Задача формирования ключевых компетентностей становится актуальной для всех образовательных ступеней, включая дошкольную, на которой закладывается фундамент развития личности растущего человека


lit.na5bal.ru > Культура > Задача
Формирование познавательной компетентности детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром

В современных социально-экономических условиях усиливается интегративная функция развития различных гуманитарных систем и в первую очередь образования. Научные исследования ожиданий и требований современного общества к гражданам показывают высокую потребность в инициативных, ответственных, компетентных и коммуникативных людях. Общество, используя образование как механизм социального наследования, выдвигает новые требования к человеку, одним из которых является его готовность и способность осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности.

Такую способность в современной педагогической литературе называют «компетентностью».

Задача формирования ключевых компетентностей становится актуальной для всех образовательных ступеней, включая дошкольную, на которой закладывается фундамент развития личности растущего человека.

Анализ современного состояния образования в России, в особенности в дошкольных учреждениях, свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью (социокультурной средой) и системой образования, сводимой к передаче знаний – умений – навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования рассматривается несколько видов компетентности: познавательные, социальные, личностные. Моё исследование посвящено формированию познавательных (интеллектуальных) компетентностей.

Актуальность проблемы формирования познавательных компетентностей для детей дошкольного возраста обусловлена следующими факторами:

  • разрыв между знаниями и умениями применять эти знания на практике;

  • преодоление несоответствия результатов существующей системы образования новым социально-экономическим задачам государства;

  • необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности;

  • необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

  • в связи со стихийностью и зачастую не прогнозируемостью результатов развития детей, проблемами дезадаптации, низким уровнем школьной зрелости со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования; системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

  • для формирования коммуникативных компетенций необходим базовый уровень интеллектуальных умений, например для воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера важным является способность свободно, четко понятно излагать свою точку зрения на проблему, анализировать позицию собеседника.

По данным различных научных исследований последних лет темп интеллектуального развития детей дошкольного возраста замедляется, по сравнению с предшествующими десятилетиями (исследования М.А. Холодной, Д.И. Фельдштейн).

Практико-ориентированные меры, разработанные в предшествующие годы научным сообществом, оказываются не эффективными в современных условиях. Необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, созданий условий для достижения успешности ребенка требует соответствующей перестройки путей, методов и форм развития.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы моей работы «Формирование познавательной компетентности детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром».

Цель – теоретически доказать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса мероприятий по ознакомлению детей с окружающим миром.

Поставленная нами цель привела к решению следующих задач:

  • Изучить состояние проблемы формирования познавательной компетентности старших дошкольников в теоретических источниках;

  • Подобрать методические диагностики познавательной компетентности старших дошкольников, охарактеризовать уровни качества развития детей в познавательном аспекте;

  • Приобщить родителей к совместному взаимодействию по формированию познавательной компетентности дошкольников через ознакомление с окружающим миром;

  • Транслировать педагогический опыт по формированию познавательной компетентности детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Вся работа по изучению проблемы формирования познавательной компетентности детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром ведётся по трём направлениям:

  1. Взаимодействие с детьми.

  2. Взаимодействие с семьей.

  3. Взаимодействие с педагогами.

Формирование познавательной компетентности детей дошкольного возраста предполагает использования комплекса мероприятий по ознакомлению с окружающим миром:

  • непосредственно образовательной деятельности;

  • экспериментирования;

  • дидактических игр;

  • проектной деятельности;

  • самостоятельной деятельности детей;

  • деятельности детей на прогулке (целевые прогулки, экскурсии).

Учитывая программные требования, возрастные и индивидуальные особенности детей применяю следующие методы и технологии:

  • интеграции (Н.Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой);

  • проекта;

  • ИКТ;

  • здоровьесберегающие;

  • игровые;

  • наблюдения;

  • эксперимента;

Основная задача непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. С этой целью используются методики О.В. Дыбиной, О.А. Соломенниковой и другие.

Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную систему знаний, отражающую существенные связи в той или иной области.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим включают в себя:

  • Ознакомление с явлениями социальной жизни;

  • Ознакомление с предметным миром, созданным человеком;

  • Ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. Например, такая дидактическая игра «Назови и покажи по порядку» к теме «Я - Человек», развивает представления о строении человеческого тела, активизирует словарный запас по этой теме. В ходе игры воспитатель показывает, а дети называют части тела, затем задание усложняется и уже ребёнок сам показывает и называет части тела - Рука: плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы, ногти. Нога: бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти. Туловище: шея, плечи, грудь, живот, спина. Голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, глаза, нос, щёки, рот, подбородок. Рот: губы, зубы, язык.

Или, например, при использовании на непосредственно-образовательной деятельности «Русские народные праздники на Руси» мультимедийной презентации «Зимние святки» у детей повысился интерес к познанию, что такое Рождество, колядки, праздник Крещения. Итогом непосредственно-образовательной деятельности мы с детьми организовали колядки по детскому саду.

Экскурсии такие, как: в краеведческий музей, театр, магазин, по городу и другие, также повышают познавательную компетентность дошкольников - у детей формируются навыки социальных отношений, знания о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме.

В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними. Например, в ходе непосредственно-образовательной деятельности по теме «Наш дом», дети познакомились с предметами быта (кофемолкой, мясорубкой и др.), у них расширились представления о предметах, облегчающих и украшающих быт человека, а также появилось желание выполнять обязанности по дому. Или, например, в процессе непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в прошлое кресла», у детей сформировались знания о назначении предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло), они проследили историю появления кресла: камень - пень - табурет – стул- кресло.

А, во время экскурсии по детскому саду к уголку противопожарной безопасности у детей сформировались знания о противопожарной безопасности, дети познакомились с системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде – дети учатся видеть понимать реальные причины зависимости.

В педагогической практике важную роль в формировании представлений о живой и неживой природе играет прогулка. Поэтому в своей работе по самообразованию на тему «Ознакомление дошкольников с окружающим миром через целевые прогулки и экскурсии» были разработаны картотеки целевых прогулок и экскурсий по всем возрастам. Так, например, вызвала у дошкольников большой интерес целевая прогулка к ели, где дети рассматривали кору ели через лупу.

Занимательные опыты, эксперименты так же побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе образовательной деятельности при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи между предметами и взаимодействиями ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.

Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных видах деятельности перед ребёнком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности:

  • В специально созданных взрослыми подвижных играх: например игра малой подвижности «Радуга» развивает у детей цветовосприятие, или подвижная игра «Найди свой цвет», которая формирует умение различать цвета и находить их в окружающем пространстве. В подвижной игре «Светофор» дети закрепляют ранее полученные знания о правилах дорожного движения;

  • В дидактических играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Например, дидактическая игра «Времена года». Целью игры является формирование представлений о сезонных изменениях в природе, умения устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями. На каждого играющего выдаётся по четыре цветные карточки белая, голубая, красная, желтая, соответствующие времени года. Педагог называет явления в природе, а дети показывают соответствующую карточку: зимой – белую, весной – голубую, летом – красную, осенью – желтую. «Прилетают снегири» - дети показывают белую карточку, соответствующую зиме и объясняют свой выбор, «Улетают перелетные птицы», «Цветет сирень», «Замерзают реки», «Листья опадают с деревьев», «Звенит капель» и т. д.;

  • Творческие игры по своей природе отобразительны: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень – переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются. На данном этапе нашего педагогического процесса помогают картотеки сюжетно-ролевых, театрализованных игр. Например, в ходе сюжетно-ролевой игры «Детский сад» расширяются знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые в нем работают, формируется желание подражать действиям взрослых. Так, например, целью настольной театрализованной игры «В школе светофора Мигалки», является расширение и закрепление знаний детей об особенностях разных видов транспорта, а также закрепление полученных знаний на непосредственно-образовательной деятельности «Правила дорожного движения». Дети на макете «Улица города» манипулируют разными видами транспорта. Никто не соблюдает правил движения. Случилась беда! Появляется «Скорая помощь». Все приглашаются в школу светофора Мигалки. Ведущий игры – светофор Мигалка проводит уроки в своей школе, обыгрывая разные ситуации.

В последние годы все активнее в качестве условий для развития умственных способностей, познавательной деятельности выступают разнообразные формы повышения познавательной компетентности детей дошкольного возраста. Такие формы как развлечения познавательного характера, самообразование ребёнка. Например, развлечение «Здравствуй, лето красное!», «Праздник осени» и другие.

