Тема работы: «Музыкальная культура Древнего мира»


lit.na5bal.ru > Культура > Литература
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 2036

ТЕМА РАБОТЫ: «Музыкальная культура Древнего мира»

Автор: Тихонов Виктор 5 «А»

Педагог-куратор: Ларина Мария Геннадьевна (учитель музыки)

Восточный административный округ, район Косино-Ухтомский, г. Москва

2014 – 2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….. 3

Источники наших знаний о музыке Древнего мира…………………………… 5

Музыкальная культура Междуречья …………………………………………… 7

Музыкальная культура Древнего Египта ……………………………………….. 8

Музыкальная культура Древней Индии …………………………………………. 9

Музыкальная культура Древнего Китая …………………………………………. 10

Музыка Израильско-Иудейского царства ……………………………………… .. 11

Музыка Древней Греции ………………………………………………………….. 12

Музыка Древнего Рима ……………………………………………………………. 14

Музыкальные инструменты в мифах, легендах и сказках ………………………. 15

Заключение ………………………………………………………………………….. 18

Литература ……………………………………………………………………………20

Приложение …..…………………………………………………………………….. .21

ВВЕДЕНИЕ

Из всех искусств музыка – самое человечное и распространенное.

Жан Поль

Можно смело утверждать, что музыка возникла одновременно с человечеством. Замечательный русский писатель Виктор Астафьев оставил такие строки: «Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада… Я думаю, музыку человек услышал раньше, чем научился говорить, и заветное «В начале было слово» - весьма и весьма сомнительно. Нет, в начале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово»1.

Музыкальность первобытных людей проявлялась в пении, больше похожем на крики, и ритмичных движениях, которыми они сопровождали трудовую деятельность и магические ритуалы. Вообще, для древнего человека музыка – это, прежде всего, ритм. Чувство ритма – самое первозданное, оно связано с биением сердца. Не случайно древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Они возникли в период формирования у человека речи.

Дальнейшее развитие музыки неразрывно связано с эволюцией человечества. Наша работа представляет собой опыт музыковедческого исследования с целью: выявить, опираясь на исторические источники, какова роль музыки и музыкальных инструментов в культуре Древнего мира. Для достижения этой цели был определен ряд задач:

• выявить и систематизировать исторические источники, из которых мы узнаем о музыке и музыкальных инструментах Древнего мира;

• проанализировать содержание исторических свидетельств о древних музыкальных инструментах;

• изучить и систематизировать по типу звукоизвлечения музыкальные инструменты разных народов Древнего мира;

• выявить, из каких материалов изготавливались музыкальные инструменты в древности;

• изучить мифы, легенды, сказки разных народов о музыкальных инструментах.

Практическая задача данного исследования – создать музыкальный инструмент собственными руками.

Для решения поставленных задач мы использовали различные методы исследования:

  • теоретические: исторический метод, метод сравнительного анализа, классификация, индукция, дедукция;

  • практические: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Актуальность выбранной темы представляется нам несомненной, так как данное исследование позволяет:

  1. выявить межпредметные связи музыки, истории, литературы, технологии;

  2. сформировать у учащихся более глубокое представление о культурологических процессах;

  3. расширяет кругозор школьников и создает целостную картину взаимосвязи этих дисциплин.

Кроме того, художественным продуктом данного проекта станет изготовление музыкального инструмента на уроках технологии.

Объектом данного исследования является история Древнего мира – период, охватывающий IV-V тыс. до н.э. – V в. н.э. Предмет исследования – система музыкальных инструментов различных государств и народов Древнего мира.

В ходе исследования мы выдвигаем гипотезу, что музыкальные инструменты Древнего мира сохранили преемственность с основными типами древнейших инструментов: ударными, духовыми и струнными.

Источники наших знаний о музыке Древнего мира

Первые убедительные свидетельства о музыкальных опытах относят к эпохе палеолита, когда человек научился изготавливать примитивные шумовые и ударные инструменты из камня и кости. Вслед за ударными были изобретены духовые, а затем первые струнные инструменты. Их изображения сохранились на многочисленных наскальных рисунках, большинство из которых находится в Пиренеях.

Пройдя длительный период первобытной истории, человечество подошло к новому рубежу своего развития – эпохе Древнего мира. Она включает в себя историю народов Древнего Востока и античных Греции и Рима. Первые сведения о древних цивилизациях относятся к рубежу IV-V тысячелетий до н.э. В это время возникли государства в Египте, Междуречье (Западная Азия между Тигром и Евфратом), и, несколько позднее, на территории Индии и Китая. В I тысячелетии сложились европейские цивилизации – Древняя Греция, а затем Древний Рим, в Восточном Средиземноморье возникло мощное Израильско-Иудейское царство. Завершилась история Древнего мира с падением Рима в V веке н.э.

Основными источниками наших знаний о музыкальных инструментах этого периода являются, прежде всего, находки археологов. Все источники могут быть поделены на прямые – сами музыкальные инструменты, и косвенные. Это:

  • произведения скульптуры и живописи - древние изображения музыкантов и певцов на рельефах и фресках гробниц и храмов, на античных вазах, в рукописях;

  • письменные документы - тексты гимнов и песнопений, надписи, высеченные на каменных колоннах и гробницах, труды древних философов и музыкантов, ветхозаветные сочинения и др.;

  • литературные источники – мифы, легенды, сказки.

В данном исследовании мы опираемся на информацию, взятую из различных энциклопедий, Интернет - ресурсов, специальной музыковедческой литературы. Кроме того, в рамках проекта были изучены мифы Древней Греции, а также сказки о музыкальных инструментах разных народов мира.

В данной работе исследуется музыкальная культура следующих государств Древнего мира:

  • Междуречье;

  • Древний Египет;

  • Индия;

  • Китай;

  • Израильско-Иудейское царство;

  • Древняя Греция;

  • Древний Рим.

Исследование велось по определенному плану:

  1. Название государства/ территории;

  2. Период существования;

  3. Источники знаний о музыке;

  4. Музыкальные инструменты: название, материал, тип (по звукоизвлечению);

  5. Где и когда звучали.


Музыкальная культура Междуречья
На плодородных территориях, омываемых Тигром и Евфратом, находилась Древняя Месопотамия. Условные хронологические рамки ее существования– c середины IV тыс. до н. э. по 539 г. до н. э. В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии. Здесь появилась первая письменность, которая сыграла важную роль в научно-техническом и культурном развитии городов-государств.

Вероятно, Междуречье стало колыбелью первой музыкальной цивилизации. О существовании различных музыкальных инструментов свидетельствует иконография, барельефы, посуда, вазы, стелы. При раскопках захоронения в шумерском городе Ур (середина III тыс. до н.э.) среди драгоценных украшений, шлемов и оружия археологи обнаружили две богато инкрустированные арфы (zagzal). Из струнных широко использовались лиры (algar), которые, как и арфы, имели еще очень небольшие размеры.

Население Месопотамии обладало высокой техникой изготовления духовых инструментов. Основным материалом для них служил тростник. Это флейты (tigtigi) и гобой (abub).

Существовало также множество ударных инструментов: большие барабаны, маленькие литавры, кастаньеты, систры, колокольчики.

Инструменты и репертуар передавались по наследству следующим поколениям, жившим на территории Месопотамии. К 2000 году до н.э. ассирийцами была усовершенствована арфа и создан прообраз современной лютни (pantur).

Жизнь первых общин была тесно связана с религией, поэтому музыка непосредственно подчинялась религиозным культам. Верховные жрецы, астрологи, математики и музыканты сочиняли похвальные оды богам. Музыкальные инструменты использовались также на государственных торжествах.


Музыкальная культура Древнего Египта
Древнеегипетская цивилизация просуществовала значительный период времени: с середины IV тыс. до н. э. до IV-VII вв. н. э. О ее музыкальной культуре могут рассказать только косвенные данные – тексты гимнов и песнопений, произведения скульптуры и живописи. Любовь древних египтян к музыке видна в многочисленных изображениях музыкантов и певцов на рельефах и фресках гробниц и храмов. Кроме того, музыкальная культура египтян нашла отражение и в хозяйственных отчетах, юридических договорах и даже в пособиях по изучению математики или анатомии.

Инструменты Древнего Египта, как и в Месопотамии, можно распределить в три основные группы по типу звукоизвлечения. Струнные щипковые: арфа, лира; духовые: флейта, мизмар (предшественник гобоя); различные виды ударных инструментов: барабаны, бубны, трещотки.

Даже самые ранние изображения египетских музыкантов показывают, что господствующий тип музицирования – ансамбль. Исполнители на разных инструментах, а также певцы и танцоры объединялись в разнообразные по составу группы. Изображение солистов – редкость. В Древнем царстве преобладали ансамбли, состоявшие из нескольких арф, флейт и кифар, которые аккомпанировали певцам и танцорам. Со временем состав исполнителей изменялся, усиливается роль ударных, а также значение исполнителей, хлопающих в ладоши.

Главная роль отводилась арфе и лире – струнным щипковым инструментам. В Египте на арфе играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах, где арфы были такие огромные, что играть на них можно было только стоя. Существовало много разновидностей арф, как по количеству струн, так по размерам и способу игры. Особыми законами устанавливали, сколько струн должно быть на арфе бедняка, а сколько – у господина. Арфа простолюдина не должна была превышать размерами арфу вельможи.

Струны древних арф делали из жилок или волокон пальмового листа. Играли на ней по-разному: кончиками пальцев, длинными ногтями, специальными пластиночками2.

С древнейших времен музыка в Египте играла важную роль, как в религии, так и в повседневной жизни. Египтяне называли музыку «радость». Огромное значение придавалось не только инструментам, но также и человеческому голосу. Хоровое и сольное пение звучало в храмах, инструментальная музыка – при дворе. Пение и игра на арфе и лютне вообще входили в обязанности жрецов.
Музыкальная культура Древней Индии
Истоки индийской музыки восходят к III тыс. до н.э. В древних литературных памятниках конца II – первой половины I тыс. до н.э. Ригведе (Веда гимнов), Атхарваведе (Веда заклинаний) и Самаведе (Веда мелодий) есть записи мелодий условными значками, есть песенные тексты. Важнейшим источником для изучения древнеиндийского музыкального искусства и понимания его особенностей является "Натьяшастра" (I в. н. э.) - трактат о театре, музыке и танце. В нём подробно описаны разнообразные формы вокальной и инструментальной музыки, особые типы священных мелодий, музыкальные инструменты и состоящий из них театральный оркестр. Таким образом, музыка Древней Индии была неразрывно связана с театральным действием и пластикой танца.

Главный принцип индийской музыки – импровизация, в основе которой лежала рага («цвет») – традиционная устойчивая мелодия. Раги были призваны вызвать у слушателя определенные чувства и состояния. Некоторые раги наделялись магическими свойствами (например, способностью воздействовать на природу). В зависимости от характера раги исполнитель должен был придавать лицу нужное выражение или надевать маску. Музыка, с одной стороны, понималась как проявление божественного начала, а с другой - стала неотъемлемой частью повседневной жизни.

Основные музыкальные инструменты Древней Индии - ударные и струнные. Ударные: металлические тарелки, гонги, барабаны. Барабаны обтягивали кожей или пергаментом, которые предварительно обрабатывали специальными отварами из риса и трав. Благодаря такой выделке достигалось мягкое и насыщенное звучание. Одной из разновидностью барабана является гхатам – инструмент в виде глиняного горшка, обтянутого кожей. Играют на нем ладонью, пальцами и даже ногтями.

Наиболее распространенные струнные щипковые инструменты – вина и ситар. За нежный и богатый оттенками тембр вину называют «царицей струнных». По легенде, ей отдала свой голос сама богиня Сарасвати.

Из духовых инструментов были распространены флейта, шанкха – труба в виде раковины и шринга – металлический рог. Почти все древние инструменты сохранились до наших дней, музыканты играют на них, точно следуя традиции.

Музыкальная культура Древнего Китая
Первые упоминания о музыке встречаются в мифах и легендах (IV-II тыс. до н.э.), документальные свидетельства – в XVI-XI вв. до н.э.

В китайской музыке была принята система люй-люй (букв. «строй», «мера»), в основе которой лежали 12 звуков. Каждый имел магический смысл: нечетные обозначали светлые активные силы Неба, четные – темные, пассивные силы Земли. Все вместе выражали смену месяцев в году и часов в сутках. Приблизительно в VII в. до н.э. из этого звукоряда было выделено 5 звуков, получивших названия:

1-й - «дворец», 2-й – «беседа», «совет», 3-й – «рог», 4-й – «собрание», 5-й – «крылья». Им соответствовали:

5 первоэлементов: огонь, вода, земля, воздух, дерево;

5 основных цветов: белый, черный, красный, синий, желтый;

5 социальных значений: правитель, чиновники, народ, деяния, вещи.

Музыка наделялась магическими свойствами. Считалось, что с ее помощью можно вызвать дождь, воздействовать на рост растений, а нарушение веками установленной музыкальной традиции способно привести к различным бедствиям.

Древнейшие инструменты – струнные щипковые: сэ, чжэнь, цисяньцин, янь-цинь. Цисяньцин – китайский 7-струнный щипковый музыкальный инструмент, на деке помечено 13 ладов. Струны изготавливаются из шелка и имеют различную толщину. Само название переводится с китайского как: ци - «семь», сянь – струны, цинь - «струнный инструмент».

Название другого струнного инструмента – «пипа», или китайская лютня, происходит от способа исполнения: «пи» - вниз, «па» - вверх. У пипы 4 струны, круглый резонатор, длинный гриф, грушевидный корпус. Звук извлекается плектром, но иногда и ногтем, которому придается специальная форма.

В китайской музыке существовали и различные виды духовых – флейта, труба и горн.

Особенно богат и красочен арсенал ударных. Самый звонкий – цин – каменная пластинка в форме серпа или овала, подвешенная к раме; по ней ударяют молоточком. Соединяя разные по высоте цины, мастера создавали бяньцин, на котором можно играть как на металлофоне, извлекая звуки разной высоты. Таким же образом использовали и гонги: их объединяли в инструмент под названием «юньло».

Музыка в Древнем Китае звучала как во время религиозных церемоний, так и в светских увеселениях.


Музыка Израильско-Иудейского царства
В первую половину I тыс. до н.э. народы Восточного Средиземноморья переживают небывалый экономический и культурный подъем. Среди возникших здесь государственных образований особенно выделялись Иудейское и Израильское царства, достигшие своего расцвета в период единого государства - Израильско-Иудейского царства. В 1004 году на его престол вступил Давид, который правил 40 лет. Младший сын Давида – Соломон (965-926 до н.э.) довел до совершенства практически все начинания отца.

Жизнь, обряды, традиции древних евреев отражены в книгах Ветхого завета, ставших важным историческим источником и выдающимся памятником древней литературы. История повествует о том, что царь Давид одинаково успешно владел мечом, играл на кинноре и сочинял «тегила» (в греческом варианте – псалмы). В этих песнопениях древние евреи прославляли Бога и взывали к нему о помощи в трудные периоды жизни. Существует предание, что Давид музыкой лечил своего предшественника на царском троне – царя Саула.

Музыкальные инструменты древних евреев также можно распределить по 3 группам:

  1. струнные, разновидности лиры: киннор (3-хструнный), невель (6-тиструнный); псалтериум;

  2. ударные: тимпаны (цилиндрический ящик с натянутыми кожаными мембранами), трещотки, систрумы, кимвалы, бубны, колокола различных размеров.

  3. духовые: мощные длинные трубы хацоцерах, издававшие устрашающий рев, и изогнутые рога – шофар.


Музыкальные инструменты сопровождали религиозные действия, песни и пляски во время жертвоприношений, а также звучали перед боем и во время сражений.


Музыка Древней Греции
Развитие музыкальной культуры Древней Греции охватывает длительный период (III тыс. до н.э. – I в. до н.э.). Музыка Древней Греции сохранилась в немногочисленных фрагментах, которые представляют собой надписи, высеченные на каменных колоннах и гробницах. Кроме того, судить о древнегреческой музыкальной культуре можно по произведениям античного изобразительного искусства. Например, на античных вазах встречаются изображения музыкантов и музыкальных инструментов. Литературными источниками могут служить труды Аристотеля, Платона и других философов. Немало интересных сведений можно почерпнуть из мифологии.

Само понятие «музыка» пришло к нам из греческого языка. Древние греки трактовали его в узком смысле – как искусство музыки или наука о музыке, а в широком – как комплекс знаний, связанных с общей культурой и образованием.

Древнегреческая музыка была преимущественно вокальной и одноголосной, так как была тесно связана с поэзией. Господствовало хоровое мужское пение. Понятие «необразованный» означало «не умеющий петь в хоре». Роль инструментальной музыки в Древней Греции была менее значительной, чем вокальной. Инструменты использовались, прежде всего, для сопровождения пения.

Ведущие музыкальные инструменты Древней Греции – струнные: лира, кифара, форминга, барбитон.

Лира – один из самых распространенных инструментов, во многом из-за простоты конструкции и доступности игры на ней. Звучание лиры современники характеризовали как «благородное», «спокойное», «мужественное». Примитивная лира изготавливалась из панциря черепахи. Поверх вогнутой стороны натягивалась мембрана из воловьей шкуры. С выпуклой стороны крепились 2 ручки из дерева или рога дикого козла. Между собой ручки соединялись поперечной планкой из самшита. Струны из льна, конопли, кишок и сухожилий животных натягивались узлом на струнодержатель – небольшую доску. Все струны были одинаковой длины, но разной толщины. Всего на лире было 3 или 4 струны.

Кифара – инструмент, близкий лире, но крупнее, намного длиннее и тяжелее. Лирист играл сидя, кифарист – стоя. Кифара подвешивалась на специальной кожаной ленте («теламон»). Количество струн – от 4 до 18.

Лира и кифара считались инструментами Аполлона.

Широко распространены были и духовые инструменты: авлос, сиринга, трубы. Авлос («трубка») - духовой инструмент, который предположительно пришел из Малой Азии. Звук в авлосе извлекался через специальную пластинку-язычок, вставленную в отверстие инструмента. Материалы, из которых делали авлос: тростник, лотос, самшит, рога, кости некоторых животных. Реже использовалась кованая медь. В ранних образцах было 3-4 отверстия, поздние – иногда до 15. Авлет – исполнитель на авлосе – носил с собой несколько разных инструментов разной высоты. Существовали моноавлосы и диавлосы – авлосы с одним или двумя стволами.

Античные авторы высоко оценивали эстетические свойства авлоса: его называли «соловьем». Греки считали его инструментом Диониса.

Сиринкс или сиринга – духовой инструмент пастухов. По-русски – свирель Пана или пастушья свирель. Звук сиринги - светлый, приятный и немного свистящий. Существовали разновидности: монокаламос – одинарная, однотрубчатая сиринга, и поликаламос – многотрубчатая. Самая популярная свирель – из 7 соединенных сиринг различной длины. Они обычно среплялись льном, а чаще – воском. Сиринги различной длины крепились таким образом, что по форме напоминали крыло птицы. У древних греков даже существовала легенда, что Дедал, создатель крыльев для Икара, делал их по образу и подобию поликаламоса.

В росписях на древнегреческих сосудах музыканты с духовыми инструментами изображались обычно в сценах пиров и различных увеселений. Этим же целям служили ударныебубен, кимвалы (две полые полусферические металлические пластины), систр и специальный инструмент для танцев, похожий на испанские кастаньеты. В изображениях ритуальных действ в честь Диониса ударные инструменты часто держали нимфы – спутницы греческого бога виноделия.

Музыка играла важную роль в жизни древних греков. Она звучала во время бракосочетаний, застолий, войн, похорон, была неотъемлемой частью религиозных праздников и театральных представлений. Искусство древнегреческой инструментальной музыки было неразрывно связано с поэзией и трагедией: голос, жесты актеров, их движения формировались с помощью музыки. Величайшие драматурги Древней Греции – Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристотель были великолепными музыкантами и танцорами. Они получили широкое общественное признание и были причислены к разряду артистов и музыкантов.

Музыке приписывались и целебные свойства. Пифагор и его последователи даже создали особое учение, согласно которому музыка может управлять душой человека, пробуждая в ней добро или зло. Именно Пифагор открыл некую закономерную связь между звуками и математическими величинами. Основываясь на трудах астрономов и математиков Вавилона, он создал космическую теорию, которая представила мир как некое пространство гармонии, в которой планеты излучали непрерывные звуки, упорядоченные аналогично звукам в гамме. Пифагор отмечал также, что количество нот в гамме соответствует количеству планет на небе и равняется магической цифре 7.

Музыка Древнего Рима
Сведения о музыке Древнего Рима довольно скудны. Почти все музыкальные инструменты Рима были в заимствованы у греков во II в. до н.э., когда римские завоеватели покорили Древнюю Грецию. В Риме также было широко распространено пение поэтических произведений (Горация, Вергилия, Овидия) в сопровождении кифар. Влияние греческого искусства сохранялось вплоть до появления христианской культуры. Увлечение музыкой в Римской империи было всеобщим, вплоть до консулов и императоров. В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки и танца была почетна и популярна. Большим успехом пользовались публичные концерты греческой классической музыки, выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров.

Музыкой, пением и танцами сопровождались и любимые римлянами праздники Вакха – знаменитые вакханалии. И даже в военных легионах существовали большие духовые оркестры. Древние римляне изобрели и свои собственные музыкальные инструменты: металлические духовые, придававшие особую пышность и торжественность триумфальным шествиям и парадным церемониям. Это туба (прямая труба), букцина (в форме рога) и литуус (труба с цилиндрическим стволом и изогнутым раструбом).

После завоевания Египта у римской аристократии вошли в моду водяные органы – гидравлосы, которыми украшали роскошные виллы и дворцы. Этот инструмент, в котором необходимое давление воздуха, поступающего в трубы, поддерживалось столбом воды, был изобретен в III в. до н.э. в Александрии механиком Ктесибием.

Для позднего Рима периода упадка характерна совсем иная музыкальная культура. Уходит в небытие преклонение перед классическим искусством. На первое место выходят эффектные, часто грубые зрелища, вплоть до кровавых игр гладиаторов. Начинается увлечение громкозвучными ансамблями, состоящими по преимуществу из духовых и шумовых инструментов, преобладает легкая музыка. Жители Рима были уверены, что для того и существуют артисты, чтобы доставлять удовольствие. Музыка стала просто забавным ремеслом, не успев развиться до уровня серьезного искусства. Потому и рассматривалась как ремесло презренное и недостойное свободного человека.
Музыкальные инструменты в мифах, легендах и сказках
Мифы, легенды и сказки – еще один источник наших знаний о музыкальных инструментах разных народов Древнего мира. Значительное место среди литературных произведений древности занимают мифы Древней Греции, которым в нашем исследовании было уделено особое внимание.

Как известно, миф, сказание – это попытка понять и объяснить мир, его происхождение, а также определить в нем место богов, героев и людей. В иносказательной и поэтичной форме наши далекие предки отражали свое видение различных жизненных явлений. И музыке в мифах отведена не последняя роль.

Древние греки связывали музыкальное искусство с Аполлоном – богом солнца, прорицателем, охранителем стад и основателем городов. Аполлон часто изображался играющим на струнном инструменте форминге или лире, издающей нежный звук при прикосновении золотого плектра. Этого олимпийского бога сопровождали эпитеты: «искусно владеющий лирой», «наслаждающийся лирой», «бряцающий на лире», «златолирный», «певец», «музыкант» и т.п. Аполлон – Мусагет, то есть предводитель девяти муз, каждая из которых покровительствовала определенному виду искусства или науки.

Таким образом, в мифе отражено представление древних греков о божественной природе музыки и определена роль струнных инструментов: «спокойное, мужественное, благородное» звучание лиры сопровождало религиозные обряды в честь олимпийского бога солнца.

История возникновения лиры тоже отражена в мифе об Аполлоне и Гермесе. Совсем ребенком Гермес хитростью похитил стадо коров Аполлона. Вернувшись с ним на родину, он нашел перед своей пещерой черепаху, вынул ее мясо и сделал из панциря корпус лиры, натянув на колки из стеблей тростника струны из коровьих кишок. Эта история зашифрована в древнегреческой загадке:

Мой родитель – баран, а мать моя - черепаха,

Рождение мое было смертью и ей, и ему.

Когда Аполлон нашел Гермеса и коров, он услышал игру на лире и отдал за нее свое стадо при условии, что Гермес научит его играть. Тот, в свою очередь, попросил Аполлона научить его искусству прорицания.

Противоположностью возвышенному и благозвучному культу Аполлона были захватывающие и зажигательные празднества в честь другого древнегреческого бога – Диониса. Дионис – бог торжествующей, ежегодно пробуждающейся и умирающей природы, бог вина и виноделия, веселия и радости. Его эпитеты: «любящий хороводы», «неистово танцующий», «грохочущий» и т.п. Если инструменты Аполлона – лира и кифара, то у Диониса это духовые – авлосы, флейты, рога – и ударные: звонкие кимвалы, бубны и тимпаны.

О происхождении флейты рассказывает древнегреческий миф. Изобрела этот инструмент богиня Афина. Однако, увидев, как безобразно раздуваются щеки при игре, она бросила флейту и наложила проклятие на каждого, кто прикоснется к ней. Флейту подобрал сатир Марсий и выучился на ней играть. Достигнув необычайного мастерства, Марсий вызвал на состязание самого Аполлона. Бог, игравший на кифаре, победил и в наказание за дерзость подверг Марсия мучительной казни. Так кифара и флейта – струнный и духовой – оказались противопоставлены друг другу. Кифара олицетворяла божественное вдохновение, а флейта – земное начало, в котором сочетаются и мастерство, вызывающее восхищение, и страсть, и инстинкт, таящие в себе неведомые опасности.

Служителем Аполлона был Орфей. Греки причисляли его к богам и полубогам, поскольку, как повествует миф: «От звуков его чудесной лиры вся природа наполнялась трепетом: умолкали хоры очарованных птиц, останавливали ход свой рыбы в море, на звук его песен откликались деревья, горы и скалы; дикие звери выходили из нор и ласкались к его ногам»3. Перед его искусным пением и игрой на лире (кифаре) не устоял даже грозный Аид и его жена Персефона, властители подземного Царства мертвых. Смягчившись, они отдали Орфею его умершую жену Эвридику. В этом мифе скрыто представление греков о силе воздействия музыки: «Музыка сильнее смерти, она может вернуть к жизни».

После окончательной потери Эвридики Орфей отправился в плавание с аргонавтами. По легендам, он дважды спасал их от гибели: на острове сирен, когда певец отрезвил всех величественной песней о долге и цели путешествия, и при прохождении Симплегад – двух «совместно ударяющих» скал на пути к Черному морю. Сначала между скалами полетел голубь и потерял перья из хвоста, так быстро сомкнулись Симплегады. Потом запел Орфей и скалы, заслушавшись его, пропустили корабль и навсегда остались разомкнутыми.

Противопоставление двух религиозных традиций, существовавших в культуре древних греков, показано в мифе о гибели Орфея. Неистовые вакханки, служительницы Диониса (Вакха), изображавшиеся с флейтами, рогами и бубнами, растерзали Орфея. Но Аполлон забрал его лиру и поместил ее на небо. С тех пор Лира – созвездие Северного полушария.

Сказки и мифы наполнены иносказаниями и вымыслом. Но за ним всегда скрыта правда. Так было и с мифом о Пане.

Пан – древнегреческое божество стад, лесов и полей. Греки изображали Пана лохматым, с козлиными рожками и копытами, с телом, покрытым густой шерстью.

Его эпитеты: «танцор», «любящий хоровод», «общающийся с музами», «вакхический». Это – один из приближенных Диониса. Его музыкальный инструмент – сиринкс, сиринга или попросту – флейта Пана. Миф рассказывает, что Пан влюбился в лесную нимфу Сирингу, но внушил красавице только ужас. Чтобы спастись, она бросилась к реке и речные нимфы превратили ее в тростник. В тоске Пан срезал тростник и сделал из него флейту. Новый инструмент он назвал именем своей возлюбленной – сиринга.

В этой легенде о Пане скрыта историческая правда. Как-то ученые-археологи исследовали в степях за Волгой древние могилы – курганы. В одном кургане обнаружили восемь костяных трубок разной длины, с ровными срезами. Инструмент поразительно напоминал флейту Пана, хотя курган находился вдали от Греции. Археологи предположили, что флейту в здешние края завезли либо купцы, либо путешественники. Однако ученые высчитали, что кургану 5 тысяч лет и он на тысячу лет старше мифа, созданного древними греками. Значит, флейта попала в курган задолго до того, как про нее узнали древние греки. И родилась она далеко от греческой земли. Там, где когда-то давно, на месте нынешнего кургана, пасли стада бородатые пастухи, одетые в козьи шкуры. Возможно, кого-то из древнегреческих путешественников поразили эти люди, облаченные в звериные шкуры, играющие на нежной свирели. Так и родился миф о Пане. А родина одного из самых древних музыкальных инструментов – не далекая Греция, а наша приволжская степь4.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринятое исследование музыкальной культуры Древнего мира приводит к следующим итогам:

  1. Выявлены и систематизированы исторические источники, из которых мы узнаем о музыке и музыкальных инструментах Древнего мира;

  2. Проанализировано содержание исторических свидетельств о древних музыкальных инструментах;

  3. Рассмотрены и систематизированы по типу звукоизвлечения музыкальные инструменты разных народов Древнего мира;

  4. Выявлено, из каких материалов изготавливались музыкальные инструменты в древности;

  5. Изучен ряд мифов, легенд, сказок разных народов о музыкальных инструментах.



В результате была достигнута цель данного исследования. Мы пришли к выводу, что в культуре Древнего мира музыка и умение играть на каком-либо музыкальном инструменте считалось высшим, божественным даром. На музыку возлагались, прежде всего, религиозные задачи, решать их было поручено певцам и исполнителям - инструменталистам. Кроме того, музыке приписывались целебные свойства. Древний человек с особой остротой чувствовал силу воздействия музыки на самые сложные и сокровенные стороны души. В большинстве стран музыканты были служителями храмов, а порой и жрецами. В исполнении огромную роль играла импровизация – это воспринималось как состояние наивысшей близости музыканта к божеству.

Музыкальные инструменты Древнего мира использовались также в военных действиях, подавая сигналы и устрашая противника.

Еще одно назначение музыки – радовать людей, услаждать их слух, давать отдых после трудов. Поэтому наряду с культовой музыкой существовало светское музицирование - домашнее и придворное, как сольное, так и в ансамбле. Именно в древности музыка сложилась как профессиональное искусство. Тогда же окончательно определились основные группы музыкальных инструментов: ударные, струнные и духовые, зародились формы сольного и хорового пения, появились первые представления о музыкальных жанрах и ладах.

Безусловно, наше исследование нельзя считать исчерпывающим, так как история музыки Древнего мира - тема глубокая и требуют дальнейшего изучения. В то же время, проведенная работа позволила нам выдвинутую гипотезу о том, что музыкальные инструменты Древнего мира сохранили преемственность с основными типами древнейших инструментов: ударными, духовыми и струнными. Результаты данной работы могут быть использованы на уроках истории, музыки, литературы при изучении соответствующих тем. Кроме того, осуществленный эксперимент по изготовлению дудочки своими руками может быть апробирован на уроках технологии или в рамках проведения предметной недели искусств.

Литература
1. Всемирная история/ Сост. М.В. Пономарев. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009. – (Современная школьная энциклопедия).

2. Всеобщая история музыки/ авт.-сост. А. Минакова, С. Минаков. – М.: Эксмо, 2009.

3. Герцман Е.В. Языческие и христианские музыкальный древности. – СПб.: издательство ООО «Лебедушка», 2006.

4. Кленов Арк. С. Там, где музыка живет. – 3-е изд., испр. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.

5. Лопатина А., Скребцова М. Волшебный мир музыки. Рассказы, сказки, стихи, игры и задания / А. Лопатина. М. Скребцова. – 3-е изд. – М.: Серия «Образование и творчество»

6. Мир музыки. Энциклопедия – М.: Астрель: АСТ, 2008.

7. Мифы Древней Греции. Пересказ Г.Н. Петникова. – М.: Эксмо, 2007.

8. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.

9. Как сделать свирель своими руками. http://www.stranamam.ru

10. http://www.km.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Дудочка своими руками». Ход работы

Материал: бамбуковая трубка.

  1. Отпилить по длине 27 - 30см, выровнять края и удалить внутренние перегородки (если они есть) ножом.

  2. Зачистить внутренний канал с помощью намотанной на палочку наждачной бумаги.

  3. Вырезать прямоугольное отверстие свистка на расстоянии около 2см от края. Ширина - 0,7 см, длина 0,5 см.

  4. Сформировать надфилем угол свисткового отверстия (на стороне ближе к выходу). Он должен быть под углом 45 градусов. Этот угол очень важен, т.к. он непосредственно участвует в формировании звука, рассекая струю воздуха.

  5. Изготовить пыж из кусочка дерева, подогнать его под диаметр внутреннего канала. Он должен доходить до ближней грани отверстия свистка.

  6. Вставить пыж в дудочку, предварительно примеряя его.

  7. Отпилить лишнее, выравнивая край.

  8. Промазать пыж клеем и вставить в дудочку. Когда он подсохнет, сформировать для удобства игры скос края дудочки.

  9. С помощью тюнера проверить тональность (первый звук) нашей «флейты». Прожечь первое отверстие. (Вначале прожигаем дырочку маленького диаметра, проверяем тюнером и подстраиваем отверстие, расширяя его). Чем шире и выше к свистку отверстие, тем выше нота.

  10. После настройки шести дырочек с верхней поверхности флейты, необходимо зачистить внутренний канал от остатков гари наждачной бумагой.

  11. Последним прожечь отверстие с нижней поверхности флейты.



1 В. Астафьев «Слово о Мастере».

2 Сейчас - только кончиками пальцев.

3 Мифы Древней Греции, с. 42.

4 См. об этом: Арк. Кленов. Там, где музыка живет. С. 34-36.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Тема работы: «Музыкальная культура Древнего мира» iconИстория Древнего Мира Вводная часть
Древнего мира. Учащиеся получают знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. Дается представление...

Тема работы: «Музыкальная культура Древнего мира» iconРабочая программа курса «История Древнего мира»
Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки рф, авторской программы А. А. Вигасина, Г. И. Годера,...

Тема работы: «Музыкальная культура Древнего мира» iconРабочая учебная программа курса «История Древнего Мира»
«История Древнего мира» (авторы А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой 2007 г.), которая включена в сборник: Программы общеобразовательных...

Тема работы: «Музыкальная культура Древнего мира» iconСтатья посвящена актуальной проблеме воспитания и образования, формированию...
Массовая музыкальная культура в системе эстетического воспитания современной школы

Тема работы: «Музыкальная культура Древнего мира» iconРабочая программа по истории древнего мира для 5 класса составлена...
Данная программа ориентирована на использование учебника А. А. Вигасина, Г. И. Годера: История Древнего мира: Учеб для 5 класса общеобразовательных...

Тема работы: «Музыкальная культура Древнего мира» iconРабочая программа по истории древнего мира для 5 класса составлена...
Данная программа ориентирована на использование учебника А. А. Вигасина, Г. И. Годера: История Древнего мира: Учеб для 5 класса общеобразовательных...

Тема работы: «Музыкальная культура Древнего мира» iconМайков А. Н. «Введение в изучение истории»
Мо РФ 2004 года и на основе авторских программ по истории А. А. Вигасина, Г. И. Годера., И. С. Свенцицкой. «История Древнего мира»...

Тема работы: «Музыкальная культура Древнего мира» icon1 Древнейшая стадия истории человечества. Цивилизации Древнего мира
Тема Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в xvi—xviii вв

Тема работы: «Музыкальная культура Древнего мира» iconТема урока Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Образовательные ресурсы: икт: презентация, ид; учебник История Древнего мира 5 класс, Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.,...

Тема работы: «Музыкальная культура Древнего мира» iconУрок по истории Древнего мира. Класс: 5 Тема: «Природа и занятия жителей Древней Греции»
...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную