Разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи» Автор: учитель русского языка и литературы гбоу г. Москвы Школа №641 имени С. Есенина (сп №3)


lit.na5bal.ru > Литература > Разработка урока
Всероссийский фестиваль педагогического творчества
2014/15 учебный год


Номинация: «Педагогические идеи и технологии».


Название работы: Разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи»
Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ г. Москвы Школа № 641 имени С.Есенина (СП № 3)

Медведева Ирина Сергеевна
Тема: «Местоимение как часть речи».

Цель:

деятельностная – развивать умения работать с информацией; аргументировать свой ответ; работать в группах;

содержательная – научиться определять морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, их роль в тексте.

Краткая аннотация: Урок на тему «Местоимение как часть речи» является первым в разделе «Местоимение». Он проводится как урок изучения нового материала. В ходе этого урока обучающиеся познакомятся с основными морфологическими признаками местоимения, научатся находить местоимения в тексте, расширят знания о роли данной части речи в предложении и в тексте в качестве основных средств связи.

Планируемые результаты:
учащиеся должны знать: понятие «местоимение»;

учащиеся должны уметь: находить местоимения в тексте; определять род, число, падеж местоимений, их синтаксическую роль, функцию в тексте.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные: обучающиеся положительно относятся к учению.

Коммуникативные: слушают и слышат друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, ищут и выделяют необходимую информацию.

Познавательные: объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.

Используемое оборудование: интерактивная доска, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, вы знаете, что 2015 год в России объявлен Годом русской литературы?

- Имя какого русского поэта носит наш образовательный комплекс? (Сергея Есенина.)

- Вот по этим двум причинам я решила весь языковой материал, который будет использоваться на уроке, связать с именем Сергея Александровича Есенина.

  1. Фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.

Синтаксический разбор.

Тему урока я объявлю чуть позже, а сначала предлагаю выполнить синтаксический разбор предложения:

Каждый читатель знаком с творчеством Есенина.

- У какого слова вам было трудно определить часть речи? (Каждый).

3. Выявление причины затруднения.

- В чём причина затруднения? (Слово отвечает на вопрос какой?, но не обозначает признака предмета, а лишь указывает на него.)

Каждому – местоимение. О местоимениях и пойдет сегодня речь.

  1. Целеполагание.

- Попробуем сформулировать тему урока. (Обучающиеся выдвигают свои версии.)

- Итак, тема нашего урока – «Местоимение как часть речи». Как вы думаете, какова цель урока?

5. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какой план действий выберем, чтобы добиться поставленной цели? (Будем выполнять упражнения, благодаря которым научимся находить местоимения в предложениях, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.)

В ходе работы мы будет записывать наши выводы в опорную схему, затем сформулируем правило:



Местоимение – часть речи, которая указывает на __________, __________, _________,

но не называет их.

Местоимения могут изменяться по ___________, ____________, и ___________.

В предложении местоимения обычно бывают ___________, ___________, ___________ и

___________.

  1. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, какие части речи являются именными? (Имя сущ., имя прил., имя числ.)

- Что они обозначают? (Предмет, признак, количество).

- Распределите слова на три группы: 1) имя сущ., 2) имя прил., 3) имя числ.

Звонкий сырость сильный четыре

второй берёзовый оба туман

месяц золотой двенадцать трое

  1. Реализация построенного проекта.

– Вглядитесь внимательно в слово местоимение. Подумайте, как оно образовалось.

Подсказка:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

– Какие имена заменяют местоимения? На этот вопрос мы сможем ответить, выполнив анализ текста.

Анализ текста.

1. Сергея Есенина горячо любят в России. 2. Он родился в селе Константиново Рязанской губернии. 3. Четыре года прожил Есенин в религиозной семье деда по матери. 4. За несколько лет память ребёнка сохранила картины жизни в доме, где часто собирались странники, пели духовные стихи. 5. Дед учил внука читать, а по субботам рассказывал ему притчи из Священной истории. 6. Бабушка водила маленького Сергея по окрестным монастырям. 7. Эти воспоминания отразились в раннем творчестве Есенина.

- О чём этот текст? Какова его основная мысль?

- Подумайте, какие слова заменяют выделенные местоимения. (Есенин, четыре, внуку, детские.)

- Какие это части речи? (Имя существительное, имя числительное, имя прилагательное.)

- Какую роль в данном тексте выполняют местоимения? (Помогают избежать повторов, служат средствами связи.)

- Определите род, число, падеж местоимения ОН из второго предложения.

8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А) - Запишите предложения. Определите род и число выделенных местоимений. Сделайте вывод о том, как изменяются местоимения.

1. Твой платок, шитьём украшенный, мелькнул за косогор.

2. Не твоя ли шаль с каймою зеленеет на ветру?

3. Что ж так имя твоё звенит,

Словно августовская прохлада?


  1. Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.
Б) – Прочитайте четверостишия. Выпишите местоимения, определите их падеж. Сделайте вывод о том, как изменяются местоимения.


  1. Не за песни весны над равниною

Дорогá мне зелёная ширь –

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.


  1. Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.


  1. Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.


  1. Физкультминутка.


- А сейчас проведём физкультминутку, но сначала вспомним, какие местоимения называются личными? (Местоимения, которые указывают на лицо.)

- Какие вы знаете местоимения первого лица? (Я, мы.)

- Назовите местоимения второго лица. (Ты, вы)

- Перечислите местоимения третьего лица. (Он, она, оно, они.)

- Я буду читать стихотворения. Если назову местоимение 1-го лица, встаёт первый ряд, местоимение 2-го лица – второй ряд, 3-го лица – третий ряд.

1. Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.


  1. Милые берёзовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.


  1. Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.



  1. Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.


  1. Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.
Словарная работа.

Бренный – подверженный разрушению; тленный, смертный.

Пожитки – мелкое имущество.

Сонм – большое количество кого-либо или чего-либо.
10.Решение типовых заданий с проговариванием алгоритма вслух. Работа в группах.

- Прочитайте текст. Определите, какими членами предложения являются выделенные местоимения.

1 группа.

  1. Есенин учился в Константиновском земском училище. 2. Несмотря на то, что однажды Сергея за плохое поведение оставили на второй год, он закончил сельское училище с похвальным листом. 3. Затем будущий поэт поступил во второклассную учительскую школу Спас-Клепиков. 4. Село Спас-Клепики, которое стало для Есенина тем местом, где прошло становление его личности, располагалось в центре Мещерской низменности.

2 группа.

  1. С 1912 года Есенин жил в Москве. 2. Здесь зарабатывал себе на жизнь в типографии Сытина грузчиком, потом корректором. 3. Был вольным слушателем курсов историко-философского отделения Университета имени Шанявского. 4. Большой интерес вызывали у него лекции по русской литературе.

3 группа.

  1. В 1915 году Есенин отправился в Петроград, где познакомился с Александром Блоком, Сергеем Городецким и другими поэтами. 2. С этого времени Сергей Александрович становится профессиональным поэтом. 3. Народные песни, поэзия Лермонтова, Пушкина, Блока оказали влияние на развитие его поэтического стиля. 4. В самом начале 1916 года вышел первый сборник стихотворений «Рáдуница».

4 группа.

  1. Сборник стихов «Рáдуница» неоднородный по содержанию. 2. В нём есть стихотворения, в которых чувствуется влияние христианских идей, есть и стихи, раскрывающие удивительные богатства русской природы и быта дореволюционной деревни.


- Сделайте вывод о том, какими членами предложения могут быть местоимения. (Учащиеся каждой группы делают выводы о синтаксической роли местоимений и заносят их в опорную схему.)
11. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Игра «Корректор».

- Представьте, что вы являетесь корректорами. Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
Есенин – яркий, самобытный поэт. В поэзии Есенина отражены красота русских раздолий, молодецкая удаль и боль русской песни. Об истоках своего творчества поэт рассказывает в «Автобиографии». В «Автобиографии» есть такие слова: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине».

- Спишите текст, исправляя недочёты.

- Сделайте вывод о том, какую роль играют местоимения в тексте. (Помогают избежать повторов, служат средством связи предложений в тексте.)

12. Этап включения в систему знаний и повторения.

- На сегодняшнем уроке мы вспомнили, что такое личные местоимения. На последующих занятиях мы ознакомимся с другими разрядами местоимений. Прочитаем на с. 165 учебника, какие разряды существуют.

13. Рефлексия.

Продолжите фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Я научился …

- Мне понравилось…

- Мне было трудно…

- Я хочу узнать…

- Хорошо работали на уроке…

12. Домашнее задание.

Упражнение № 392, 393 с. 165-166.
Список использованной литературы:

  1. «Сергей Есенин». Собрание сочинений в трёх томах. Под ред. Е.А.Есениной, А.А.Есениной, С.А.Васильевой и др. М.: Библиотека «Огонёк», Издательство «Правда», 1970 г.

  2. «Сергей Есенин». Станислав и Сергей Куняевы. М.: «Молодая гвардия», 2007 г.

  3. «Большая энциклопедия школьника. Литература». М.: «ЭКСМО», 2006 г.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи» Автор: учитель русского языка и литературы гбоу г. Москвы Школа №641 имени С. Есенина (сп №3) iconУрок русского языка, развития речи и географии в 8 классе на тему...
Авторы: учитель русского языка и литературы Гура Т. В., учитель географии Гаранина С. Б

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи» Автор: учитель русского языка и литературы гбоу г. Москвы Школа №641 имени С. Есенина (сп №3) iconКонспекту урока русского языка по теме «Сочинение по воображению...
Учитель русского языка и литературы моу богдашкинская средняя общеобразовательная школа мо «Цильнинский район» Ульяновской области...

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи» Автор: учитель русского языка и литературы гбоу г. Москвы Школа №641 имени С. Есенина (сп №3) iconМетодическая разработка урока русского языка в 10 классе
Интегрированный урок русского языка и литературы. Особенности выражения сложных предложений в литературных текстах

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи» Автор: учитель русского языка и литературы гбоу г. Москвы Школа №641 имени С. Есенина (сп №3) iconРазработка урока русского языка по теме: «Правописание суффиксов...
Название работы: Разработка урока русского языка по теме: «Правописание суффиксов и приставок»

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи» Автор: учитель русского языка и литературы гбоу г. Москвы Школа №641 имени С. Есенина (сп №3) iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему «Суффикс значимая часть слова»
Мбоу «Ульянковская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи» Автор: учитель русского языка и литературы гбоу г. Москвы Школа №641 имени С. Есенина (сп №3) iconУрока русского языка в 6 классе Тема: «Разносклоняемые имена существительные»
Печенкина Татьяна Орестовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Русский Камешкир Пензенской области

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи» Автор: учитель русского языка и литературы гбоу г. Москвы Школа №641 имени С. Есенина (сп №3) iconУрок русского языка в 5-м классе. Графика. Алфавит. Шмакова Галина...
Повторить сведения об алфавите, полученные учащимися в начальных классах, углубить и систематизировать эти знания

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи» Автор: учитель русского языка и литературы гбоу г. Москвы Школа №641 имени С. Есенина (сп №3) iconУрок русского языка в 11 классе Дальниченко Р. Н., учитель русского...
...

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи» Автор: учитель русского языка и литературы гбоу г. Москвы Школа №641 имени С. Есенина (сп №3) iconУрок русского языка в 8 классе Обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология»
Журавская Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска "Гимназия №147"

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи» Автор: учитель русского языка и литературы гбоу г. Москвы Школа №641 имени С. Есенина (сп №3) iconКонспект урока русского языка в 6 классе Учитель: Гладкова Светлана Валентиновна
Гладкова Светлана Валентиновна, мбоу «Белоярская сош №3», учитель русского языка и литературы


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную