Формирование познавательной компетентности детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром В современных социально-экономических условиях усиливается интегративная функция развития различных гуманитарных систем и в первую очередь образования. Научные исследования ожиданий и требований современного общества к гражданам показывают высокую потребность в инициативных, ответственных, компетентных и коммуникативных людях. Общество, используя образование как механизм социального наследования, выдвигает новые требования к человеку, одним из которых является его готовность и способность осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности. Такую способность в современной педагогической литературе называют «компетентностью». Задача формирования ключевых компетентностей становится актуальной для всех образовательных ступеней, включая дошкольную, на которой закладывается фундамент развития личности растущего человека. Анализ современного состояния образования в России, в особенности в дошкольных учреждениях, свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью (социокультурной средой) и системой образования, сводимой к передаче знаний – умений – навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования рассматривается несколько видов компетентности: познавательные, социальные, личностные. Моё исследование посвящено формированию познавательных (интеллектуальных) компетентностей. Актуальность проблемы формирования познавательных компетентностей для детей дошкольного возраста обусловлена следующими факторами:
По данным различных научных исследований последних лет темп интеллектуального развития детей дошкольного возраста замедляется, по сравнению с предшествующими десятилетиями (исследования М.А. Холодной, Д.И. Фельдштейн). Практико-ориентированные меры, разработанные в предшествующие годы научным сообществом, оказываются не эффективными в современных условиях. Необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, созданий условий для достижения успешности ребенка требует соответствующей перестройки путей, методов и форм развития. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы моей работы «Формирование познавательной компетентности детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром». Цель – теоретически доказать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса мероприятий по ознакомлению детей с окружающим миром. Поставленная нами цель привела к решению следующих задач:
Вся работа по изучению проблемы формирования познавательной компетентности детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром ведётся по трём направлениям:
Формирование познавательной компетентности детей дошкольного возраста предполагает использования комплекса мероприятий по ознакомлению с окружающим миром:
Учитывая программные требования, возрастные и индивидуальные особенности детей применяю следующие методы и технологии:
Основная задача непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. С этой целью используются методики О.В. Дыбиной, О.А. Соломенниковой и другие. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную систему знаний, отражающую существенные связи в той или иной области. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений. Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим включают в себя:
Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. Например, такая дидактическая игра «Назови и покажи по порядку» к теме «Я - Человек», развивает представления о строении человеческого тела, активизирует словарный запас по этой теме. В ходе игры воспитатель показывает, а дети называют части тела, затем задание усложняется и уже ребёнок сам показывает и называет части тела - Рука: плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы, ногти. Нога: бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти. Туловище: шея, плечи, грудь, живот, спина. Голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, глаза, нос, щёки, рот, подбородок. Рот: губы, зубы, язык. Или, например, при использовании на непосредственно-образовательной деятельности «Русские народные праздники на Руси» мультимедийной презентации «Зимние святки» у детей повысился интерес к познанию, что такое Рождество, колядки, праздник Крещения. Итогом непосредственно-образовательной деятельности мы с детьми организовали колядки по детскому саду. Экскурсии такие, как: в краеведческий музей, театр, магазин, по городу и другие, также повышают познавательную компетентность дошкольников - у детей формируются навыки социальных отношений, знания о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними. Например, в ходе непосредственно-образовательной деятельности по теме «Наш дом», дети познакомились с предметами быта (кофемолкой, мясорубкой и др.), у них расширились представления о предметах, облегчающих и украшающих быт человека, а также появилось желание выполнять обязанности по дому. Или, например, в процессе непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в прошлое кресла», у детей сформировались знания о назначении предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло), они проследили историю появления кресла: камень - пень - табурет – стул- кресло. А, во время экскурсии по детскому саду к уголку противопожарной безопасности у детей сформировались знания о противопожарной безопасности, дети познакомились с системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями. В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде – дети учатся видеть понимать реальные причины зависимости. В педагогической практике важную роль в формировании представлений о живой и неживой природе играет прогулка. Поэтому в своей работе по самообразованию на тему «Ознакомление дошкольников с окружающим миром через целевые прогулки и экскурсии» были разработаны картотеки целевых прогулок и экскурсий по всем возрастам. Так, например, вызвала у дошкольников большой интерес целевая прогулка к ели, где дети рассматривали кору ели через лупу. Занимательные опыты, эксперименты так же побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе образовательной деятельности при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи между предметами и взаимодействиями ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи. Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных видах деятельности перед ребёнком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности:
В последние годы все активнее в качестве условий для развития умственных способностей, познавательной деятельности выступают разнообразные формы повышения познавательной компетентности детей дошкольного возраста. Такие формы как развлечения познавательного характера, самообразование ребёнка. Например, развлечение «Здравствуй, лето красное!», «Праздник осени» и другие. Развивающая предметно-пространственная среда, создаваемая в саду для развития познавательной компетентности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. Понятие развивающая предметно – пространственная среда, определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Среда не только создаёт благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Особенность дошкольника такова, что всё, полученное в ходе совместной деятельности с педагогом, должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Поэтому, педагог должен внимательно наблюдать, делать выводы и рационально организовывать для детей развивающее пространство, исходя из их интересов, потребностей и особенностей организации образовательного и воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивая насыщенность, трансформируемость, полуфункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Оформлены центры с учётом требований ФГОС ДО и Программы, возрастных особенностей и техники безопасности. Размещение оборудования по центрам развития, таких как «Центр творчества», «Центр экспериментирования», «Центр сенсорики и моторики» и других позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Основной акцент опыта работы направлен на действия с предметом, поэтому в нашей группе, обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, предметы для опытно-поисковой работы (Например: «Тонет – не тонет»), природный материал для изучения, экспериментирования, составления коллекций. (Например: коллекция «Виды почвы», «Коллекция камней», «Коллекция ракушек», «Коллекция пуговиц»), демонстрационный материал, лабораторный материал для проведения опытов. Для поддержки познавательного интереса были использованы нетрадиционные методы. Возможности такого подхода заложены в развивающей системе обучения В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. С целью развития детского экспериментирования в группе был оборудован центр экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности. Была подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы, например, «С водой и без воды», «Что чувствуешь?», «Какие свойства?» и др., которые собраны в папку «Игры и эксперименты». Используя такую форму работы с детьми дошкольного возраста, обогащается опыт детей, идёт практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Дети активно участвуют в экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Огромную роль в формировании познавательной компетентности дошкольников играет семья. Совместная познавательная деятельность способствует становлению познавательной активности и наполняет познавательную деятельность ребенка новым личностным смыслом. Поэтому в работе по данной теме был разработан план по взаимодействию с семьёй. Для родителей оформлены: консультация «Выходной день с ребёнком», папки – передвижки «Нескучной вам недели!», «Дикие и домашние животные»; экспресс – листы: «Вести с занятий: Деревья и кусты», «Ранняя весна»; папка-раскладушка «Это интересно! - Рождественские и Новогодние обычаи на Руси» и другие. Проведены: семинар-практикум «Народные игры в семейном кругу»; дни открытых дверей; педагогический проект «В ожидании Нового года!» с участием родителей. Для того чтобы заинтересовать родителей работой в данном направлении, в группе проводятся игротеки «В гостях у куклы Маши», «Настольные игры», на которых родителям и детям предлагается поучаствовать в играх на формирование познавательной компетентности. Педагогическим опытом по формированию познавательной компетентности детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром делюсь с воспитателями дошкольного образовательного учреждения. Для педагогов ДОУ подготовлены и проведены: творческая лаборатория, консультация «Роль педагога в формировании познавательных интересов»; сообщения из опыта работы для выступления на педагогических советах: «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста на прогулке», «Создание условий для совместной с педагогом деятельности в группах младшего дошкольного возраста». Разработаны картотеки целевых прогулок и экскурсий на каждую возрастную группу. Как наставник, оказываю помощь своей подопечной в подготовке и проведении непосредственно-образовательной деятельности, в организации прогулок, проведению режимных моментов. Транслировала опыт работы для слушателей курсов повышения квалификации ГАОУ ДПО ИРОСТ. Выступала с докладом из опыта работы на научно-практическом семинаре ФГБОУ ВПО ШГПИ «Организация образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО» (2015г.). Результатами работы в данном направлении стали:
Опыт работы теоретически доказал и экспериментально проверил эффективность использования комплекса мероприятий по ознакомлению детей с окружающим миром. Работа по формированию познавательной компетентности детей через ознакомление с окружающим миром показывает положительную динамику. Если в 2013-2014 учебном году в средней группе на начало года высокий уровень составил 3, 2% и к концу года - 24,7%, то в 2014-2015 учебном году (в старшей группе) на начало учебного года -13,7% и на конец - 29,3% Прослеживается и снижение низкого уровня с 32,3% до 1,2% в средней группе и в старшей группе – с 22,0% до 7,5%. У детей повысилась познавательная компетентность, сформировались навыки и умения самостоятельно добывать знания, проявлять интерес к познанию. Познавательное развитие дошкольников 2013-2014 учебный год (Средняя В группа): Познавательное развитие дошкольников 2014-2015 учебный год (Старшая В группа): Таким образом, систематизация работы по ознакомление с окружающим миром способствует формированию познавательной компетентности детей дошкольного возраста. Методическая литература
|
![]() | Формирование познавательной компетентности детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром | ![]() | В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний. Особо актуальной становится задача формирования целостного... |
![]() | В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности... | ![]() | Формирование ключевых и предметных компетентностей обучающихся посредством использования электронных образовательных ресурсов на... |
![]() | Дошкольное детство начальный этап формирования личности человека, его ценностных ориентаций в окружающем мире. В этот период закладывается... | ![]() | Познание природы и жизни – первая задача человека. И одной из главных ступеней к этой цели является познание симметрии |
![]() | Цель: создать условия для развития творческих индивидуальных способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием,... | ![]() | Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте... |
![]() | Актуальность проекта: Игра является потребностью растущего организма. Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности.... | ![]() | России, в которой вслед за Западом началось движение к идеологии, опирающейся на фундамент плюрализма культур, толерантности к особым... |