Развивающая предметно-пространственная среда, создаваемая в саду для развития познавательной компетентности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. Понятие развивающая предметно – пространственная среда, определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Среда не только создаёт благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Особенность дошкольника такова, что всё, полученное в ходе совместной деятельности с педагогом, должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Поэтому, педагог должен внимательно наблюдать, делать выводы и рационально организовывать для детей развивающее пространство, исходя из их интересов, потребностей и особенностей организации образовательного и воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивая насыщенность, трансформируемость, полуфункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Оформлены центры с учётом требований ФГОС ДО и Программы, возрастных особенностей и техники безопасности.

Размещение оборудования по центрам развития, таких как «Центр творчества», «Центр экспериментирования», «Центр сенсорики и моторики» и других позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Основной акцент опыта работы направлен на действия с предметом, поэтому в нашей группе, обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, предметы для опытно-поисковой работы (Например: «Тонет – не тонет»), природный материал для изучения, экспериментирования, составления коллекций. (Например: коллекция «Виды почвы», «Коллекция камней», «Коллекция ракушек», «Коллекция пуговиц»), демонстрационный материал, лабораторный материал для проведения опытов.

Для поддержки познавательного интереса были использованы нетрадиционные методы. Возможности такого подхода заложены в развивающей системе обучения В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. С целью развития детского экспериментирования в группе был оборудован центр экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности. Была подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы, например, «С водой и без воды», «Что чувствуешь?», «Какие свойства?» и др., которые собраны в папку «Игры и эксперименты». Используя такую форму работы с детьми дошкольного возраста, обогащается опыт детей, идёт практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Дети активно участвуют в экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми.

Огромную роль в формировании познавательной компетентности дошкольников играет семья. Совместная познавательная деятельность способствует становлению познавательной активности и наполняет познавательную деятельность ребенка новым личностным смыслом. Поэтому в работе по данной теме был разработан план по взаимодействию с семьёй.

Для родителей оформлены: консультация «Выходной день с ребёнком», папки – передвижки «Нескучной вам недели!», «Дикие и домашние животные»; экспресс – листы: «Вести с занятий: Деревья и кусты», «Ранняя весна»; папка-раскладушка «Это интересно! - Рождественские и Новогодние обычаи на Руси» и другие. Проведены: семинар-практикум «Народные игры в семейном кругу»; дни открытых дверей; педагогический проект «В ожидании Нового года!» с участием родителей. Для того чтобы заинтересовать родителей работой в данном направлении, в группе проводятся игротеки «В гостях у куклы Маши», «Настольные игры», на которых родителям и детям предлагается поучаствовать в играх на формирование познавательной компетентности.

Педагогическим опытом по формированию познавательной компетентности детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром делюсь с воспитателями дошкольного образовательного учреждения. Для педагогов ДОУ подготовлены и проведены: творческая лаборатория, консультация «Роль педагога в формировании познавательных интересов»; сообщения из опыта работы для выступления на педагогических советах: «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста на прогулке», «Создание условий для совместной с педагогом деятельности в группах младшего дошкольного возраста». Разработаны картотеки целевых прогулок и экскурсий на каждую возрастную группу. Как наставник, оказываю помощь своей подопечной в подготовке и проведении непосредственно-образовательной деятельности, в организации прогулок, проведению режимных моментов.

Транслировала опыт работы для слушателей курсов повышения квалификации ГАОУ ДПО ИРОСТ. Выступала с докладом из опыта работы на научно-практическом семинаре ФГБОУ ВПО ШГПИ «Организация образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО» (2015г.).

Результатами работы в данном направлении стали:

  • активность и самостоятельность детей в познавательной деятельности;

  • включение родителей в воспитательно-образовательный и развивающий процесс работы детского сада; приобщение родителей к совместной деятельности по формированию познавательной компетентности с ребенком дома.

Опыт работы теоретически доказал и экспериментально проверил эффективность использования комплекса мероприятий по ознакомлению детей с окружающим миром.

Работа по формированию познавательной компетентности детей через ознакомление с окружающим миром показывает положительную динамику.

Если в 2013-2014 учебном году в средней группе на начало года высокий уровень составил 3, 2% и к концу года - 24,7%, то в 2014-2015 учебном году (в старшей группе) на начало учебного года -13,7% и на конец - 29,3%

Прослеживается и снижение низкого уровня с 32,3% до 1,2% в средней группе и в старшей группе – с 22,0% до 7,5%. У детей повысилась познавательная компетентность, сформировались навыки и умения самостоятельно добывать знания, проявлять интерес к познанию.
Познавательное развитие дошкольников 2013-2014 учебный год

(Средняя В группа):

Познавательное развитие дошкольников 2014-2015 учебный год

(Старшая В группа):


Таким образом, систематизация работы по ознакомление с окружающим миром способствует формированию познавательной компетентности детей дошкольного возраста.

Методическая литература

  1. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения /[Текст]/Л.И. Божович //«Известия АПН РСФСР». – 1955. Выпуск 73

  2. Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) [Текст] / А.Г. Гогоберидзе // Управление ДОУ. – 2006. - №1. С. 10-19

  3. Диагностика

  4. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010

  5. Дыбина О.Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара,1997

  6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. - №5

  7. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Уч. Пособие/ Под. ред. Л.Г. Нисканен. М.: Академия, 2002, с. 208

  8. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. - Волгоград: Учитель, 2012

  9. Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Компетентностный подход: проблемы терминологии [Текст] // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - № 2(5). – С. 212 - 220

  10. Левашева И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников [Текст] // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - № 2(5). – С.133

  11. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» (старшая группа) под редакцией Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. - Волгоград: Учитель, 2012

  12. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. №7. - С. 21 - 27

  13. .Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Задача формирования ключевых компетентностей становится актуальной для всех образовательных ступеней, включая дошкольную, на которой закладывается фундамент развития личности растущего человека iconЗадача формирования ключевых компетентностей становится актуальной...
Формирование познавательной компетентности детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром

Задача формирования ключевых компетентностей становится актуальной для всех образовательных ступеней, включая дошкольную, на которой закладывается фундамент развития личности растущего человека iconЗначение интегрированных в начальной школе
В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний. Особо актуальной становится задача формирования целостного...

Задача формирования ключевых компетентностей становится актуальной для всех образовательных ступеней, включая дошкольную, на которой закладывается фундамент развития личности растущего человека icon«Организация исследовательской и проектной деятельности школьников...
В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности...

Задача формирования ключевых компетентностей становится актуальной для всех образовательных ступеней, включая дошкольную, на которой закладывается фундамент развития личности растущего человека iconИндивидуальный план по самообразованию педагога
Формирование ключевых и предметных компетентностей обучающихся посредством использования электронных образовательных ресурсов на...

Задача формирования ключевых компетентностей становится актуальной для всех образовательных ступеней, включая дошкольную, на которой закладывается фундамент развития личности растущего человека iconИспользование художественной литературы
Дошкольное детство начальный этап формирования личности человека, его ценностных ориентаций в окружающем мире. В этот период закладывается...

Задача формирования ключевых компетентностей становится актуальной для всех образовательных ступеней, включая дошкольную, на которой закладывается фундамент развития личности растущего человека iconНаучно-исследовательская работа на тему: «Симметрия в жизни человека»
Познание природы и жизни – первая задача человека. И одной из главных ступеней к этой цели является познание симметрии

Задача формирования ключевых компетентностей становится актуальной для всех образовательных ступеней, включая дошкольную, на которой закладывается фундамент развития личности растущего человека iconЛекция диалог. «Личностный рост в пространстве школьного самоуправления»
Цель: создать условия для развития творческих индивидуальных способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием,...

Задача формирования ключевых компетентностей становится актуальной для всех образовательных ступеней, включая дошкольную, на которой закладывается фундамент развития личности растущего человека iconОбразовательная программа по изо «волшебники» (Средняя и старшая подгруппы)
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте...

Задача формирования ключевых компетентностей становится актуальной для всех образовательных ступеней, включая дошкольную, на которой закладывается фундамент развития личности растущего человека iconТема проекта
Актуальность проекта: Игра является потребностью растущего организма. Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности....

Задача формирования ключевых компетентностей становится актуальной для всех образовательных ступеней, включая дошкольную, на которой закладывается фундамент развития личности растущего человека icon1. предмет и задачи курса «основы русского жестового языка» в подготовке педагогических
России, в которой вслед за Западом началось движение к идеологии, опирающейся на фундамент плюрализма культур, толерантности к особым...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную