Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,


страница1/10
lit.na5bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
e:\рабочая программа\раз 020.png

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5—9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, а также на основе Примерной программы по литературе (Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 г.) и авторской рабочей программы (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций – М.: Просвещение. 2014 г.).

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• владение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

В учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленных целей и задач в соответствии с образовательной программой школы, входят следующие издания:

  1. Коровина В.Я. Литература.5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

  1. Коровина В.Я. Литература.6 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

  1. Коровина В.Я. Литература.7 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

  1. Коровина В.Я. Литература.8 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

  1. Коровина В.Я. Литература.9 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

  1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.

  1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М.: Просвещение, 2014.

  1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 7 класс. – М.: Просвещение, 2014.

  1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014.

  1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 9 класс. – М.: Просвещение, 2014.

  1. Р.Г. Ахмадуллина. Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.

  1. Р.Г. Ахмадуллина. Литература. 6 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. –М.: Просвещение, 2014.

  1. Р.Г. Ахмадуллина. Литература. 7 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5—9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но не- достаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет тех- никой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различным видам пересказов (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.).

В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания. Курсы литературы в 5—8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII века — литература первой половины XIX века), который будет продолжен в старшей школе. В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определённую филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся.

Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В каждом из классов затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII века.

4. Русская литература ХIХ века.

5. Русская литература XХ века.

6. Литература народов России.

7. Зарубежная литература.

8. Обзоры.

9. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1—8 для каждого класса даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом классе и разделе программы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 455ч., в том числе: в 5 классе - 105 ч. (3 ч. в неделю), в 6 классе – 105 ч. (3 ч. в неделю), в 7 классе - 70 ч. (2 ч. в неделю), в 8 классе – 70 ч. (2 ч. в неделю), в 9 классе – 105 ч. (3 ч. в неделю) из расчета на 35 учебных недель.

Базисным учебным планом и учебным планом МБОУ «Чуевская СОШ» на изучение литературы на этапе основного общего образования выделено 442 ч, в том числе:

- в 5 классе — 102 ч

- в 6 классе — 102 ч

- в 7 классе — 68 ч

- в 8 классе — 68 ч

- в 9 классе — 102 ч.

из расчета на 34 учебные недели, в связи с чем в рабочей программе перераспределено 13 часов учебного времени по следующим темам:

п/п

Тема

Количество часов в авторской рабочей программе

Количество часов в рабочей программе

1.

Введение

5

5

2.

Фольклор

22

22

3.

Из древнерусской литературы

10

10

4.

Из литературы XVIII века

18

17

5.

Из литературы XIX века

210

206

6.

Из литературы XX века

133

129

7.

Из зарубежной литературы

47

43

8.

Уроки итогового контроля

6

6

9.

Повторительно-обобщающие уроки

4

4




Итого

455

442


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

- владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, вязанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПрограмма по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»...
Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для основной общеобразовательной...
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе фундаментального...
Данная программа обеспечивается учебно-методическим комплектом по литературе для 5-9 классов под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, выпускаемым...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПримерная программа по литературе для основной школы составлена на...
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 5 классасоставлена на основе...
Федеральный базисный учебный план и примерный учебный план для общеобразовательных учреждений рф, реализующих программы общего образования,...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по биологии построена на основе фундаментального...
Рабочая программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Под ред....

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по литературе составлена на основе Фундаментального...
Аннотация к рабочей программе по литературе для 5 класса на 2016 – 2017 учебный год мбоу кировская сош №2

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
М.: «Просвещение», 2011 год; с авторской программой В. Я. Коровиной. Москва «Просвещение», 2011 и учебника для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по русскому языку для 5-7 классов составлена на...
«Русский язык 5-9 классы» под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского», Москва, Просвещение, 2015г, и учебника...


Литература




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
lit.na5bal.ru
..На главную