Программа кружка «Театр»


lit.na5bal.ru > Культура > Программа
c:\documents and settings\gf\рабочий стол\tiff\image20141225071944-034.tif
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………...3

Основные разделы программы………………………………………..………..6

Содержание программы…………………………………………………………8

Учебно-тематический план………………………………………………….…9

Список литературы……………………………………………………………13

Календарно-тематическое планирование……………………………………..14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Программа кружка «Театр» составлена на основе:

- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);

- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр

г. Петрозаводска);

- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).

Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи:

  • опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и

общения;

  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к

любой работе.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в

начальной школе даются общие представления о его специфике.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка

средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • игра

  • беседа

  • иллюстрирование

  • изучение основ сценического мастерства

  • мастерская образа

  • мастерская костюма, декораций

  • инсценирование прочитанного произведения

  • постановка спектакля

  • посещение спектакля

  • работа в малых группах

  • актёрский тренинг

  • экскурсия

  • выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр (просмотр видео спектаклей), где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Программа кружка «Театр в начальной школе» включает разделы:

1. «Мы играем – мы мечтаем!»

2. Театр.

3. Основы актёрского мастерства.

4. Просмотр видео спектаклей в театрах.

5. Наш театр.

Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.

В программу кружка «Театр в начальной школе» (раздел «Наш театр») включено инсценирование произведений, изучаемых в программе «Чтение и начальное литературное образование» авторов: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 33 часа в год в 1 классе, 34 часа в год во 2-4 классах.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

ФОРМЫ

ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


п/п

Тема раздела

Форма

Уровень

Ожидаемый воспитательный результат

1

«Мы играем – мы мечтаем!»

Игра

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

2

Театр

Беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Экскурсия

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

3

Основы актёрского мастерства

изучение основ сценичес-кого мастерства

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

актёрский тренинг

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

4

Просмотр видео спектаклей в театрах

просмотр спектакля

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

иллюстри-рование

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

5

Наш театр

мастерская образа

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

мастерская костюма, декораций

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

инсцениро-вка, постановка спектакля

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

выступле-ние

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».

Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Просмотр видео спектаклей в театрах. Просмотр видео спектаклей в театрах. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (33 часа)

п/п

Тема


Количество часов

Всего

Теория

Практика




Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»

15



15

1-15

Игры на развитие внимания и воображения.

15



15




Раздел «Просмотр видео спектаклей в театрах»

6



6

16-18

Просмотр видео спектаклей в театрах.

3



3

19-21

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

3



3




Раздел «Наш театр»

12



12

22-33

Инсценирование сказок Корнея Чуковского.

12



12

Итого 33

Итого

33



33



2 класс (34 часа)


п/п

Тема


Количество часов

Всего

Теория

Практика




Раздел «Театр»

3

2

1

1

Дорога в театр.

1



1

2

В театре.

1

1

-

3

Как создаётся спектакль.

1

1






Раздел «Основы актёрского мастерства»

2

1

1

4-5

Мимика. Пантомима.

2

1

1




Раздел «Просмотр видео спектаклей в театрах»

6



6

6-8

Просмотр видео спектаклей в театрах.

3



3

9-11

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

3



3




Раздел «Наш театр»

23



23

12-21

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

10



10

22-28

Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам

Дж. Родари.

7



7

29-34

Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса.

6



6

Итого 34

Итого

34

3

31


3 класс (34 часа)


п/п

Тема


Количество часов

Всего

Теория

Практика




Раздел «Театр»

11

8

3

1

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

1

1

-

2

Древнегреческий театр.

1

1



3

Театр «Глобус».

1

1



4

Театр под крышей.

1

1



5

Современный театр.

1

1



6

Театральный билет.

1



1

7

Театр кукол.

1

1



8

Музыкальный театр.

1

1



9

Цирк.

1

1



10

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

1

-

1

11

Зритель в зале.

1

-

1




Раздел «Просмотр видео спектаклей в театрах»

6



6

12-14

Просмотр видео спектаклей в театрах.

3



3

15-17

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

3



3




Основы актёрского мастерства

2

1

1

18-19

Театральный этюд.

2

1

1




Наш театр

15



15

20-27

Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро.

8




8

28-34

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена.

7



7

Итого 34

Итого

34

9

25


4 класс (34 часа)


п/п

Тема


Количество часов

Всего

Теория

Практика




Раздел «Театр»

2

2



1

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

1

1



2

Театральные жанры.

1

1






Основы актёрского мастерства

11

3

8

3

Язык жестов.

1



1

4

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

1



1

5

Интонация.

1



1

6

Темп речи.

1



1

7

Рифма.

1



1

8

Ритм.

1



1

9

Считалка.

1



1

10

Скороговорка.

1



1

11

Искусство декламации.

1

1

-

12

Импровизация.

1

1

-

13

Диалог. Монолог.

1

1

-




Раздел «Просмотр видео спектаклей в театрах»

3



3

14-16

Просмотр видео спектаклей в театрах. Беседа после просмотра спектакля.

3



3




Наш театр

18



18

17-22

Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова.

6




6

23-34

Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина.

12



12

Итого 34

Итого

34

5

29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Список рекомендованной литературы:

1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

4. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/




Календарно-тематическое планирование

1 год обучения (33 часа)


п\н

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт




Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»










1

Игры на развитие внимания и воображения.

1

08.09




2

Игры на знакомство.

1

15.09




3

«1,2,3,4,5 – в сказку мы пришли опять».

1

22.09




4

«Живой оркестр. Джаз.».

1

29.09




5

«Эстафета».

1

06.10




6

Упражнение с предметами.

1

13.10




7

Упражнения со стульями.

1

20.10




8

Запомни фотографию.

1

27.10




9

«Дружные звери».

1

10.11




10

«Веселые обезьянки».

1

17.11




11

«Внимательные звери».

1

24.11




12

Угадай: что я делаю?

1

01.12




13

Одно и то же по-разному.

1

08.12




14

Превращение предмета.

1

15.12




15

Превращение детей.

1

22.12







Раздел «Просмотр видео спектаклей в театрах»










1

Просмотр видео спектаклей в театрах.

3

29.12

12.01

19.01





2

Беседа после просмотра спектакля.

2

26.01

02.02





3

Иллюстрирование.

1

09.02







Раздел «Наш театр»










1

Изучение сказок Корнея Чуковского.

1

16.02





2

Выбор сказки Корнея Чуковского для инсценирования

1

02.03




3

Чтение сказки. Распределение ролей.

1

09.03





4

Репетиция сказки.

8

16.03

30.03

06.04

13.04

20.04

27.04

04.05

11.05





5

Инсценировка сказки для родителей.

1

18.05




Поделиться в соцсетях



Похожие:

Программа кружка «Театр» iconТема контрольной
Фольклорный театр (народная драма, театр Петрушки, театр марионеток, балаган, вертепный театр, раёк, медвежья потеха и др.)

Программа кружка «Театр» iconОбразовательная программа «Кукольный театр» Объединение: «Кукольный театр»
Театр – это искусство для чутких людей, как искусство вообще. Чуткость же и деликатность в общении между детьми, в их поведении –...

Программа кружка «Театр» iconРабочая программа кружка «Психологический театр общения» Автор: Усова...
А психологическое здоровье является одной из актуальных общечеловеческих проблем, которую должны решать учителя различных дисциплин,...

Программа кружка «Театр» iconДополнительная образовательная программа «Фантазёры» (театр) Разработала:...
...

Программа кружка «Театр» iconРабочая программа по внеурочной деятельности Название кружка: Юный эколог
Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 5 классов -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано...

Программа кружка «Театр» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере

Программа кружка «Театр» iconРабочая программа кружка “Умники и Умницы» создана на основе Федерального...
Программа кружка составлена в связи с назревшей проблемой в образовании учащихся начальной школы

Программа кружка «Театр» iconУрок музыки в 5 классе Тема урока: «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл»
Хотите узнать, где находится этот театр, и какие театральные постановки в нем ставятся? (да)

Программа кружка «Театр» iconПояснительная записка программа кружка «Сказки народов мира»
Программа кружка «Сказки народов мира» составлена на основе рабочей образовательной программы внеурочной деятельности (фгос)

Программа кружка «Театр» iconПрограмма кружка «Пишу красиво и грамотно»
Программа кружка «Пишу красиво и грамотно» рассчитана на 4 года, предназначена для детей в возрасте от 7 до 11 лет


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную