MI1K0ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫМОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯГ. Т. Егораева русский языкИнструкция по выполнению работы10 вариантов заданийОтветы Г. Т. Егораева
РУССКИЙ язык
9 класс
ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Инструкция по выполнению работы
10 вариантов заданий Ответы
Издательство
«ЭКЗАМЕН»
МОСКВА
2016
УДК 372.8:811.161.1 ББК 74.268.1 Рус ЕЗО
Бгораева Г. Т.
ЕЗО ОГЭ2016. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / Г. Т. Егораева. — М. : Издательство «Экзамен», 2016. — 95, [1] с. (Серия «ОГЭ. Типовые тестовые задания»)
ISBN 978-5-377-09864-5
Пособие содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий Основного государственного экзамена.
Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся при подготовке к экзамену (в новой форме) в 9 классе по русскому языку.
В сборнике даны ответы на все варианты тестов.
Пособие предназначено для учителей и методистов, учащихся 9 классов основной школы для подготовки к Основному государственному экзамену.
Приказом № 729 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.
УДК 372.8:811.161.1 ББК 74.268.1Рус
Формат 70x108/16.
Гарнитура «Школьная». Бумага газетная. Уч.-изд. л. 3,16. Уел. печ. л. 8,4. Тираж 50 000 экз. Заказ № 1442/15.
ISBN 978-5-377-09864-5 © Егораева Г. Т., 2016 © Издательство «ЭКЗАМЕН», 2016
СОДЕРЖАНИЕ
русский язык 1
РУССКИЙ язык 2
9 класс 2
ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН 2
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 2
Вариант 9
русский язык 1
РУССКИЙ язык 2
9 класс 2
ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН 2
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 2
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3-х частей. Каждый вариант КИМ состоит из трёх частей и включает 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 — краткое изложение (задание 1). Часть 2 (задания 2-14) — задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом; задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.
Часть 3 (альтернативное задание 15) — задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1. Таблица. Распределение заданий по частям работы Части
| Количество
заданий
| Максимальный первичный балл
| Тип заданий
| Часть 1
| 1
(задание 1)
| 7
| Задание с развёрнутым ответом
| Часть 2 "
| 13
(задания 2-14)
| 13
| Задания с кратким ответом
| Часть 3
| 1
(задание 15)
| 9
| Задание с развёрнутым ответом
| Части 1 и 3
|
| 10 баллов за практическую грамотность и фактическую точность речи
|
| Итого
| 15
| 39
|
|
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха! Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. В привычной суете и занятости учёбой, друзьями, компьютером, спортом мы не находим времени оглянуться вокруг себя и увидеть то, что нас с вами окружает, что не перестаёт удивлять. Первый подснежник, пробивающая асфальт травинка, багровый закат, ,звёздное небо — привычные нашему взору явления можно перечислять бесконечно, ибо это частица нашего бытия, это то, что окружает нас в течение всей жизни. Летом мы слушаем шелест листьев, видим прекрасные розы и скромные полевые цветы... Наступает осень, и в ней тоже радующее глаз буйство красок. Идёшь через парк и глаз оторвать не можешь от пышного разноцветного ковра, устилающего землю. А как прекрасны осенние цветы хризантемы, жёлтые, красные, оранжевые, белые, крупные и мелкие, одинаково украшающие наши будни и праздники! Остановитесь в изумлении перед красотой, и ваше сердце вспыхнет радостью. Оглянитесь, присмотритесь, удивитесь, обрадуйтесь — и жизнь наполнится новым светом, и силы появятся для преодоления тягот бытия. (139 слов) (По Л. Задорожной) Прочитайте текст и выполните задания 2-14.
Мы любили свой двор. (2)В нём никогда не было скучно. (З)Были у нас игры и собственного изобретения. (4)Например, игра в красавицу.
Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. (6)И, когда наша компания собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал:
— Сыграем в красавицу?
Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры. (9)Она опускала глаза и разглаживала руками платье: заранее знала, что ей придётся выходить на круг и быть красавицей.
(Ю)Теперь мы вспоминаем, что Нинка была на редкость некрасивой: у неё был широкий приплюснутый нос, бесцветные глаза, прямые жидкие волосы и большие грубые губы, вокруг которых и на лбу рассыпались веснушки. (11)Но мы этого не замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым — дрянной.
Нинка была стоящей девчонкой — мы выбирали красавицей её.
Когда она выходила на середину круга, по правилам игры, мы начинали «любоваться» — каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова.
— У неё лебединая шея, — заученно говорил один.
Другой подхватывал: ^
— У неё коралловые губы и жемчужные зубы...
— У неё золотые кудри и атласная кожа...
— У неё глаза синие, как море, и соболиные брови...
Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей.
Нам самим начинало казаться, что красивее нашей Нинки нет.
Как-то в наш дом переехали новые жильцы и во дворе появился новенький. (22)Мы предложили ему сыграть с нами в красавицу. (23)Нинка приблизилась к новенькому и сказала:
— Когда играют в красавицу, всегда выбирают меня.
— Почему тебя? — удивился новенький.
— Разве ты красивая?
У Нинки вытянулось лицо, веснушки у рта и на лбу стали ещё заметнее.
— А меня выбирают.
— Очень глупо, — сказал новенький.
С появлением новенького с Нинкой вообще стало твориться что-то странное. (31)Он заходил в булочную — она стояла напротив и не отрывала глаз от стеклянных дверей. (32)Она и утром обречённо поджидала его у подъезда и шла за ним до школы.
Новенький не сразу сообразил, что Нинка ходит за ним как тень, а когда обнаружил это, очень рассердился.
— Не смей ходить! — крикнул он Нинке.
— Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало!
(Зб)Нинка знала только то зеркало, которым были для неё мы, когда играли в красавицу. (37)Она верила нам, а этот тип разбил наше зеркало, и вместо живого, весёлого, доброго появилось холодное, гадкое, злое. (38)Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него — и зеркало убило красавицу.
(39)Но мы тогда не понимали этого и ломали себе голову: что это с ней? (40)Мы не узнавали свою подружку: она стала чужой и непонятной.
В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, а Нинка из седьмой квартиры стояла под окном новенького. (42)Мы кричали ей из подворотни:
— Иди к нам, Нинка!
Она не шла. (45)Потом мы увидели, как к Нинке подошла её мать и уговаривала Нинку уйти.
Наконец ей удалось увести девчонку из-под дождя в подъезд, где горела тусклая лампочка.
Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала:
— Посмотри на меня. (49)— Я, по-твоему, красивая?
Нинка удивлённо посмотрела на мать: разбе мать может быть красивой или некрасивой?
— Я некрасивая, — жёстко сказала Нинкина мать. (52)— И ничего страшного. (53)Счастье приходит не только к красивым.
(54)Нинка прижалась к матери и заплакала. (55)Девочка как бы увидела маму в холодном, безжалостном зеркале такой, какая она есть, какой видели её мы, чужие ребята. (56)Потом Нинка совершенно другим, спокойным голосом сказала:
— Мама, давай с тобой сыграем в красавицу.
— Глупости!
(59)— Нет, нет, давай сыграем. (60)Я тебя научу. (61)Ты стой и слушай, что я буду говорить.
Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей:
— Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море. (64)У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы...
Сквозь гудящий ветер, сквозь пронизывающий холод живой, тёплой струйкой текли слова, заглушающие горе:
— У тебя атласная кожа... соболиные брови... жемчужные зубы...
И они зашагали спокойно и уверенно дальше, крепко прижавшись друг к другу...
(По Ю. Яковлеву)
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему ребята не замечали Нинкиной внешней некрасивости? ».
Ребятам в играх некогда было обращать внимание на внешность Нинки.
Нинка в играх расцветала, становилась красавицей.
Ребята деликатно старались не замечать её некрасивости.
Нинка была «стоящей девчонкой», ребята любили с ней играть.
Ответ: .
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу.
Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него — и зеркало убило красавицу.
Она и утром поджидала его у подъезда и шла за ним до школы.
Счастье приходит не только к красивым.
Ответ: .
Из предложений 54-57 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки на -3 и -С следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук ».
Ответ: .
Из предложений 30-32 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях на -О и -Е пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы».
Ответ: .
Замените разговорное слово ДРЯННОЙ в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
-j 7. Замените словосочетание МАМИНУ РУКУ
7 I (предложение 62), построенное на основе со- I
I гласования, синонимичным словосочетанием
I со связью управление. Напишите получив- I
. шееся словосочетание.
. Ответ: .
I
|