Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы при изучении творчества А. И. Солженицына
Зиновьева Татьяна Петровна, учитель
русского языка и литературы МОУ
города Кургана «СОШ№49»
Говоря в широком смысле об исследовательской деятельности, мы имеем в виду участие в работе научного общества наиболее одарённых ребят, деятельность чаще всего внеурочную, внешкольную. Однако следует помнить, что главная составляющая учебного процесса – урок. Чтобы развить потенциал каждого ученика, необходим исследовательский подход к обучению. Необходимо всеми средствами стимулировать исследовательскую деятельность учащихся на уроке, используя различные виды учебной деятельности: опору на воображение, использование аналогий, метафор, работу с творческими проектами, сравнительно-сопоставительный анализ, лингвистический эксперимент. Рассмотрим это на примере творчества А. И. Солженицына.
Знакомство с жизнью и творчеством этого великого писателя я начинаю с творческого портрета. Обучающимся предлагаются знаковые зрительные образы, различные цитаты как самого писателя, так и его современников, афоризмы. Например, приводятся высказывания Солженицына: «Никогда не участвуйте во зле!», « Молиться надо о духовном, чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал"; « Одно слово правды весь мир перетянет». «…Художнику дано лишь острее других ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него – и остро передать это людям», – говорил А.И.Солженицын в Нобелевской лекции. "Если земной шар вдруг расколется надвое, то трещина пройдет через сердце писателя" (Народная мудрость). « Он был великим писателем — высокого уровня не только с художественной точки зрения. Он написал поразительный роман „Архипелаг ГУЛАГ“, который сыграл уникальную роль не только в России — на нём воспиталось молодое поколение, да и я тоже, хотя я был постарше. И на Западе „Архипелаг“ произвёл грандиозное впечатление, потому что до тех пор какая-то вера в существование коммунистической утопии даже у консервативных политиков Запада, да и у широких масс существовала. Солженицын сумел „Архипелагом ГУЛАГом“ перевернуть сердца людей и открыть подлинный образ чудовищного режима», - так говорил правозащитник Глеб Якунин. Стихи М. Цветаевой :
Отказываюсь быть
В бедламе нелюдей.
Отказываюсь - жить
С волками площадей.
Отказываюсь - быть
С акулами равнин.
Отказываюсь плыть-
Вниз по теченью спин...
Исследуя данный материал, обучающиеся отмечают, какие черты характера присущи писателю, каковы его жизненные ценности. Затем уже происходит знакомство с жизнью и творчеством писателя. Обучающиеся составляют задания-тезисы для критического осмысления по типу «Верно ли?» Это способствует развитию критического мышления. При изучении жизни и творчества Солженицына я активно использую технологию проектного обучения, в основе которой лежит творческое усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Класс делится на группы, каждая группа работает над определённой темой. Например, творчество Солженицына на экране. Обучающиеся представили материал, найденный в сети Интернет – это и видео- выступления самого автора « Жить не по лжи» - и отрывки из фильма « В круге первом» Затем рассказали, какое впечатление произвёл на них данный материал. Другие группы - над темой « Солженицын в воспоминаниях современников», « Литературная премия имени Солженицына». Обучающиеся познакомили с историей присуждения премии, с лауреатами. Зайдя на сайт, посвящённый творчеству А. И. Солженицына, ребята показали видеоматериалы о лауреатах премии. Ребята – журналисты написали сочинения по темам: « Мы Вас не забудем никогда…», «Моё отношение к творчеству Солженицына», « создали памятник» Солженицыну.
Разнообразны виды работ по изучению языка произведений Солженицына.
Лингвистический эксперимент. Следует учитывать основные этапы этого вида деятельности (гипотеза – наблюдения – выводы)
« Крохотки» Солженицына. «Город на Неве». Предлагается «преображенный» текст, включающий слова, не принадлежащие автору. Задание: « Прочитайте текст, вычеркните «несолженицынские» обороты». В ходе работы делается вывод о своеобразии писательской манеры, что формирует особый стиль писателя. Другое задание: «Найдите в данном тексте слова разговорного стиля и высокие книжного стиля ». В ходе работы решается вопрос, какова роль данных слов в тексте. Гипотеза: использование слов разного стиля показывает отношение автора к изображаемым событиям. Наблюдения: замена слов в тесте Солженицына на нейтральную лексику, сравнение значений синонимов. Обучающиеся делают вывод. Аналитические задания. В основе сопоставительный анализ произведений разных авторов, эпох с близкими мотивами, образами. Можно сопоставить «Крохотки» Солженицына и «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева. Отношение к родному языку А. Солженицына и нашего зауральского писателя В.Ф. Потанина.
На уроке повторения и обобщения изученного материала по теме «Однородные члены предложения» использую произведение Солженицына «Гроза в горах» и стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Голуби». Даю задание: проанализировать художественный текст, повторить признаки однородных членов предложения, закрепить умения постановки знаков препинания при однородных членах. Например: «Найдите в произведениях « Гроза в горах» и «Голуби» описание природы. Прочитайте отрывок, соблюдая правильную интонацию. Выпишите предложения с однородными членами и проанализируйте их по следующей схеме:
а) подчеркните однородные члены;
6) определите смысловые отношения между однородными членами;
в) объясните постановку знаков препинания;
г) составьте схему предложения.
Какие изобразительно-выразительные средства используют Солженицын и Тургенев для описания природы?
- Что можно сказать об использовании в описании однородных членов?
Затем обучающиеся работают с таблицей «Функции пейзажа в литературном произведении» и отвечают на вопросы.
Функции пейзажа в литературном произведении.
1) способствует созданию образа лирического героя;
2) служит одним из средств создания местного колорита;
3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;
4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;
5) является источником философских рассуждений писателя;
6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;
7) служит средством характеристики социальных условий жизни;
8) может приобретать символическое значение.
- Какие из данных функций выполняет пейзаж в произведении « Гроза в горах» и в стихотворении в прозе «Голуби»? Каково значение пейзажа в литературном произведении? В чём своеобразие тургеневского пейзажа и пейзажа Солженицына?
Особый интерес вызывают интегрированные уроки. Урок, посвященный жизни и творчеству А. И. Солженицына, проводился в 11-ом классе. Данный урок рассматривается как обобщающий по пройденным темам русского языка, литературы и информатики и дает возможность ученикам на практике использовать полученные ими на уроках знания, умения и навыки. Сам урок, предшествующий ему подготовительный этап, направлены на:
формирование у учащихся ценностного отношения к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию как особому информационному процессу, воспитание у них стремления к самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа- и Интернет- ресурсов;
подготовку школьников к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий;
формирование понятий о культуре современного труда, стимулирование успешного обучения и личностного самоопределения.
Проведению урока предшествовала подготовительная работа, в которой принимали участие как учителя, так и учащиеся. На уроке литературы учащимся при изучении темы “Творчество Солженицына” было дано задание: найти в дополнительной литературе, энциклопедиях, справочниках, сети Интернет информацию, связанную с жизнью и творчеством Александра Исаевича. Найденная учащимися информация: фотографии, сайты, биографические сведения - была использована на уроках литературы в качестве основы для докладов и сообщений, на уроках информатики как текстовый и графический материал при повторении и совершенствовании навыков работы со следующими программными приложениями:
Текстовый редактор Microsoft Word;
Графический редактор Paint;
Microsoft Power Point;
Adobe Photoshop.
Так, например, на уроках информатики при повторении темы «Создание презентаций Microsoft Power Point» учащиеся были разделены на творческие группы, итогом работы которых стали презентации на темы: «Биография А. И. Солженицына», « Герои произведений Солженицына».
При повторении темы «Графические редакторы» учащимся было дано творческое задание: создать средствами любого известного им графического редактора рисунок, коллаж, отражающий их ощущения, возникающие при чтении произведений Солженицына.
Вторая часть – выполнение разнообразных проверочных заданий: на знание орфографии и пунктуации (текст «с точками» « Город на Неве»); диктант (текст из рассказа «Матрёнин двор»);
Организация учебно-исследовательской деятельности позволяет активизировать творчество учащихся, стимулировать познавательные интересы обучающихся; даёт им возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.
Исследовательская работа также несёт в себе и воспитательный эффект. Многие ребята становятся более коммуникабельными, преодолевая “страх” публичного выступления, чувствуют себя увереннее на уроках. Включаются во внеклассную деятельность, представляя свои работы на классных часах, конференциях.
Данная работа напечатана в сборнике ИМЦ « Изучение творчества А.И. Солженицына в средней школе»
| |