Маоу оош №52 города тюмени


страница1/2
lit.na5bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 52 ГОРОДА ТЮМЕНИ

(МАОУ ООШ № 52 ГОРОДА ТЮМЕНИ)

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

гуманитарного цикла

МАОУ ООШ №52

_______________

Х.Х.Кирамова

Протокол №9 от 26 мая 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора УВР МАОУ ООШ №52

___________________

С.Ч. Мустакимова

28 августа 2015 г.

«Утверждено»

Директор МАОУ ООШ №52 города Тюмени

_______________________

А. З. Манкаева

2 сентября 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по татарской литературе

для 5 «А» и 5 «Б» классов

на 2015 – 2016 учебный год

Составитель программы:

учитель татарского языка и литературы

высшей категории, к.ф.н.

Халида Халидулловна Кирамова

2015 г. Тюмень

Содержание

  1. Пояснительная записка.......................................................................................3 стр.

  2. Общая характеристика учебного предмета......................................................4 стр.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане...................................4 стр.

IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета..............................4 стр.

V. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.................................................................................................................4-6 стр.

VI. Содержание учебного предмета....................................................................6-8 стр.

VII.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся..................................................................................8-9 стр.

VIII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса……………………………………………………….9 стр.

IX. Приложение к программе (календарно-тематическое планирование)

I. Пояснительная записка

Родная литература как искусство слова — особый способ познания жизни, создает с помощью изобразительно-выразительных средств художественную картину мира, определенное отношение к действительности и обладает высокой степенью эмоционального воздействия. Татарская литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов напрямую содействует формированию нравственной, толерантной, эстетически и интеллектуально развитой личности и воспитанию гражданина. Через изучение татарских литературных произведений происходит приобщение к общечеловеческим ценностям культуры, познание и усвоение духовного богатства и жизненной философии татарского народа. Этим определяется особое место предмета «Родная литература » в системе общего образования.

Рабочая программа по татарской литературе составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273 – ФЗ.

  • Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ ООШ №52 города Тюмени .

  • Учебного плана МАОУ ООШ №52 города Тюмени на 2015-2016 учебный год.

  • Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 31.03.2014. № 253.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013г.)


Программа предполагает работу по учебнику татарской литературы 5 класса для образовательных организаций с русским языком обучения, авторами которого являются Мотигуллина А.Р., Ханнанов Р.Г., Хисматова Л.К.

Обучение татарской литературе в основной общеобразовательной школе включает в себя формирование необходимых для понимания литературного произведения и творчества писателя теоретических и творческих навыков, а также знакомство обучающихся с информацией о национальной культуре татарского народа.

Основной целью изучения татарской литературы в средней школе является овладение умением воспринимать и анализировать художественное произведение в единстве его содержания и формы, развитие и совершенствование способности логически мыслить, обогащение духовного мира детей. Обучение должно объединять в себе практическую, общеобразовательную и воспитательную направленности.

Для достижения данных целей выделяются следующие задачи:

  • знание основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий и умение их использовать в анализе художественных произведений;

  • развитие потребности в самостоятельном чтении художественной литературы;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • воспитание уважения к своему народу, к национальной культуре и литературе; воспитание гуманистического мировоззрения, гражданского сознания и чувства патриотизма; воспитание уважения к культурным ценностям своего и других народов.

II. Описание места предмета в учебном плане

В 5 классе на изучение предмета «Родная (татарская) литература» в учебном плане МАОУ ООШ №52 города Тюмени на 2015-2016 учебный год отведено в год всего 34 часа, в неделю - 1 час.

IV. Ценностные ориентиры описания учебного предмета

В основе преподавания предмета «Родная (татарская) литература» лежат следующие ценности:

Формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
- формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа;
Формирование психологических условий развития общения, кооперация сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
- формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;
-ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие эстетических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения. 
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Результатом освоения программы по татарской литературе в основной общеобразовательной школе являются формирование у учащихся навыков восприятия, оценки художественного произведения, собственной нравственной позиции, воспитание эстетического вкуса, развитие творческого мышления, которые в целом станут средством для формирования мировоззрения и оценки окружающей действительности.

Метапредметными результатами обучения татарской литературе в средней школе являются следующие:

- освоение учащимися навыков осознанного чтения литературного произведения, самостоятельного усвоения, воспитание интереса и любви к литературе;

- формирование восприятия и представления о литературе как о духовном наследии народа, впитавшем в себя образ жизни и нравственные ценности нации;

- развитие письменной и устной речи, умения понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, при необходимости – умение ее корректировать, формулировать выводы, обобщать материал, умение выражать собственные чувства словами и одновременно с этим формирование у учащихся навыков коллективной работы;

- формирование умения самостоятельно оценивать свою деятельность и окружающую жизнь, самостоятельно принимать решения и добиваться их исполнения;

- формирование умения работать с разными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности, структурировать ее, сравнивать, анализировать и оценивать;

Предметные результаты обучения татарской литературе в средней школе заключаются в следующем:

В познавательной сфере:

- умение осознанного чтения и восприятия литературных произведений разных родов и жанров, умение пересказать содержание (в отдельных случаях вопроизвести текст наизусть), умение приводить при необходимости цитаты из текста;

- умение определять тему, проблему, идею прочитанного литературного произведения, характеризовать его героев и изображенного мира, определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;

- знание основных фактов жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- освоение навыков составления тезисов и плана прочитанного, выделяя смысловые части текста, характеризовать героев, определять в произведении сюжет, особенности композиции и изобразительно-выразительные средства языка, понимание их роли;

-умение участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, аргументированно отстаивать свою точку зрения и учитывать чужое мнение; умение применять основные термины литературоведения.

В ценностно-ориентационной сфере:

-приобщение к духовно-нравственным ценностям национальной литературы;

- сформирование собственного отношения к литературным произведениям и их оценка;

- умение интерпретировать изученные литературные произведения;

- усвоение навыка определения авторской позиции и формирования собственного отношения к ней;

В эстетической сфере:

- формирование общего представления об образной природе литературного произведения и умения чувствовать его эстетическую ценность;

- формирование у учащихся способности понимать и оценивать литературный текст в его эстетической завершенности, понимать важную роль литературных и изобразительно-выразительных языковых средств, особенностей образного мира;

- умение сравнивать и оценивать произведения татарской и русской литературы, умение определять сходства и различия героев и нравственных идеалов.

Современные учащиеся подросткового возраста значительно отличаются от предыдущих поколений. Они растут и воспитываются в окружении различных источников информации, таких как телевидение, радио, Интернет и др., получая большой объем информации. Нередко эта информация оказывает негативное влияние на душевный мир детей. Поэтому в качестве личностных результатов особую значимость приобретает следующее:

-активизация чувства ответственности у учащихся;

- формирование положительного отношения к учебной деятельности и к труду;

- развитие самосознания ребенка, воспитание любви к нации, к Родине, воспитание чувств гордости и гражданского сознания;

- объяснение нравственных норм и правил общественной жизни;

- формирование навыка использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Межпредметными результатами обучения татарской литературе в основной школе являются следующие:

-формирование у учащихся навыков самостоятельного познания и усвоения литературных произведений при помощи других видов искусства, формирования постоянного интереса к литературе и искусству;

- воспитание уважения в отношении татарского языка, к его красоте и богатству;

- сохранение межкультурных связей, формирование у учащихся представления о литературе и культуре других народов, воспитание уважения к литературе других народов, воспитание толерантности.

VI. Содержание учебного предмета

Введение.

Учебник татарской литературы и особенности работы с ним.

1.В давние-давние времена. Устное народное творчество.

Фольклор – народное коллективное творчество. Вариативность фольклора, сказители фольклора. Виды и жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, загадки, скороговорки).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Татарские народные сказки. Сказки как один из из видов народной прозы. Сказки волшебные, о животных, бытовые.

Татарская народная сказка “Ак бүре”. Борьба добра и зла в сказке. Народная мораль сказки, элементы волшебной сказки. Традиционные образы сказки. Поэтика волшебной сказки. Фантастика волшебной сказки.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Язык сказки. Гипербола. литота. Сравнение.

2. Написал сказку - читайте......

Общие и отличительные черты народных и авторских сказок. Сказка “Ак бүре”, “Өч кыз”. Сравнительный анализ татарской народной сказки и русской народной сказки “Три дочери.”

Каюм Насыйри. Сведения о жизненном пути

Сказка «Патша белән карт». Образ правителя страны. Смекалка главного героя. Диалог в сказке. Мораль сказки.

Габдулла Тукай. Сведения о поэте.

Сказка – поэма «Су анасы». Взаимоотношения человека и природы в поэме-сказке. Мифический образ Водяной. Роль главного героя сказки-поэмы. Иллюстратор сказок Г.Тукая – Байназар Альменов. Его творчество и новаторство.

Теория литературы. Сказка-поэма.

Ганс Христиан Андерсен. Сказка «Борчак өстендәге принцесса» Особенности раскрытия образов героев, принадлежавших к разным слоям населения. Признаки народной сказки в сказке Г.Х.Андерсена.

3. На крыльях мечты.

Адлер Тимергалин. Сведения об авторе произведения.

Рассказ «Сәер планетада». Через события, происходившие в произведении, воспитание ответственности в детях. Элементы фантастики в произведении.

Теория литературы. Фантастика. Элементы фантастики.

Рудольф Эрих Распе.

«Сигез аяклы куян». Изучение приключений Барона Мюнхгаузена. Реальность и фантастика произведения.

4. Ступеньки знаний.

Гаяз Исхаки. Сведения о писателе

Пьеса «Мөгаллим». Образ Салиха. Изображение идеала автора через образ главного героя.

Дардеманд. Сведения о поэте.

Стихотворение «Кил, өйрән...». Важность изучения разных языков.

5. Детство в памяти остаётся навечно...

Отрывок из произведеения Габдуллы Тукая «Исемдә калганнар». Образ маленького Тукая в произведении.Общие и отличительные черты главного героя произведения и Г. Тукая. Картина Хажимората Казакова «Бәләкәй Апуш».

Музей Г.Тукая в Кырлае.

Теоретические сведения. Мемориальный комплекс.

6. За Родину.

Чтение глав из повести Гаделя Кутуя «Рөстәм маҗаралары»: «Әби әкияте», «Яз җиткәч», «Сихерле чәчәкләр», «Расад». Образ Рустама. Характеристика главного героя. Отличие реальности и фантастики.

Муса Җәлил. Стихотворения «Сагыну», «Соңгы җыр». Либретто «Алтынчәч». Композитор Нажип Жиганов.

Стихотворения Фатиха Кәрима «Кыр казы», «Ватаным өчен», «Сөйләр сүзләр бик күп алар...». Чувства любви к Родине, ностальгия по Родине.

Баллада Шаүката Галиева «Аталы-уллы солдатлар». Героизм народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Уважение к героям страны.

Теория литературы . Баллада.

7. Солнечная страна – страна счастья.

Проблема поиска и обретения счастья в стихотворениях Наби Даүли «Бәхет кайда була?» «Мин җирдә калам». Счастье там, где человек живёт.

Теоретические понятия. Стихотворение. Ритм. Рифма.

Фатих Хөсни. Сведения об авторе.

«Чыбыркы» хикәясе . Ответственность человека за свои поступки. Особенности раскрытия психологии маленького героя. .

Теория литературы. Сюжет.

Рассказ Фоата Садриева «Көнбагыш чәчәге». Результат доброты – добро.

Ахмат Рашитов.

Стихотворение « Кояшлы ил – бәхет иле». Проблема люви к Родине. Внутренние переживания лирического героя.

8. Человек – дитя природы.

Стихотворение Равиля Файзуллина «Табигать кочагында» Проблема сохранения природы и любви к природе.

Стихотворение Модәррис Аглямова «Матурлык минем белән», баллада «Җир-ана, кояш һәм башкалар». Поиски красоты в природе. Гуманизм природы по отношению к человеку. Проблема охраны природы.

Нури Арслановның «Ринат авылда» шигыре. Лирик геройның авыл табигате, мохите белән танышуы.

Гәбделхәй Сабитов.

Рассказ «Чәчәк нигә боекты?» хикәясе. Помощь девочки маме, любовь к родителям.

IX. Сделал дело – можно веселиться..

Рассказ Лабиба Лерона «Пирамида» . Стремление к знаниям.

Теоретические сведения. . Юмор.

Алмаз Гыймадиев.

Рассказ «Зөлфия + ... мин» - повествование о первой любви. Ошибки нельзя допускать не только на уроках, но и в жизни.

Произведения для заучивания наизусть:

Дардеманд, “Кил, өйрән...”.

Ф.Карим, “Сөйләр сүзләр бик күп алар...”.

Р.Файзуллин, “Табигать кочагында”.
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Темы разделов

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

1

В давние-давние времена


4

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный ответ на вопрос.

2

Написал сказку – читайте...


4

Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям). Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Участие в коллективном диалоге. Различение видов сказок. Сопоставление вариантов сказок. Устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок.


3

На крыльях мечты..

.

2

Нравственная оценка поступков героев.

4

Ступеньки знаний


2

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение сказа. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Рассказ о героях и их нравственная оценка. Работа со словарём литературоведческих терминов.

5

Детство в памяти остаётся навечно...


4

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение сказа. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Рассказ о героях и их нравственная оценка. Работа со словарём литературоведческих терминов.

6

За Родину...


10

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение стихотворения.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Устные ответы на вопросы.

Участие в коллективном диалоге.


7

Солнечная страна – страна счастья


4

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под’ руководством учителя).

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение (в том числе наизусть). Устный ответ на проблемный вопрос


8

Человек – дитя природы...


4

Поиск сведений о писателе. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение повести. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристики героя и сравнительной характеристики героев. Работа со словарём литературоведческих терминов.

9

Закончил работу – можно смеяться..


4

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение сказа. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Рассказ о героях и их нравственная оценка. Работа со словарём литературоведческих терминов.

10

Всего

34



  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Маоу оош №52 города тюмени iconОбщеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей города тюмени

Маоу оош №52 города тюмени iconРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана...
Аннотации к рабочим программам по изобразительному искусству 8 кл. Маоу «Кульминская оош»

Маоу оош №52 города тюмени iconПояснительная записка к учебному плану маоу уфимская оши с плп на...
Учебный план маоу «уоши с плп» определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое...

Маоу оош №52 города тюмени icon«логико-смысловые модели в обучении математике» Дегтярева Людмила Викторовна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44 г. Тюмени имени героя Советского Союза...

Маоу оош №52 города тюмени icon«Влияние рок-музыки на молодое поколение» Исполнитель: Гурвич Игорь,...
Муниципальное автономное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» го первоуральска

Маоу оош №52 города тюмени iconОтчёт о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников...
С 19 сентября по 24 октября в мбоу оош №19 г. Кирова был проведён школьный этап всероссийской олимпиады школьников по 14 предметам,...

Маоу оош №52 города тюмени iconГу «Школа-гимназия №10 города Рудного» Кгу «Средняя школа №14 имени...
Курочка Юлия Васильевна, учитель химии высшей категории гу «Школа-гимназия №10 города Рудного»

Маоу оош №52 города тюмени iconАнализ реализации фгос ноо в мкоу киндальская оош в 2014 2015 учебном год
Фгос ноо реализуется в 1 4 классах. В мкоу киндальская оош по новым стандартам обучается 11 обучающихся 1-4 классов. Работа по сопровождению...

Маоу оош №52 города тюмени iconПроект по теме: «Улицы родного города. Мы помним их имена»
Великой Отечественной войны для последующих поколений, создать условия для формирования познавательного интереса к истории родного...

Маоу оош №52 города тюмени iconРасписание уроков для 1-4 классов мбоу «Первомайская оош»
Расписание уроков для 1-4 классов мбоу «Первомайская оош» на 1-е полугодие 2016-2017 учебного года


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную