Образовательная программа исследование природных ресурсов и охраны окружающей среды


страница1/6
lit.na5bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6
Всероссийский фестиваль педагогического творчества

2015/2016 учебный год.

Номинация:

Организация досуга и внеклассной деятельности

Название работы:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Исследование природных ресурсов и охраны

окружающей среды

Автор: Кудряшова Елена Вячеславовна, заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

Место выполнение работы:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Верхнеуральский агротехнический техникум – казачий кадетский корпус»

( ГБОУ СПО (ССУЗ) ВАТТ – ККК)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Тип программ

Модифицированная

__________________________________________________________________________

(типовая, модифицированная, адаптированная, экспериментальная, авторская)
Образовательная область

многопрофильная

____________________________________________________________________________

(профильная с указанием профиля; многопрофильная)
Направленность деятельности

Естественнонаучная

___________________________________________________________________________

(научно-техническая, спортивно-техническая, физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая, социально-педагогическая, естественнонаучная, социально-педагогическая)
Способ освоения содержания образования
Репродуктивная, исследовательская, творческая

__________________________________________________________________________

(репродуктивная, алгоритмическая, исследовательская, творческая)
Уровень освоения содержания образования
Углубленный, профессионально-ориентированный

___________________________________________________________________________

(общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный, дополнительный)
Возрастной уровень реализации программы

среднее общее образование

___________________________________________________________________________

(дошкольное, начальное, основное или среднее общее образование)
Форма реализации программы

групповая

__________________________________________________________________________

(групповая, индивидуальная)
Продолжительность реализации программы

трехгодичная

_________________________________________________________________________

(одногодичная, двухгодичная, трехгодичная и др.)

Пояснительная записка
Как известно, «человек имеет право на благоприятную окружа­ющую среду и несет ответственность за охрану и улучшение окружа­ющей среды на благо сегодняшнего и будущих поколений. Успешное внедрение в хозяйственную практику идей охраны природы во многом связано с широким природоохранным просвещением населения и экологизацией общественного сознания, когда каждый из нас осо­знает, что его здоровье и здоровье его детей зависит от рационально­го использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Развитие экологического образования стало реакцией общества на ухудшение экологической обстановки в мире, и поэтому его важнейшая задача, говоря словами В.И. Вернадского, научить «управлять собой в отношениях с природой». Широкое эколого-природо-охранное просвещение населения - одно из важнейших направлений не только в образовании, но и в охране природы.

Ответственность за полноценное эколого-природоохранное обра­зование и воспитание лежит на профессиональном звене системы образования, через которое проходит подрастающее поколение.

Концептуальные подходы модернизации Российского образования предусматривают экологическое образование и воспитание. Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, обеспечивающий понимание окружающей среды и ответственное к ней отношение. Полноценное в экологическом отношении образование должно включать не только сведения глобального характера, но, в большей степени должно базироваться на местном краеведческом материале.

Между человеком и природой установились такие связи и отношения, которые сделали возможным человеческое существование. Однако интенсивность воздействия человека на природу возрастает и вызывает такие сдвиги в их отношениях, которые несут реальную угрозу здоровью и жизни человека.

Данная проблема возрастает в связи с тем, что антропогенное воздействие на природу настолько велико, что нарушено равновесие организации и саморегуляции биоцентрических социоприродных систем для поддержания жизни на Земле и устойчивого равновесия человечества. Поэтому она может быть решена только во взаимосвязи экологического воспитания и образования молодёжи, где ведущими направлениями являются формирование экологического сознания, мышления и экологически компетентного поведения подростков.

Условием решения данной проблемы может способствовать разработка и реализация данной образовательной программы «Исследование природных ресурсов и охраны окружающей среды».

Актуальность данной программы несомненна, поскольку она содержит исследовательский компонент, анализ антропогенного воздействия на природу на разных этапах человеческого общества, влияние на окружающую среду и здоровье человека.

Исследовательская деятельность является одной из эффективных форм обучения как высшая форма образования и воспитания.

Цель программы:

- создание условий для развития творческой личности обучающегося, ее самоопределение и самореализация.

Основные задачи программы:

- сформировать интерес обучающихся к научно - исследовательской деятельности, умений и навыков к проведению исследований;

- расширить кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.

- научить видеть проблему, вырабатывать гипотезу, проводить
эксперимент;

- развить интерес к экологическим проблемам родного края;

- развить творческое мышление и применить творческие способности на практике;

- включить учащихся образовательного учреждения в процесс самообразования и саморазвития.

- совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повысить уровень знаний и эрудиции.

Исследовательский коллектив формируется из учащихся образовательного учреждения 1-3 курсов (возраст 15-18 лет).

Целью диагностического этапа технологической цепочки по организации деятельности творческого объединения научно-исследовательской работы является «найти» ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования, психолого-педагогическую диагностику.

На диагностическом этапе – целесообразно провести исследование релевантных условий образовательной среды ученика («релевантность» - уместность). Релевантные условия – это условия, которые создаются в той образовательной среде, где вы работаете, и интенсивно используются педагогом для организации исследовательской деятельности ученика.

Прежде чем приступить к выполнению творческой работы нужно изучить уровень соматического, психологического и социального здоровья учащегося, чтобы исследовательская деятельность не навредила здоровью ребенка. Изучение релевантных условий можно провести через медицинскую диагностику (выявить уровень физического здоровья, наличие хронических заболеваний и т.д.), психологическую диагностику (тип темперамента, изучение уровня тревожности, изучение особенностей адаптации к новым условиям и т.д.), педагогическую диагностику (уровень интеллектуального развития, развитие знаний, умений, навыков).

Философ, просветитель Софокл говорил: «Великие дела не делаются вдруг». Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить учащихся основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа педагога, ученика и родителей.

Главная задача педагога – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация творческого объединения по научно-исследовательской деятельности.

Предлагаемая программа предусматривает формирование исследовательских навыков и практических умений на экологических ситуациях Родного края.

Программа предусматривает различные виды учебно-воспитательной деятельности. При этом предусмотрено широкое использование активных форм обучения: оценка экологического состояния реки Урал, определение антропогенного воздействия на природу Родного края на разных этапах.

В учебном процессе предусмотрены различные формы проведения занятий: лекционные, практические и лабораторные работы, написание рефератов и исследовательских работ по проблеме.

Срок реализации программы 3 года. Программа рассчитана на 972 часа, из них: теоретические занятии – 135 часов, практические занятия – 837 часов.

Программа первого года обучения состоит из двух частей:

Первая часть - обязательное обучение. Количество изучаемых часов первого года обучения 324 часа, из них теоретические занятия 48 часов, практические 276 часов.

Цель программы первого года обучения:

- формирование интереса учащихся к научно - исследовательской деятельности, умений и навыков к проведению исследований.

Первая часть предусматривает изучение следующих тем: история развития форм и методов научно-исследовательской работы, знакомство с проектами, разработка конкретной цели и задач исследовательской работы.

Вторая часть предусматривает изучение первоначальных навыков работы научно-исследовательской работы и ее выполнение.

Программа второго года предусматривает изучение 324 часа, из них теоретические занятия 48 часов, практические 276 часов.

Цель программы второго года обучения:

- умение видеть проблему, вырабатывать гипотезу, проводить
эксперимент.

Программа третьего года обучения предусматривает изучение 324 часа, из них теоретические занятия 42 часа, практические 282 часа.

Цель программы третьего года обучения:

- совершенствование знаний и умений самостоятельной работы учащихся в научно-исследовательской деятельности.

В программе предусмотрены изучение различных тем: методы научных исследований, технология разработки проекта, цели и задачи исследовательской работы, сбор и обработка материалов, составление целевых программ, подготовка к защите исследовательского проекта, антропогенные воздействия на природу на разных этапах развития человеческого общества (Родной край), характеристики методов оценки состояния окружающей среды и их особенности, экологические исследования по теме «Воздух», экологические исследования по теме «Вода», экологические исследования по теме «Почва», экологические исследования по теме «Окружающая среда» и здоровье, подготовка к участию в областной научно - практической конференции «НОУ» и др.,

Программой предусмотрены различные методы, способы и приемы передачи учащимся знаний, умений и навыков:

Частично - поисковый (эвристический), целью которого является овладение на занятиях приобщение к творческой культуре и участие в диалоге педагога с учащимся.

Учащиеся под руководством педагога самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные, прочные знания.
Эта цель достигается путём формирования способности к межличностной коммуникации.

На учебном занятии создаются положительные условия для активного и свободного развития личности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

- учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств;

- каждый участник общения остаётся в фокусе внимания остальных;

- участники общения чувствуют себя в безопасности от критики преследования за ошибки.

Метод проектов - такой метод предполагает обучение, центрированное на учащихся.

На учебном занятии создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

- учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

- каждый участник общения остаётся в фокусе внимания остальных;

- участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.

При таком подходе к обучению исчезают характерные для процесса обучения барьеры, снижающие мотивацию учащихся.

Прогнозируемые результаты.

После изучение данной программы учащиеся

будут знать:

- основные понятия научно-исследовательской работы;

- методы научных исследований;

- общую логику и структура исследования.
будут уметь:

- определять область исследования;

- определять цели и задачи исследования;

- искать и отбирать информацию по теме исследования;

- разрабатывать исследовательскую работу по изучаемым проблемам;

- участвовать и защищать свои работы на конференциях областного и Российского уровней.


Учебно-тематический план
(Первый год обучения)


№ п/п



Содержание тема, раздела


Всего часов


В том числе, из них:


Теория

Практика

I часть

51

18

33

1

Введение в образовательную программу

3

3




2

Охрана труда

6

3

3

3

История развития НОУ, форм и методов научно-исследовательской работы

6

3

3

4

Знакомство с проектами

9

3

6

5

Поиск предмета и методов исследования

12

3

9

6

Разработка конкретной цели и задач исследовательской работы

15

3

12

II часть

240

27

213

1

Первоначальные умения научно-исследовательской работы

27

3

24

2

Выполнение научно- исследовательской работы

213

24

189

2.1

Выбор темы для исследования

24

3

21

2.2

Подбор и изучение источников информации по проблеме

90

6

84

2.3

Всестороннее коллективное обсуждение и анализ собранной информации

6

3

3

2.4

Научное решение проблемы

63

6

57

2.5

Оформление научно-исследовательской работы

15

3

12

2.6

Подготовка доклада, выступления

15

3

12

3

Посещение выставок и экскурсий

6




6

4

Участие в областной конференции НОУ

24




24

5

Итоговое занятие

3

3







ИТОГО:

324

48

276



Содержание программы

(первый год обучения)

Часть I

Тема 1. Введение в образовательную программу

Теория (3 часа)

Ознакомление с программой первого года обучения и графиком работы творческого объединения первого года обучения. Направление работы творческого объединения. Цели и задачи. Прогнозируемые результаты.

В результате изучения данной темы обучающиеся

будут знать:

- основные направления работы творческого объединения, цели и задачи программы

Тема 2. Охрана труда (6 часов)

Теория (3 часа)

Охрана труда и техника и техника безопасности на рабочем месте. Требование безопасности при работе с различными инструментами, приборами, оборудованием. Противопожарные мероприятия.

Практика (3 часа)

Решение тестов 1 и 2 уровней по охране труда и ТБ.

В результате изучения данной темы обучающиеся

будут знать:

- требования технике безопасности на рабочем месте

будут уметь:

- применять знания по ТБ при организации рабочего места.

Тема 3. История развития НОУ, форм и методов научно-исследовательской работы (6 часов)

Теория (3 часа)

История развития НОУ, цели и задачи. Основные понятия научно-исследовательской работы (Приложение 1). Методы научных исследований. Проблематика современных исследований.

Понятие метод. Классификация методов научного исследования по направленностям: по сфере и целям применения, по видам познания, по стадиям научного познания.

Классификация методов по уровню. Общелогические методы, методы научного познания (теоретического и экспериментального) и специальные методы, применяемые в конкретных науках.

Общелогические методы. Анализ, синтез, дедукция, абстрагирование, обобщение.

Методы теоретического познания. Идеализация, систематизация, моделирование, аналогия, выдвижение гипотез, формализация (перевод педагогической информации на математический язык), построение педагогической теории, концептуализация.

Методы экспериментального познания. Наблюдение, описание, измерение, опытная проверка (эксперимент).

Методы эмпирических знаний. Наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование.

Методы развития знания. Аксиома, гипотеза, дедукция, определение.

Исследование фактов. Наблюдение, эксперимент, моделирование.

Построение гипотезы. Методы сходства, различия, остатка, сопутствующих изменений.

Разработка теории. Аксиоматический метод, метод построения формализованных систем, выведения обобщений из совокупности данных опыта.

Практика (3 часа)

Отработка различных методов исследования в исследовательской работе.

В результате изучения данной темы обучающиеся

будут знать:

- историю развития НОУ;

- основные понятия научно-исследовательской работы;

- понятие метод и классификацию методов научного исследования.

будут уметь:

- применять различные методы в исследовательской деятельности.

Тема 4. Знакомство с проектами (9 часов)

Теория (3 часа)

Понятие «проект». Технология разработки проекта: основные составляющие проекта, этапы выполнения.

I этап (начинание). Проблема исследования. Вопросы в помощь при выборе темы. Группы тем исследования: фантастические, экспериментальные, теоретические. II этап (планирование). III этап (принятие решений). IV (выполнение). V этап (оценка). VI этап (защита проектов).

Практика (6 часов)

Знакомство с примерами проектов. Технология разработки проектов. Этапы выполнения.

В результате изучения данной темы обучающиеся

будут знать:

- понятие проекта и технологию разработки проекта;

- основные этапы проекта выполнения.

будут уметь:

- разрабатывать технологию проекта.

Тема 5. Поиск предмета и методов исследования (12 часов)

Теория (3 часа)

Определение объекта и предмета исследования. Эмпирические исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Теоретические исследования: восхождение от абстрактного к конкретному. Методы, используемые как на теоретическом, так и на практическом уровне. Модели организации исследовательской деятельности.

Практика (9 часов)

Обоснование актуальности выбранной схемы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор метода (методики) проведения исследования.

Описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В результате изучения данной темы обучающиеся

будут знать:

- определение объекта и предмета исследования;

- модели организации исследовательской деятельности.

будут уметь:

- использовать различные модели в исследовательской деятельности;

- определять объект и предмет исследования;

- описывать процесс исследования, формулировать выводы и давать оценку полученных результатов.

Тема 6. Разработка конкретной цели и задач исследовательской работы (15 часов)

Теория (3 часа) Цель - образ результата. Предмет исследования. Цели. Задачи исследования. Задачи на теоретическую часть работы, на практическую часть.

Задачами на практическую часть исследования. Экспериментальная проверка разработанных способов, средств, форм, выявление факторов, влияющих на что-либо в рамках предмета исследования.

Практика (12 часов)

Изучение состояния проблемы (темы) в педагогической теории, практике, определение объекта, предмета, целей и задач исследования, характеристика, обоснование.

Экспериментальная проверка разработанных способов, средств, форм, выявление факторов, влияющих на что-либо в рамках предмета исследования.

В результате изучения данной темы обучающиеся

будут знать:

- цели и задачи исследования.

будут уметь:

- разрабатывать конкретную цель и задачи исследовательской работы.

Часть II

Тема. 1. Первоначальные умения научно-исследовательской работы (27 часов)

Теория (3 часа)

Концепция выдвижения гипотез. Гипотеза. Подтверждение гипотезы, либо новое научное значение – концепция. Формулировка гипотезы на основе предположения. Достижение поставленной цели исследования. Умение выстраивать систему тезисов и доказательств.

Эксперимент. Опытный и контрольный объект. Повтор при проведении эксперимента. Обсуждение полученных результатов. Анализ полученных результатов. Контроль. Выводы.

Практика (24 часа)

Выбор темы. Предлагаемые решения, реальность. Практическая направленность и значимость работы. Объем и полнота разработки, самостоятельность, законченность. Подготовка к опубликованию. Структура текста. Качество эскизов, схем, рисунков. Подготовка рецензии.

В результате изучения данной темы обучающиеся

будут знать:

- концепцию выдвижения гипотез;

- эксперимент.

будут уметь:

-выбирать тему и предлагать решения;

-подготавливать работу к опубликованию;

-подготавливать рецензию.

Тема 2. Выполнение научно - исследовательской работы (213 часов)

Тема 2.1. Выбор темы для исследования (24 часа)

Теория (3 часа)

Теоретический этап (этапы планирования). Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, составление плана работы по теме исследования.

Направления деятельности: определение области исследования – нужно четко определить границы предметной области, в рамках которой выполняется научно-исследовательская работа. Область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Определение проблемы и темы исследования. Проблема – задача, преграда, трудность. Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска.

  1   2   3   4   5   6

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Образовательная программа исследование природных ресурсов и охраны окружающей среды iconПлан основных научных мероприятий на 2016 год Одобрено нтс ргсу
Xiv. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей...

Образовательная программа исследование природных ресурсов и охраны окружающей среды icon1 Использование и охрана водных ресурсов. (40 часов)
ПМ. 01 Проведение мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий, мдк 01. 02 Природопользование и охрана окружающей...

Образовательная программа исследование природных ресурсов и охраны окружающей среды iconЭкологии, а именно сбережение природных ресурсов. Поэтому важно воспитывать...
Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей

Образовательная программа исследование природных ресурсов и охраны окружающей среды iconИсследовательская работа по физике Выполнил учащийся 9 класса
И хотя человек относится к теплокровным и температура его тела не зависит от температуры окружающей среды, тем не менее климатические...

Образовательная программа исследование природных ресурсов и охраны окружающей среды iconКонтрольные вопросы Каковы цели нормирования качества окружающей среды?
Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях. Понятие качества и нормативов качества окружающей природной среды....

Образовательная программа исследование природных ресурсов и охраны окружающей среды iconНазвание работы
Активное загрязнение окружающей среды привело к глобальной экологической проблеме – разрушению среды существования человечества

Образовательная программа исследование природных ресурсов и охраны окружающей среды iconКлассный час 11 класс Тема: Стихийные бедствия и их последствия
Цели: познакомиться с опасностями окружающей среды, их последствиями; научиться правилам безопасного поведения в ситуации стихийного...

Образовательная программа исследование природных ресурсов и охраны окружающей среды iconЗадачи: Создать условия для углубления и систематизации знаний об...
Компьютер; мультимедийный проектор; презентация; фломастеры; шаблоны цветов, деревьев, кленовых листьев, планеты Земля

Образовательная программа исследование природных ресурсов и охраны окружающей среды iconРеферат «О решении экологических проблем, связанных с загрязнением...
«О решении экологических проблем, связанных с загрязнением окружающей среды нефтепродуктами»

Образовательная программа исследование природных ресурсов и охраны окружающей среды iconИсследования
Возобновляемую энергию получают из природных ресурсов, таких как: солнечный свет, водные потоки, ветер, приливы и геотермальная теплота,...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную