Гбоу школа №1862, здание №9


lit.na5bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1862»

(ГБОУ Школа № 1862), здание № 9

Петрова Наталья Вячеславовна

Корченова Елена Владимировна

Первеева Ольга Викторовна




Мини-музей «Тряпичные куклы»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Москва

2018

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название /направленность: Мини-музей «Тряпичные куклы»

Возрастные группы: Подготовительная к школе группа

Тип проекта:

  • Познавательно-творческий;

  • Открытый.

Продолжительность и сроки реализации: Краткосрочный, 01.03-30.03

Исполнители / участники: Подготовительная к школе группа, воспитатели группы, родители (законные представители).

Авторы: Петрова Н.В., Корченова Е.В., Первеева О.В.

Москва

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время все больше внимания уделяется народным традициям. Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к понимаю национальных культур других народов.

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.

В этом ряду куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов, делая глубже и значимей восприятие кукол и осознание их роли в традиционной культуре в процессе взросления детей. Куклы интересны всем

и всегда, они сближают все возрасты и национальности.

Музей «Тряпичные куклы» направлен на изучения: традиционных кукол, обрядов, традиций.
Актуальность
Ведущий сотрудник Музея истории Лондона С. Фокс как нельзя лучше определил социокультурную значимость музеев. По его словам, музей располагает тем, что выше всякой конкуренции, – истинными ценностями. Только разумное сочетание традиций и инноваций ведет к прогрессу. Перекос в ту или иную сторону – тупиковый путь развития.

Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т.д.

Мини - музеи в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Помогают решить проблему социализации подрастающего поколения, способствуют полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.

Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми.

Тряпичная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

Цель: Формирование познавательных интересов, творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством создания условий для самореализации личности и использования различных видов наглядности.

Задачи:

Образовательные:

  • Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол;

  • Формировать знания о разнообразии и назначении тряпичной куклы;

  • Изучить виды тряпичных кукол и технологии их изготовления;

  • Продолжать учить детей изготавливать тряпичные куклы своими руками;

  • Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа.

Развивающие:

  • Обогащать чувственный опыт ребенка: развитие тактильных ощущений при работе с тканью, двигательного опыта рук;

  • Развивать зрительно-моторную координацию;

  • Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к тряпичной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

  • Воспитывать интерес к ручному труду;

  • Воспитывать стремление помогать своим товарищам.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

  • Принцип опоры на интересы ребёнка;

  • Принцип осуществления взаимодействия воспитания с детьми при

руководящей роли взрослого;

  • Принцип наглядности;

  • Принцип последовательности;

  • Принцип сотрудничества и взаимодействия.

В музее представлены разные тряпичные куклы.

В музее представлены разные тряпичные куклы.

Продукт проекта: Мини-музей «тряпичные куклы»
Ресурсное обеспечение

1) Кадровое: Создание творческой группы педагогов;

2) Научно-методическое: Подбор печатных, теоретических материалов по музейной педагогике и познавательно-исследовательской деятельности;

3)Организационное: Организация работы творческой группы по реализации этапов проекта;

4) Информационное:

  • Использование возможностей Интернета в поиске информации, адресов опыта;

  • Консультации по педагогическому проектированию;

  • Знакомство родителей с проблемой на консультациях;

  • Создание банка методических материалов.

5) Мотивационное:

  • Разработка системы материального стимулирования педагогов-участников проекта;

  • Накопление и обобщение педагогического опыта;

Ожидаемые результаты

1.Повышение уровня компетентности педагогов в музейной деятельности.

2.Улучшение качества проведения воспитательно-образовательного процесса.

3.Обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме. 4.Появление интереса у детей к музейной культуре.

5.Систематизация работы по данной теме.

6.Повышение музейной культуры родителей.

7.Желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ.

8.Повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество.

9.Создание комплексной системы работы по данному направлению.

10.Открытие мини – музея «Тряпичные куклы» с приглашением детей и их родителей.
Аспекты музейной деятельности

Музей для ребенка – намного больше, чем занимательная прогулка. Это выход из пространства привычных впечатлений, из рамок своего дома, из обыденности. Это большое и особенное путешествие, это знакомство не просто с произведениями искусства, но с людьми других эпох и культуры. Всё это сильно расширяет кругозор ребенка.

Формы деятельности:

  • Поисковая

  • Фондовая

  • Научная

  • Экспозиционная

  • Познавательная

Оформление музея:

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей и находятся в свободном доступе у детей. Коллекция расположена на экспозиционном стенде. На нижней части стенда находятся: библиотека - где собраны загадки, стихи и авторские произведения; игротека - где собраны игры и атрибуты для игровой деятельности детей.

Особенности использования экспонатов музея:

Экспонаты музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно-ролевых игр. Куклы могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.

Перспектива развития музея:

  • Пополнение экспонатами;

  • Проведение экскурсий для других групп детского сада;

  • Создание презентации «Тряпичные куклы»;

  • Семейные развлечения;

  • Использование музея в образовательной деятельности с детьми своей группы.


Методы реализации проекта

Содержание форм работы и видов деятельности

Образовательные области

Совместная деятельность детей и воспитателя

Совместная деятельность детей и родителей

Самостоятельная деятельность детей

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Беседа на тему «Как появились куклы» – познакомить детей с историей появления тряпичной куклы и тремя основными группами кукол (обереги, игровые, обрядовые).
Беседа: «Правила поведения в общественных местах – музее»
Экскурсия в мини-музей «Тряпичные куклы»




Игровая ситуация с тряпичными куклами «Зайчик на пальчик»

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Чудесный мешочек».

Игра «Заплетаем-расплетаем».

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Дидактическая игра: собери картинку (пазлы) тряпичной куклы «Счастье», «Крупенечка»
Дидактические игры: «Календарь листай - праздники запоминай!», «Народный календарь», лото «Назови и объясни»
Просмотр презентации «Русская народная кукла».
Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с тряпичными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».
Эксперимент: «Один день с Тряпичными куклами».

Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

Создание книжки по изготовлению тряпичной куклы «Десятиручка».

Рассматривание книг о тряпичных куклах, иллюстраций, альбомов

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Разучивание закличек о весне «Ой, матушка весна», русская народная песня, музыкальная потешка «Зайчик».

Чтение художественной литературы «Заветное желание», А. Кушнер; «Загадай желание», А. Парошин.

Чтение художественной литературы: Сказка Афанасьева, А.Н. «Василиса Прекрасная»

Составление рассказов о куклах, сочинение стихов, загадок.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Творческая мастерская: рисование тряпичной куклы «Масленица», «Птица счастья»
Творческая мастерская: изготовление тряпичной куклы «Зайчик на пальчик», «Берегинья»

Изготовление тряпичных кукол для мини-музея (Все экспонаты мини-музея изготовлены детьми и родителями (законными представителями совместно).

Музыкальная игра с самодельным зайчиком «Заинька, выйди в сад, серенький выйди в сад»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Русская народная подвижная игра

«Костромушка-Кострома»
Русские народные подвижные игры «Карусель»,

«У бабушки Маланьи», «Золотые ворота».









Этапы реализации /планирование образовательной деятельности


Этапы реализации

Сроки

Виды деятельности

Задачи

Исполнители

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

01.03-02.03

05.03-06-03

07.03-12.03

13.03-14-03

-Подбор материала для реализации проекта;

-Изучение материала из интернет - ресурсов;

-Подбор консультаций для родителей;

-Составление анкеты для анкетирования родителей по теме;

-Подбор тряпичных кукол; 
-Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных тряпичных кукол;
-Подбор природного и бросового материала;
-Подбор дидактических игр;
-Подбор сказок, стихов, загадок о кукле.

Выявление уровня сформированных знаний и умений у детей, родителей и педагогов по данной теме.
Выявление семей, заинтересованных в вопросе приобщения детей к народной культуре посредством изготовления традиционных кукол на базе детского сада.
Определение готовности родителей к сотрудничеству.
Изучить виды тряпичных кукол и технологии их изготовления.

Педагоги

ОСНОВНОЙ

05.03-26.03

05.03-30.03

12.03-26.03

05.03-

30.03

05.03-30.03

05.03-30.03

15.03-16-03

22.03

28.03

  • Ознакомление детей с художественной литературой;



– Проведение бесед;


  • Рассматривание картин и беседы по их содержанию;


-Наблюдения и экскурсии;

-Игровая и продуктивная деятельность;


  • Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;



-Рисование с детьми на тему «Мои Тряпичные куклы»;


  • Экспериментирование;

-Проведение экскурсии

Познакомить детей с декоративно- прикладным искусством нашего народа, традиционной тряпичной куклой.
Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма и русского народного фольклора.
Учить детей мастерить тряпичную куклу.
Воспитывать чувство уважения к истории русского народа.



Дети,
Педагоги,
Родители

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

26.03

29.03

-Создание мини-музея

«Тряпичные куклы»

-Презентация проекта

Тряпичные куклы»

Воспитывать чувство уважения к обычаям русского народа; обрядам и традициям наших предков.
Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы.
Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

Дети, родители, педагоги

Педагоги


РЕФЛЕКСИЯ

По результатам работы проекта Мини-музей «Тряпичные куклы» стало понятно, что знакомство с историей тряпичной куклы и технологией её изготовления возможно начинать с детского сада. Эта работа предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами.

Тряпичная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры.

Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус.

Одним из важных моментов в изготовлении игрушки является то, что её можно изготовить без иглы и ножниц. Дети мастерили кукол из различных материалов. Тем самым они приобрели необходимые трудовые навыки, у них начал формироваться хороший вкус.

Изготовление тряпичных кукол позволили познакомить детей с ее миром, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к традиционной культуре России.

Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея, посвященного тряпичной кукле.

В общем можно считать проект Мини-музей «Тряпичные куклы» успешно реализованным.

СПИСОК ЛИТАРАТУРЫ


  1. Берстнева, Е.В. Кукольный сундучок/ Е.В. Берстнева, Н.В. Догаева. – Москва: Белый город, 2010. – 112 с.

  2. Богданова, И.А. Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки/ И.А. Богданова. – Москва: Сибирская Благозвонница, 2010. – 200 с.

  3. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология/  Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн. – Москва: Культура и традиции, 2007. – 121 с.

  4. Комарова, Т.С. Народное искусство-детям/ Под ред. Т.С. Комаровой.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-224с.: цв. вкл.

  5. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла/ И.Н. Котова, А.С. Котова. – СПб: Паритет, 2003. – 240 с.

  6. Лысикова, О.В. Музеи мира.– М.: Флинта: Наука. 2002.-128 с.

  7. Пантелеева, Л.В. Музей и дети. – М: Дом ―Карапуз‖, 2000. – 253 с.

  8. Рыжова, Н.А., Логинова, Л.В. Данюкова, А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008

  9. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.: Высш. шк., 2004. -216 с.

  10. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38–42.

  11. Тельчаров, А.Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л,2005.– 184 с.

  12.  Шайдурова, Н.В. Традиционная тряпичная кукла. Учебно-методическое пособие/ Н.В. Шайдурова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. – 176 с.

  13. Юренева, Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Гбоу школа №1862, здание №9 iconНазвание Страница
Нет данных, здание, в котором школа располагается в настоящее время, введено в эксплуатацию в 1928 году

Гбоу школа №1862, здание №9 iconУчреждения культуры города Талицы Юбиляры Слайд 1
Слайд 1 в юбилейный год нашего города хотелось бы вспомнить об учреждениях культуры, которые в этом году также будут отмечать свои...

Гбоу школа №1862, здание №9 iconУрок на тему: «Русское искусство II половины XIX века»
Гбоу сош г. Москвы «Школа №2054», сп №4 школа №1113 с углубленным изучением музыки и хореографии»

Гбоу школа №1862, здание №9 iconЛесное. Военные строители начали возводить казарму, два жилых дома...
Поэтому в 1981году в строй вводится новое здание школы, а в 1983году школа становится средней, таковой является и сегодня. Сегодня...

Гбоу школа №1862, здание №9 iconРабочая программа по биологии. Фгос рабочую программу составила Новикова...
Рабочую программу составила Новикова Елизавета Павловна, учитель биологии, гбоу школа №423

Гбоу школа №1862, здание №9 iconСитникова О,Г., учитель трудового обучения гбоу рх черногорская специальная...
Ситникова О,Г., учитель трудового обучения гбоу рх черногорская специальная (коррекционная) школа – интернат

Гбоу школа №1862, здание №9 iconОбразец нелинейного расписания уроков и внеурочной деятельности учащихся...

Гбоу школа №1862, здание №9 iconБезопасности. Здание школы расположено на благоустроенном участке....
Состояние материально-технической базы и содержание здания школы соответствует целям и задачам образовательного учреждения, санитарным...

Гбоу школа №1862, здание №9 iconПункт проведения экзамена (ппэ) здание (сооружение), которое можно...
Ппэ) – здание (сооружение), которое можно использовать для проведения огэ. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых...

Гбоу школа №1862, здание №9 iconПроект на тему «Экологическая сказка»
Проект проводился в гбоу школа №1558 дошкольное отделение К5 с 1 августа 2016 по 9 июня 2017 (долгосрочный)


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную