Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ под ред. Н. Ю. Шведовой. 21 изд., перераб и доп


lit.na5bal.ru > Литература > Документы


Технологическая карта урока

Школа: МКОУ «Краснянская СОШ», Новохоперского муниципального района, Воронежской области

Учитель: Байцерова Ирина Владимировна, ВКК

Класс: 7

Предмет: литература

Название раздела: «Из русской литературы XX века»

Тема: «Взаимо… детей, взаимо… и взаимо… в рассказе «Тихое утро»

Ю.П. Казакова». (Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе «Тихое утро» Ю.П. Казакова).

Основной подход: системно-деятельностный

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Образовательные технологии (элементы): технология личностно ориентированного образования (творческая мастерская), проектно-исследовательская, «Печа-Куча», технология дифференцированного обучения.

Оборудование: ПК, ресурсы сети Интернет, мультимедиапроектор, музыкальный фрагмент (Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»).

Методическое обеспечение: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 319 с.; Раздаточный материал (карточки с заданиями); Инструкция «Первая помощь при утоплении»; Презентация к уроку; Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ под ред. Н.Ю.Шведовой. – 21 изд., перераб. и доп. – М.: Рус.яз. 1989. – 924 с.;

Цель: на примере анализа художественного текста выяснить, что несет в жизнь и отношения людей взаимность.

Задачи: 1. Речевое самосовершенствование на основе художественного текста.

2. Совершенствование умения принимать позицию другого человека, обосновывать ее; воспитание уважения к мнению другого человека.

3. Овладение приемами отбора и систематизации материала; целесообразное взаимодействие в процессе поиска.

4. Освоение правил оказания первой помощи утопающему.

Планируемые результаты:

    • Личностные: социальная активность и ответственность, готовность к сотрудничеству.

    • Метапредметные: умение планировать, корректировать и контролировать свою деятельность, продуктивно взаимодействовать с другими людьми; формирование навыка понимания, интерпретации и оценки текстов; получение универсальных средств взаимодействия с учебным и художественным текстами и способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.

    • Предметные: умение делать краткий, художественный и выборочный пересказ, выразительно читать текст (в том числе и наизусть), составлять сравнительную характеристику героев, оперировать литературоведческими терминами.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающегося

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Индуктор

Создание эмоционального настроя

Включение подсознания, самостоятельная работа

«Печа-Куча»

Готовность к выполнению учебных задач (личностные)

Деконструкция и реконструкция

Вступительное слово

Работа в парах: логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей


«Корзина вопросов»

Анализ информации (познавательные)

Социоконструкция

Представление вопросов для работы в парах; заслушивание ответов и корректировка их.

Обращение к теме урока.

Диалог.

Прием сотрудничества в проектном режиме

Сотрудничество в осмыслении информации, темы занятия; умение выделять главное и второстепенное (познавательные, коммуникативные)

Социализация

Помощь парам в презентации своей работы. Поддержание непрерывной обратной связи.

Отчет пар о проделанной работе, обсуждение

Выразительное чтение, пересказ, демонстрация творческих работ, ответы на вопросы и т.д.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с языковыми нормами (личностные, регулятивные, коммуникативные)

Этап рефлексии

Комментарий творческих работ.

Установление, уточнение осознанности восприятия

Осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера. Подведение итогов: что узнали, чему научились, что было интересного на уроке.

Анализ

Ответы на вопросы


Осознание качества и уровня усвоения материала, самостоятельное оценивание правильности выполнения действия (личностные, регулятивные, коммуникативные).

Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности

(личностные, регулятивные, коммуникативные)

Домашнее задание.

1. Подготовить иллюстрации к рассказу, подобрать к ним цитаты.

  1. Найти пословицы, поговорки с ключевыми словами «тихий», «утро», «страх». Отобрать те, которые отражают идею произведения Казакова «Тихое утро».

  2. Рассказать, были ли в вашей жизни случаи, когда сложившаяся ситуация проверяла дружбу?

Конспект

  1. ИНДУКТОР

А) Вступительное слово учителя

Учитель: - Ребята, надеюсь, понятно, что мы продолжаем работу в разделе «Из русской литературы XX века». Дома вы должны были прочесть автобиографию Юрия Павловича Казакова и его рассказ «Тихое утро».

Б) «Печа-Куча» (Развитие умений отбирать и структурировать информацию, говорить интересно и убедительно): «Слово о Ю.П.Казакове» (проверка индивидуального домашнего задания).

Учитель: - Ваши вопросы и замечания, ребята, к выступающей. Отметьте положительные и отрицательные моменты. (Сохранение требований 10:10. Сумела отобрать информацию, построить логически завершенное выступление, живая речь, уложилась во времени. Нет на слайдах текста. Каждая картинка, фото вызывает определенную ассоциацию. Слайд с картой, на которой «сапожок» - Италия, Дантовская премия – Данте, итальянский поэт, автор «Божественной комедии»).

  1. ДЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ

А) «Корзина вопросов». Составление парами вопросов.

Учитель: - Начнем с «Корзины вопросов». Работаем в парах. Каждая пара «опускает» свой вопрос в одну из трех корзин (учитель может подготовить свои вопросы):

ПЕРВАЯ КОРЗИНА: ЗНАНИЕ ТЕКСТА (УВЕЛИЧЕНИЕ БАГАЖА ЗНАНИЙ): Когда…? Сколько…? Кто…? Что…? (Что было на завтрак у Яшки? Кто, по рассказу Яшки, видел осьминога в местном бочаге? Почему Яшка считает дроздов жадными и толковыми птицами?)

ВТОРАЯ КОРЗИНА: ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (ОЦЕНОЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ) Я считаю, что… А ты как думаешь? (Почему автор Яшу называет Яшкой, а Володю – Володей?)

ТРЕТЬЯ КОРЗИНА: ОЦЕНКА СВОЕГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ (РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА) Я не знаю, почему…? Я не понимаю, почему…? (Я не понимаю, почему на рыбалку надо вставать так рано?)

А) «Корзина вопросов». Ответы на вопросы.

Учитель: - Отвечаем на один вопрос из каждой корзины? Кто желает пополнить багаж знаний? Дать оценочное суждение? Расширить кругозор? Какой из вопросов построен некорректно или не соответствует тематике корзины? Спасибо.

  1. СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ

А) Учитель: - Каков сюжет рассказа?

Какой эпизод считаем кульминационным? Одна из групп занималась восстановлением плана. Он на доске. Вы его проверили. Спасибо. Руслан, были ли сомнения при восстановлении плана?

Б) Обращение к теме урока: «Взаимо… детей, взаимо… и взаимо… в рассказе «Тихое утро» Ю.П. Казакова». (Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе «Тихое утро» Ю.П. Казакова).

Учитель: - Обратите внимание, в формулировке темы урока – лакуны (пробелы). Наша задача – в процессе работы их грамотно заполнить. Кто-то готов сформулировать тему урока сейчас? Запишите на доске. (Учащиеся предлагают свои варианты).

Цель: В ходе анализа рассказа ответить на проблемный вопрос: Смогут ли мальчики, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию?

  1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Работа в парах:

ПЯТАЯ

Задание: 1. Заполните таблицу «Звуки, запахи и краски сибирского деревенского утра». Укажите изобразительно-выразительные средства. (Звучит музыка: Мусоргский, «Рассвет на Москве-реке»).

Звуки

Запахи

Цвет, краски

Кто-то стучал возле кузницы молотком

Чистые металлические звуки

Трактор затрещал

Свистит – утки летят

Дрозды звенят

Река звенела на перекатах

Тонко заржала лошадь

Закрякали утки, заплескали крыльями

Гулко ударила рыба

Запах сена и сладкого клевера

Острые запахи леса

Сыро

Удивительно чистый воздух

Дома проглядывали темными пятнами (творительный сравнения)

Красные и лиловые червяки

Темная полоса леса

Мрачные омуты

Быстро посветлело

Седая роса (эпитет)

Темные стога

Синее небо

Вода ослепительно засверкала

Загорелись капли росы (метафора)

Учитель: Все это предстоит услышать, увидеть, ощутить нашим героям.
2. Расположите цитаты из рассказа, в которых встретилось слово «утро» (смотрите на доске), в хронологическом порядке (выходит один ученик к доске).


«Но для Яшки вся прелесть УТРА была уже отравлена».

«Он [Володя] готов был отказаться от рыбалки и тут же разреветься, но он так ждал этого УТРА».

«Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти УТРОМ из дому».


«Все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей ТИХОЕ УТРО, а между тем… только что утонул человек…».

ВТОРАЯ

Задание: Подготовьтесь к чтению по ролям отрывка со слов «Ты что, в ботинках пойдешь?» до слов «…без галстука суешься».

Какие черты характера мальчиков раскрываются в этом диалоге?

2. Найдите в тексте «потерянное слово», впишите в предложение. (Учащиеся находят, вписывают, вывешивают на доске).

«Он [Володя] готов был отказаться от рыбалки и тут же разреветься, но он так … этого УТРА». (ждал)

Учитель: - Оцените чтение одноклассников. Почему Володя чуть не разревелся и так ждал этого утра?


ТРЕТЬЯ

Задание: 1. Выпишите слова и выражения (оценочная лексика), характеризующие отношение Яшки к Володе до и после того, что случилось на реке.

ДО

ПОСЛЕ

Разозлился на… заморыша

Презрительно спросил

Насмешливо-злое лицо

Заскучал

Съязвил

Сказал хмуро

Самодовольно осведомился

Ядовито прищурился

Страшно взглянул

Задрожал от ярости

У него появилось томительное чувство

С ужасом подумал

Судорожно шарил в карманах

В два взмаха подплыл к Володе

В ужасе бросился к берегу

Торопился

Чувствовал себя таким несчастным

С нежностью смотрел на Володю

Заревел горько, безутешно

Плакал от радости, пережитого страха

2. Найдите в тексте «потерянное слово», впишите в предложение. (Учащиеся находят, вписывают, вывешивают на доске).

«Но для Яшки вся прелесть УТРА была уже …». (отравлена)
Учитель: - Почему прелесть утра для Яшки уже была отравлена? Всю ли дорогу к реке Яшка злился на Володю? В какие моменты мы замечаем, что Яшка – добрый, открытый паренек?
ЧЕТВЕРТАЯ

Задание: Выпишите слова и выражения, характеризующие состояние Володи, отношение к Яшке до и после того, что случилось на реке.


ДО

ПОСЛЕ

Ответил сквозь зубы

Подрагивал от обиды ноздрями

Жестоко страдал

Сам себе казался неловким и жалким

С восхищением поглядывал на босые ноги Яшки

Завидовал Яшкиному загару, походке

Примиряюще улыбнулся

Упавшим голосом сознался и робко взглянул

Заблестели глаза

С надеждой спросил

Восторженно выдохнул

Неуверенно сказал

С испугом и недоумением смотрел на Яшку

Заморгал, покривился

Заплакал, отворачиваясь от своего спасителя


Учитель: - Почему после разговора у колодца Володя «примиряюще улыбнулся»? (Он выдержал испытание – выпил очень холодной воды из колодца, хотя совсем не хотелось пить).

- В какой момент Володе стало необыкновенно весело и он почувствовал, «как хорошо выйти утром из дому»? (После рассказа Яшки о том, как завклубом в бочаге видел сома и предложения сходить на рыбалку с ночевкой).

Учитель: - Переходим к кульминационному моменту и развязке. Оценочная лексика, характеризующая состояние мальчиков в критический момент и после спасения. (пары зачитывают вторую колонку).

ШЕСТАЯ

Задание: Изучите правила (инструкцию) «Первая помощь при утоплении» с помощью ресурсов сети Интернет или предложенного вам материала. Подумайте, правильно ли вел себя Яшка, когда Володя стал тонуть. Умеете ли вы плавать? Любите вы купаться? Сможете ли вы оказать помощь тонущему человеку? Ходите ли вы на водоемы самостоятельно? Отпускают ли родители вместе с вами купаться ваших младших братьев и сестер? Кто научил вас плавать? Обсуждалась ли данная тема на уроках ОБЖ? Близкие темы? В чем противоречие слов: «Все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей ТИХОЕ УТРО, а между тем… только что утонул человек…» (цитата на доске). (равнодушное утро – ужас)

- Что произошло? Какой показана природа в этом эпизоде? Можно ли ещё что-то сделать?

Учитель:

- На доске 4 цитаты со словом «утро». Восстановим их последовательность. (ПЯТАЯ ПАРА). Как закончилось тихое утро? Зачитайте последний абзац рассказа. (Звучит музыка: Мусоргский, «Рассвет на Москве-реке»).

- Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? Что Яшка может сделать? Как ему быть?

- Почему Яшка вернулся? Что он понимает? Какое естественное чувство человека при страхе смерти? Смог ли побороть его Яшка?

- Ребята, вы рады спасению Володи? Можете ли вы представить себя на месте Яшки?

ПЕРВАЯ

Задания: 1. С помощью словаря Ожегова, ресурсов сети Интернет, выясните, что означает «взаимо». (Первая часть сложных слов со значением «взаимный»).

2. Подберите синонимы к слову «взаимный». (Общий для обеих сторон, обоюдный, совместный)

3. Назовите сложные слова, первой частью которых будет слово «взаимо». (взаимопроверка, взаимовыручка, взаимозаменяемость, взаимозависимый, взаимовыгодный)
Учитель: - Какова же окончательная формулировка темы урока? На чем мы поставим точку? Казакова интересуют те же вопросы, что и нас. Ребята, кто мечтает переехать жить в город? Кто точно знает, что после учебы возвратится в родное село и здесь будет строить свою жизнь

  1. РЕФЛЕКСИЯ




И

ИНТЕРЕСНЫЕ, ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ МОМЕНТЫ

Т

ТЕМЫ, ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НАИБОЛЕЕ РАСКРЫТЫ ИЛИ ОБОСНОВАНЫ

О

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Г

ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ


Учитель: - Задания какой пары, по вашему мнению, были самые интересные? Самые сложные? Какие проекты по данному произведению можно подготовить? (Инсценировка. Электронный альбом с рисунками и цитатами к ним. Проект «Нужна ли в жизни взаимность»?(сочинения, интервью и др)

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Подготовить иллюстрации к рассказу, подобрать к ним цитаты.

2. Найти пословицы, поговорки с ключевыми словами «тихий», «утро», «страх». Отобрать те, которые отражают идею произведения Казакова «Тихое утро».

  1. Рассказать, были ли в вашей жизни случаи, когда сложившаяся ситуация проверяла дружбу?


Поделиться в соцсетях



Похожие:

Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ под ред. Н. Ю. Шведовой. 21 изд., перераб и доп iconПрограмма для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций)...
Планирование составлено на основе рабочей программы Кортуновой Е. А., утверждённой протоколом педсовета №1 от 31. 08. 2015 года

Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ под ред. Н. Ю. Шведовой. 21 изд., перераб и доп iconАлександрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. 10-е изд
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. 10-е изд., стер. М.: Русский язык, 1999

Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ под ред. Н. Ю. Шведовой. 21 изд., перераб и доп iconЗаочное отделение Владимирской свято-Феофановской духовной семинарии
Христианство. Энциклопедический словарь. Под ред. С. С. Аверинцева в 3 томах. М.: Изд. Большая Российская энциклопедия, 1993

Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ под ред. Н. Ю. Шведовой. 21 изд., перераб и доп iconБюллетень новых поступлений
Багдасарьян, Н. Г. Культурология : Учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян. 2-е изд., перераб и доп. М. Юрайт, 2012. 549 с. (Бакалавр....

Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ под ред. Н. Ю. Шведовой. 21 изд., перераб и доп iconРабочая программа по технологии уровень образования (класс): основное общее образование
Используемый умк: Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Ю. В. Крупская, О....

Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ под ред. Н. Ю. Шведовой. 21 изд., перераб и доп iconИванова Г. С. Основы программирования: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб и доп
О методическом обеспечении организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов первого курса института прикладной информатики,...

Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ под ред. Н. Ю. Шведовой. 21 изд., перераб и доп iconКураков Л. П., Тимирясов В. Г., Кураков В. Л. К 93 Современные банковские...
К 93 Современные банковские системы: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: Гелиос арв, 2000. — 320 с

Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ под ред. Н. Ю. Шведовой. 21 изд., перераб и доп iconРабочая программа по английскому языку в 6 классе Срок реализации: 2016 2017 учебный год
Составлена на основе программы по английскому языку для общеобразовательных учреждений /авт сост. В. Г. Апальков. – 2–е изд., перераб...

Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ под ред. Н. Ю. Шведовой. 21 изд., перераб и доп iconРабочая программа по английскому языку в 9 «Д» классе Срок реализации: 2016 2017 учебный год
Составлена на основе программы по английскому языку для общеобразовательных учреждений /авт сост. В. Г. Апальков. – 2–е изд., перераб...

Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ под ред. Н. Ю. Шведовой. 21 изд., перераб и доп iconСписок литературы Кавтарадзе Р. З. Локальный теплообмен в поршневых...
Кавтарадзе Р. З. Локальный теплообмен в поршневых двигателях: Учеб пособие для вузов. – 2-е изд., испр и доп. – М.: Изд-во мгту им....


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную