Рабочая программа учебного предмета «Литература»


страница1/2
lit.na5bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоюгинская средняя общеобразовательная школа

636714 село Новоюгино Каргасокский район Томская область

Ул. Центральная № 74 телефон (253) 37-1-40 – директор / факс (253) 37-1-40

E-mail: novougino@yandex.ru

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы

Протокол №___ __________________ ________________

От «__»___ ___г. «__»________ _____г. «__»_______ ____г.


Рабочая программа учебного предмета

«Литература» 8 класс, базовый уровень

Разработана

Лобановой С.И.,

учителем русского языка

и литературы

п. Новоюгино

2014 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 8 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного стандарта общего образования по предметной области «Литература» на основе программы МО РФ под редакцией Г.И. Беленького.

Рабочая программа включает: пояснительную записку; учебно-тематический и календарно-тематический планы с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; перечень учебно-методического обеспечения и список литературы.

Основные цели изучения литературы в школе:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Общая характеристика учебного предмета «Литература».

Программа для 8 класса построена по хронологическому принципу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (ее образностью, отличиями от других видов искусства). Сверхзадача курса в 8 классе – приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний.

Основой изучения литературы остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем, 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике , способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен)- первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.

Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.

Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.

Теоретико- и историко-литературные знания, выполняя определенную самостоятельную роль, все же не являются самодовлеющими: их назначение — прежде и больше всего способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке творений писателя.

Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед (в ряде случаев стихотворные произведения объединяются под рубрикой «Для чтения в классе»), для самостоятельного чтения. Первые произведения разбираются более подробно, во всяком случае, в основных их компонентах, вторые, также прочитанные полностью, рассматриваются на уроках более общо (с позиций их главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей; возможны беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театральными постановками и т. д.). В рубриках «Для самостоятельного чтения» после определенных тем указаны произведения, которые примыкают к изучаемым, а в юнце разделов или в конце каждого курса — произведения для свободного чтения по выбору учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по руководству самостоятельным чтением, которые желательно предусматривать при планировании работы на год.

В настоящее время на уроках литературы все большее место занимают электронные средства обучения. Их применение желательно, а в некоторых случаях бесспорно эффективно, когда речь идет о каких-то фактах биографии писателя, особенностях исторической эпохи, творческой истории произведения или когда требуется провести углубленные наблюдения над художественным текстом. Но и в этих случаях главным остается внимание к слову писателя, к смыслу его творения.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Место предмета «Литература» в базовом учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 8-ом классе. В неделю – 2 часа.

Программа базируется на межпредметных связях с курсами русского языка, истории, МХК, что позволяет воспитывать в учащихся чувства гордости и патриотизма по отношению к русской литературе, культуре, истории и языку.

Программа предполагает внеучебную деятельность: внеклассные мероприятия, предметные конкурсы, олимпиады, индивидуальные и групповые консультации.

Формы контроля знаний: различные формы опроса, комплексный анализ текста, различные виды анализа текста, разбора, изложение как форма овладения основами письменной литературной речи, сочинения различных видов и жанров, тестирование, также: беседа, письменный ответ на вопрос как форма овладения основами письменной литературной речи, сочинения различных видов (на литературные темы, по жизненным впечатлениям, по картине, отзывы на прочитанные книги), опрос.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса.

В результате изучения литературы ученик должен:

знать:

  • основные биографические сведения об авторах изученных произведений;

  • роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;

  • основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;

  • некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);

  • средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

  • родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).

уметь:

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;

  • проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основной информации от второстепенной;

  • развернуто обосновывать суждения, давать определения;

  • выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;

  • владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;

  • характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому;

  • пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;

  • писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



Содержание курса
Введение.

Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

Устное народное творчество. Народные песни.

Исторические песни

Для чтения и бесед

Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни

«Породила да меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные» и другие. Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца».

Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Для чтения и бесед

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море – священный Байкал…» Д.П. Давыдов, «Среди долины ровныя…» А.Ф. Мерзлякова, «Вечерний звон» И.И. Козлова, «Соловей» и «Не осенний мелкий дождичек…» А.А. Дельвига).

Для чтения и бесед

К.Г. Паустовский. «Колотый сахар»; В.С. Высоцкий. «Песня о Волге»; Б. Ш. Окуджава. «Песенка», «По Смоленской дороге».

Русская старина.

А. Н. Толстой.

Для чтения и бесед

«Земля оттич и дедич».

Жития

Житийный жанр в древнерусской литературе.

Для чтения и бесед

«Жития преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

«Жития протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.

Для самостоятельного чтения

«Сказание о Борисе и Глебе» (в переводе на современный русский язык). Из сатирической литературы XVII в.: «Суд Шемякин», «Повесть о Петре и Февронии».

Литература XIX века.

А.С. Пушкин. Пушкин-прозаик.

Для чтения и изучения

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.

Для чтения и бесед

«Метель».

Для самостоятельного чтения

А.С. Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М.И. Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

М.Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы.

Для чтения и бесед

«Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!…», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы, Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.

Для чтения и изучения

«Мцыри». «Мцыри – любимы идеал Лермонтова» (В. Г. Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В. Г. Белинский). Особенности построения поэмы.

Для самостоятельного чтения

«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения, «Боярин Орша».

Н.В. Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения и изучения

«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

«Ревизор» в театре и в кино.

Драматические произведения, комедия; сатира и юмор в драматическом произведении.

Для самостоятельного чтения

«Женитьба».

И.С. Тургенев. Особенности прозы писателя.

Для чтения и изучения

«Ася». Образ «тургеневской девушки»; скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Для самостоятельного чтения

«Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».

Л.Н. Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.

Для чтения и изучения

«После бала». Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза.

Для самостоятельного чтения

«Хаджи Мурат», «За что?», «Люцерн».

Литература конца XIX – начала XX века.

В.Г. Короленко. Гуманизм писателя.

Для чтения и бесед

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчика, его причины.

«Огоньки» – поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для самостоятельного чтения

«Мгновение».

И.А. Бунин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Полевые цветы», «Еще и холоден и сыр…», «Густой зеленый ельник у дороги…», «Родине», «Слово».

«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».

Для самостоятельного чтения

«Птицы небесные», «Крик» и другие рассказы.

Максим Горький – убежденный защитник идеи активного отношения к жизни.

Для чтения и изучения

«Песня о Соколе». Символика – аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.

Для чтения и бесед

«Заветы отца».

Для самостоятельного чтения

Произведения из цикла «Сказки об Италии», «Челкаш», «Ма-ленькая!», «Дед Архип и Ленька», «Страсти-мордасти».

Литература XX века.

Н.А. Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Я воспитан природой суровой…», «Журавли», «Одинокий дуб», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться…».

Одухотворенность природы, единство с ней человека. Философская глубина, афористичность лучших стихотворений поэта.

К.Г. Паустовский. Лиризм прозы писателя.

Для чтения и изучения

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа ( роль «ленинградских страниц»). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и изображение писателя (ср. «Золотой розой»).

Роль воображения в художественном творчестве.

Для самостоятельного чтения

«Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и другие произведения.

А.Т. Твардовский. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»).

История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. Народнопоэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время.

Образ автора в художественном произведении. Традиции устного народного творчества в литературе.

Для самостоятельного чтения

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» (полный текст поэмы), «Я убит под Ржевом…», «Армейский сапожник», «В тот день, когда окончилась война…», «О Родине», «Жестокая память» и другие стихотворения; Ч. Айтматов. «Ранние журавли».

В.М. Шукшин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Дядя Ермолай».

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

Для самостоятельного чтения

«Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и другие рассказы.

Н.М. Рубцов. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Русский огонек», «О Московском Кремле», «Старая дорога», «Журавли», «Посвящение другу», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

Для самостоятельного чтения

«Во время грозы», «Жеребенок и другие стихотворения.

6. Из зарубежной литературы

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир. Сведения о жизни драматурга.

Для чтения и бесед

«Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

Трагедия как жанр драматургии.

Повторение изученного.

Художественная литература, ее особенности и значение. Урок обобщающего повторения. Произведение художественной литературы как художественное единство

Роды и виды литературы. Основные средства эпического изображения. Художественная речь

Повторение сведений о художественной и стихотворной речи по статьям и заданиям учебника-хрестоматии.

Учебно-тематический план. Литература. 8 класс.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов




В том числе на:

уроки

внекл.

чтение

развит.речи

контр.

работы

1

Введение

2

2










2

Устное народное творчество

3

3










3

Русская старина

3

3










4

Литература Х1Х века

36

26

4

4

2

5

Литература конца Х1Х – начала ХХ века

8

7







1

6

Литература ХХ века

11

10




1




7

Из зарубежной литературы

2

2










8

Повторение изученного

3

2







1




Итого

68

58

2

5

3
  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 9 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 6 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 7 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Рабочая программа учебного предмета «Литература» рассчитана на учащихся 10 класса. Содержание курса разработано с учетом Государственного...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. – М. «Тид «Русское слово – рс», 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по обществознанию...
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета обществознание; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература» Класс: 6
Программа разработана на основе примерной программы стандарта второго поколения и авторской программы «Литература» Курдюмовой Т....

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «обществознание»
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» основного общего образования составлена на основе

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «История»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса истории


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную