Уроками письма, математики, чтения. Тип урока


lit.na5bal.ru > Горные лыжи > Урок
Данный урок проводится в рамках учебного курса Развитие устной речи на основе изучения явлений окружающей действительности в 4 классе в школе – интернате VIII вида. Урок  находится в связи с предыдущими уроками развития устной речи и во взаимосвязи с уроками письма, математики, чтения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: расширить представление учащихся о домашних птицах на основе знакомства с гусем.

Задачи:

Образовательные: познакомить с особенностями гусей;

учить детей приемам сравнения и анализа.

Развивающие: развивать умение составлять рассказ с опорой на схему;

расширять кругозор;

развивать диалогическую и монологическую речь;

совершенствовать грамматические котегории;

развивать устную связную речь.

Воспитательные: способствовать воспитанию коммуникативных отношений.

Коррекционные: коррекция внимания на основе упражнений в обобщении,

исключении, запоминании;

коррекция мышления на основе упражнений в сравнении;

соблюдение здоровьесберегающих технологий;

использование игр для развития мотивации к обучению.
Оборудование и средства обучения: картинки – признаки осени; картинки для артикуляционной гимнастики (иголочка, лопатка, чашечка), карточки с изображением диких и домашних птиц; карточки с изображением гуся, гусыни, гусят; перо птицы, схема для составления рассказа, словарные слова (гусак, перепончатые лапы, перьевой покров, водоплавающая птица). Медиапроектор, ноутбук, экран, телефон, видеоматериалы к уроку.

Ход урока
1.Организационный момент.

Мы сюда пришли учиться.
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Логопедическая минутка + Составление рассказа об осени + Психологический настрой

(Дети отвечают на вопросы, на доске появляется картинка – признак осени.)

- Какое время года на улице наступило? (зима) А по календарю? (поздняя осень)

- Что можно увидеть поздней осенью на улице? (На улице можно увидеть снег.)

- Давайте умоем снегом наше лицо. (массаж лица)

Снег, снежок поиграй со мной дружок.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтобы носик дышал свободно,

Чтоб подбородок сверкал гордо,

Чтобы губки улыбались,

А зубки кусались.

Снег, снежок поиграй со мной дружок.

- Ребята, а почему поздней осенью снег? (солнце светит неярко, на улице стало холодно, иногда тает снег, появляются лужи, снег тает и на крышах, затем появляются сосульки)

- На что похожи сосульки? (на иголочку)

- Выполним артикуляционные упр. «Иголочка» (показ картинки)

- Чем чистим снег на дорожках? (лопатой)

- Выполним артикуляционные упр. «Лопата» (показ картинки)

- Когда приходим домой после чистки снега, то чем согреваемся? (чаем) Из чего пьём чай? (из чашечки)

- Выполним артикуляционные упр. «Чашечка» (показ картинки)

Упр. на дыхание.

- На улице поздней осенью холодно, что появляется на реках и озёрах? (На реках и озёрах появляется лёд.)

- А что становится с птицами, которые живут на водоёмах? (Птицы улетают в тёплые края.)

- Как называются такие птицы? (перелётные птицы).

- Каких перелётных птиц вы знаете?

- Что же птиц отличает от зверей? (Тело птиц покрыто перьями.) Подуем на пёрышко, язык подняв к носу.

- Как нам было, когда мы дули на перо? (весело, смешно) Покажите ещё раз эту эмоцию. Я хотела бы, чтобы это настроение продлилось до конца урока.

- Ребята, а какие признаки поздней осени вы ещё знаете? (Люди надевают тёплую одежду)

Составление рассказа о поздней осени по сюжетным картинкам.
3.Повторение пройденного.

- В начале урока мы говорили о перелётных птицах. К какой группе они относятся? (дикие)

- Назовите части тела птицы. (Голова, шея, туловище, лапы)

- Чем питаются птицы? (Растениями, мелкими насекомыми, зерном)

- Как зовут его, её, их детёнышей? (Индюк, индюшка, индюшата; утка, селезень, утята; воробей, воробьиха, воробьишки – желторотики)

- Каких домашних птиц вы знаете?
4.Сообщение темы.

- Кто изображен на картинках? (синица, курица, снегирь, гусь)

- По каким признакам узнали? (Имеются крылья, тело покрыто перьями)

- На какие две группы можно разделить этих птиц? ( Дикие и домашние)

- Чем отличаются дикие и домашние птицы? (Дикие живут в природе, за домашними – ухаживает человек, они приносят пользу человеку)
Отгадайте загадку.

Спит или купается, всё не разувается:
День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь) Появляется картинка гуся.


- Почему гусь?

Сегодня будем говорить об этой домашней птице. К концу урока мы должны составить рассказ о гусе. Работать будем по схеме (схема – картинка на доске):

1.Кто это

2.Их каких частей состоит

3. Чем покрыто тело

4. Какого цвета

5. Чем питается

6. Где живёт

7. Как называют её птенцов?

8. Как эта птица подаёт голос?

9. Какую пользу приносит человеку
- Посмотрите на картинки и подберите родственные слова. (Гусята, гусак, гусыня, гусь, гусенок) Словарное слово – ГУСАК (появляется запись – читаем хором, по одному, ставим ударение).

Назовите корень в родственных словах (гус)
5. Изучение нового материала.

1 Назовите части тела гуся. Составьте словосочетания (Голова маленькая)

- Что находится на голове? ( Глаза, клюв)

- Глаза какие? (Маленькие, круглые)

- А какой клюв? (Плоский, широкий)

- Шея? (Длинная, тонкая, вытянутая)

- Какое туловище? (вытянутое, овальное)

- Хвост? (Маленький, малозаметный)

- Что есть на туловище? (Крылья)

-Какие они? (Сильные)

- Какие лапки? ( Красные)

- Что есть на лапах? ( Плавательные перепонки) Значит лапы у гуся ПЕРЕПОНЧАТЫЕ (появляется запись - читают хором по слогам, по одному)

Первичное закрепление.

- Кто расскажет о всех частях тела гуся, называя признаки? ( У гуся маленькая голова, длинная, вытянутая, тонкая шея, овальное туловище, малозаметный хвостик, красные лапки, сильные крылья)

Пальчиковая гимнастика «Гусь»

Гусь гогочет и гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет!

У гусёнка босы лапки,
Он носить не любит тапки.
Любит он в воде плескаться,
И нырять и кувыркаться. (видеоролик как гогочет и шипит гусь)

Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть вперёд и прижать друг к другу. Указательный палец согнут и опирается на большой.

- На кого похоже? (на гуся)

- сколько у меня гусей, а сейчас… (один гусь, два гуся…)

- Попробуйте показать такого гуся.

- Сколько гусей стало?

2 -Чем покрыто тело гуся? (Перьями, значит у гуся (появляется запись) ПЕРЬЕВОЙ покров – читаем хором по слогам, отдельно каждый)

Практическая работа.

Возьмите пёрышко в руки. Что вы чувствуете? (тепло) Гусю также тепло под перьевым покровом.

3 - Какой окрас гуся? (Серый)

- А еще какой может быть? Вспомните детскую песенку и пропойте её. (Перьевой покров может быть серым или белым)

4 Мне так понравился гусь, что я решила нарисовать его в воздухе. Все ли правильно я нарисовала? (дети отвечают, что неправильно нарисовал учитель)

- Нарисуйте правильно гуся.

5 - На что похожа форма тела? (капельку, лодочку)

Гуся называют (появляется запись) ВОДОПЛАВАЮЩАЯ ПТИЦА (читают хором по слогам, отдельно каждый).

- Из каких двух слов состоит это слова? (вода, плавать)

Гусь любит плавать на водоемах, в пруду.

- Что он достает из воды? (Траву, насекомых)

Любит и по бережку ходить.

- А что там он ищет? (Щиплет траву, ест камушки)

- А чем же гуся кормит хозяйка? (Травой, зерном, кашей, овощами, специальным кормом)

6 –Где живёт гусь?

- Какой по характеру может быть гусь? (Гордый, смелый, важный)

Физпауза

Встаньте и покажите как гусь ходит (Голова высоко поднята, никого не боимся – смелые, руки назад.)

7 - Какую пользу приносит гусь человеку? (Дает мясо, пух, перья, яйца)

Рассказ учителя (рассказ сопровождается видеороликом про гусей) Всего на земле существуют четырнадцать видов гусей, более 60 пород. Эти птицы относятся к семейству утиных. Домашние гуси – предки диких гусей. Живут они рядом с человеком у воды – на реках и озерах. У них длинная шея, короткие красные или оранжевые лапы, пальцы на лапах соединены перепонкой, они ходят важно вразвалку. На маленькой голове массивный плотный клюв. Питаются дикие гуси травой, листьями, плодами и семенами, насекомыми. Пока гусыня высиживает гусят, гусак держится рядом и охраняет гнездо от врагов. Человек использует в пищу гусиное мясо, пух и перо для изготовления подушек и перин, а также использует гусиный жир в качестве лекарства от обморожения. В древности гусиные перья использовали как ручки и карандаши, ими писали (видеоролик про гусиное перо).
6. Закрепление

- Составьте рассказ о гусе, используя схему. (Рассказывают сильные учащиеся)

- Игра «Разговор по телефону». Представьте, что вы купили гуся и решили рассказать о нем подружке или другу.

- О чем не надо забыть? (Поздороваться)

Начните разговор так: «Я сегодня купил гуся…»
7. Д/з Зарисуйте гуся в тетради и подпишите частей тела.
8. Оценивание.
9. Итог.

- С какой группой птиц сегодня познакомились? (Домашние птицы)

- О ком составляли рассказ?
10. Рефлексия.

-Понравился ли вам урок?

- Какое у вас настроение?

- У меня на столе перья разного цвета, давайте из них составим гуся. Если урок понравился, то возьмите белое перо. Если урок был трудным и непонятным для вас, то серое (контур гуся, на который прикрепляют перья).

- Спасибо за урок.

Данный урок по теме первый, далее следует урок закрепления и урок сравнения: гусь - индюк. Затем планируются уроки по теме: дикие птицы – гусь.
Список использованной литературы, источников:

1. Е.Д. Худенко, И.А. Терехова «Знакомство с окружающим миром» учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 4 класс. Москва «Аркти».

2.Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова «Планирование уроков развития речи в 4 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида». Москва «Аркти» 2003.

3.http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_zagadki/zagadki_pro_ptic/393-zagadki_pro_gusya.html

4. https://youtu.be/k0g9XPXVifk

5. https://youtu.be/jSB6Ai6aK8k

6. https://youtu.be/gZW0E91ig7o



Поделиться в соцсетях



Похожие:

Уроками письма, математики, чтения. Тип урока iconМетодическая разработка Урока письма «Пусть говорят письма»
Цель урока: познакомить с письмом как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями

Уроками письма, математики, чтения. Тип урока iconУрок внеклассного чтения в 8 классе К. Г. Паустовский. «Английская...
Тип урока: урок комплексного применения ууд при выполнении компетентностно ориентированных заданий с элементами групповой и исследовательской...

Уроками письма, математики, чтения. Тип урока iconПоговорим о дружбе
Смирнова Людмила Николаевна учитель письма и чтения, классный руководитель 5-6 класса

Уроками письма, математики, чтения. Тип урока iconКонспект урока по геометрии в 8 классе «Параллелограммы»
Тип урока: урок обобщения и систематизации материала с использованием икт и активных методов обучения на всех этапах урока

Уроками письма, математики, чтения. Тип урока iconТема урока: «Действия с фрагментом рисунка»
Межпредметная связь с уроками: история Горного-Алтая, алтайская литература, алтайский язык, изобразительное искусство

Уроками письма, математики, чтения. Тип урока iconУрок Тип урока
Цель урока: систематизация теоретического и практического материала по изучению законов геометрической оптики

Уроками письма, математики, чтения. Тип урока iconУрока дата Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню
Показать учащимся, что язык универсальное средство общения. Сформировать умение читать и анализировать лингвистический текст, развить...

Уроками письма, математики, чтения. Тип урока iconСтавить вопросы, обращаться за помощью, формулировать затруднения
Приёмы изучающего чтения. По ходу чтения. Конспект урока русского языка в 8 классе (фгос, элементы ркмчп и текстовой технологии)

Уроками письма, математики, чтения. Тип урока iconМетодическая разработка урока по истории в 10 классе Тема урока:...
Тип, вид, форма урока: урок изучения нового материала с использованием эор; проблемный урок; анализа и синтеза; индивидуально – групповое...

Уроками письма, математики, чтения. Тип урока iconУрок русского языка в 5а классе Тема «Письмо как средство общения»
Сегодня мы познакомимся с историей возникновения письма, будем учиться писать письма


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную