Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2014/15 учебный год Номинация: «Педагогические идеи и технологии». Название работы: Разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи» Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ г. Москвы Школа № 641 имени С.Есенина (СП № 3) Медведева Ирина Сергеевна Тема: «Местоимение как часть речи». Цель: деятельностная – развивать умения работать с информацией; аргументировать свой ответ; работать в группах; содержательная – научиться определять морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, их роль в тексте. Краткая аннотация: Урок на тему «Местоимение как часть речи» является первым в разделе «Местоимение». Он проводится как урок изучения нового материала. В ходе этого урока обучающиеся познакомятся с основными морфологическими признаками местоимения, научатся находить местоимения в тексте, расширят знания о роли данной части речи в предложении и в тексте в качестве основных средств связи. Планируемые результаты: учащиеся должны знать: понятие «местоимение»; учащиеся должны уметь: находить местоимения в тексте; определять род, число, падеж местоимений, их синтаксическую роль, функцию в тексте. Формируемые универсальные учебные действия: Личностные: обучающиеся положительно относятся к учению. Коммуникативные: слушают и слышат друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, ищут и выделяют необходимую информацию. Познавательные: объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста. Используемое оборудование: интерактивная доска, проектор. Ход урока
- Ребята, вы знаете, что 2015 год в России объявлен Годом русской литературы? - Имя какого русского поэта носит наш образовательный комплекс? (Сергея Есенина.) - Вот по этим двум причинам я решила весь языковой материал, который будет использоваться на уроке, связать с именем Сергея Александровича Есенина.
Синтаксический разбор. Тему урока я объявлю чуть позже, а сначала предлагаю выполнить синтаксический разбор предложения: Каждый читатель знаком с творчеством Есенина. - У какого слова вам было трудно определить часть речи? (Каждый). 3. Выявление причины затруднения. - В чём причина затруднения? (Слово отвечает на вопрос какой?, но не обозначает признака предмета, а лишь указывает на него.) Каждому – местоимение. О местоимениях и пойдет сегодня речь.
- Попробуем сформулировать тему урока. (Обучающиеся выдвигают свои версии.) - Итак, тема нашего урока – «Местоимение как часть речи». Как вы думаете, какова цель урока? 5. Построение проекта выхода из затруднения. - Какой план действий выберем, чтобы добиться поставленной цели? (Будем выполнять упражнения, благодаря которым научимся находить местоимения в предложениях, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.) В ходе работы мы будет записывать наши выводы в опорную схему, затем сформулируем правило:
- Давайте вспомним, какие части речи являются именными? (Имя сущ., имя прил., имя числ.) - Что они обозначают? (Предмет, признак, количество). - Распределите слова на три группы: 1) имя сущ., 2) имя прил., 3) имя числ. Звонкий сырость сильный четыре второй берёзовый оба туман месяц золотой двенадцать трое
– Вглядитесь внимательно в слово местоимение. Подумайте, как оно образовалось. Подсказка: Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена. – Какие имена заменяют местоимения? На этот вопрос мы сможем ответить, выполнив анализ текста. Анализ текста. 1. Сергея Есенина горячо любят в России. 2. Он родился в селе Константиново Рязанской губернии. 3. Четыре года прожил Есенин в религиозной семье деда по матери. 4. За несколько лет память ребёнка сохранила картины жизни в доме, где часто собирались странники, пели духовные стихи. 5. Дед учил внука читать, а по субботам рассказывал ему притчи из Священной истории. 6. Бабушка водила маленького Сергея по окрестным монастырям. 7. Эти воспоминания отразились в раннем творчестве Есенина. - О чём этот текст? Какова его основная мысль? - Подумайте, какие слова заменяют выделенные местоимения. (Есенин, четыре, внуку, детские.) - Какие это части речи? (Имя существительное, имя числительное, имя прилагательное.) - Какую роль в данном тексте выполняют местоимения? (Помогают избежать повторов, служат средствами связи.) - Определите род, число, падеж местоимения ОН из второго предложения. 8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. А) - Запишите предложения. Определите род и число выделенных местоимений. Сделайте вывод о том, как изменяются местоимения. 1. Твой платок, шитьём украшенный, мелькнул за косогор. 2. Не твоя ли шаль с каймою зеленеет на ветру? 3. Что ж так имя твоё звенит, Словно августовская прохлада?
Отоснилась ты мне навсегда. Б) – Прочитайте четверостишия. Выпишите местоимения, определите их падеж. Сделайте вывод о том, как изменяются местоимения.
Дорогá мне зелёная ширь – Полюбил я тоской журавлиною На высокой горе монастырь.
Средь мальчишек всегда герой, Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой.
Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду.
- А сейчас проведём физкультминутку, но сначала вспомним, какие местоимения называются личными? (Местоимения, которые указывают на лицо.) - Какие вы знаете местоимения первого лица? (Я, мы.) - Назовите местоимения второго лица. (Ты, вы) - Перечислите местоимения третьего лица. (Он, она, оно, они.) - Я буду читать стихотворения. Если назову местоимение 1-го лица, встаёт первый ряд, местоимение 2-го лица – второй ряд, 3-го лица – третий ряд. 1. Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать.
Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски.
С их курлыканьем в тощие дали, Потому что в просторах полей Они сытных хлебов не видали.
Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь.
Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Словарная работа. Бренный – подверженный разрушению; тленный, смертный. Пожитки – мелкое имущество. Сонм – большое количество кого-либо или чего-либо. 10.Решение типовых заданий с проговариванием алгоритма вслух. Работа в группах. - Прочитайте текст. Определите, какими членами предложения являются выделенные местоимения. 1 группа.
2 группа.
3 группа.
4 группа.
- Сделайте вывод о том, какими членами предложения могут быть местоимения. (Учащиеся каждой группы делают выводы о синтаксической роли местоимений и заносят их в опорную схему.) 11. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Игра «Корректор». - Представьте, что вы являетесь корректорами. Найдите ошибки в тексте и исправьте их. Есенин – яркий, самобытный поэт. В поэзии Есенина отражены красота русских раздолий, молодецкая удаль и боль русской песни. Об истоках своего творчества поэт рассказывает в «Автобиографии». В «Автобиографии» есть такие слова: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине». - Спишите текст, исправляя недочёты. - Сделайте вывод о том, какую роль играют местоимения в тексте. (Помогают избежать повторов, служат средством связи предложений в тексте.) 12. Этап включения в систему знаний и повторения. - На сегодняшнем уроке мы вспомнили, что такое личные местоимения. На последующих занятиях мы ознакомимся с другими разрядами местоимений. Прочитаем на с. 165 учебника, какие разряды существуют. 13. Рефлексия. Продолжите фразу: - Сегодня на уроке я узнал… - Я научился … - Мне понравилось… - Мне было трудно… - Я хочу узнать… - Хорошо работали на уроке… 12. Домашнее задание. Упражнение № 392, 393 с. 165-166. Список использованной литературы:
|
![]() | Авторы: учитель русского языка и литературы Гура Т. В., учитель географии Гаранина С. Б | ![]() | Учитель русского языка и литературы моу богдашкинская средняя общеобразовательная школа мо «Цильнинский район» Ульяновской области... |
![]() | Интегрированный урок русского языка и литературы. Особенности выражения сложных предложений в литературных текстах | ![]() | Название работы: Разработка урока русского языка по теме: «Правописание суффиксов и приставок» |
![]() | Мбоу «Ульянковская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» | ![]() | Печенкина Татьяна Орестовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Русский Камешкир Пензенской области |
![]() | Повторить сведения об алфавите, полученные учащимися в начальных классах, углубить и систематизировать эти знания | ![]() | ... |
![]() | Журавская Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска "Гимназия №147" | ![]() | Гладкова Светлана Валентиновна, мбоу «Белоярская сош №3», учитель русского языка и литературы |