Кольцова Елена Николаевна Учитель русского языка и литературы мкоу хреновская сош №1


lit.na5bal.ru > Литература > Разработка урока
Разработка урока «Корни с чередованием букв Е-И»

Кольцова Елена Николаевна

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Хреновская СОШ №1

С.Хреновое, Бобровского района, Воронежской области
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО педагога: Кольцова Елена Николаевна

Предмет/ класс: русский язык 5 класс (УМК М.М.Разумовской)

Общая информация о занятии

Дата:

Тема: Корни с чередованием букв е-и

Цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов».

Риски: возможность несоответствия заявленной цели по итогам урока.

Тип занятия:

изучение нового материала

Материально-технические средства: плазменная панель, компьютер, презентация

Технология: проблемно-поисковая



Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

П 3 – 5 - Построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Поиск разнообразных способов решения задач. Структурирование знания.

П 15-17 - Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

П 18-19 - Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем.


Коммуникативные:

К 1 – 5 - Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной. Ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учет разных мнений. Стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

К 7 - Построение понятных для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет.

К 9 – 13 - Контроль действий партнера. Использование речи для регуляции своего действия. Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. Владение монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные:

Р 1 – 4 - Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане. Учет правила в планировании и контроле способа решения. Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Р 6 – 8 - Различение способа и результата действия. Оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные:

Л 6 9 - Развитие «Я-концепции» и самооценки личности. Формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Л 11 – Формирование границ собственного знания и «незнания».


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к деятельности


Приветствует учащихся, готовит эмоционально и психологически к уроку.

Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм.

К 2

Л 9

2. Актуализация знаний, необходимых для изучения этой темы

Организует повторение знаний, закрепление умений.


Записывают слова, объясняют, написание гласной в корне. Поясняют, что это корни с чередованием и их нельзя проверить ударением.


П 14

К 10

Р 2

Л 11

3. Постановка учебной задачи


Организует учащихся для определения темы и целей урока.


Анализируют написание корней в разных столбиках, отвечают на вопросы. Формулируют тему урока и цели урока.

П 18

К 3

Р 2, Р 5

Л 9

4. Выявление места и причины затруднения


Создает проблемную ситуацию. Организует учащихся для выявления правильной гипотезы.


Формулируют проблему. Выявляют места и причины затруднения в написании корней. Решают проблемную ситуацию,

выдвигают гипотезы по написанию корней с чередованием букв е-и.

П 4, П 18, П 19

К 1, К 11

Р 2, Р 5

Л 8, Л 9


5. Открытие новых знаний


Организует учащихся для открытия новых знаний.


Формулируют правило написания корней с чередованием е-и, читают лингвистический материал учебника, осуществляют самопроверку.


П 3

К 2, К 5

Р 1, Р 4

Л 9

6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой


Организует деятельность по применению новых знаний.


Выполняют упражнение, объясняют написание гласных в корнях, осуществляют взаимопроверку и самопроверку.

П 4

К 11

Р 7

Л 7, Л 12

7. Работа в группах


Организует работу в группах.


Работают в группах, выбирают лишнее слово, объясняют его написание, аргументируют свой выбор. Составляют предложения со словами.


П 3,5

К 11-12

Р 2, 7, 8

Л 8, 9

8. Рефлексия


Организует рефлексию и самооценку результатов деятельности учащихся.


Осуществляют оценку урока и самооценку, определяют степень успешности работы. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


П 5

К 5, К 10

Р 3

Л 6, Л 7

9. Домашнее задание

Задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся.

Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, формирую адекватную самооценку результатов работы, границ знания темы.


Р 2

Л 7, 11

КОНСПЕКТ УРОКА

Урок русского языка в 5 классе

Корни с чередованием букв Е-И

  1. Мотивация

Здравствуйте! Какие вы сегодня красивые, нарядные. На сегодняшнем уроке мы много времени будем работать вместе, повернитесь друг к другу, подарите друг другу улыбку. Молодцы!

* Просмотр фрагмента м/ф «В стране невыученных уроков».

Давайте поможем мальчику преодолеть все трудности. Вперед за знаниями! Итак, начнем урок. Запишите сегодняшнее число, «классная работа». Оставляем строчку для темы, которую вы сами сформулируете.

2. Актуализация знаний, необходимых для изучения этой темы

У Вити Перестукина затруднения, он не знает, как писать слова. Давайте ему поможем.

Запишите слова: прорастали, изложение, прилагательное, выросли, росток.

- Объясните написание гласной в корнях слов .

- В чем особенность этих слов? (В них корни с чередованием)

- Можно ли проверить эти слова ударением? (Нет)

3. Постановка учебной задачи

Ребята, перед вами в 2 столбика записаны слова.

Блестеть Блистать

растереть растирать

застелить застилать

отпереть отпирать

уберу убирать

задеру задирать

умереть умирать

выжег выжигать

вычет вычитать

- Выделите корни в этих словах.

- Что вы можете сказать о гласной в этих корнях? Какая она? (Чередующаяся)
- Какой процесс происходит в корнях этих слов? (Чередование гласной в корне)

- Какие гласные чередуются? (Е-И)

- Сформулируйте тему урока. О чём будем говорить?

- Какие цели поставим на уроке?

- Зачем нужно изучать данную тему?

4. Выявление места и причины затруднения

Вернемся к нашим словам.

- Ребята, можно ли правописание этих корней проверить ударением? Почему?

- Как же нам быть? Знаем ли мы правило написания таких корней?

- От чего зависит написание гласных е-и? Есть ли у кого-нибудь гипотезы?

* Подсказка №1: От чего зависело написание корней –лаг-, -лож-? Какая есть закономерность в написании букв е-и в корнях?

* Подсказка №2: Какая морфема есть во всех словах второго столбика, но отсутствует в первом?

5. Открытие новых знаний

- Какую гласную нужно писать в словах 2 столбика? Почему?

- Попробуйте правильно сформулировать это правило.

- Давайте убедимся, правильно ли мы сделали вывод о правописании букв е-и в корнях с чередованием. Для этого откроем учебники (п.75) и прочитаем теоретический материал.

- Правильно ли мы сформулировали правило?

6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Упр.611 (распределительный диктант)

Замереть Отпирать

растереть замирать

блестеть застилать

запереть собирать

расстелить

  • Какие оценки поставили друг другу?

7. Работа в группах

Игра «Четвёртый лишний»

1 группа

2 группа

3 группа

  1. Сж..гать листву

  2. Зап..рать дверь

  3. Бл..стеть на солнце

  4. Ум..рать от страха




  1. Сд..рать шкуру

  2. Д..ржать за руку

  3. Заст..лить постель

  4. Уб..рать вещи




  1. Предл..гать помощь

  2. Бл..стать в росе

  3. Выт..рать пол

  4. Ум..р в бедности





8. Рефлексия

Закончите предложения:

Больше всего мне понравилось_______.

Сегодня я понял____________.

Сегодня я научился_________ .

Задает вопрос: Какие затруднения испытали на уроке?

9. Домашнее задание:

* Сочините стихотворение о правописании корней с чередованием букв Е-И.

* П.75, упр.613.

* Составьте текст, используя слова с чередующейся гласной в корне.
Список использованной литературы:
1. Русский язык 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2008.

2. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н. Занимательная грамматика. «Феникс» 2006.

3. Шклярова Т. В. Сборник упражнений 5-6 класс (Пособие для средней школы). – М.: «Грамотей», 1998.

4. Обучение русскому языку в 5 классе: методические рекомендации к учебнику 5 класса / Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2008.

5. Васильева Е.В., Канина Т.И., Жиренко О.Е. Открытые уроки по курсу «Русский язык» 5 – 11 классы. М. – 2009.
6. Кудинова А.В. Тесты по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс» - М.: «Экзамен», 2010.

7. Е.П. Петрухина, М.В. Петрухина. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской. – М., 2008.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Кольцова Елена Николаевна Учитель русского языка и литературы мкоу хреновская сош №1 iconЛитература 5 «В»
Белова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы гбоу сош №10 «оц лик»

Кольцова Елена Николаевна Учитель русского языка и литературы мкоу хреновская сош №1 iconСпаськова Елена Васильевна учитель русского языка, литературы и культуры...
Спаськова Елена Васильевна – учитель русского языка, литературы и культуры общения

Кольцова Елена Николаевна Учитель русского языка и литературы мкоу хреновская сош №1 iconУрок литературы и истории в 8 классе по теме «Золотой век русской культуры»
Авторы: Падерина Ирина Александровна учитель русского языка и литературы высшей категории мкоу «Раскатихинская сош», Кузняк Владимир...

Кольцова Елена Николаевна Учитель русского языка и литературы мкоу хреновская сош №1 iconКонкурс педагогического мастерства 2017 Номинация «Лучшая методическая разработка»
Круглова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Костромы...

Кольцова Елена Николаевна Учитель русского языка и литературы мкоу хреновская сош №1 iconСценарий открытого урока
Гусев Виктор Геннадьевич, учитель русского языка и литературы мкоу «Верх-Сузунская сош»

Кольцова Елена Николаевна Учитель русского языка и литературы мкоу хреновская сош №1 iconМетодическая разработка "Путешествие по литературным местам Брянщины"
Автор: Пыталева Елена Вячеславна, учитель русского языка и литературы маоу «Речицкая сош» Брянской области Почепского района

Кольцова Елена Николаевна Учитель русского языка и литературы мкоу хреновская сош №1 iconПечорин- «герой нашего времени» по роману М. Ю. Лермонтова
Мкоу «Вельеникольская сош» Тульская область Чернский район учитель русского языка и литературы Абдульменова Ильмира Ягсуповна

Кольцова Елена Николаевна Учитель русского языка и литературы мкоу хреновская сош №1 iconНазвание работы: «Аббревиатуры в современном русском языке за и против»
Научный Куц Наталья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы мкоу «сош №17», высшая квалификационная категория

Кольцова Елена Николаевна Учитель русского языка и литературы мкоу хреновская сош №1 iconЛитературная композиция «Мой обожаемый поэт, к тебе я с просьбой и поклоном…»
Эреджепова Р. А., учитель русского языка и литературы мкоу «сош №14» аула Эдельбай Благодарненского района Ставропольского края

Кольцова Елена Николаевна Учитель русского языка и литературы мкоу хреновская сош №1 iconНазвание работы
Научный Новицкая Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную