«Дошкольные группы на Стромынке» Культурно-просветительский проект для детей средней группы «Народные промыслы»


страница1/5
lit.na5bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы

школа № 1530 «Школа Ломоносова»

«Дошкольные группы на Стромынке»
Культурно-просветительский проект для детей средней группы «Народные промыслы».


Разработала

воспитатель 1 категории

Шишкина

Екатерина

Александровна.

Москва, 2018

Паспорт проекта

Тема: «Народные промыслы»

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители

Срок реализации: январь – март

Этапы реализации:

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

Актуальность: Дети имеют недостаточные представления о русской культуре: о праздниках, народных традициях, народных промыслах, обычаях, обрядах. Тип проекта:

по содержанию: познавательно-творческий;

по количеству участников: групповой;

по продолжительности: среднесрочный (декабрь - февраль);

участники проекта: дети средней группы, их родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Цель проекта:

- создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта:

- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре;

- расширить и углубить знания детей о декоративно-прикладном народном творчестве России;

- развивать художественные способности детей;

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского декоративно-прикладного искусства;

- активизировать речь, расширять словарь детей.

Ожидаемый результат: Участие детей в проекте «Народные промыслы» позволит:

  1. Обогатить знания и представления детей о русской культуре,

  2. Воспитать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам.

  3. . Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию;

  4. . Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;

  5. . Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;

  6. Развитие творческого воображения и творческого мышления;

  7. . Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Содержание форм работы и видов деятельности

Образовательные области

Совместная деятельность
детей и воспитателя

Совместная деятельность
детей и родителей

Самостоятельная деятельность детей

социально-коммуникативное развитие

Беседы:

«Что такое народная игрушка»,

«Кто делает народные игрушки»,

«Какая народная игрушка вам больше нравится»,

«Из чего сделана матрешка».


Обсуждения и беседы родителей с детьми о том, что нового они узнали на занятиях в детском саду по теме «Народные промыслы»

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин игрушек»,

«Угостим матрешек чаем»,

«В гости к матрешкам»,

«Игрушки знакомятся»,

«Ждем гостей».

Дидактические игры:

«Собери матрешку по образцу» (разрезные картинки,

«Где спряталась матрешка»,

«Собери матрешку из 5 частей»«Найди пару»,

«Узнай по описанию»,

«Какая игрушка спряталась».


познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность:Познание (формирование целостной картины мира):

-«История русской матрешки»

- «Чем пахнут ремёсла?»

Познавательно-исследовательская деятельность:Познание (математическое развитие):

на материале русской народной сказки «Теремок»

Коммуникативная деятельность (Речевое развитие): Тема: «Магазин игрушек»


Совместное посещение детей и родителей музеев народно-прикладного творчества.

Самостоятельное рассматривание и изучение уголка «Народные промыслы» в группе детского сада.

речевое развитие

Чтение русских потешек, прибауток, закличек, частушек.

Чтение стихотворений:

А. Барто «Игрушки»,

Некрасова «Веселые матрешки»,

И. Чернидская «Матрешки»,

Рус. нар. сказки «Крошечка-Хаврошечка»,

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

«Лисичка сестричка и волк»,

С. Маршак «О матрешках»,

Загадки о народных промыслах,

Чтение небылиц.


разучивание с детьми частушек, потешок, скороговорок.

Рассказывание детьми частушек, потешек, поговорок, скороговорок по теме проекта.

художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Дымковский конь»

Аппликация: «Декоративное блюдо для матрёшки»

Рисование: «Филимоновская игрушка – козлик»

Конструирование: «Город мастеров»

Конструирование: «Строим домик для матрешки»

Конструирование: «Магазин сувениров»


Изготавление поделок на выставку «Народные промыслы»;

совместное изготавление костюмов, атрибутов к проведению тематических празников в детском саду.

Тематические расскраски;

рассматривание альбомов «Народные промыслы»;

свободная художественная деятельность детей в ИЗО-уголке

физическое развитие

Познакомить детей с русскими народными играми.

Совместное участие детей и родителей в соревнованиях; «Веселых стартах»

Использование детьми выученных подвижных игр в свободной деятельности на прогулках и в группе.

Этапы реализации/планирование образовательной деятельности

Этапы реализации

Сроки

Виды деятельности

Цель

Исполнители

подготовительный

01.12.2017– 15.12.2017

1.Проведение опроса среди родителей на тему:

«Народное искусство в жизни Вашей семьи»

(Приложение 1)

2.Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.

3.Оформление картотеки:

«Загадки, частушки, считалки, пословицы, поговорки и скороговорки русского народа»

«Народные игры»

(Приложение 3)

4.Создание презентаций для детей на тему:

– «Народные промыслы»;

– «Дымковская игрушка»;

– «Филимоновская игрушка»;

– «Народные праздники, гуляния»;

– «Народные игрушки»;

– «Народные ремёсла»;

– «Русский народный костюм».

5.Работа с родителями:

– Консультация «Приобщаем детей к народным традициям»

– Наглядно-текстовая информация для родителей о народных праздниках.

(Приложение 6)


– узнать уровень информированности родителей в области темы «Народные промыслы»;

– создание познавательно-развивающей среды для детей;

– создание наглядных (в том числе интерактивных) пособий для детей по ознакомлению с народными художественными промыслами России;

–привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами детского сада по ознакомлению с народным искусством.

Воспитатели группы


основной

15.12.2017–15.02.2018

1.Беседы с детьми по данной тематике

«Что такое народная игрушка?»

«Матрешка – народная игрушка»

«Какая народная игрушка больше всего нравится?»

«Дымковская игрушка» (рассказ об истории промысла)

«Филимоновская игрушка» (рассказ об истории промысла)

«Народные праздники»

«Что такое ремесло»

«Делу – время, потехе – час»

2.Чтение

А. Барто «Игрушки»,

Некрасова «Веселые матрешки»,

И.Чернидская «Матрешки»,

Рус.нар.сказки«Крошечка-Хаврошечка»,

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

«Лисичка сестричка и волк»,

С. Маршак «О матрешках»;

Загадки о народных промыслах;чтение небылиц.


3. Проведение народных игр с детьми:

Подвижные: «Муха-Капуста», «У медведя во бору», «У дядюшки Трифона», «Золотые ворота»,

«Бабка-Ежка», «Жмурки», «Скакалка», «Пастух и стадо», «Горелки», «Пирог», «Салки», «Ручеек», «Гуси – гуси»

Хороводные: «Флажок», «Ходит Ваня», «Пузырь», «Зайка»,«Колпачок», «Карусель», « Мы матрешки», «Вейся, венок»
4.Дидактические игры (Приложение 4):

“Найди две одинаковые игрушки”,“Чудесный мешочек”, “Лото - магазин”,«Что лишнее»,«Покажи, что назову», «Составь свой узор»,«Разукрась сам»,"Назови правильно",«Укрась поднос», «Найди лишнее», «Угадай и расскажи», «Собери матрешку», «Городецкие узоры»,«Художественные часы», «Карты», «Кто на чем приехал?», «Подбери узор», «Рукавички», «Пуговичное ожерелье», «Разбитый сервиз», «Раскрась узор», «Ах,матрешечки, матрешки– маленькие крошки»

5. Знакомство с русскими народными традициями и обычаями.


6.Знакомство с русским национальным костюмом.


7.Русские народные игрушки.

8.Игрушка–Матрешка


9.Золотая хохлома

10.Сказочная гжель.

11.Филимоновсеие игрушки.

12.Дымковские игрушки.

13. Продуктивная деятельность (Приложение 2)

14.Театрализованная деятельность: «Подготовка и проведение фольклорного праздника «Русская ярмарка»

1.Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре.

2.Знакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями, народными промыслами.

3.Воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию.

4.Активизировать речь, расширять словарь детей.

5.Развивать коммуникативные навыки.

6.Знакомить детей с русскими народными играми

Приобщение к народному творчеству через ознакомление с художественной литературой, русскими народными сказками, частушками, потешками, прибаутками.

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Вызвать интерес к народной сказке. Познакомить с предметами домашнего обихода, упоминаемыми в сказках.

Дать понятие о добре, зле. Развивать нравственные чувства у детей.

Познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Закрепление полученных знаний в дидактических, настольно-печатных играх.

Познакомить детей с самоваром, искусством чаепития и хлебосольства на Руси.

Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям.

Познакомить детей с русским народным костюмом. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои сказки, песни, костюмы. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей  рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной  игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства.

Познакомить с внешним обликом, особенностями росписи матрешек (колорит, композиция, элементы). Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Расширять представления о хохломском промысле; учить рисовать отдельные элементы хохломской росписи; формировать умение работать концом кисти, развивать воображение

Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.

Познакомить с творчеством филимоновских мастеров.   Показать особенности лепки филимоновской игрушки; учить добиваться точности в передаче формы; развивать моторику рук.

Показать особенности конструктивного способа лепки дымковского коня. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, учить соединять части фигурки.

Закрепление полученных знаний через театральную деятельность.

Воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

заключительны

15.02.2018-20.02.2018

Итоговое мероприятие:

«Масленница»,

«Выставка детских работ»

Обобщение полученных знаний;

Способствовать возрождению обычаев и обрядов, связанных с народным

праздником Масленица.

Расширять знания и представления детей о народных традициях.

Развивать двигательную активность детей.


Воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.



ОТЧЁТ ПО ПРОЕКТУ: «Народные промыслы»

Этот проект был создан после того, как мы выявили, что дети имеют недостаточные представления о русской культуре: о праздниках, народных традициях, народных промыслах, обычаях, обрядах. Участие детей в проекте позволило обогатить знания и представления детей о русской культуре, воспитать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам.

На первом этапе был проведён опрос родителей на тему: «Народное искусство в жизни Вашей семьи». Опрос показал, что родители считают тему «Народное искусство в жизни Вашей семьи» актуальной (93%). Родители хотят, чтобы их дети знали народное искусство. Большинство родителей уделяют внимание приобщению детей к культуре своего народа: поют колыбельные, в своей речи употребляют русские народные пословицы и поговорки. Хотелось также отметить низкий уровень знаний родителей по видам русских народных искусств, народных промыслов, праздников. Для родителей были составлены консультации, наглядно-текстовая информация о народных праздниках. Был проведён конкурс буклетов среди родителей на тему: «Народная культура России». Так же была составлена картотека: «Загадки, частушки, считалки, пословицы, поговорки и скороговорки русского народа», «Народные игры». Для детей были созданы презентации о народных промыслах, праздниках.

На основном этапе с детьми проводились:

  • Беседы

  • Чтение художественной литературы

  • Проведение народных игр с детьми

  • Дидактические игры

  • Продуктивная деятельность

  • НОД по теме проекта

  • Театрализованная деятельность: «Русская ярмарка»

  • Сюжетно-ролевая игры

Итоговым мероприятием нашего проекта стала выставка детских работ и проведение праздника «Масленница».

Считаем, что по окончании проекта у детей начало формироваться чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями. Начал накапливаться опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. Так же начал развиваться художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Проект помог формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью. По мимо всего развивалась двигательная активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.

Используемая литература и наглядный материал:
1. «Волшебный мир народного творчества» под ред. Т.Я. Шпикаловой М. «Просвещение» 2004.
2 .Вохринцева С. « Окружающий мир. «Народное творчество» Екатеринбург «Страна фантазий». 2006. (наглядное пособие) 2 папки.
3. Вохринцева С. «Учимся рисовать «Гжель» 3 альбома. Екатеринбург. «Страна фантазий». 2005.
4. Вохринцева С. «Учимся рисовать «Хохломская роспись» 2 альбома. Екатеринбург «Страна фантазий». 2005
5. Вохринцева С. «Учимся рисовать «Дымковская игрушка» 2 альбома. Екатеринбург «Страна фантазий». 2005.
6. Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» М. «Скрипторий» 2008. 
7. Грибовская А.А. «Детям о народном искусстве» М. «Просвещение» 2001. (наглядное пособие). 
8.Костерин Н.П. «Учебное рисование» М. «Просвещение» 1984.
9. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» М. издательство «Карапуз - Дидактика», «Творческий центр «СФЕРА» 2007г.
10.Лыкова И.А. «Наш вернисаж. «Дымковская игрушка» » М . «Карапуз - Дидактика», «Творческий центр «СФЕРА» 2008. (Альбом).
11. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» под ред. Т.С. Комаровой. М. «Просвещение» 1991.
12. «Наглядно – дидактическое пособие «Мир в картинках». «Хохлома» М. «Мозаика - Синтез».
13. «Наглядно – дидактическое пособие «Мир в картинках». «Гжель» М. «Мозаика – Синтез».
14. «Наглядно – дидактическое пособие «Мир в картинках». «Дымковская игрушка» М. «Мозаика – Синтез».
15. Рондели Л.Д. «Народное декоративно – прикладное искусство» М. «Просвещение» 1984г.
16. Шевчук Л. В. «Дети и народное творчество» М. «Просвещение» 1985г.

Приложение 1

Анкета №1

«Народное искусство в жизни Вашей семьи».

  1. Считаете ли Вы эту тему интересной и актуальной?



  1. Какие виды народного искусства Вы знаете?




  1. Как часто Вы читаете ребенку русские народные сказки?




  1. Употребляете ли Вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки?




  1. Какие русские народные промыслы Вам знакомы?




  1. Поете ли Вы ребенку колыбельные песни?




  1. Играете ли Вы в народные игры? Если да, то в какие.



  1. Считаете ли вы необходимостью введение народоведческих дисциплин в систему дошкольного российского образования?



  1. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребѐнком темы, связанные с патриотизмом?



  1. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребѐнка на то, к какой нации он принадлежит?



  1. Рассказываете ли Вы ребѐнку о своих предках и корнях семьи? Как на это реагирует ребѐнок?



  1. Существуют ли в Вашей семье русские традиции, праздники?



  1. Укажите, на ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе.

Приложение 2

  1. Конспект занятия по рисованию в средней группе

  1   2   3   4   5

Поделиться в соцсетях



Похожие:

«Дошкольные группы на Стромынке» Культурно-просветительский проект для детей средней группы «Народные промыслы» iconМбдоу детский сад «Берёзка» с. Каликино Добровского муниципального...
Участники проекта: дети первой младшей группы, второй младшей группы, средней группы, родители воспитанников, воспитатель группы

«Дошкольные группы на Стромынке» Культурно-просветительский проект для детей средней группы «Народные промыслы» iconПроект для детей старшей группы "юный пешеход!” Сергеева Елена Демьяновна...
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное...

«Дошкольные группы на Стромынке» Культурно-просветительский проект для детей средней группы «Народные промыслы» iconПедагогического творчества
Тема работы: Формирование основ зож по средствам проектной деятельности младших дошкольников. Проект «Крепкие зубки» для детей средней...

«Дошкольные группы на Стромынке» Культурно-просветительский проект для детей средней группы «Народные промыслы» iconТема: «Народные промыслы Сенгилеевского района»
Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательной средней школы №1 г. Сенгилея Ульяновской области

«Дошкольные группы на Стромынке» Культурно-просветительский проект для детей средней группы «Народные промыслы» icon«Централизованная библиотечная система для детей» Культурно-просветительский проект
Формирование у детей устойчивого интереса к книге, привычки систематического посещения библиотеки для превращения досуга...

«Дошкольные группы на Стромынке» Культурно-просветительский проект для детей средней группы «Народные промыслы» iconПроект детей и воспитателей средней и подготовительной группы «В гости к Бабе Яге»
Участники проекта: Евдокимова Анастасия Владимировна воспитатель, Бойко Татьяна Андреевна воспитатель

«Дошкольные группы на Стромынке» Культурно-просветительский проект для детей средней группы «Народные промыслы» iconЗакон РФ «Об образовании»
Дошкольные группы являются подразделением дошкольного образования, организованном в общеобразовательном учреждении мбоу «сош №4»

«Дошкольные группы на Стромынке» Культурно-просветительский проект для детей средней группы «Народные промыслы» iconКалендарно-тематическое планирование по работе с родителями детей средней группы
Рекомендация для родителей об использовании детьми ножниц, закрепление приемов вырезания

«Дошкольные группы на Стромынке» Культурно-просветительский проект для детей средней группы «Народные промыслы» iconКонсультация для родителей средней группы: «Ваш ребенок. 4 – 5 лет»
Цель: Познакомить родителей с возрастными нормами развития детей 4-5 лет. Расширить знания родителей характерных особенностях детей,...

«Дошкольные группы на Стромынке» Культурно-просветительский проект для детей средней группы «Народные промыслы» iconМетодическое пособие «социально-педагогическое сопровождение детей...
Теоретические аспекты социально-педагогического сопровождения детей группы риска


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную