Образовательная программа детского объединения «Эстрадный вокал»


страница1/5
lit.na5bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования -

центр детского творчества Северного района г. Орла

Утверждаю

Директор Центра детского творчества Северного района города Орла

________ Ф.А.Давидюк

«____» __________ 2012г.

Образовательная программа

детского объединения «Эстрадный вокал»

возраст обучающихся 6-18 лет

срок реализации 4 года

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Дёмина Ольга Юлаевна

Рекомендована Педагогическим советом

Центра детского творчества Северного района города Орла

Протокол № __ от _____________2012 года


Орёл

2012

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка....................................................................................3
Учебно-тематический план............................................................................12
Содержание изучаемого курса......................................................................14
Методическое обеспечение.............................................................................21
Список литературы.........................................................................................27

Пояснительная записка.
«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бледна; любителями и знатоками не рождаются, а становятся».

(Д. Шостакович)
Образовательная программа «Эстрадный вокал» культурно- нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала его личности.

В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур и отличается многообразием форм и направлений. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.

Эстрадное пение является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства. Певческий голос ребенка обладает неповторимым тембром и красотой звучания. Владение им, как уникальным природным живым музыкальным инструментом, требует длительного изучения под руководством педагога. Дети учатся петь, держаться на сцене, развивают свои артистические навыки как в сольном исполнении так и в дуэтах, трио, ансамбле.

Обучение детей и подростков эстрадному пению способствует приобщению их к основам мировой музыкальной культуры, развитию музыкально-эстетического вкуса, формированию исполнительских вокальных умений

и навыков, обеспечивает условия для дальнейшего профессионального роста.

Данная программа дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность программы состоит в том, что эстрадно-джазовая музыкальная культура в ее лучших проявлениях сегодня является не только органической принадлежностью быта, но и своего рода атрибутикой современного музыкального искусства и пользуется огромным художественно-эстетическим спросом у современной российской молодежи.

Педагогическая целесообразность: через приобщение к лучшим образцам эстрадно-джазовой культуры повысить интерес учащихся к занятиям музыкой. Оградить их от влияния музыкальных подделок сомнительной ценности. Как следствие - у подростков снижается интерес к учебным занятиям музыкой, меняется их отношение к учителю, снижается самостоятельная

активность.

В основу образовательной программы положен метод щадящего обучения учащихся пению. В программе учитывается возраст ребенка и его индивидуальные физиологические возможности голоса. Особое внимание уделяется развитию специфических качеств детского голоса: мягкости,

полетности звучания, окраске звука.

Занятия эстрадным пением сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью, где каждый обучающийся на всех этапах обучения имеет возможность выступить перед зрительской аудиторией. С каждым выходом на сцену воспитанник получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимый для певца опыт.

Цель программы – создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области эстрадного вокального пения

и музыкальной культуры, обучение вокально-техническим и музыкальным навыкам.

Задачи:

Обучающие:

- обучение певческим навыкам (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая эстрадная позиция, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильная артикуляция);

- обучение правилам охраны и гигиены детского голоса;

- обучение основам музыкальной грамоты;

- обучение специфическим приемам, характерным для различных жанров популярной и джазовой музыки;

- формирование навыков определения качества певческого тона (темного, светлого, открытого, приоткрытого) и воспроизведения его;

- формирование навыков работы с фонограммой, микрофоном, вокально-усилительной аппаратурой;

- обучение выразительному исполнению произведения.

Развивающие:

- развитие музыкального слуха и музыкальной памяти;

- развитие чувства метра, темпа, ритма;

- развитие тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;

- развитие умения ориентироваться в многообразном мире музыки;

- овладение исполнительскими навыками в вокально-музыкальном ансамбле.

Воспитательные:

- формирование бережного отношения к слову, навыков работы с текстом, в том числе, иностранным;

- воспитание художественного и музыкального вкуса;

- воспитание творческой, духовной и культурно развитой личности;

- развитие умения использовать полученные знания и навыки в организации своего досуга.
Отличительные особенности:

- особое внимание уделяется развитию качеств детского голоса: мягкости, полетности звучания;

- индивидуальный подбор вокального репертуара в соответствии с возрастными и индивидуальными характеристиками ребенка;

- обучение детей методам контроля и самоконтроля с применением звукозаписывающей аппаратуры;

- воспитание патриотического самосознания с помощью музыкальных произведений, с целью пропаганды среди сверстников.

Обучение эстрадному вокалу проводится на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики:

- принцип воспитывающего обучения (воспитание любви к прекрасному в жизни и искусстве, отрицания дурного). Занятия воспитывают у детей любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывают отрицательное отношение к дурному, обогащают духовный мир ребёнка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь;

- принцип доступности (содержание и объём знаний, приёмы, репертуар должны соответствовать возрасту);

- принцип постепенности, последовательности и систематичности (переход от знакомого к новому, от простого к более сложному). Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, предаёт им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям;

- принцип наглядности (слуховые и зрительные восприятия сочитаются: во время пения руководитель показывает высоту звука рукой; использование «лесенки», иллюстрации; исполнение педагогом);

- принцип сознательности (немеханическое выучивание песен, дети должны понимать ход мелодии, следить за правильностью исполнения);

- принцип прочности (повторение ранее выученных произведений – группой, индивидуально);

- принцип целостности. Основан на единстве процесса воспитания, обучения, развития. Его реализация проявляется в создании сбалансированного образовательного процесса, соответствии педагогических технологий содержанию и задачам, обозначенным в программе;

- принцип непрерывности. Фундаментальная основа организации целостной системы образования всех ступеней, обозначенных в концепции.

Общие сведения о детском объединении «Эстрадный вокал»

Состав учащихся постоянный.

Возраст учащихся 6 - 18 лет.

Курс обучения - 4 года.

Режим корректировки - 1 раз в год.

Количество групп - четыре.

Количество учащихся в группах 1-4 года обучения 15 человек.

Количество часов:

- 1-й год обучения – 114 часов – 4 часа в неделю;

- 2-й год обучения и последующие - 216 часов – 6 часов в неделю.

Продолжительность занятий – 45 минут. Занятия объединены в пары.

Количество занятий в неделю:

- 1-й год обучения – 2 раза по 2 часа;

- 2-й год и последующие – 2 раза по 3 часа или 3 раза по 2 часа

(с особо одарёнными учащимися проводятся индивидуальные занятия).

Место занятий коллектива – актовый зал Центра детского творчества Северного района города Орла.

Концепция образовательной программы обеспечивает фундаментальную по своей основательности и чётко выраженным линиям перспективную связь с последующими этапами в объединениях вокальном, ансамблевом. Предлагается построить образование как единую четырехступенчатую структуру.

I ступень (1-й год обучения с 6-8 лет 114 часов в год) выполняет вводную функцию. Происходит постепенное, систематическое и планомерное вхождение детей в обучение. В игровой форме дети получают необходимые музыкальные знания. Главное – вызвать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, представления о красоте.

II ступень (2-й год обучения с 9-11 лет 216 часов в год) предпологает более глубокое изучение и усвоение музыкального материала, выявление творческого потенциала личности и самоопределения в дальнейшем выборе дополнительного образования. Ведущая задача этого этапа – расширять знания детей о музыке, побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), выражать свои музыкальные впечатления в творческой деятельности.

III ступень (3-й год обучения с 12-14 лет 216 часов в год). Ведущая задача 3-его года обучения – воспитание отношения к музыке, исполнителям, а так же к личному исполнительству – на более серьезном уровне.

IV ступень (4-й год обучения с 15-18 лет 216 часов в год) предпологает работу уже в сформированном вокальном ансамбле «Элегия». Реализацию музыкальных программ, выступления на концертах, фестивалях, конкурсах. Работа осуществляется на полупрофессиональном уровне.

Такая структура создаёт оптимальные условия для развития, обучения и воспитания ребёнка, помогает адаптироваться к новым условиям в каждый период жизни.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Первый год обучения

В конце первого года обучения обучающиеся

будут знать:

- основы музыкальной грамоты;

- элементарные теоретические певческие навыки:

- дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза ), равномерный выдох;

- звукообразование: правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными, четкое произношение согласных;

- дикция: правила произношения зубных язычных согласных – Д, З, Т, Р, Л, Н и губных - Б, П, В, М;

- звукоизвлечение: слуховое осознание чистой интонации;

- различия между сольным и ансамблевым пением;

- строение голосового аппарата и правила охраны и гигиены детского голоса;

- основные сведения об изучаемых музыкальных произведениях и их авторах.

Будут уметь:

- правильно держать корпус при пении;

- исполнять точно и выразительно музыкальные произведения соответствующей сложности - без сопровождения (а`cappella),

с аккомпанементом, под фонограмму «-1».

Будет развито:

- умение различать регистры;

- умение слушать и различать музыкальные композиции;

- чувство ритма (в соответствии со способностями).

Будет воспитано:

- уважение к авторскому тексту музыкальных произведений;

- устойчивый интерес к прослушиванию и исполнению музыкальных произведений.

В программу первого года обучения входит:

- пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе, с использованием простых интервалов;

- пение популярных детских песен, соответствующих возрасту обучающихся;

- пение упражнений на гаммы, арпеджио (ведется работа над переходными нотами и выравниванием регистров);

- пение романсов, классических и современных, песен военных лет, отечественных популярных песен, ретро-песен.

Второй год обучения

В конце второго года обучения обучающиеся

будут знать:

- вокальные произведения различных стилей и жанров;

- соотношение динамики звуков голоса и музыкальных инструментов;

- особенности пения в сопровождении различных инструментов;

- способы звуковедения: стаккато, легато, кантилена.

Будут уметь:

- исполнять вокальные произведения различных стилей и жанров: народную песню, романс, современную эстрадную и авторскую песни, классический репертуар с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция).

Будет развито:

- умение преодолевать голосом регистровые переходы.

Будет воспитано:

- бережное отношение к поэтическому тексту песен;

- умение использовать полученные знания и умения в организации своего досуга.

В программу второго года обучения входит:

- пение вокальных упражнений, включая мажорные и минорные гаммы, трезвучия, скачки на октаву вверх и вниз;

- разучивание 4-5 вокальных произведений различного характера и содержания;

- пение упражнений, вырабатывающих кантилену (восходящие и нисходящие гаммы, арпеджио), а так же упражнений, построенных на пунктирном и синкопированном ритме;

- пение отечественных популярных песен, зарубежных популярных песен, современных отечественных хитов, классической вокальной музыки (знакомство с жанром), музыки из мюзиклов и опер (знакомство с жанром).

Третий год обучения

В конце третьего года обучения обучающиеся

будут знать:

- основы хореографии;

- понятия: диапазона голоса, динамика, темп, ритм;

- понятия: соло, дуэт, трио и т.д;

- фонопедические упражнения;

- законы ансамблевого пения;

- рок-оперы и мюзиклы (узнавать по звучанию);

- способы звуковедения: стаккато, легато, кантилена.

Будут уметь:

быть эмоционально отзывчивым, готовым придти другим на помощь;

- владеть потребностью в саморазвитии, самореализации, в творческой деятельности;

- социально адаптироваться;

- применять полученные теоретические и практические знания и навыки в повседневной жизни;

- работать в студии звукозаписи;

- слушать, слышать и анализировать музыкальные произведения;

- работать с микрофоном;

- исполнять вокальные произведения различных стилей и жанров: народную песню, романс, современную эстрадную и авторскую песни, классический репертуар с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция).

Будет развито:

- умение преодолевать голосом регистровые переходы.

Будет воспитано:

- бережное отношение к поэтическому тексту песен;

- умение использовать полученные знания и умения в организации своего досуга.

В программу второго года обучения входит:

- пение вокальных упражнений, включая мажорные и минорные гаммы, трезвучия, скачки на октаву вверх и вниз;

- разучивание 4-5 вокальных произведений различного характера и содержания;

- пение упражнений, вырабатывающих кантилену (восходящие и нисходящие гаммы, арпеджио), а так же упражнений, построенных на пунктирном и синкопированном ритме;

- пение отечественных популярных песен, зарубежных популярных песен, современных отечественных хитов, классической вокальной музыки (знакомство с жанром), музыки из мюзиклов и опер (знакомство с жанром).

Четвёртый год обучения

В конце четвёртого года обучения обучающиеся

будут знать:

- различия в качестве звучания певческого голоса при правильном и неправильном пении;

- как ориентироваться в многообразии музыкальных стилей и жанров;

- основы организации певческой деятельности;

- репертуар вокальных произведений, подходящий к особенностям его голосового аппарата и тембра.

Будут уметь:

- проводить сравнительный анализ различных образцов звучания голоса;

- владеть основными вокальными умениями и навыками;

- применять специфические приемы, характерные для различных жанров популярной и джазовой музыки;

- выразительно исполнить выученные произведения;

- различать качества певческого тона (темного, светлого, открытого, приоткрытого) и воспроизводить его;

- использовать певческие навыки: дыхание, звукообразование, дикция, звукоизвлечение;

- использовать навыки работы с текстом, в том числе, иностранным;

- сольно исполнять вокальные произведения с сопровождением фортепиано, других инструментов и под фонограмму;

- исполнять произведения в вокальном ансамбле;

- работать с фонограммой, микрофоном, вокально-усилительной аппаратурой.

Будет развито:

- явление динамического стереотипа: вокально-технические и исполнительские навыки, доведенные до автоматизма, которые становятся приобретенным рефлексом;

- умение работать над раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.

Будет воспитан:

-художественный и музыкальный вкус.
В программу третьего года обучения входит:

- разучивание 5-6 произведений различного характера и содержания;

- пение отечественных популярных песен (современные хиты), песен советского периода, зарубежных популярных песен, вокальных джазовых композиций.

На выпускном концерте воспитанники демонстрируют владение голосом, артистичность, ощущение стиля исполняемых произведений, чувство ансамбля.

Произведения программы отчетного концерта подбираются так, чтобы каждый ребенок смог показать свои исполнительские возможности: диапазон голоса, тембр, динамику, умение двигаться, держаться на сцене. Вместе с тем подчеркивается умение выпускника ориентироваться в различных жанрах популярной и джазовой музыки.

Формы подведения итогов

Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах, проводимых по окончанию каждого года обучения и в течение учебного года. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные обучающимися по программе, так и воспитательные результаты: уровень творческой, индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутый в процессе прохождения программы, социальная адаптация обучающихся, приятие идей патриотизма и гуманистических ценностей.

Текущий и промежуточный контроль

первого года обучения

На контрольном занятии в конце первого полугодия обучающиеся исполняют два произведения: отечественную популярную песню, любую песню на иностранном языке.

На зачете в конце второго полугодия обучающиеся исполняют три произведения: отечественную популярную песню, русскую народную песню в современной обработке и одну песню на иностранном языке.

Текущий и промежуточный контроль

второго года обучения

На контрольном занятии в конце первого полугодия обучающиеся исполняют три произведения: отечественную популярную песню, романс классического или современного типа и песню любой стилистики на выбор.

На зачете в конце второго полугодия исполняют три произведения: отечественную популярную песню, песню военных лет и любое произведение на иностранном языке.

Текущий и промежуточный контроль

третьего года обучения

На контрольном уроке в конце первого полугодия обучающиеся исполняют два произведения: отечественную популярную песню и зарубежную популярную песню.

На зачете в конце второго полугодия обучающиеся исполняют два произведения: современный отечественный хит, песню патриотического содержания и произведение по выбору из пройденного материала.

Текущий и промежуточный контроль

четвёртого года обучения

На контрольном уроке в конце первого полугодия обучающиеся исполняют два произведения: отечественную популярную песню и зарубежную популярную песню.

На зачете в конце второго полугодия обучающиеся исполняют два произведения: современный отечественный хит и произведение по выбору из пройденного материала.

Проверка уровня знаний, умений и навыков осуществляется на мероприятиях текущей, промежуточной и итоговой аттестации: контрольных уроках, публичных выступлениях, переводных зачетах, итоговом экзамене.

После четвёртого года обучения проходит итоговое занятие в форме отчетного концерта для родителей, педагогов, администрации и друзей. По итогам освоения содержания образовательной программы проводится аттестация обучающихся.

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение

Для проведения занятий необходим педагог не только владеющий знаниями методики преподавания вокала и знающий возрастную специфику голосового аппарата детей и подростков, но и обладающий хорошим голосом и опытом работы на эстрадной сцене.

При невозможности присутствия аккомпаниатора или концертмейстера на занятиях, педагог должен самостоятельно и качественно исполнить аккомпанемент изучаемых произведений.

Материально-техническое обеспечение

Санитарно-гигиенические условия процесса обучения - для проведения занятий необходимо учебное помещение, отвечающее всем требованиям САНПиНа по соблюдению температурного и световой режима, пожарной и электробезопасности.

Комплектность учебного оборудования – в помещении для занятий должно быть фортепиано (или электросинтезатор), музыкальный центр или компьютер, микрофоны, микшер, усилитель, колонки, фонотека, ноты.

Успехи реализации программы возможны:

- если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;

- если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

- если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;

- если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1. Вводное занятие

2

2

4

2. Вспомогательные упражнения для развития вокальных данных

4

20

24

3. Вокальная работа

4

20

24

4.Музыкально-дидактические игры и развлечения.

2

16

18

5. Слушание музыки

1

4

5

6. Элементарное музицирование

2

7

9

7. Пение песен

4

32

36

8. Праздники и подготовка к ним

2

20

22

10. Итоговое занятие

-

2

2

Итого

21

123

144
  1   2   3   4   5

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Образовательная программа детского объединения «Эстрадный вокал» iconОбразовательная программа дополнительного образования детского объединения «Умнички»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокоключевая средняя общеобразовательная школа»

Образовательная программа детского объединения «Эстрадный вокал» iconОбразовательная программа объединения «Музейное дело»
Центр детского творчества «Созвездие» муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан

Образовательная программа детского объединения «Эстрадный вокал» iconПрограмма детского объединения «Юный эколог»
Аннотация к программе с

Образовательная программа детского объединения «Эстрадный вокал» iconПриказ №59-Уот 30. 08. 2011 года образовательная программа муниципального...
Данная образовательная программа мбдоу д/с №16 разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов

Образовательная программа детского объединения «Эстрадный вокал» iconРабочая образовательная программа объединения «Техническое моделирование»...
Критерии и показатели наличия необходимых теоретических знаний и практических умений

Образовательная программа детского объединения «Эстрадный вокал» iconОбщеразвивающая образовательная программа (ооп) дошкольного образования...
Специальность. Фортепиано. Ооп дошкольного образования (подготовительный класс, музыкальный инструмент)

Образовательная программа детского объединения «Эстрадный вокал» iconОбщеразвивающая образовательная программа (ооп) дошкольного образования...
Специальность. Фортепиано. Ооп дошкольного образования (подготовительный класс, музыкальный инструмент)

Образовательная программа детского объединения «Эстрадный вокал» iconПрограмма Детского объединения «Гитара» рассчитана на детей от 8 до 18 лет
Основной задачей обучения в объединении является расширение художественного кругозора обучающихся, привитие им интереса и любви к...

Образовательная программа детского объединения «Эстрадный вокал» iconПрограмма детского объединения «впк защитник»
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей Ачитского городского округа «Ачитский центр дополнительного...

Образовательная программа детского объединения «Эстрадный вокал» iconОбразовательная программа дошкольного образования
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно методического объединения...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную