
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 52 ГОРОДА ТЮМЕНИ
(МАОУ ООШ № 52 ГОРОДА ТЮМЕНИ)
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
гуманитарного цикла
МАОУ ООШ №52
_______________
Х.Х.Кирамова
Протокол №9 от 26 мая 2015 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора УВР МАОУ ООШ №52
___________________
С.Ч. Мустакимова
28 августа 2015 г.
| «Утверждено»
Директор МАОУ ООШ №52 города Тюмени
_______________________
А. З. Манкаева
2 сентября 2015 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по татарской литературе
для 5 «А» и 5 «Б» классов
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель программы:
учитель татарского языка и литературы
высшей категории, к.ф.н.
Халида Халидулловна Кирамова
2015 г. Тюмень
Содержание
Пояснительная записка.......................................................................................3 стр.
Общая характеристика учебного предмета......................................................4 стр.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане...................................4 стр.
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета..............................4 стр.
V. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.................................................................................................................4-6 стр.
VI. Содержание учебного предмета....................................................................6-8 стр.
VII.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся..................................................................................8-9 стр.
VIII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса……………………………………………………….9 стр.
IX. Приложение к программе (календарно-тематическое планирование)
I. Пояснительная записка
Родная литература как искусство слова — особый способ познания жизни, создает с помощью изобразительно-выразительных средств художественную картину мира, определенное отношение к действительности и обладает высокой степенью эмоционального воздействия. Татарская литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов напрямую содействует формированию нравственной, толерантной, эстетически и интеллектуально развитой личности и воспитанию гражданина. Через изучение татарских литературных произведений происходит приобщение к общечеловеческим ценностям культуры, познание и усвоение духовного богатства и жизненной философии татарского народа. Этим определяется особое место предмета «Родная литература » в системе общего образования.
Рабочая программа по татарской литературе составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273 – ФЗ.
Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ ООШ №52 города Тюмени .
Учебного плана МАОУ ООШ №52 города Тюмени на 2015-2016 учебный год.
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 31.03.2014. № 253.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013г.)
Программа предполагает работу по учебнику татарской литературы 5 класса для образовательных организаций с русским языком обучения, авторами которого являются Мотигуллина А.Р., Ханнанов Р.Г., Хисматова Л.К.
Обучение татарской литературе в основной общеобразовательной школе включает в себя формирование необходимых для понимания литературного произведения и творчества писателя теоретических и творческих навыков, а также знакомство обучающихся с информацией о национальной культуре татарского народа.
Основной целью изучения татарской литературы в средней школе является овладение умением воспринимать и анализировать художественное произведение в единстве его содержания и формы, развитие и совершенствование способности логически мыслить, обогащение духовного мира детей. Обучение должно объединять в себе практическую, общеобразовательную и воспитательную направленности.
Для достижения данных целей выделяются следующие задачи:
знание основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий и умение их использовать в анализе художественных произведений;
развитие потребности в самостоятельном чтении художественной литературы;
развитие устной и письменной речи учащихся;
воспитание уважения к своему народу, к национальной культуре и литературе; воспитание гуманистического мировоззрения, гражданского сознания и чувства патриотизма; воспитание уважения к культурным ценностям своего и других народов.
II. Описание места предмета в учебном плане
В 5 классе на изучение предмета «Родная (татарская) литература» в учебном плане МАОУ ООШ №52 города Тюмени на 2015-2016 учебный год отведено в год всего 34 часа, в неделю - 1 час.
IV. Ценностные ориентиры описания учебного предмета
В основе преподавания предмета «Родная (татарская) литература» лежат следующие ценности:
Формирование основ гражданской идентичности личности на основе: - формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; - восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа; Формирование психологических условий развития общения, кооперация сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается; - формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им; -ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие эстетических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения. -формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Результатом освоения программы по татарской литературе в основной общеобразовательной школе являются формирование у учащихся навыков восприятия, оценки художественного произведения, собственной нравственной позиции, воспитание эстетического вкуса, развитие творческого мышления, которые в целом станут средством для формирования мировоззрения и оценки окружающей действительности.
Метапредметными результатами обучения татарской литературе в средней школе являются следующие:
- освоение учащимися навыков осознанного чтения литературного произведения, самостоятельного усвоения, воспитание интереса и любви к литературе;
- формирование восприятия и представления о литературе как о духовном наследии народа, впитавшем в себя образ жизни и нравственные ценности нации;
- развитие письменной и устной речи, умения понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, при необходимости – умение ее корректировать, формулировать выводы, обобщать материал, умение выражать собственные чувства словами и одновременно с этим формирование у учащихся навыков коллективной работы;
- формирование умения самостоятельно оценивать свою деятельность и окружающую жизнь, самостоятельно принимать решения и добиваться их исполнения;
- формирование умения работать с разными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности, структурировать ее, сравнивать, анализировать и оценивать;
Предметные результаты обучения татарской литературе в средней школе заключаются в следующем:
В познавательной сфере:
- умение осознанного чтения и восприятия литературных произведений разных родов и жанров, умение пересказать содержание (в отдельных случаях вопроизвести текст наизусть), умение приводить при необходимости цитаты из текста;
- умение определять тему, проблему, идею прочитанного литературного произведения, характеризовать его героев и изображенного мира, определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;
- знание основных фактов жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- освоение навыков составления тезисов и плана прочитанного, выделяя смысловые части текста, характеризовать героев, определять в произведении сюжет, особенности композиции и изобразительно-выразительные средства языка, понимание их роли;
-умение участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, аргументированно отстаивать свою точку зрения и учитывать чужое мнение; умение применять основные термины литературоведения.
В ценностно-ориентационной сфере:
-приобщение к духовно-нравственным ценностям национальной литературы;
- сформирование собственного отношения к литературным произведениям и их оценка;
- умение интерпретировать изученные литературные произведения;
- усвоение навыка определения авторской позиции и формирования собственного отношения к ней;
В эстетической сфере:
- формирование общего представления об образной природе литературного произведения и умения чувствовать его эстетическую ценность;
- формирование у учащихся способности понимать и оценивать литературный текст в его эстетической завершенности, понимать важную роль литературных и изобразительно-выразительных языковых средств, особенностей образного мира;
- умение сравнивать и оценивать произведения татарской и русской литературы, умение определять сходства и различия героев и нравственных идеалов.
Современные учащиеся подросткового возраста значительно отличаются от предыдущих поколений. Они растут и воспитываются в окружении различных источников информации, таких как телевидение, радио, Интернет и др., получая большой объем информации. Нередко эта информация оказывает негативное влияние на душевный мир детей. Поэтому в качестве личностных результатов особую значимость приобретает следующее:
-активизация чувства ответственности у учащихся;
- формирование положительного отношения к учебной деятельности и к труду;
- развитие самосознания ребенка, воспитание любви к нации, к Родине, воспитание чувств гордости и гражданского сознания;
- объяснение нравственных норм и правил общественной жизни;
- формирование навыка использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).
Межпредметными результатами обучения татарской литературе в основной школе являются следующие:
-формирование у учащихся навыков самостоятельного познания и усвоения литературных произведений при помощи других видов искусства, формирования постоянного интереса к литературе и искусству;
- воспитание уважения в отношении татарского языка, к его красоте и богатству;
- сохранение межкультурных связей, формирование у учащихся представления о литературе и культуре других народов, воспитание уважения к литературе других народов, воспитание толерантности.
VI. Содержание учебного предмета
Введение.
Учебник татарской литературы и особенности работы с ним.
1.В давние-давние времена. Устное народное творчество.
Фольклор – народное коллективное творчество. Вариативность фольклора, сказители фольклора. Виды и жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, загадки, скороговорки).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Татарские народные сказки. Сказки как один из из видов народной прозы. Сказки волшебные, о животных, бытовые.
Татарская народная сказка “Ак бүре”. Борьба добра и зла в сказке. Народная мораль сказки, элементы волшебной сказки. Традиционные образы сказки. Поэтика волшебной сказки. Фантастика волшебной сказки.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Язык сказки. Гипербола. литота. Сравнение.
2. Написал сказку - читайте......
Общие и отличительные черты народных и авторских сказок. Сказка “Ак бүре”, “Өч кыз”. Сравнительный анализ татарской народной сказки и русской народной сказки “Три дочери.”
Каюм Насыйри. Сведения о жизненном пути
Сказка «Патша белән карт». Образ правителя страны. Смекалка главного героя. Диалог в сказке. Мораль сказки.
Габдулла Тукай. Сведения о поэте.
Сказка – поэма «Су анасы». Взаимоотношения человека и природы в поэме-сказке. Мифический образ Водяной. Роль главного героя сказки-поэмы. Иллюстратор сказок Г.Тукая – Байназар Альменов. Его творчество и новаторство.
Теория литературы. Сказка-поэма.
Ганс Христиан Андерсен. Сказка «Борчак өстендәге принцесса» Особенности раскрытия образов героев, принадлежавших к разным слоям населения. Признаки народной сказки в сказке Г.Х.Андерсена.
3. На крыльях мечты.
Адлер Тимергалин. Сведения об авторе произведения.
Рассказ «Сәер планетада». Через события, происходившие в произведении, воспитание ответственности в детях. Элементы фантастики в произведении.
Теория литературы. Фантастика. Элементы фантастики.
Рудольф Эрих Распе.
«Сигез аяклы куян». Изучение приключений Барона Мюнхгаузена. Реальность и фантастика произведения.
4. Ступеньки знаний.
Гаяз Исхаки. Сведения о писателе
Пьеса «Мөгаллим». Образ Салиха. Изображение идеала автора через образ главного героя.
Дардеманд. Сведения о поэте.
Стихотворение «Кил, өйрән...». Важность изучения разных языков.
5. Детство в памяти остаётся навечно...
Отрывок из произведеения Габдуллы Тукая «Исемдә калганнар». Образ маленького Тукая в произведении.Общие и отличительные черты главного героя произведения и Г. Тукая. Картина Хажимората Казакова «Бәләкәй Апуш».
Музей Г.Тукая в Кырлае.
Теоретические сведения. Мемориальный комплекс.
6. За Родину.
Чтение глав из повести Гаделя Кутуя «Рөстәм маҗаралары»: «Әби әкияте», «Яз җиткәч», «Сихерле чәчәкләр», «Расад». Образ Рустама. Характеристика главного героя. Отличие реальности и фантастики.
Муса Җәлил. Стихотворения «Сагыну», «Соңгы җыр». Либретто «Алтынчәч». Композитор Нажип Жиганов.
Стихотворения Фатиха Кәрима «Кыр казы», «Ватаным өчен», «Сөйләр сүзләр бик күп алар...». Чувства любви к Родине, ностальгия по Родине.
Баллада Шаүката Галиева «Аталы-уллы солдатлар». Героизм народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Уважение к героям страны.
Теория литературы . Баллада.
7. Солнечная страна – страна счастья.
Проблема поиска и обретения счастья в стихотворениях Наби Даүли «Бәхет кайда була?» «Мин җирдә калам». Счастье там, где человек живёт.
Теоретические понятия. Стихотворение. Ритм. Рифма.
Фатих Хөсни. Сведения об авторе.
«Чыбыркы» хикәясе . Ответственность человека за свои поступки. Особенности раскрытия психологии маленького героя. .
Теория литературы. Сюжет.
Рассказ Фоата Садриева «Көнбагыш чәчәге». Результат доброты – добро.
Ахмат Рашитов.
Стихотворение « Кояшлы ил – бәхет иле». Проблема люви к Родине. Внутренние переживания лирического героя.
8. Человек – дитя природы.
Стихотворение Равиля Файзуллина «Табигать кочагында» Проблема сохранения природы и любви к природе.
Стихотворение Модәррис Аглямова «Матурлык минем белән», баллада «Җир-ана, кояш һәм башкалар». Поиски красоты в природе. Гуманизм природы по отношению к человеку. Проблема охраны природы.
Нури Арслановның «Ринат авылда» шигыре. Лирик геройның авыл табигате, мохите белән танышуы.
Гәбделхәй Сабитов.
Рассказ «Чәчәк нигә боекты?» хикәясе. Помощь девочки маме, любовь к родителям.
IX. Сделал дело – можно веселиться..
Рассказ Лабиба Лерона «Пирамида» . Стремление к знаниям.
Теоретические сведения. . Юмор.
Алмаз Гыймадиев.
Рассказ «Зөлфия + ... мин» - повествование о первой любви. Ошибки нельзя допускать не только на уроках, но и в жизни.
Произведения для заучивания наизусть:
Дардеманд, “Кил, өйрән...”.
Ф.Карим, “Сөйләр сүзләр бик күп алар...”.
Р.Файзуллин, “Табигать кочагында”. VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п
| Темы разделов
| Кол-во часов
| Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
| 1
| В давние-давние времена
| 4
| Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный ответ на вопрос.
| 2
| Написал сказку – читайте...
| 4
| Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям). Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Участие в коллективном диалоге. Различение видов сказок. Сопоставление вариантов сказок. Устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок.
| 3
| На крыльях мечты..
.
| 2
| Нравственная оценка поступков героев.
| 4
| Ступеньки знаний
| 2
| Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение сказа. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Рассказ о героях и их нравственная оценка. Работа со словарём литературоведческих терминов.
| 5
| Детство в памяти остаётся навечно...
| 4
| Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение сказа. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Рассказ о героях и их нравственная оценка. Работа со словарём литературоведческих терминов.
| 6
| За Родину...
| 10
| Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение стихотворения.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Устные ответы на вопросы.
Участие в коллективном диалоге.
| 7
| Солнечная страна – страна счастья
| 4
| Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под’ руководством учителя).
Устный рассказ о поэте.
Выразительное чтение (в том числе наизусть). Устный ответ на проблемный вопрос
| 8
| Человек – дитя природы...
| 4
| Поиск сведений о писателе. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение повести. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Составление плана характеристики героя и сравнительной характеристики героев. Работа со словарём литературоведческих терминов.
| 9
| Закончил работу – можно смеяться..
| 4
| Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение сказа. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной). Рассказ о героях и их нравственная оценка. Работа со словарём литературоведческих терминов.
| 10
| Всего
| 34
|
| |