Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
школа № 1530 «Школа Ломоносова»
«Дошкольные группы на Стромынке» Культурно-просветительский проект для детей средней группы «Народные промыслы».
Разработала
воспитатель 1 категории
Шишкина
Екатерина
Александровна.
Москва, 2018
Паспорт проекта
Тема: «Народные промыслы»
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители
Срок реализации: январь – март
Этапы реализации:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Актуальность: Дети имеют недостаточные представления о русской культуре: о праздниках, народных традициях, народных промыслах, обычаях, обрядах. Тип проекта:
по содержанию: познавательно-творческий;
по количеству участников: групповой;
по продолжительности: среднесрочный (декабрь - февраль);
участники проекта: дети средней группы, их родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Цель проекта:
- создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре;
- расширить и углубить знания детей о декоративно-прикладном народном творчестве России;
- развивать художественные способности детей;
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского декоративно-прикладного искусства;
- активизировать речь, расширять словарь детей.
Ожидаемый результат: Участие детей в проекте «Народные промыслы» позволит:
Обогатить знания и представления детей о русской культуре,
Воспитать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам.
. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию;
. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;
. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;
Развитие творческого воображения и творческого мышления;
. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Содержание форм работы и видов деятельности
Образовательные области
| Совместная деятельность детей и воспитателя
| Совместная деятельность детей и родителей
| Самостоятельная деятельность детей
| социально-коммуникативное развитие
| Беседы:
«Что такое народная игрушка»,
«Кто делает народные игрушки»,
«Какая народная игрушка вам больше нравится»,
«Из чего сделана матрешка».
| Обсуждения и беседы родителей с детьми о том, что нового они узнали на занятиях в детском саду по теме «Народные промыслы»
| Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин игрушек»,
«Угостим матрешек чаем»,
«В гости к матрешкам»,
«Игрушки знакомятся»,
«Ждем гостей».
Дидактические игры:
«Собери матрешку по образцу» (разрезные картинки,
«Где спряталась матрешка»,
«Собери матрешку из 5 частей», «Найди пару»,
«Узнай по описанию»,
«Какая игрушка спряталась».
| познавательное развитие
| Познавательно-исследовательская деятельность:Познание (формирование целостной картины мира):
-«История русской матрешки»
- «Чем пахнут ремёсла?»
Познавательно-исследовательская деятельность:Познание (математическое развитие):
на материале русской народной сказки «Теремок»
Коммуникативная деятельность (Речевое развитие): Тема: «Магазин игрушек»
| Совместное посещение детей и родителей музеев народно-прикладного творчества.
| Самостоятельное рассматривание и изучение уголка «Народные промыслы» в группе детского сада.
| речевое развитие
| Чтение русских потешек, прибауток, закличек, частушек.
Чтение стихотворений:
А. Барто «Игрушки»,
Некрасова «Веселые матрешки»,
И. Чернидская «Матрешки»,
Рус. нар. сказки «Крошечка-Хаврошечка»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
«Лисичка сестричка и волк»,
С. Маршак «О матрешках»,
Загадки о народных промыслах,
Чтение небылиц.
| разучивание с детьми частушек, потешок, скороговорок.
| Рассказывание детьми частушек, потешек, поговорок, скороговорок по теме проекта.
| художественно-эстетическое развитие
| Рисование: «Дымковский конь»
Аппликация: «Декоративное блюдо для матрёшки»
Рисование: «Филимоновская игрушка – козлик»
Конструирование: «Город мастеров»
Конструирование: «Строим домик для матрешки»
Конструирование: «Магазин сувениров»
| Изготавление поделок на выставку «Народные промыслы»;
совместное изготавление костюмов, атрибутов к проведению тематических празников в детском саду.
| Тематические расскраски;
рассматривание альбомов «Народные промыслы»;
свободная художественная деятельность детей в ИЗО-уголке
| физическое развитие
| Познакомить детей с русскими народными играми.
| Совместное участие детей и родителей в соревнованиях; «Веселых стартах»
| Использование детьми выученных подвижных игр в свободной деятельности на прогулках и в группе.
| Этапы реализации/планирование образовательной деятельности
Этапы реализации
| Сроки
| Виды деятельности
| Цель
| Исполнители
| подготовительный
| 01.12.2017– 15.12.2017
| 1.Проведение опроса среди родителей на тему:
«Народное искусство в жизни Вашей семьи»
(Приложение 1)
2.Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.
3.Оформление картотеки:
«Загадки, частушки, считалки, пословицы, поговорки и скороговорки русского народа»
«Народные игры»
(Приложение 3)
4.Создание презентаций для детей на тему:
– «Народные промыслы»;
– «Дымковская игрушка»;
– «Филимоновская игрушка»;
– «Народные праздники, гуляния»;
– «Народные игрушки»;
– «Народные ремёсла»;
– «Русский народный костюм».
5.Работа с родителями:
– Консультация «Приобщаем детей к народным традициям»
– Наглядно-текстовая информация для родителей о народных праздниках.
(Приложение 6)
| – узнать уровень информированности родителей в области темы «Народные промыслы»;
– создание познавательно-развивающей среды для детей;
– создание наглядных (в том числе интерактивных) пособий для детей по ознакомлению с народными художественными промыслами России;
–привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами детского сада по ознакомлению с народным искусством.
| Воспитатели группы
| основной
| 15.12.2017–15.02.2018
| 1.Беседы с детьми по данной тематике
«Что такое народная игрушка?»
«Матрешка – народная игрушка»
«Какая народная игрушка больше всего нравится?»
«Дымковская игрушка» (рассказ об истории промысла)
«Филимоновская игрушка» (рассказ об истории промысла)
«Народные праздники»
«Что такое ремесло»
«Делу – время, потехе – час»
2.Чтение
А. Барто «Игрушки»,
Некрасова «Веселые матрешки»,
И.Чернидская «Матрешки»,
Рус.нар.сказки«Крошечка-Хаврошечка»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
«Лисичка сестричка и волк»,
С. Маршак «О матрешках»;
Загадки о народных промыслах;чтение небылиц.
3. Проведение народных игр с детьми:
Подвижные: «Муха-Капуста», «У медведя во бору», «У дядюшки Трифона», «Золотые ворота»,
«Бабка-Ежка», «Жмурки», «Скакалка», «Пастух и стадо», «Горелки», «Пирог», «Салки», «Ручеек», «Гуси – гуси»
Хороводные: «Флажок», «Ходит Ваня», «Пузырь», «Зайка»,«Колпачок», «Карусель», « Мы матрешки», «Вейся, венок» 4.Дидактические игры (Приложение 4):
“Найди две одинаковые игрушки”,“Чудесный мешочек”, “Лото - магазин”,«Что лишнее»,«Покажи, что назову», «Составь свой узор»,«Разукрась сам»,"Назови правильно",«Укрась поднос», «Найди лишнее», «Угадай и расскажи», «Собери матрешку», «Городецкие узоры»,«Художественные часы», «Карты», «Кто на чем приехал?», «Подбери узор», «Рукавички», «Пуговичное ожерелье», «Разбитый сервиз», «Раскрась узор», «Ах,матрешечки, матрешки– маленькие крошки»
5. Знакомство с русскими народными традициями и обычаями.
6.Знакомство с русским национальным костюмом.
7.Русские народные игрушки.
8.Игрушка–Матрешка
9.Золотая хохлома
10.Сказочная гжель.
11.Филимоновсеие игрушки.
12.Дымковские игрушки.
13. Продуктивная деятельность (Приложение 2)
14.Театрализованная деятельность: «Подготовка и проведение фольклорного праздника «Русская ярмарка»
| 1.Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре.
2.Знакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями, народными промыслами.
3.Воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию.
4.Активизировать речь, расширять словарь детей.
5.Развивать коммуникативные навыки.
6.Знакомить детей с русскими народными играми
Приобщение к народному творчеству через ознакомление с художественной литературой, русскими народными сказками, частушками, потешками, прибаутками.
Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Вызвать интерес к народной сказке. Познакомить с предметами домашнего обихода, упоминаемыми в сказках.
Дать понятие о добре, зле. Развивать нравственные чувства у детей.
Познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Закрепление полученных знаний в дидактических, настольно-печатных играх.
Познакомить детей с самоваром, искусством чаепития и хлебосольства на Руси.
Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям.
Познакомить детей с русским народным костюмом. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои сказки, песни, костюмы. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства.
Познакомить с внешним обликом, особенностями росписи матрешек (колорит, композиция, элементы). Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Расширять представления о хохломском промысле; учить рисовать отдельные элементы хохломской росписи; формировать умение работать концом кисти, развивать воображение
Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.
Познакомить с творчеством филимоновских мастеров. Показать особенности лепки филимоновской игрушки; учить добиваться точности в передаче формы; развивать моторику рук.
Показать особенности конструктивного способа лепки дымковского коня. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, учить соединять части фигурки.
Закрепление полученных знаний через театральную деятельность.
| Воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
| заключительны
| 15.02.2018-20.02.2018
| Итоговое мероприятие:
«Масленница»,
«Выставка детских работ»
| Обобщение полученных знаний;
Способствовать возрождению обычаев и обрядов, связанных с народным
праздником Масленица.
Расширять знания и представления детей о народных традициях.
Развивать двигательную активность детей.
| Воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
|
ОТЧЁТ ПО ПРОЕКТУ: «Народные промыслы»
Этот проект был создан после того, как мы выявили, что дети имеют недостаточные представления о русской культуре: о праздниках, народных традициях, народных промыслах, обычаях, обрядах. Участие детей в проекте позволило обогатить знания и представления детей о русской культуре, воспитать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам.
На первом этапе был проведён опрос родителей на тему: «Народное искусство в жизни Вашей семьи». Опрос показал, что родители считают тему «Народное искусство в жизни Вашей семьи» актуальной (93%). Родители хотят, чтобы их дети знали народное искусство. Большинство родителей уделяют внимание приобщению детей к культуре своего народа: поют колыбельные, в своей речи употребляют русские народные пословицы и поговорки. Хотелось также отметить низкий уровень знаний родителей по видам русских народных искусств, народных промыслов, праздников. Для родителей были составлены консультации, наглядно-текстовая информация о народных праздниках. Был проведён конкурс буклетов среди родителей на тему: «Народная культура России». Так же была составлена картотека: «Загадки, частушки, считалки, пословицы, поговорки и скороговорки русского народа», «Народные игры». Для детей были созданы презентации о народных промыслах, праздниках.
На основном этапе с детьми проводились:
Беседы
Чтение художественной литературы
Проведение народных игр с детьми
Дидактические игры
Продуктивная деятельность
НОД по теме проекта
Театрализованная деятельность: «Русская ярмарка»
Сюжетно-ролевая игры
Итоговым мероприятием нашего проекта стала выставка детских работ и проведение праздника «Масленница».
Считаем, что по окончании проекта у детей начало формироваться чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями. Начал накапливаться опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. Так же начал развиваться художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Проект помог формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью. По мимо всего развивалась двигательная активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.
Используемая литература и наглядный материал: 1. «Волшебный мир народного творчества» под ред. Т.Я. Шпикаловой М. «Просвещение» 2004. 2 .Вохринцева С. « Окружающий мир. «Народное творчество» Екатеринбург «Страна фантазий». 2006. (наглядное пособие) 2 папки. 3. Вохринцева С. «Учимся рисовать «Гжель» 3 альбома. Екатеринбург. «Страна фантазий». 2005. 4. Вохринцева С. «Учимся рисовать «Хохломская роспись» 2 альбома. Екатеринбург «Страна фантазий». 2005 5. Вохринцева С. «Учимся рисовать «Дымковская игрушка» 2 альбома. Екатеринбург «Страна фантазий». 2005. 6. Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» М. «Скрипторий» 2008. 7. Грибовская А.А. «Детям о народном искусстве» М. «Просвещение» 2001. (наглядное пособие). 8.Костерин Н.П. «Учебное рисование» М. «Просвещение» 1984. 9. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» М. издательство «Карапуз - Дидактика», «Творческий центр «СФЕРА» 2007г. 10.Лыкова И.А. «Наш вернисаж. «Дымковская игрушка» » М . «Карапуз - Дидактика», «Творческий центр «СФЕРА» 2008. (Альбом). 11. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» под ред. Т.С. Комаровой. М. «Просвещение» 1991. 12. «Наглядно – дидактическое пособие «Мир в картинках». «Хохлома» М. «Мозаика - Синтез». 13. «Наглядно – дидактическое пособие «Мир в картинках». «Гжель» М. «Мозаика – Синтез». 14. «Наглядно – дидактическое пособие «Мир в картинках». «Дымковская игрушка» М. «Мозаика – Синтез». 15. Рондели Л.Д. «Народное декоративно – прикладное искусство» М. «Просвещение» 1984г. 16. Шевчук Л. В. «Дети и народное творчество» М. «Просвещение» 1985г.
Приложение 1
Анкета №1
«Народное искусство в жизни Вашей семьи».
Считаете ли Вы эту тему интересной и актуальной?
Какие виды народного искусства Вы знаете?
Как часто Вы читаете ребенку русские народные сказки?
Употребляете ли Вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки?
Какие русские народные промыслы Вам знакомы?
Поете ли Вы ребенку колыбельные песни?
Играете ли Вы в народные игры? Если да, то в какие.
Считаете ли вы необходимостью введение народоведческих дисциплин в систему дошкольного российского образования?
Затрагиваете ли Вы в беседах с ребѐнком темы, связанные с патриотизмом?
Считаете ли Вы важным обращать внимание ребѐнка на то, к какой нации он принадлежит?
Рассказываете ли Вы ребѐнку о своих предках и корнях семьи? Как на это реагирует ребѐнок?
Существуют ли в Вашей семье русские традиции, праздники?
Укажите, на ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе.
Приложение 2
Конспект занятия по рисованию в средней группе
|