Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков


страница1/3
lit.na5bal.ru > Культура > Рабочая учебная программа
  1   2   3


Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 2

Рекомендовано методическим советом

Протокол № ___ от «___»_______________ 2010 г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор «Всош №2»

____________ Торлопова Р.С.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования учащихся


Художественно-эстетической направленности


Срок реализации программы:

4 года (9-13 лет)







Составитель:

Дубовикова Марина Герасимовна- педагог дополнительного образования

Ермакова Оксана Владимировна - педагог дополнительного образования

с. Выльгорт
Пояснительная записка
В настоящее время актуальна проблема сохранения культурной самобытности народа, национальных традиций, незыблемых нравственных ценносте. Декоративное прикладное творчество – неотъемлемая часть культуры, уходящей корнями в народное творчество, и непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества.

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Декоративно-прикладное творчество» несёт в себе прикладной практико- ориентированный характер. Разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов образовательных школ России, программы образовательной области «Технология»; методических пособий: Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков. – М.: Просвещение, 1983; Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991; Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.

Настоящая программа является существенным дополнением в решении развивающих, воспитательных, образовательных задач педагогики. Способствует обучению детей через творческую совместную деятельность, направленную на постановку проблемы и решение проблемных ситуаций в индивидуальной и коллективно- творческой деятельности.
Цели программы: развивать творческие способности обучающихся, способствовать развитию интереса к декоративно-прикладному творчеству обучающихся, формировать эстетический вкус.
Задачи:

Образовательные:

  • Обучение технике эксперимента для решения задач в процессе изготовления изделий: выбор последовательности кроя, сборки, раскладки и замены деталей и материала;

  • Формировать устойчивые знания по основам композиции, цветоведения, материаловедения;

  • Организация производительного труда, соединяя приобретённые знания и умения, навыки творчества;

  • Обучение разным способам использования материалов (бумага, ткань, соленое тесто, бисер и др.) при изготовлении изделий, работать с инструментами и приспособлениями, используемыми в декоративном творчестве;

Воспитательные:

  • Формирование умения работать в коллективе;

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, терпения, умения доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

  • Развитие компетенций учащихся, которые помогут им: разбираться в схемах, чертежах, выражать свой замысел с помощью эскизов, чертежей;

  • Развитие находчивости, устойчивого интереса декоративно-прикладному творчеству, к поисковой деятельности.

Характеристика программы:

Тип программы : дополнительная, образовательная;

Направленность: художественно- эстетическая;

Вид- модифицированная;

Формы проведения занятий: групповые.

Организационно- педагогические основы обучения:

Курс обучения по программе рассчитан на 4 года.

Количество учебных часов. Всего – 646 час.

1-3 классы: в год – 76 часов, в неделю - 2 часа (с учетом каникулярного времени).

4-10 классы: в год – 76 час, в неделю – 2 часа (с учетом каникулярного времени).

Кружок «Бусинка» организуется для учащихся 9-13 лет, с 3 по 6 классы общеобразовательной средней школы для детей с разными возможностями. Работа проводится по классам: в начальном звене 2 раза в неделю по 45 минут (1 академический час) с каждым классом, в среднем звене (с 5 класса) 1 раз в неделю по 90 минут с перерывом 10 мин (2 академических часа).

Ожидаемый результат:

  • Активизация познавательной и творческой деятельности;

  • Сформированные знания о разделах декоративно- прикладного творчества;

  • Сформированные ЗУН по основам различных техник декоративно- прикладного творчества;

  • Применение наработанных ЗУН в повседневной жизни.

Фантазия – это общая объединяющая для разных видов народного творчества. Занятия в кружке открывают большие возможности для развития детской инициативы, творчества, позволяют соединить изобразительную (эскиз, чертеж, схема) и трудовую деятельность при выполнении мягкой игрушки, текстильных изделий, изделий из бумаги и бисера.
Занятия в кружке способствует развитию вкуса, пробуждению положительных эмоций. Выработке жизненно важных качеств: трудолюбия, аккуратности, целеустремлённости, патриотизма, умения работать самостоятельно. Работа с разными материалами даёт возможность получить представление о разных свойствах, фактуре. Изделия, изготовленные руками детей, могут служить для младших - предметом игр, для старших - украшением одежды, интерьера. Разнообразие занятий помогает поддерживать у ребёнка высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребёнок получает возможность создать изделия с применением различной техники. Чередование занятий разными видами рукоделия даёт возможность ребёнку найти себя в одном из видов творчества. Наиболее полно реализовать в нём свои способности.
Программа кружка «Бусинка» включает следующие разделы:

1. Вводное занятие.

2. Работа с бумагой.

3. Работа с природным материалом.

4. Работа с бисером.

5. Работа с тканью.

6. Работа с соленым тестом.

В разделе «Работа с бумагой» обучающиеся получают навыки работы с бумагой, знания о чертеже, эскизе, схеме, азы графической подготовки и понятия о световом спектре.
Работа с природным материалом сближает ребенка с родной природой – это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат внимательно вглядываться в различные природные формы, развивают наблюдательность, помогают изучать и осваивать новый вид деятельности.

Основным отличием аппликации из природных материалов и аппликации из бумаги является отсутствие предварительной разметки и вырезания – деталями в работе являются готовые формы (листья, семена и цветы).

Раздел «Работа с бисером». Казалось бы, ничего общего с первыми разделами программы нет. Но прежде чем получить готовое изделие, необходимо: прочитать схему или сделать чертеж; подобрать контрастные или близкие цвета; использовать для основы материалы разных свойств (проволока, леска, нитки и т. д.); использовать бисер для украшения и отделки готовых игрушек (глаза, усы, точки, украшения одежды).

Переходя к разделу «Работа с тканью», на основе полученных знаний и умений в работе с шаблонами идёт усложнение задачи для учащихся: увеличение и уменьшение размеров чертежей и схем, дополнение и использование в работе шерстяных нитей, ткани, меха, кожи, разнообразные способы крепления деталей из нескольких материалов. Обучение идёт от повторения за педагогом плану последовательности выполнения операций до самостоятельного их планирования и разработки новых изделий, шаблонов.

Наиболее подходящим материалом для лепки является соленое тесто. Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи.

На всех этапах обучающиеся привлекаются к изготовлению образцов, шаблонов, составлению композиций. Приветствуется самостоятельный поиск в различной литературе эскизов, схем, чертежей.

Программа носит вариативный характер и зависит от интереса детей в группах, возраста, года обучения, поэтому возможен перенос изучаемых тем. Программой предусмотрено участие в районной выставке детского творчества, в республиканских выставках и др.

На занятиях предусматривается следующие формы организации учебной деятельности:

- фронтальная (одновременно со всеми) при обработке определённых технологических приёмов.

- групповая, распределение обучающихся по группам для выполнения определённой работы.

-индивидуальная, даётся самостоятельное задание с учётом возможностей обучающегося.

Основные формы контроля: тесты, анкетирование, игры, творческие отчёты, зачёты, викторины.

Выполнение каждым обучающимся контрольной творческой работы, выставки, конкурсы, ярмарки-распродажи, оформление интерьера школы, жилых и учебных помещений результатами декоративно-прикладного творчества детей: картины, выполненные в различных техниках, панно из природного материала, поделки из бисера и соленого теста.

Реализация программы способствует овладению учащимися: техникой бисероплетения, работе с тканью, формирует умение работать в коллективе, ценить труд, вложенный в работу, вырабатывает интерес к рукоделию.

Отбор методической литературы для реализации РУП «Бусинка» осуществляется из рекомендаций в соответствующем разделе данной РУП. Перечень рекомендуемой методической литературы может уточняться и пересматриваться при появлении более современных методических пособий после их рассмотрения на методическом объединении педагогов дополнительного образования.


  1. Тематический план


3 класс Всего за год: 76 часов (2 часа в неделю)

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

2

Работа с бумагой

17

3

Работа с природным материалом

15

4

Работа с тканью

16

5

Работа с бисером.

27


4 класс Всего за год: 76 часов (2 часа в неделю)

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

2

Работа с природным материалом

16

3

Работа с бумагой

18

4

Работа с тканью

22

5

Работа с бисером.

18


5 класс Всего за год: 76 часов (2 часа в неделю)

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

2

Работа с природным материалом

16

3

Работа с соленым тестом

18

4

Работа с бисером.

40


6 класс Всего за год: 76 часов (2 часа в неделю)

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

2

Работа с бумагой

17

3

Работа с природным материалом

16

4

Работа с соленым тестом

6

5

Работа с тканью

14

6

Работа с бисером.

26



2.Содержание программы
3 класс

Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты, материалы и приспособления. Продолжить знакомство учащихся с декоративно-прикладным направлением кружка. Ознакомить учащихся с программой обучения на текущий год. Установить график дежурства в кабинете.

Работа с бумагой. Дать теоретические знания, как делают бумагу. Виды бумаги, их свойства и применение. Что такое моделирование из бумаги. Как можно использовать готовые геометрические формы для изготовления поделок.

Практическая работа. Изготовление игрушки «Бычок» из коробки из-под сока. Вырезание по готовым шаблонам деталей мордочки: уши, рога, глаза.

Работа с природным материалом. Правила безопасности при работе с природным материалом. Способы наклеивания гальки и ракушек. Предварительная разметка расположения гальки и ракушек на изделие.

Практическая работа. Самостоятельно нанести разметку на заготовке. Сравнить изделие с образцом. Рациональное использование ракушек и гальки.

Работа с тканью. Последовательность технологических операций. Способы скрепления деталей мягкой игрушки. Подбор материала и ниток в тон.

Практическая работа. Изготовление мягкой игрушки. Самоконтроль качества швов. Самостоятельное оформление игрушки по замыслу.

Работа с бисером. Продолжить знакомство учащихся с историей бисероплетения. Техника плетения жгута по кругу.

Практическая работа. Соблюдение техники безопасности при работе с иглой и ножницами. Самостоятельный выбор бисера по качеству для плетения жгута.
4 класс

Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты, материалы и приспособления. Продолжить знакомство учащихся с декоративно-прикладным направлением кружка. Ознакомить учащихся с программой обучения на текущий год. Установить график дежурства в кабинете. Знакомство с учебной литературой для учащихся.

Работа с бумагой. Свойства креповой бумаги, картона, фольги. Правила безопасности при работе с ножницами, клеем. Приемы складывания с угла на угол и по средней линии. Вырезание лепестков цветка овальной и закругленной формы.

Практическая работа. Изготовление цветов из креповой бумаги. Научить ровно по намеченным линиям карандаша вырезать листочки. Склеивать в правильной последовательности. Подбирать правильную цветовую гамму. Сравнивать работу с образцом.

Работа с тканью. Познакомить со свойствами ткани драпа, фетра. Понятие тоньше, толще. Научить переносить шаблоны на драп с помощью кусочка мела и мыла.

Практическая работа. Аппликация из драпа. Самостоятельный перевод с шаблона на ткань деталей аппликации, пользуясь мелом. Экономично располагать детали шаблона на ткани. Наклеивание деталей в правильной последовательности снизу вверх.

Работа с бисером. Продолжить отрабатывать технику плетения на леске и проволоке. Научить скручивать бисер на проволоке в формы листочков, цветов.

Практическая работа. Плетение на проволоке броши, лилии. Скручивание бисера на проволоке двумя-тремя дугами. Осуществлять самоконтроль, сравнивать с образцом.
5 класс

Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты, материалы и приспособления. Продолжить знакомство учащихся с декоративно-прикладным направлением кружка. Ознакомить учащихся с программой обучения на текущий год. Установить график дежурства в кабинете. Знакомство с учебной литературой для учащихся.

Работа с природным материалом. Обучать учащихся правилам сбора природного материала. Научить правильно окрашивать природный материал. Способ наклеивания яичной скорлупы на картон.

Практическая работа. Изготовление аппликации из яичной скорлупы. Выбор сюжета по замыслу. Зарисовка эскиза. Наклеивание яичной скорлупы точно по эскизу, не выходя за намеченные линии.

Работа с соленым тестом. Организация рабочего места. Инструменты, необходимые при работе с тестом: стека, формы, оттиски. Повторить технологический процесс замешивания соленого теста.

Практическая работа. Изготовление панно из соленого теста. Под контролем педагога дать учащимся самостоятельно произвести замес теста. Лепка цветов. Постоянное сравнение с образцом. Придание объема листочкам с помощью стеки и оттисков.

Работа с бисером. Отработать технику низания стекляруса на проволоку и леску. Плетение на леске украшений в технике ажурное плетение. Научить работать по схеме.

Практическая работа. Плетение украшений по замыслу и по схеме. Самостоятельный подбор бисера и стекляруса по цветовой гамме.
6 класс

Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты, материалы и приспособления. Продолжить знакомство учащихся с декоративно-прикладным направлением кружка. Ознакомить учащихся с программой обучения на текущий год. Установить график дежурства в кабинете. Знакомство с учебной литературой для учащихся.

Работа с бумагой. Совершенствовать навыки работы с бумагой. Рациональное использование материала. Симметричное вырезание из бумаги.

Практическая работа. Изготовление бус. Самостоятельно расчертить линии, ровно разрезать, плотно скручивать.

Работа с природным материалом. Научить заготавливать и правильно хранить природный материал. Познакомить со способами приклеивания различных видов природного материала (косточек, камешков) на пластмассовую основу.

Практическая работа. Оформление готовой пластмассовой формы вазочки природным материалом. Нанести разметку на форму по замыслу, советуясь с педагогом. Аккуратно неспеша приклеивать природный материал, выдерживая определенное время. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем.

Работа с тестом. Технологический процесс замешивания, окрашивания, сушки. Научить лепить объемные формы, познакомить учащихся с пластичными свойствами теста.

Практическая работа. Лепка елочки. Разрезание круглой лепешки на 2 части, склеевание веточек между собой внахлест с помощью воды.

Работа с ткань. Познакомить с историей мягкой игрушки. Освоить швы «строчка», «назад иголку», «через край».

Практическая работа. Пошив грелки. Правильно и экономично произвести раскрой на ткани, учитывая припуски для сметывания. Осуществлять самоконтроль, сравнивать с образцом.

Работа с бисером. Повторить техники плетения бисером на проволоке, леске, нитках. Закрепить технику плетения «кирпичный стежок», научить плести по схеме.

Практическая работа. Плетение браслета в технике «кирпичный стежок». Составление схемы для плетения браслета, подбор бисера по цвету.

3.Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных

и других видов работ




п/п

Перечень практических работ по темам

Кол-во часов

3 класс

1

Изготовление шкатулки из гофрированного картона

6

2

Изготовление панно «Зимняя поляна» с использованием мха, шишек, веточек

5

3

Раскрой и пошив мягкой игрушки «Львенок»

5

4

Плетение на леске брелка «Дракончик»

6

4 класс

1

Изготовление аппликации из песка

4

2

Изготовление цветка из креповой бумаги

4

3

Раскрой и пошив мягкой игрушки «Такса»

6

4

Плетение на проволоке броши «Лилия»

6

5 класс

1

Оформление рамочки яичной скорлупой

6

2

Изготовление из теста панно «Ваза с цветами»

8

3

Плетение знака зодиака

8

6 класс

1

Изготовление бус из старых открыток

5

2

Изготовление мозаики из гальки на пластилиновой основе

5

3

Лепка новогодней игрушки «Елочка»

5

4

Раскрой и пошив грелки «Котенок»

10

5

Плетение на проволоке броши «Стрекоза»

3

3

Плетение ожерелья на шею в технике «Волна»

8


4.Требования к уровню подготовки обучающихся
3 класс

Обучающийся должен знать:

  • Какие геометрические формы можно использовать для изготовления различных игрушек;

  • Что такое художественное конструирование из природного материала (ракушки, галька); что такое эскиз, как правильно разработать эскиз;

  • Последовательность выполнения работы при пошиве мягкой игрушки, использовать в декорировании игрушек разные виды отделки;

  • Технику кругового плетения, технологию вышивки бисером.

Обучающийся должен уметь:

  • Применять геометрические формы для изготовления различных изделий;

  • Сочетать различные виды природного материала при изготовлении панно;

  • Переносить выкройки на ткань, планировать работу от начала до конца;

  • Подбирать бисер по цвету, правильно скручивать бисер на проволоке.


4 класс

Обучающийся должен знать:

  • Как составить на плоскости композицию из природного материала;

  • Свойства разных видов бумаги (креповая, фольга, картон);

  • Последовательность выполнения мягкой игрушки, терминологию;

  • Технику параллельного плетения на проволоке и леске.

Обучающийся должен уметь:

  • Составлять композицию из природного материала, изготавливать цветы из креповой бумаги;

  • По готовым выкройкам изготовить простейшую игрушку из ткани и оформить по собственному замыслу;

  • Плести на леске брелки и броши на проволоке.


5 класс

Обучающийся должен знать:

  • Как сушить цветы, мох, окрашивать яичную скорлупу;

  • Как составлять эскиз, замешивать и окрашивать тесто;

  • Технику ажурное плетение и в каких изделиях она применяется.

Обучающийся должен уметь:

  • Окрашивать крупу и зерна;

  • Расположить готовое изделие на планшетке, составлять композицию из нескольких предметов;

  • Пользоваться схемами, сочетать разные виды бисера в одном изделии.


6 класс

Обучающийся должен знать:

  • Различные способы конструирования из бумаги;

  • Последовательность изготовления мозаики из природного материала;

  • Технологический процесс изготовления теста, как лепить полуобъемные предметы;

  • Ручные соединительные швы, основные виды и свойства ткани;

  • Виды украшений из бисера, технику плетения кирпичным стежком.

Обучающийся должен уметь:

  • Шить игрушку по образцу и по собственному замыслу, применять полученные навыки для создания новых поделок;

  • Правильно окрашивать крупу и зерна;

  • Лепить несложные объемные игрушки;

  • Самостоятельно производить подбор материала по цветовой гамме и качеству;

  • Пользоваться схемами, плести жгуты в технике плетения кирпичным стежком.


5. Методическое обеспечение программы
Основной дидактический принцип обучения- обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методу обучения : объяснительно- иллюстративный, рассказ, беседа,работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблено- поисковый метод, ситуационный, экскурсии. С целью уровней обученности предлагается следующая градация:

1 уровень- репродуктивный, с помощью педагога;

2 уровень- репродуктивный, без помощи педагога,

3 уровень- продуктивный;

4 уровень- творческий.
Педагогический контроль знаний, умений, навыков обучающихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней:

  1. Промежуточный контроль:

  2. Тестовый контроль. Представляет проверку репродуктивного уровня усвоения теоритических знаний с использованием карточек заданий по темам изученного курса;

  3. Фронтальная и индивидуальная беседа;

  4. Цифровой, графический и терминологический диктанты;

  5. Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;

  6. Решение ситуационных задач, направленные на проверку умений использовать приобретённые знания на практике.

  7. Решение кроссвордов;

  8. Игровые формы контроля;

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно- прикладного творчества разного уровня.

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на 3-4 уровни обученности. Участие в выставках и конкурсах различных уровней.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Отлично” - Практическая работа выполнена в полном объеме и своевременно, проявил фантазию и творческий подход в работе. Качественно и эстетически верно подобран материал. Соблюдены все необходимые требования к приемам работы. Выявлены незначительные ошибки и помарки, которые ученик исправил без помощи учителя. Знает и уверенно использует все необходимые данные в соответствии с требованиями к знаниям и умениям учащихся каждого года обучения.

Хорошо” - Практическая работа выполнена в полном объеме, своевременно, но не проявил фантазию и творческий подход к работе. Работа выполнена по предложенному алгоритму с соблюдением всех необходимых требований к приемам работы. Материал подобран с незначительной помощью учителя. Выявлены незначительные ошибки и помарки, которые ученик исправил с помощью учителя.

Знает необходимые данные в соответствии с требованиями к знаниям и умениям учащихся каждого года обучения и использует их с незначительной помощью педагога.
Удовлетворительно” - Практическая работа выполнена не в полном объеме или несвоевременно. Фантазию и творческий подход к работе не проявил. Работа выполнена со значительной помощью учителя по заданному плану. Материал подобран при помощи учителя. Выявлены значительные ошибки, которые ученик не может найти и исправить самостоятельно.

В недостаточной степени знает необходимые данные в соответствии с требованиями к знаниям и умениям учащихся каждого года обучения и может использовать их с помощью педагога.
Неудовлетворительно” - Работа выполнена со значительными ошибками, которые невозможно исправить без помощи учителя или не выполнена вообще. Не знает необходимые данные в соответствии с требованиями к знаниям и умениям учащихся каждого года обучения. С трудом использует их с помощью педагога.
6.Список литературы.


  1. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. М.: Культура и традиции, 2000.

  2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.

  3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.

  4. Дирвянскене Я. Декоративное вязание. – М.: Культура и традиции, 1998.

  5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

  6. Доуэлп К.Б. Цветы из бисера. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005.

  7. Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.

  8. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Послушные узелки. – М.: ЭКСМО, 1997.

  9. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков. – М.: Просвещение, 1983.

  10. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

  11. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

  12. Носырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003.

  13. Павлова Н. Мягкая игрушка. От простого к сложному. Красивые вещи своими руками. Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», Издательский дом «Рипол Классик», 2007.

  14. Перевертень Г.И. Поделки из яичной скорлупы. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004.

  15. Сивкова М.Г. Дополнительная образовательная программа: структура, содержание, технология разработки. Методические рекомендации.- Сыктывкар, 2004.

  16. Стильные штучки из бисера своими руками /Под ред. И. Алферовой. – М.: Мой мир ГмбХ & Ко. КГ, 2007.

  17. Стольная Е.А. Цветы и деревья из бисера. – М.: «Мартин», 2007.

  18. Фигурки из бисера. 250 фигурок для игры и подарков. Куклы. Птицы. Рыбы. Посуда. Мебель: Плетение на проволоке / Сост. Ю. Лындина. – М.: Издательство «Культура и традиции», 2004.

  19. Чиотти Д. Бисер. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.

  20. Якимовская Л.В., Свиридова А.А., Шичанина В.С. Уроки бисероплетения. СПб.: КОРОНА принт, 1998.
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков iconТема: «Танец это жизнь!»
Программа предназначена для руководителей кружков спортивных бальных танцев

Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков iconМетодическое пособие «Разработка технологического процесса изготовления детали»
Место выполнения работы: Методические пособие содержат, описание и основные понятия технологического процесса изготовления детали,...

Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков iconМетодическое пособие для студентов очного отделения «Изготовления ростовой фигуры»
Методическое пособие предназначено для преподавателей, практикующих педагогов и обучающихся. Методическое пособие имеет практическую...

Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков iconИгрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию
Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно...

Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков iconНаучно исследовательская конференция обучающихся «Мой первый проект» Смагина Елизавета Игоревна
Сейчас много компьютерных игр и современных игрушек: кукол, машин… Но однажды, мы сходили в краеведческий музей, где руководитель...

Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков iconЕдиный квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов...
Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные...

Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков iconПлан работы методического объединения классных руководителей в мкоу...
Тема: «Формирование профессиональных компетентностей классных руководителей в работе с учащимися, родителями, через внедрение деятельностного...

Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков iconКлубов, кружков, секций

Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков iconРасписание работы кружков, спортивных секций (9-11 классы)

Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков iconРодительское собрание с элементами тренинга
Цель: показать родителям значимость игр и игрушек для полноценного развития ребенка раннего возраста


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную