в соответствии с цветовыми оттенками на картине. Просчет бисера (1 клетка =1 бисеринке). Подготовка к плетению (заготовка картона, ножниц, ниток). Перенос размеров с картины на картон. Прокладывание дополнительных линий для переплетения (нитей основы и утка) основной рамки. Использование масштабной линейки (М 1:4; одно деление на линейке=1, клетка на картине 1бисеринке) Прокладывание линий по делениям на линейке (основных и уточных) Прокладывание 2-х параллельных линий в верхней части основной рамки и в нижней. Местонахождение точек для переплетения в верхней части основной рамки, в нижней части (в шахматном порядке), по боковым сторонам основной раки. Прокалывание точек. Вырезание основной рамки. Плетение (прокладывание нитей основы с учетом размера бисера). Составление схемы на порядное плетение с учетом цветовых оттенков. Подготовка рабочего места (расфасовка бисера по цвету, тонкая игла, нить, ножницы).

  1. Итоговое занятие. Организация выставки творческих работ. Мастер-классы.



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

пятого года обучения
Цель: ориентирование обучающихся на стремление к самообразованию, развитию творческих способностей.

Задачи:

- расширять и закреплять знания, полученные ранее;

- расширять представление о многообразии видов декоративно-прикладного искусства;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить мысль с помощью композиции, объёма форм;

- формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.

Таблица 5



Тема занятия

Количество часов







всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

3

3

-

2.

Выбор вида дерева

18

3

15

3.

Плетение деревьев

69

13

56

4.

Построение композиции

39

6

33

5.

Повторение и обобщение изученного

15

3

12




6.

Бумагопластика. Вводное занятие

3

3

-

7.

Приёмы работы с бумагой

15

2

13

8.

Удивительный мир квиллинга

15

2

13

9.

Составление композиции

57

9

48

10.

Повторение и обобщение изученного материала

18

4

14




11.

Тестопластика. Приёмы работы с тестом

9

2

7

12.

Лепка из солёного теста

36

6

30

13.

Составление композиций

24

4

20

14.

Заключительное мероприятие

3

-

3




Всего:

324

60

264



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

пятого года обучения


  1. Вводное занятие.

Знакомство учащихся с различными видами деревьев. Степень сложности изготовления деревьев. Материалы и инструменты.

  1. Выбор вида дерева.

Изготовление каркаса ствола дерева. Формирование ствола. Разновидности веточек. Способы плетения листочков. Порядок плетения веточек.

  1. Плетение деревьев.

Плетение определённого вида дерева. Подбор бисера. Выбор плетения веточек. Плетение веточек. Закрепление веточек. Формирование составных веточек и макушек ствола. Соединение веточек между собой. Распределение веточек по ярусам. Формирование макушек.Формирование кроны дерева. Формирование верхних веточек. Выбор количества ярусов на дереве. Оформление ярусов.Виды подставок для деревьев. Применение природных материалов. Посадка дерева.Формирование ствола. Виды формирование ствола. Инструменты, необходимые для формирования ствола. Заготовка раствора. Правила нанесения раствора на ствол. Оформление поверхности ствола.

  1. Построение композиции.

Подготовка дерева к формированию ствола. Покраска ствола и веточек. Рекомендации по покраске ствола. Покраска ствола. Декорирование грунта. Плетение кустарников, цветов. Подбор бисера. Составление композиции. Оформление ландшафта. Утверждение композиции. Подготовка композиции к выставке.

  1. Повторение и обобщение изученного материала.

Повторение изученных приёмов плетения деревьев. Индивидуальная творческая работа учащихся. Выставки, экскурсии, отчётные мероприятия.

  1. Бумагопластика. Вводное занятие.

Удивительные свойства бумаги. Ознакомление со свойствами и возможностями бумаги. ТБ при работе с инструментами. Инструменты и приспособления.

  1. Приёмы работы с бумагой.

Знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения. Виды бумаги и картона (цветная бумага, гофрированная бумага, бумага для пастели и квиллинга). Основы цветоведения. Тепловой круг. Тёплые и холодные цвета. Расположение основных элементов и частей в определённой системе.

  1. Удивительный мир квиллинга.

Формы выполнения в технике квиллинг. Форма капелька, треугольник. Закручивание полоски цветной бумаги на зубочистку. Заклеивание края полоски. Наклеивание разреженных кругов на картон. Обводка трафарета на цветную бумагу и вырезание контура.

  1. Составление композиций.

Птицы из «ладошек». Изготовление птичек (сова, страус, петушок). Панно «Лебеди». Подготовка заготовок (основы, фона, рамок). Сборка в единую композицию. Миниатюры на осеннюю тему. Эскиз работы. Подготовка основы, нарезка бумаги необходимых цветов. Выполнение работы по эскизу. Коллективная работа «Новогоднее настроение». Зарисовка эскиза. Выполнение работы. Поделка ко Дню святого Валентина. Зарисовка эскизов. Выполнение работы. Оформление открыток к 8 Марта. Пасхальные яйца в технике квиллинг. Подготовка основы яйца. Выполнение работы.

  1. Повторениеи обобщение изученного материала.

Повторение приёмов работы в техникеквиллинга. Индивидуальная творческая работа. Поездки на выставки, подготовка отчётных материалов.

  1. Тестопластика. Приёмы работы с тестом.

Знакомство учащихся с солёным тестом как доступным, экологичным и многофункциональным материалом для творчества.Классический рецепт теста. Хранение теста. Окрашивание теста. Способы обработки теста. Виды и назначение инструментов и дополнительных материалов. Порядок работы. Техника безопасности при выполнении работ.

  1. Лепка из солёного теста.

Выполнение основных элементов и простых деталей. Крупные детали из солёного теста (с использованием фольги). Применение готовых форм для вырезания и создания фактур поверхности. Соединение деталей между собой. Приёмы сушки и затекания готовых изделий. Правила хранения изделий из солёного теста.

  1. Составление композиций.

Подбор дополнительных материалов для оформления работ. Создание основы, подбор фона и отделки. Способы размещения деталей композиции. Склейка изделий. Подготовка работ к выставке.

  1. Итоговое занятие. Организация выставки творческих работ. Мастер-классы. Персональные выставки.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основной формой работы являются учебные занятия.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Для обеспечения возможно более полного и разностороннего изучения данного курса, знание по теориидополняется практической работой. Формы организации деятельности учащихся в учебном процессе: беседа, лекция, экскурсия, практическая работа, выставка, конкурсы и разнообразные творческие работы.

Методы и приёмы обучения направлены на раскрытие и использование субъективного опыта учащегося, становление творческой личности, организацию сотрудничества с другими творческими объединениями.

Основные методы можно разделить на следующие виды:

- объяснительно-иллюстративные (демонстрация, беседа, лекция, дискуссия);

-репродуктивные (рассказ, сообщение, усвоение знаний, умений, навыков);

- демонстрационные (просмотр репродукций, слайдов, фотографий, видеосюжетов, образцов изделий);

- наставнические («делай как я» - в работе с преподавателем или другим учащимся);

- практические (изготовление наглядных пособий, прикладных изделий, специального инструмента, выполнение проекта, коллективной работы);

- воспитательные (игры, соревнования, конкурсы, экскурсии).

Для создания условий обучения, реализации цели и задач используются следующие приёмы:

- мотивации и стимулирования (познавательные игры, творческие задания, словесная оценка, поощрение);

- перцептивные - передача и восприятие информации(словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические);

- логические - организация и осуществление мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, систематизация);

- гностические - по характеру познавательной деятельности (сообщение информации, инструктирование, а так же проблемные и поисковые);

самостоятельная работа (работа под руководством педагога, дозированная помощь, высокая степень самостоятельности);

- контроль и коррекция (экспертный, взаимопроверка, самопроверка, рефлексия, работа над ошибками).

Ожидаемые результаты и способы их проверки (выставка, открытое занятие, показ детских достижений, мастер- классы).

Отчёт о работе проходит в форме выставок, мастер-классов, портфолио учащихся и педагога.

Структура образовательной программы предполагает следующие уровни содержания:

Досуговый. Задача на этом этапе - создать условия и сформировать мотивацию к творческой деятельности. На данном этапе отношение к деятельности может меняться, быть неустойчивым. Главное, чтобы она приносила положительные эмоции, моральное удовлетворение.

Репродуктивный. Задача педагога - увлечь ребёнка, закрепить и развить у него мотивацию, желание регулярно посещать занятия. Объём знаний, умений и навыков на данном этапе увеличивается, действия приобретают все более самостоятельный и осмысленный характер.

Эвристический. Ребёнок на данном этапе старается сам увеличить объём своих знаний, становится исследователем. Задача педагога - закрепить внутреннюю мотивацию к изучению содержания. Обучаемый сам стремится к реальному результату обучения. В совместной работе, общении, взаимодействии с педагогом и другими обучающимися ребенок получает возможность развивать свои способности сразу в нескольких направлениях, интересных ему.

Креативный. Этап созидания, творчества. Задача педагога - создать условия для реализации творческого потенциала обучаемого. Основной характеристикой данного этапа является увеличение степени самостоятельности в работе обучающихся, возможность выбора ими своего творческого пути, формирования индивидуального почерка, стиля, особенностей выполнения работ.
Материально - техническое обеспечение
- фото- и видеоотчёты с выставок, экскурсий и других мероприятий в рамках работы объединения;

- книги, журналы;

- «коллекция достижений» - копии дипломов, грамот, полученных обучающимися и преподавателями за время работы объединения;

- портфолио педагога;

- электронные презентации;

- готовые образцы изделий, выполненные преподавателем и учащимися.

Организация рабочего места

Таблица 6

Название блока

Оборудование

педагога

Оборудование учащихся

БиБисероплетение

-справочная и методическая литература

-наглядные пособия

-инструкционные карты

-карточки с заданиями

-бисер

-проволока

-леска

-картон

-цветная бумага

-ножницы

-фломастеры

-ДВП- 1 лист

-рамки

-степлер

-фотоальбом

-гипс, галька

-деревянные заготовки для яиц

-краски гуашевые

-лак

-клей ПВА

-линейки

-простые карандаши

-ластики

Для 1-го года обучения:

-проволока

-фломастеры

-ножницы

-бисер (100-200 г)

-картон

-цветная бумага

Для 2 и 3-го года обучения:

-иглы для бисера (1 пачка)

- леска (30-50 м)

-застёжки для бус и серег (по 5 пар)

-бисер (300-400 г)

Для 4 года обучения:

-проволока разной толщины

-бисер

-гипс

-краски

-кисти

Бумагопластика

-справочная и методическая -литература

- -наглядные пособия

-наборы шаблонов для создания каждого вида изображений

-готовые изделия педагога и учащихся

- -писчая бумага

- -тонированная бумага

- -бумага для черчения

- -ножницы

- -линейки

- -карандаши простые

- -ластики

- -клей ПВА

- -картон белый (1 набор)

- -картон цветной (1 набор)

- -цветная бумага (1 набор)

-бумага для черчения (формат A3, Шлиста)

- -ножницы

- -линейка

- -карандаш простой

- -ластик

- -клей ПВА

Тестопластика

-справочная и методическая литература

- -наглядные пособия

-образцы готовых изделий учащихся и педагога

- -печь для обжига

- -какао

- -крахмал

- -клей ПВА

- -фольга

- -планшеты

- -наборы стеков

- -мука

- -соль

- -цветная бумага

- -картон

- -альбом для эскизов

- -простой карандаш

- -ластик

-кисти (белка или колонок № 1,2, 3)

-краски гуашевые (9-12 цветов)



Список используемой и рекомендуемой литературы

Нормативно – правовая литература:

1.Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] — URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (Дата обращения 05.01.2015)

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] — URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html(Дата обращения 06.12.2014)

3.Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844).

4.Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/ (Дата обращения 03.03.2015).

5.Портал «Реализация Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» [Электронный ресурс] — URL:http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dop

olnitelnoe-obrazovanie/7-02

6.Письмо Министерства образования и науки РФ (Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи) «О направлении информации» от 18.11.2015 № 09-3242.

-для педагогов:

1. Малышева Н.А. Бисер. – М.: ОЛМА – ПРЕСС.- 2008.

2.Антипова М.А. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – М.: РИПОЛ классик.- 2008.

3.Гудилова О.В. Деревья из бисера.- М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010.

4. Шнуровозова Т.В. Красивые деревья и цветы из бисера. – Ростов н./Д: Владис, 2010.
- интернет – ресурсы:

1. Методический конструктор внеурочной деятельности

wiki.iteach.ru›images/f/fb/Orenliceeuny.doc

2.Колдина Д.Н. Лепка с детьми. – М.: Мозаика-синтез.-2009. yandex.ru/images

3. Гурская И.В. Радуга аппликации. – Питербург.- 2007. вологда.пфдо.рф

4. Евсеев Г.А. Бумажный мир. – М.: АРТ.-2006. yandex.ru/images

5. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС.- 2000. search.rsl.ru






Приложение 1.
Правила безопасности труда

при работе ножницами и проволокой


  1. Ножницы клади кольцами к себе.

  2. Подавай ножницы кольцами вперед.

  3. Не оставляй ножницы открытыми.

  4. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

  5. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

  6. Используй ножницы по назначению.
     

Правила безопасной работы с клеем


  1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

  2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

  3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

  4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
      

Правила безопасной работы со швейной иглой

  1. Храни иглу всегда в игольнице.

  2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

  3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

  4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

  5. Не втыкай иглу в одежду.

  6. До и после работы проверь количество игл.


Правила безопасной работы с проволокой

1.Проволоку отрезать ножницами

2.Нельзя ею махать и тыкать, чтобы не поранить сидящего рядом учащегося

Приложение 2.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Чтобы отдохнули глаза во время интенсивной нагрузки, можно посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Упражнения могут сопровождаются стихотворным текстом, что заинтересовывает детей и способствует созданию образа выполняемого упражнения.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
«Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево — вправо)

Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками)

В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх, вправо и вверх — влево)

Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)
Приложение 3.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

№1

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над ними весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Пошагать придётся нам – выше голова!

Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».

Наблюдай за птичками, головой верти.

Вот зарядка кончилась.

Сядь и отдохни.
№2

Разминка для пальчиков

Пальчики в замок сцепили,

Вправо, влево покрутили.

Кисти вниз, потом подняли.

Так недолго помахали.

Каждый пальчик на руке

Помассировать в руке.

Пальцы в кулачки сомкнули,

Кисти рук слегка стряхнули

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Пояснительная записка дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ступени творчества» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
...

Пояснительная записка дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ступени творчества» iconПояснительная записка Учебно-тематический план первого года обучения
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «От штриха к Вселенной» художественной направленности основывается...

Пояснительная записка дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ступени творчества» iconОбщеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа
Дополнительная общеобразовательная программа (адаптированная), составлена на основе Программы авторов Захаровой Е. В., Кузнецовой...

Пояснительная записка дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ступени творчества» iconПрограмма по обучению звуковой культуры речи в доу с детьми 3-4 лет 5-16
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый язычок»

Пояснительная записка дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ступени творчества» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательнаяя общеразвивающая...
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ступени творчества» iconПояснительная записка «Театр счастливец, он и в дни мира, и в дни...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хочу быть актёром»

Пояснительная записка дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ступени творчества» iconДополнительная общеразвивающая программа художественной направленности...
Дополнительная общеразвивающая программа по рисованию нетрадиционными техниками «Веселые краски» разработана для детей 4-5 лет

Пояснительная записка дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ступени творчества» iconПояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная программа «Яркие самоцветы»
Дополнительная общеобразовательная программа «Яркие самоцветы» имеет художественно эстетическое направление. Занятия по бисероплетению...

Пояснительная записка дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ступени творчества» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. N 273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Пояснительная записка дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ступени творчества» iconДополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая программа


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную