Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014/15 учебный год) Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование Автор: Дегтянникова Мария Александровна Тема урока: КУЛЬТУРА СТРАН АРАБСКОГО ХАЛИФАТА. Цели: 1. Выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры. 2. Показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата. Задачи:
Основные понятия и термины: медресе, мечеть, минарет. Тип урока: комбинированный. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме, карточки с домашним заданием, таблицы. ХОД УРОКА I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Дифференцированный тестовый опрос по теме «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад». У вас на столах лежат листочки с тестовыми заданиями, ваша задача вставить недостающие слова в текст, дать определение термину, ну и назвать что за термин скрывается за определением. III. Изучение нового материала. ОТКРЫВАЕМ СВОИ ТЕТРАДОЧКИ ЗАПИСЫВАЕМ СЕГОДНЯШНЕЕ ЧИСЛО 8.10.13 И ТЕМУ УРОКА. План изучения нового материала
(1) Культура стран Арабского халифата впитала в себя многое из культуры восточных стран – Сирии, Египта, Междуречья, и многое из античной культуры. Но наибольшее влияние на культуру стран Арабского халифата оказали народы Средней Азии. Широкое распространение получает арабский язык. Арабский язык становится государственным в странах халифата, языком литературы и науки. (2) Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата: - высокий уровень развития ремесла и торговли; - наличие крупных городов; - наличие сильной центральной власти; - сохранение памятников древней культуры; - сохранение традиций и художественных умений, накопленных веками. Наряду с развитием хозяйства, ремесла, торговли и развитие получали те отрасли знаний, которые были связаны с практическими потребностями данных занятий: география, математика, астрономия. 2. Образование. (3) Каждый мусульманин, если он хотел занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы — медресе. К образованным людям, знатокам Корана, относились с почтением. Все знатные люди желали иметь в своей свите как можно больше поэтов, ученых, знатоков Корана, которые чаще всего жили при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения. ДАВАЙТЕ ОТМЕТИМ В ТЕТРАДЯХ ТЕРМИНЫ. 3. Научные знания. Чему же учились арабы, какие науки привлекали их зададимся мы вопросом? Но чтобы ответить на этот вопрос давайте на примере пословиц проследим отношение к науки среди арабов: (4) «Чернила ученого должны цениться наравне с кровью мученика» «Тот не умирает, кто отдает жизнь науке» «Важнейшее упражнение человека – знание» «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». О чем говорят эти пословицы? (О большом уважении к научным знаниям, научной деятельности). Ученые стран халифата изучали труды Евклида по геометрии и Птолемея по астрономии. На арабский язык были переведены труды иранских, индийских ученых. В Багдаде в правление Харуна ар-Рашида был основан «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги.
Ребята, но не только выше названные науки получили распространение в арабском мире. Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей. У ВАС НА ПАРТАХ НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ ТЕСТА ИМЕЕТСЯ ТЕКСТ, ДАВАЙТЕ С НИМ ПОРАБОТАЕМ, ПРОЧИТАВ ЕГО ПОСТАРАЙТЕСЬ ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНОЕ К КАХДОЙ КОЛОНКЕ ТАБЛИЦЫ, И ОТМЕТЬТЕ В ТАБЛИЧКЕ ОТВЕТЫ. 4. Значение культуры стран Арабского халифата.
IV. Закрепление изученного на уроке материала.
Сравните уровень развития культуры в Западной Европе и странах халифата? V. Домашнее задание. § 10, ответить на вопросы 1. 2, 4. 5, с.830. Подготовить сообщения: «Авиценна – великий ученый Арабского халифата». «Аль-Бируни – великий ученый Арабского халифата». «Альгамбра – жемчужина мавританского зодчества». |
![]() | Цель урока: Раскрыть основные причины высокого уровня развития культуры арабов. Ознакомить учащихся с основными достижениями в области... | ![]() | Обобщить знания учащихся о социально-экономическом развитии стран богатых (экономически развитых) и стран бедных (экономически развивающихся,... |
![]() | ... | ![]() | Однако изучение крупнейших англоговорящих стран фрагментарно. Существует необходимость введения подобной программы в курс основной... |
![]() | Однако изучение крупнейших англоговорящих стран фрагментарно. Существует необходимость введения подобной программы в курс основной... | ![]() | Культура основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура это познание совершенства |
![]() | Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные стран, они изучаются... | ![]() | Культура и общество, периодизация истории культуры; культура и религия; диалог культур |
![]() | Швеция занимает третье место среди стран Западной Европы и пятое среди стран всей Европы. На западе Швеция граничит с Норвегией,... | ![]() | Методическая разработка урока по английскому языку «Праздники и обычаи англоговорящих стран» |