Урок 21: «Культура Арабского халифата»


lit.na5bal.ru > Культура > Урок
Урок 21: «Культура Арабского халифата».
Цель урока: Раскрыть основные причины высокого уровня развития культуры арабов. Ознакомить учащихся с основными достижениями в области науки и искусства халифата. Способствовать пониманию учащимися вклада арабов в развитие мировой культуры.
План изучения нового материала:

  1. Причины высокого уровня культуры Арабского халифата.

  2. Успехи в ремесле и сельском хозяйстве.

  3. Образование и наука.

  4. Литература.

  5. Быт.

  6. Искусство.

  7. Вклад арабов в мировую культуру.


1.

Проверка знаний учащихся проводится учителем таким образом, чтобы они продемонстрировали понимание причин и закономерностей распада Арабского халифата. В этих целях предлагается проведение исторического диктанта.
Исторический диктант по теме: «Арабский халифат»


  1. Город, в котором родился Мухаммед. (Мекка)

  2. Главная языческая святыня арабов в Мекке. (Кааба)

  3. Основатель мусульманской религии ислам и основатель Арабского государства. (Мухаммед)

  4. Кто такие бедуины? (кочевники-скотоводы)

  5. Что означает слово «ислам»? (покорный богу)

  6. Что означает слово «мусульманин»? (человек, покорный богу Аллаху)

  7. Главная обязанность мусульманина. (вера в бога Аллаха)

  8. Города, главные религиозные центры, места поклонений (Мекка, Медина)

  9. Какое событие сыграло решающую роль в объединении арабов, в создании единого государства? (принятие религии ислам)

  10. Священная книга мусульман. (Коран)

  11. Назвать дату начала мусульманского летосчисления. (622 год)

  12. Что означает название «Медина»? (город пророка)

  13. Кого мусульмане считают автором Корана? (Аллаха)

  14. Как называются правила жизни мусульман? (шариат)

  15. Кто такие кадии? (судьи, знатоки Корана)

  16. Назовите еще 4 обязанности мусульманина. (5 раз в день молиться, соблюдать пост в рамадан, подавать милостыню, 1 раз совершить паломничество в святые места)

  17. Назвать дату основания Арабского государства. (630 год)

  18. Что такое «джихад»? (война с неверными)

При рассмотрении новой темы учитель должен обратить внимание учащихся на то, что в завоеванных арабами странах наряду с исламом широко распространяется арабский язык. Он становится языком науки и литературы, недаром его называют «латынью Востока».
Вопрос по карте:

Достижения культуры каких народов, населявших Арабский халифат, способствовали высокому уровню развития культуры арабов?

Ответ:

Арабская культура объединила в себе достижения культуры сирийцев, египтян, иранцев, народов Средней Азии.
Учащиеся могут отметить в тетради следующие причины высокого уровня культуры арабов:


  1. В состав Арабского халифата входили древнейшие цивилизации Африки и Азии, а также античного мира.

  2. Арабы усваивали достижения покоренных народов и способствовали их распространению.

  3. Подъему культуры способствовал хозяйственный подъем.



2.

В ходе беседы можно предложить учащимся вспомнить какие открытия и изобретения арабских ремесленников им известны. В процессе обсуждения учитель дополняет ответы учащихся и приводит примеры, свидетельствующие об успехах арабов в развитии ремесла и сельского хозяйства:


  • открытие дамасской стали;

  • в изготовлении из стали зеркал;

  • в изготовлении бумаги;

  • в производстве шелка, шерсти, парчи;

  • в производстве кожи;

  • в производстве сахарного тростника и риса;

  • в развитии садового искусства.



3.

Образование в учебных заведениях халифата велось на арабском языке.

Оно высоко ценилось и было необходимо для получения государственных должностей.

В Арабском халифате было много школ, образованных людей, ученых. Ни одна страна в Европе не могла соперничать в этом с арабами.

Начальные школы были частными и государственными (бесплатные). При мечетях в больших городах создавались высшие мусульманские школы – медресе.

При дворцах халифов и эмиров жили и работали писатели и ученые.

В городах создавались большие библиотеки, например: Дом мудрости в Багдаде содержал около 400 тысяч томов.
Основные открытия и достижения арабских ученых в области науки:

Математика:

  • арабские цифры, понятие «ноль» (заимствовали у ученых Древней Индии и способствовали проникновению этих знаний в Европу);

  • знали труды Пифагора, Евклида, Архимеда;

  • создали алгебру – Аль-Хорезми;

  • могли вычислить длину окружности;

  • знали число «пи».

Астрономия:

  • наличие обсерваторий в крупных городах;

  • вычисляли затмения, движение планет;

  • приблизительно вычислили окружность земли;

  • описали расположение видимых звезд, дали им названия;

  • Аль-Бируни (конец Х – начало ХI вв.) – Земля вращается вокруг Солнца.

География:


  • Масуди – создал карты известных арабам стран;

  • сочинения для купцов, для поиска выгодных рынков;

  • описание стран, входящих в состав Арабского халифата;

  • делили всю землю на 5 климатических поясов, описывали влияние климата на культурное развитие.

Ботаника: создали первую классификацию растений.

Физика: знали законы оптики.

Химия: умели получать спирт и серную кислоту.

Медицина:

  • Ибн-Сина (Авиценна) (конец Х – начало ХI вв.) – создал 100 трудов, основной из которых - «Медицинский канон». Глава науки на Востоке.

  • человек заражается через воду и воздух;

  • описал признаки многих болезней;

  • лекарственные настои на травах и их использование при различных заболеваниях;

  • Захария – все знания по медицине свел в единую систему;

  • Захравий – хирург – перевел с греческого Гиппократа, его работы легли в основу европейской хирургии.


Философия: Ибн-Рушду (Аверроэс) – научные открытия могут быть неверными с точки зрения религии, но и религиозные догматы могут быть отвергнуты научными открытиями. Наука может признать ложными религиозные догматы. Учение о «двойственной истине».

История:

  • прославляла завоевания арабов;

  • в кратком виде излагали историю римских, византийских и арабских правителей.


Вывод: Арабские науки – мост, соединивший средневековую Европу с античной культурой через Испанию. Арабские науки в то время намного опережали по уровню развития европейские. Труды арабских математиков и астрономов послужили основой для развития средневековой науки Европы.

4.

В литературе Арабского халифата можно выдели следующие основные жанры:

Ж А Н Р Ы

Эпические Любовная Религиозная Придворная

сказания лирика поэзия поэзия
Учитель может использовать на уроке материалы из учебника М.Бойцова, Р.Шукурова «История средних веков». М.: МИРОС, 1994.
Из народных сказок наибольшую популярность получил сборник «Тысяча и одна ночь», который включил в себя предания и легенды многих народов.

Богатая поэзия халифата достигла особенного расцвета в Иране и Средней Азии.

Фирдоуси – поэма «Шах-наме» («Книга царей») – о борьбе иранского народа с завоевателями, содержала призыв к объединению и прекращению междоусобных войн.

5.

При рассмотрении данного вопроса учитель вместе с учащимися должны отметить, что большое влияние на образ жизни и быт население Арабского халифата оказывал ислам. При дворах эмиров и халифов высоко ценилось умение слагать стихи, музицировать, готовить изысканные блюда. В IХ веке большой известностью в Багдаде, а затем в Кордовском эмирате пользовался певец, музыкант, современник Харун-ар-Рашида – Зирийаб, который основал консерваторию в Кордове и оказал огромное влияние на образ жизни испанских мусульман:

  1. ввел правило носить разную одежду в разные сезоны;

  2. убедил, что тонкая стеклянная посуда изящней золотой и серебряной;

  3. установил строгую последовательность подачи блюд на пирах: супы, мясные блюда, птица, десерт;

  4. любовь к купанию в банях. В банях массажисты, лекари, цирюльники;

  5. изысканность и утонченность дворцовой культуры, свели воедино античные, византийские и персидские традиции;

  6. музыка при дворе (слова «лютня», «гитара», «литавр» имеют арабское происхождение).


6.

Особенности развития архитектуры Востока:

мечети – мусульманские храмы

Архитектура

дворцы

Особенности мечети:

  1. квадратные здания с прямой крышей или куполом;

  2. украшены не рисунками людей и сюжетами, а орнаментами – арабески;

  3. Коран запрещал в мечети изображать людей, Мухаммеда;

  4. Колонны не вдоль движения молящихся, а поперек, их много, это серия арок;

  5. Нет четкого центра, взгляд перемещается в разных направлениях, создается настроение созерцательности;

  6. Нет икон и фресок, святое место – михраб – ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Это место богато украшено резьбой;

  7. Рядом с мечетью башни – минареты.

Мечеть в Кордове (VIII в.) имеет 900 колонн, мечеть в Кайруане.

Дворцы: Альгамбра в Гранаде, Львиный дворик в Кордове, Алькасар в Севилье.

Демонстрация видеофильма об Альгамбре.

Живопись:

орнаментарные рисунки миниатюры в книгах

в мечетях – арабески (изображали людей – живые,

красочные, динамичные, эмоциональные)


7.

Вклад арабов в мировую культуру:

  1. Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний (цифры, карты, глобус, медицинские знания и др.).

  2. Влияние арабской поэзии на поэтов юга Франции.

  3. Отдельные элементы средневековой архитектуры Европы заимствованы от арабов;

  4. Арабы – посредники между Западом и Востоком, Античностью и Средневековьем.


При наличии возможности в целях закрепления изученного материала учитель может провести фронтальный письменный опрос по теме: «Арабы в VI-ХI вв.».
Арабы в VI-XI веках”

I вариант

1. Арабы - кочевники были :

а) воинственными;

б) миролюбивыми землепашцами;

в) выносливыми;

г) строго соблюдали обычаи рода.
2. Выберите правильные ответы:

а) ислам способствовал объединению арабских племен в единое

государство;

б) принятие ислама не отразилось на жизни арабских племен;

в) ислам способствовал развитию мировой культуры;

г) ислам способствовал сохранению родо-племенных отношений.

д) ислам не влиял на положение женщины в обществе.
3. Соотнесите термины, имена и события:

А) Бедуины; а) родина ислама;

Б) Суры; б) государство арабов;

В) Аравийский полуостров; в) новая религия;

Г) Шариат г) главы в Коране;

Д) Халифат; д) арабские кочевники;

Е) Шииты. е) правила поведения мусульман;

ж) течение в исламе.
4. Кто он ?

а) “Он единственный, он могучий. Не рождал и не был рожден, и не

было никого, подобного ему никогда”.

б) Великий среднеазиатский ученый - астроном, географ, историк.

в) Современник Карла Великого, герой знаменитых сказок “Тысяча

и одна ночь”, правитель Багдадского халифата.
5. Соотнесите даты и события:

А) начало VII в.; а) смерть пророка Мухаммеда;

Б) 622 год; б) поражение арабов у города Пуатье;

В) 630 год; в) начало мусульманского летоисчисления;

Г) 632 год; г) образование Арабского халифата;

Д) 732 год. д) начало распада родо-племенных отношений у

арабов;

е) начало вторжения арабов на Пиренеи.
6. Какие страны и регионы были завоеваны арабами и вошли в

Арабский халифат ?

а) Северная Африка; е) Швеция;

б) Франкское государство; ж) Афганистан;

в) Средняя Азия; з) Иран;

г) Сирия; и) Пиренеи.

д) Дания;
7. Назовите основные причины побед арабов в завоевательных

походах.
8. Мусульманская школа при мечети называется:

а) кармат;

б) медресе;

в) имамат.
9. По какому признаку ислам объединял людей разных стран:

а) по отношению к арабам;

б) по вере;

в) по языку;

г) по традициям.
10. Определите, что характерно для Запада (христианство), а что для

Востока (ислам). Что общего ?

А) Запад; а) строили церкви;

Б) Восток. б) священная книга - Коран;

в) религия духовно объединяла людей;

г) в религии были разные течения;

д) строили мечети;

е) священная книга - Библия;

ж) религия укрепляла светскую власть;

з) есть сословие ”которое молится”.

Арабы в VI-XI веках”

II вариант

1. Основным занятием оседлых арабов было:

а) скотоводство;

б) земледелие;

в) ремесленничество;

г) разведение виноградников и садов.
2. Выберите правильные ответы:

а) ислам - новая мировая религия, возникшая в средние века;

б) принятие ислама способствовало сохранению родо-племенных

отношений;

в) ислам не влиял на развитие культуры арабов;

г) ислам привлекал множество людей простотой и доступностью

основных правил поведения;

д) ислам влиял на положение женщины в обществе.
3. Соотнесите термины, имена и события:

А) Коран; а) начальная дата мусульманского летоисчисления;

Б) Хиджра; б) правила поведения мусульман;

В) Аллах; в) священная книга мусульман;

Г) Кааба; г) единый бог мусульман;

Д) Шариат; д) священное место мусульман;

Е) Халиф. е) новая мировая религия;

ж) правитель арабского государства, “заместитель”

пророка.
4. Кто он ?

а) Житель Мекки, получивший “откровения”, которые были

записаны в единую книгу, ставшую священной.

б) Ученый средневековья - медик, философ, поэт, автор более 100

научных трудов.

в) Двоюродный брат Мухаммеда, предъявивший претензии на трон

халифа, основатель шиитского течения в исламе.
5. Соотнесите даты и события:

А) 570-632 гг.; а) правление Харуна ар-Рашида;

Б) 610 год; б) образование арабского государства;

В) 630 год; в) даты жизни и смерти Мухаммеда;

Г) 768-809 гг.; г) начало Мухаммедом своих проповедей;

Д) середина VIII в.; д) начальная дата мусульманского

летоисчисления;

е) образование самостоятельного

государства - Кордовский эмират.
6. Какие страны и регионы были завоеваны арабами и вошли в

Арабский халифат ?

а) Киевская Русь; е) Скандинавия;

б) Италия; ж) Средняя Азия;

в) Пиренейский полуостров; з) Закавказье;

г) Египет; и) Палестина.

д) Индия;
7. Назовите основные причины распада Арабского халифата.
8. Мусульманские храмы называются :

а) мечеть;

б) имам;

в) михрабу.
9.Общими характерными чертами для ислама и христианства

являются:

а) равенство всех людей перед Богом;

б) нравственное поведение;

в) вера в святую Троицу;

г) милосердие.
10. Определите, что характерно для Запада (христианство), а что для

Востока (ислам). Что общего ?

А) Запад; а) строили мечети;

Б) Восток. б) священная книга - Библия;

в) строили церкви;

г) религия укрепляла власть правителя;

д) священная книга - Коран;

е) религия духовно объединяла людей;

ж) основание монастырей;

з) наличие сословия “которое молится”.


Домашнее задание:

Учебники:

(А) - § 15; (Б) - § 13; (Бр) - § 13; (В) - § 10 (3, 4, 5); (Г) - § 3.3, сс.60-61; (Д) - § 11, сс.94-96;

(КнЧ) – сс.188-208, 532-541.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урок 21: «Культура Арабского халифата» iconКультура стран арабского халифата
Выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры

Урок 21: «Культура Арабского халифата» iconУрок 17. Тема Художественная культура первой половины
Основные понятия: художественная культура; художественный стиль; классицизм; сентиментализм; романтизм; реализм; критический реализм;...

Урок 21: «Культура Арабского халифата» iconКлассный час «Культура познание совершенства» (посвящённый Году культуры...
Культура основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура это познание совершенства

Урок 21: «Культура Арабского халифата» iconАнотация
Культура и общество, периодизация истории культуры; культура и религия; диалог культур

Урок 21: «Культура Арабского халифата» iconИнтегрированный урок литературы и истории России
Подвести обучающихся к пониманию того, что культура, в особенности литература, есть отображение исторического процесса в художественных...

Урок 21: «Культура Арабского халифата» iconЭлективный курс для обучающихся 10 11 классов (34 часа) Автор разработки:...
«Мировая художественная культура 10 – 11 классы: Русская культура IX-XVIII веков. Русская культура XVIII-XIX веков» Т. И. Бименовой,...

Урок 21: «Культура Арабского халифата» iconСогласовано” Заместитель Министра Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму
Общая характеристика специальности 022500 физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая...

Урок 21: «Культура Арабского халифата» iconКультура Древней Руси (конспект урока истории в 6 классе) Цели урока:...
Раскрыть значение понятий: культура, зодчество, былины, летопись пергамен, икона, мозаика, фреска

Урок 21: «Культура Арабского халифата» iconРабочая программа дисциплины вд. 01 «Оздоровительная и адаптивная...
Название работы: Рабочая программа дисциплины вд. 01 «Оздоровительная и адаптивная физическая культура» по специальности 49. 02....

Урок 21: «Культура Арабского халифата» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности Направление...
...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную