«Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы» (выполнение задания В8)


страница1/4
lit.na5bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4

Кабышева Оренканым Сатуевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №3» г. Николаевска


Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы» (выполнение задания В8)

Раздел 1

Автор: Кабышева Оренканым Сатуевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место функционирования опыта: МКОУ «СОШ №3» г. Николаевска, 404033, Волгоградская область, город Николаевск, улица Республиканская, дом 36.

Тел./факс: 8(84494)6-19-06 / 8(84494)6-19-06

e-mail: sosh3nikolaevsk@rambler.ru



Раздел 2.

Актуальность опыта:

Сегодня обществу нужны современно образованные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, мобильны и конструктивны. В соответствии с этим меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности, происходит переориентация его на личностно- ориентированный подход; появляется больше возможностей использовать современные электронные ресурсы, ресурсы Интернета.

Исходя из Концепции профильного обучения, обновление содержания образования, методов и форм организации учебного процесса необходимо.

Педагогические задачи, решаемые в опыте:

- расширение представлений учащихся о выразительных средствах языка;

- обогащение словарного запаса;

- формирование умений связной речи (устной и письменной).

-подготовка учащихся 9-11 классов к успешной сдаче государственных экзаменов.

Цель: обогащение традиционного курса русского языка за счёт языкового материала из разных информационных источников; подготовка учащихся 9-11 классов к успешной сдаче государственных экзаменов.

Педагогические средства, найденные и проверенные в опыте:

• дидактическая техника;

• учебно-наглядные пособия;

• технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;

• компьютерные классы;

• организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

Полученный в опыте педагогический результат:

В результате исследования были достигнуты поставленные задачи. Положительные опыт требует дальнейшего развития.

Раздел 3

Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Эстетической функции языка, как правило, в 5-9 классах отводится второстепенная роль. Отсюда задание, связанное с анализом языковых средств выразительности, вызывает у учащихся затруднение. Трудность выполнения задания В8 объясняется незнанием терминов, непониманием особенностей языка, незнанием перечня средств, не опознают отличия между этими средствами. Для формирования умения не только находить выразительные средства в тексте, но и объяснять, зачем, с какой целью они использованы, чтобы затем использовать его в собственной речи, нужно соблюдать этапы работы над средством:

1)введение понятия (в ряде случаев без термина, а лишь на практическом уровне);

2)формирование умения опознавать (находить) данное средство выразительности и определять его роль, значение;

3)обучение умению создавать по образцу речевое высказывание, содержащее это средство речевой выразительности;

4)умение уместно использовать данное средство в собственном высказывании. + таблица стр23

Троп- оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, близких в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов:

Аллегория –иносказание, изображение отвлеченной идеи или понятия через отвлеченный образ: весы –правосудие, крест – вера, сердце – любовь. В баснях человеческие свойства предстают в образах животных: лиса – хитрость, волк – жестокость и жадность, овца – беззащитность, ворона – глупость. А в известной басне «волк на псарне» аллегорически изображаются события Отечественной войны 1812года. В сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина аллегория служит раскрытию мысли автора о пороках человека и общества. Например, Премудрый пескарь – аллегорический образ обывателя, который отгородился от всего, что происходит в мире, чтобы только сохранить свою жизнь. В античной мифологии Арион – поэт и музыкант, спасенный от гибели в море дельфином. Миф об Арионе Пушкин использует для изображения своих связей с движением декабристов. В литературе используются аллегорические фамилии персонажей: Простакова, Скотинин, Стародум, Правдин у Фонвизина; Молчалин, Скалозуб у Грибоедова; Ляпкин- Тяпкин, Коробочка у Гоголя и т.д.

Гипербола(греч. Излишек, преувеличение) – один из тропов, художественное преувеличение. Она обозначает необыкновенную величину предметов, их большое количество. Нередко гипербола становится фантастикой, изображением невероятных героев и событий. С помощью гиперболы и фантастики писатель рисует конкретное явление, выражает свое отношение к изображаемому и открывает закономерности реального мира. Гипербола часто используется в народной словесности. Например, в былине о Вольге и Микуле:

Ехали-то день ведь с утра до вечера,

Не могли до оратая доехати.

Они ехали да ведь и другой день,

Другой день ведь с утра до вечера,

Не могли до оратая доехати.

Как орет в поле оратай, посвистывает,

Сошка у оратая поскрипливает,

А омешики по камешкам почиркивают.

Тут ехали они третий день,

А третий день ещё до пабедья,

А наехали в чистом поле оратая.

А вот гипербола в озорной частушке:

Сидит милый на крыльце

С выраженьем на лице,

А у милого лицо

Занимает все крыльцо.

Большим мастером гиперболы был Гоголь: «Редкая птица долетит до середины Днепра», «Миллион казацких шапок высыпал на площадь», казацкие шаровары «шириною с Черное море». Гипербола – один из характерных приемов в творчестве Маяковского:

Пусть заполнится годами

Жизни квота,

Стоит только

Вспомнить

Это диво,

Раздирает

Рот

Зевота

Шире

Мексиканского залива.

(«6 монахинь»)

Особенно велика роль гиперболы в сатирических произведениях. Вспомним сцену вранья Хлестакова: 25 тысяч курьеров, арбуз в 700 рублей, - все преувеличено до неправдоподобия.

Ирония(греч. Притворство) – употребление слова(словосочетания, предложения) в противоположном смысле с целью насмешки; одна из форм отрицания. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония. Осмеиваться может как сущность предмета, так и отдельные его стороны. Так иронию встречаем в баснях И.А.Крылова. Например, «Лисица и Осел»: Отколе, умная, бредешь ты ,голова?

И.Северянин обращался к политикам от имени людей искусства:

Нам пакостны ваши враждебные будни,-

Мы вечным искусством горим.

Вы заняты «делом», а мы – только «трутни»,

Но званьем гордимся своим!

Обратный смысл может быть придан не только отдельному слову, но и обширному контексту или целому произведению. Примером может служить известное стихотворение Лермонтова.

Благодарность

За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был…

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.

В этом стихотворении можно увидеть высшую степень проявления иронии – сарказм .

Литота (греч. Простота, малость, умеренность) – это образное выражение, оборот, а котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Литота есть в народных сказках: «мальчик с пальчик», «избушка на курьих ножках», девочка Дюймовочка. Литота использована и в описании героя известного стихотворения Некрасова:

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок.

Литотой называется также прием определения какого-либо явления или понятия через отрицание противоположного, что также ведет к преуменьшению объективных качеств определяемого. Например, если мы скажем: Это небезынтересно, - то такое выражение не будет содержать столь же определенной оценки, как Это интересно. Два примера из поэзии Твардовского:

Тот час уже в окно стучался

Не без торжественных затей. («За далью – даль»)

Нет, не бесследны в мире наши дни. («Березка»)

К литоте часто обращался Н.Гоголь:

«Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить»(Н.Гоголь)

Литота вносит экспрессию в описание: «Сам он съежился, сгорбился, сузился…Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…» (А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»).

В комедии А.Грибоедова «Горе от ума» Молчалин говорит:

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.

Я гладил все его; как шелковая шерстка.

К общеязыковым относятся литоты: осиная талия, от горшка два вершка, капля в море и др. Они включаются в эмоционально – экспрессивные средства фразеологии.

Эпитет как разновидность тропа.

Эпитет-(гр.приложение)-слово, определяющее, поясняющее , характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета; это художественное определение.

Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное, прилагательное, наречие или причастие …Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении. Такие эпитеты называют метафорическими, поскольку они представляют собой метафору в сокращенном виде (золотой луч, жемчужный свет). В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими (зелёный шум, интеллигентный дом). Эпитеты исследуют с разных сторон, классифицируют их. С генетической точки зрения эпитеты можно разделить на:

-общеязыковые: железное терпение, белая берёза, лазурное море.

-индивидуально-авторские: колючие звезды, сорочье сочувствие.

-народно-поэтические: красна девица, гусли звончатые, солнце красное, звери лютые.

Стилистический подход дает возможность выделить в их составе три группы:

-усилительные : холодное равнодушие, зеркальная гладь, тавтологические - горе горькое.

-уточнительные, нанизывающие отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т.д.): золотистые ароматные звезды. Выразительная сила таких эпитетов нередко подкрепляется другими тропами, особенно сравнениями. Между усилительными и уточнительными эпитетами не всегда удается провести четкую черту.

-контрастные эпитеты-оксюмороны: сладко-мучительная любовь, тихая паника.

В рамках структурной классификации принято выделять эпитеты простые (дремучий лес) и сложные (черногривый конь, белоснежный, грустно-сырая погода).

По степени устойчивости связи с определяемым словом эпитеты можно разделить на свободные (синие глаза, белоснежная скатерть) и постоянные, образующие с определяемым словом «фразеологическое клише» : туманный Альбион, светлое будущее, святое Евангелие.

Эпитеты в узком понимании этого термина- красочные прилагательные, «оттенивающие» (П.А.Вяземский) существительные. При широком понимании в разряд эпитетов попадают наречия(непостижимо тайное провидение) ,имена существительные( волшебница-зима), деепричастия (Волны несутся, гремя и сверкая).

Эпитеты могут быть обязательными и факультативными. Первые выражают существенные признаки определяемого и без них невозможно понять содержание фразы. Вторые обозначают привходящие свойства и потому используются как дополнительные характеристики.

Сравнение и способы его выражения.

Сравнение-средство художественной изобразительности, в котором существенные свойства явления (предмета сравнения) раскрываются благодаря сопоставлению его с другим явлением (образом сравнения).Сравнение служит наглядному изображению картины, окрашенной эмоцией, открытию взаимосвязи явлений.

Сравнение выражается:

1)сравнительным оборотом с союзами как, будто, как будто, как бы, словно, что, точно: Труслив как заяц. Дурака учить- что воду решетом носить.

2)придаточным сравнительным в сложноподчиненном предложении: Мечется, словно горячих углей в сапоги насыпали.

3)существительным в творительном падеже: Нос крючком, борода клочком.

4)существительным в роли именного сказуемого: Слово – серебро, молчание – золото.

5)сравнительной степенью прилагательного или наречия: Совет дороже денег.

6)наречием с приставкой по- и суффиксами –ому-, -ему-, -и-: Он крест кладет по-писаному, поклоны ведет по-ученому.

7)оборотом со словами: подобно, похож, кажется, напоминает и др.: Без работы день годом кажется. Веселая песня подобна крылатой птице.

8)фразеологизмом: Похожи, как две капли воды.

9)параллелизмом: Много звездочек на небе, Только месяц не взошел; Много парней на беседе, Только милый не пришел.

10)отрицательным сравнением: Не былинушка в чистом поле зашаталася, зашаталася бесприютная моя головушка.

Параллелизм (один из видов сравнения)-образ, возникающий от сопоставления рядом стоящих предложений, в построении которых есть сходство:

Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит. Я.Полонский

Параллелизм может быть как отрицательным, так и положительным. Отрицательное сравнение обычно употребляется там, где автор воспроизводит стиль народной поэзии. Параллелизм характерен для стиля Библии: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.(Мф.,6.19-21.)

Сравнение может строиться на сопоставлении явлений по целому ряду признаков. Это развернутое сравнение.

Чудный град порой сольется

Из летучих облаков,

Но лишь ветр его коснется,

Он исчезнет без следов.

Так мгновенные созданья

Поэтической мечты

Исчезают от дыханья

Посторонней суеты. Е.Баратынский

Задания для тренинга по определению сравнения.

1)Свет луны ночами тонок,

Берег светел по ночам,

Море тихо, как котенок,

Все скребется по ночам. Н.Рубцов

2)Определите способы, посредством которых в приведенных ниже примерах выражено сравнение.

*Молодая трава блестит веселым блеском изумруда (И.Тургенев).

*Все лишь на миг, что людьми создается, Блекнет восторг новизны, Но неизменной, как грусть, остается Связь через сны (М.Цветаева). *Наверху за потолком какой-то энергический мужчина разучивал на рояли рапсодию Листа с таким усердием, что, казалось, по крыше дома ехал товарный поезд (А.Чехов) *Не ветра шумят холодные, Не пески бегут зыбучие, - Снова горе подымается, Словно злая туча Черная (Русская народная песня). * «Сергей Платонович…сидел с Атепиным в столовой, оклеенной дорогими, под дуб, обоями…»(М.Шолохов) *Как узник, Байроном воспетый, Вздохнул, оставя мрак тюрьмы… (А.Пушкин) *Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом (А.Чехов) *Лежал закат костром багровым… (А.Ахматова). Под ним струя светлей лазури (М.Лермонтов). *Сводом каменным кажется небо (А.Ахматова).

*О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам..

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что любовь любить, что бессмертным быть! (И.Северянин)

*Так, поздней осенью, в морозный день, когда все безжизненно и немо в поседелой траве, на окраине обнаженного леса, стоит солнцу выйти на миг из тумана, пристально взглянуть на застывшую землю – тотчас отовсюду поднимутся мошки: они играют в теплом его луче, хлопочут, толкутся вверх, вниз, вьются друг около друга…Солнце скроется – мошки валятся слабым дождем – и конец их мгновенной жизни.(И.Тургенев).

*Полететь бы пташечке

К синю морю;

Убежать бы молодцу

В лес дремучий! (А.Дельвиг)

Олицетворение – один из распространенных художественных тропов.
  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

«Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы» (выполнение задания В8) iconТесты и задания для подготовки к г (И) а по русскому языку в 9 классе Липецк 2011
В сборник включены задания и адаптированные тесты, позволяющие, постепенно наращиваю сложность заданий, избегая перегрузок, готовить...

«Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы» (выполнение задания В8) iconМетодическиерекомендации по проведению государственной итоговой аттестации...
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом гвэ-9 по русскому языку 10

«Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы» (выполнение задания В8) iconРекомендации по проведению государственной итоговой аттестации по...
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом гвэ-9 по русскому языку 10

«Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы» (выполнение задания В8) iconМетодические рекомендации по проведению государственной итоговой...
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом гвэ-9 по русскому языку 10

«Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы» (выполнение задания В8) iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по направлению подготовки
Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям...

«Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы» (выполнение задания В8) iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных...
Икационной (бакалаврской) работы является заключительным этапом государственной итоговой аттестации, предусмотренным п. Федерального...

«Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы» (выполнение задания В8) iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Подготовка учащихся 10-11 классов к успешной сдаче государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме егэ. Часть2

«Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы» (выполнение задания В8) iconОрганизация повторения при подготовке к государственной итоговой...

«Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы» (выполнение задания В8) iconДорожная карта по организации и проведению государственной итоговой...
Обеспечение организационно-технологических, методических и психолого-педагогических условий подготовки и проведения государственной...

«Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы» (выполнение задания В8) iconПрограмма итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации)
Итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-выпускников вуза на соответствие их подготовки ожидаемым...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную