На уроках литературы


lit.na5bal.ru > Литература > Урок
Всероссийский фестиваль педагогического творчества

(2014-2015 учебный год)
Педагогические идеи и технологии

Синквейн как форма свободного творчества

на уроках литературы

Работа учителя русского языка

и литературы

МАОУ СОШ №2 г.Балаково

Ненаховой Натальи Александровны

Синквейн как форма свободного творчества

на уроках литературы

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает

Античная поговорка

Основа федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе предусматривает накопление учащимися солидного читательского багажа, формирование представления о литературе как виде искусства, познания ее специфических внутренних законов, знакомство с литературным процессом, умение понимать его связь с историческим процессом.

Главной задачей школьного литературного образования является развитие личности ребенка, способной чувствовать красоту, переживать, видеть мир в его единстве. Нельзя не согласиться с мнением академика В.В. Прозорова, что литература должна развивать и совершенствовать такие жизненно необходимые функции мозга, как его творческие комбинаторные готовности, способность к фантазии, к богатому и сложному ассоциативному мышлению.

Руководство литературным творчеством играет огромную роль для нравственного и идейного воспитания школьников. Именно в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Литературное творчество – всегда форма общения, поэтому в процессе его развивается коллективизм и гражданственность, ответственность. Организация творческих заданий на уроках, уроков творчества, как правило, преследует цель не только помочь обучающимся глубже усвоить школьную программу, но и расширить круг чтения детей, их знания по литературе, искусству. Следовательно, учителю необходимо расширять жизненный опыт школьников, вовлекать их в соответствующую их интересам творческую среду, развивать общий творческий потенциал и специальные литературно-творческие способности.

К сожалению, современные школьники всё меньше читают: количество книг год от года растет, а число читателей такими же темпами убывает. А если задаться вопросом: как читают современные ученики? И как они способны отозваться на прочитанное? Вряд ли нужно цитировать ответы и сочинения: их уровень хорошо известен. И задача учителя-словесника заключается в том, чтобы вернуть ученику интерес к художественному произведению.

Творческие способности имеют особое значение для развития познавательного интереса учащихся. Через решение исследовательских, творческих работ учащиеся знакомятся с различными сторонами жизни, с зависимостью между литературой и жизнью. Творческая работа по составлению синквейна связана с анализом, синтезом, логикой, учит выделять главное, обращаться к высказываниям известных людей, делать выводы.

На некоторых уроках уделяю несколько минут отзывам учеников о недавно прочитанных ими книгах, что помогает развивать эстетическое восприятие художественных текстов. В рамках этой работы также применяю составление синквейна.

Синквейн формирует способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Он требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. В связи с этим необходимо знакомить школьников с такой формой работы с начальных классов. В своей педагогической деятельности синквейн использую на уроках литературы во всех классах.

В 5 классе знакомлю учеников с понятием синквейна, его структурой.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила составления синквейна:

  1. В первой строчке называется тема (обычно это существительное, обозначающее объект или предмет, о котором пойдёт речь).

  2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия).

  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами или деепричастиями.

  4. Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. (Здесь иногда изменяю задание: прошу подобрать известное высказывание, крылатое выражение по данной теме, близкое автору синквейна.)

  5. Последняя строка – слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Пятиклассники с удовольствием занимаются этим видом творческой деятельности. Во-первых, потому что короткий и получается у всех, во-вторых, позволяет почувствовать себя хоть на время творцом. Да и существительные, прилагательные, глаголы все знают. А вместе с тем синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу). Таким образом, автор синквейна должен обладать глубоким знанием художественного произведения, биографического материала писателя или поэта, критических статей, статей по теории литературы, иметь по материалу собственное мнение и высказывать его по определённым правилам.

Ребята, составляя синквейн, работают в группах, в парах, индивидуально, обсуждают результат работы в классе, группе, составляют индивидуально и обсуждают в паре, в результате из двух синквейнов рождается один. Такая работа приучает слушать друг друга, обсуждать и выделять удачные варианты. Познакомила пятиклассников и с некоторыми вариациями составления синквейна: обратный, зеркальный, синквейн-бабочка и др. Составляли и сочинения-миниатюры по готовым синквейнам на свободную тему, восполняли пропуски слов в синквейне, обосновывая своё мнение, часто такая работа становилась темой классного часа.

Синквейн – интересный методический прием. Позволяет отработать навыки анализа текста, развивает внимание учащихся к слову, побуждает ребят анализировать свои ощущения, помогает учителю организовать диалог. Синквейн – средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся. При внешней простоте формы, синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).

В своей педагогической деятельности использую синквейны и при изучении терминов, понятий теории литературы, в результате, ребята легче понимают и надолго запоминают учебный материал. Закрепляю умения писать эссе на художественное произведение или на свободную тему, двум обучающимся синквейн развил умение для стихотворного творчества. Такая работа научила самостоятельно добывать информацию из любого текста, тем самым облегчила работу старшеклассников, когда объём материала велик, а времени мало.

Составление синквейна полезно для выработки способности к анализу текста при подготовке к написанию творческой работы. Ведь процедура составления синквейна позволяет сочетать элементы работы с текстом – словом – сочинением, дает возможность сконцентрировать внимание на самом важном.

Таким образом, синквейн помогает пропускать искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале должны добиваться уроки русской литературы.

Приложение

Примеры синквейнов обучающихся

Жизнь и творчество А.С.Пушкина:

А.С.Пушкин А.С.Пушкин

Поэтичный, противоречивый Мыслящий, щедрый

Писал, сочинял, переводил Творил, внедрял, наставлял

Был рождён великим поэтом «Вам всё, чем рад и чем богат»

Творец Гений

А.С.Пушкин

Талантливый, русский

Писал, творил, восхищал

Ещё при жизни стали именовать гением

Гордость

Н.С.Лесков. Главный герой сказа «Левша»

Левша

Талантливый, скромный

Мастерил, отказался, любил

«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят»

Патриот

Левша

Талантливый, здравомыслящий

Создаёт, передаёт, переживает

«Я мельче этих подковок работал…»

Мастер

Тема любви в рассказах писателей

Любовь (А.П.Чехов «О любви»)

Закрытая, «футлярная»

Напрягает, расстраивает, губит

«…о, как мы были с ней несчастны!»

Несчастье

Любовь (И.А.Бунин «Кавказ»)

Бездуховная, страстная

Предаёт, стремится, создаёт

«Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки»

Смысл жизни

Любовь (А.И.Куприн «Куст сирени»)

Жертвенная, неравная

Возвышает, защищает, противопоставляет

«Не будь жены, он… махнул бы на всё рукою»

Опека

Поделиться в соцсетях



Похожие:

На уроках литературы iconПлан Организация обобщения изученного материала на уроках литературы....
Организация учебной деятельности на уроках литературы в контексте внедрения фгос и итоговой аттестации учащихся

На уроках литературы icon«Актуальность использования художественных фильмов (экранизаций)...

На уроках литературы iconИсследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка...
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы при изучении творчества А. И. Солженицына

На уроках литературы iconМбоу «Тучковская сош №3 с углубленным изучением отдельных предметов»...
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности

На уроках литературы iconПроектная деятельность на уроках литературы как способ формирования метапредметных компетенций
Амелькина Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №9», первая квалификационная категория

На уроках литературы iconПроблемы и специфика анализа Солженицынского текста на школьных уроках...
Принято считать, что изучение творчества А. И. Солженицына в нашей стране началось в конце 80-х годов ХХ века. Однако еще в советской...

На уроках литературы icon«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителем русского языка и литературы Афониной Н. В

На уроках литературы icon«Проектная деятельность на уроках письма и развития речи, чтения...
Заявка для участия в форуме учителей русского языка и литературы, посвященном Году литературы в России

На уроках литературы iconИсследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы...
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы и в индивидуальной работе с учащимися (Слайд 1)

На уроках литературы icon«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы»
Вузах: усиление духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-учащегося;...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную